«Стража»: Что же будет с гномами и с нами? - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

«Стража»: Что же будет с гномами и с нами? - «Рецензии»

01.03.21, 00:00

На BBC America (в России — КиноПоиск HD) закончился сериал «Стража» — вольная экранизация одноименного цикла фантаста Терри Пратчетта
«Стража»: Что же будет с гномами и с нами? - «Рецензии»
. Алексей Филиппов рассказывает, почему это произведение очарует вас за восемь серий.


В «Обитаемом острове» братьев
Стругацких
жители планеты Саракш — средневековой версии Земли — в качестве бранного слова использовали «массаракш» («Мир наизнанку»). Плоский мир из легендарного юмористического фэнтези-цикла покойного сэра Терри Пратчетта — массаракш в чистом виде и есть. Местная планета — как верили древние — блин, который лежит на спинах четырех слонов, а те пританцовывают на панцире исполинской черепахи. В сюжетах и персонажах этой вселенной угадываются как пародии на романы фантастического жанра, так и размышления об актуальных проблемах — с 1980-х по 2015-й.
Пять причин смотреть «Благие намерения»
Переживем: о финале «Игры престолов»
Сценарист Саймон Аллен
, который взялся писать «Стражу» для BBC, руководствовался теми же принципами, перелопачивая пратчеттовскую мифологию в соответствии реалиями 2020-х. Грубый юмор первых книг уступил комедии положений и менее пространным гэгам, личный состав городской стражи города-катастрофы Анк-Морпорка усекли и приодели, в местных декорациях и шутках «Монти Пайтон» встречает «Игру престолов» и обшарпанные коридоры миддлпанка (прогресс тут застыл на уровне Средневековья).

В целом, «Стража» как будто придумана под лозунгом punk’s not dead. Анк-Морпорк — мир упорядоченной анархии (sic!), где закон фактически упразднен, а кражи и смерть легализованы благодаря деятельности Гильдии воров и Гильдии убийц. В такой абсурдной ситуации институт правопорядка, естественно, захирел — и неудивительно обнаружить капитана стражи Сэма Ваймса (Ричард Дормер
из «Игры престолов» и «Фортитьюда») в подворотне. Будучи в стельку пьяным, он угрожает репрессиями псу, который его обоссал.
Местная полиция — банда неудачников, буквально изгоев: Ваймс страдает от алкогольной зависимости и никчемности работы, гномиха Шельма (Джо Итон-Кент
) покинула родную шахту и непокорно сбрила бороду, каменный тролль-сержант Детрит (Ральф Айнесон
) раньше работал подпоркой мосту, но покинул пост ради капитана, а капрал Ангва фон Убервальд (Марама Корлетт
) — оборотниха, вынужденная запираться в карцере каждое полнолуние. Табельные арбалеты им нужны, чтобы пугать голубей, а головы, чтобы шапку носить.

Все меняется практически одним днем: в городе объявляются двое — преступник Карцер Дан (Сэмюэл Адевунми
) и добрый молодец Моркоу Железобетонссон (Адам Хагилл
). Первый хочет наслать на Анк-Морпорк дракона и сжечь его дотла, второй — стать хорошим стражем и приносить обществу пользу. Воспитанный гномами, здоровяк Моркоу и сам себя считает гномом, хотя ростом уступает только троллю, а его доброта и законопослушность в атмосфере тотального беспорядка выглядит чистым пятнышком на залитой жиром плите. Тем не менее миссия помешать Карцеру устроить «Апокалипсис сегодня» и благие намерения Моркоу заставляют правопорядок шевелиться и даже входить во вкус. Ускоряет этот процесс леди Сибилла Овнец (Лара Росси
) — дама голубых кровей, специализирующаяся на перевоспитании преступников при помощи кандалов и драконов. С ней великолепная пятерка и Сэм Ваймс приобретает почти окончательное очертание.
Десять лет назад, когда Терри Пратчетт планировал руководить адаптацией цикла, а среди сценаристов числился «монтипайтон» Терри Джонс
, «Стражу» описывали как пратчеттовскую версию CSI. Проще говоря — полицейский процедурал, где каждая серия посвящена одной анк-морпорской неприятности. После смерти писателя и запуска проекта Саймона Аллена (это две разные истории) краткая характеристика превратилась в «панк-рок-триллер». Истина где-то посередине: в сериале действительно много и рока (фатума) и панка (музыкального и фантастического). И сам коллектив собран по довольно демократичным принципам уличного единства.

Вторит этому ненормированному чувству локтя и слепой кастинг: действие «Стражи» как будто переносит нас в дивный постгендерный мир, где небинарная персона Джо Итон-Кент играет гномиху, а патриция Анк-Морпорка лорда Витинари — актриса Анна Чэнселлор
. Остальной ансамбль тоже подобран на заглядение: «Стража» демонстрирует много новых лиц, показывая богатый арсенал дайверсити (разнообразия). Впрочем, и здесь у Плоского мира обнаруживаются границы: леди Овнец в книгах была валькирией плюс-сайз, не интересовавшейся модой, а экранная версия в исполнении эффектной афроангличанки Росси, напротив, сшибает с ног не только арсеналом, но и разноцветным гардеробом.
Так или иначе, компашка стражей напоминает настоящую рок-группу — и в одной из серий они даже вступают в Гильдию музыкантов, исполнив бессмертный гномий хит «Золото! Золото! Золото». Почти в каждом эпизоде сериала есть очаровательный музыкальный номер, не позволяющий забыть, что судьба играет человеком, а человек играет на трубе.
Собственно, в диалоге с фатумом находятся и все герои шоу — от комично-дерганного Ваймса, которого Аллен с первых секунд отправляет на рандеву со Смертью (в Плоском мире это мужчина со слабостью к терменвоксу), до опасающейся Тьмы Шельмы и трагического антагониста Карцера. Дан — друг юности Ваймса, с которым они вместе постигали азбуку улиц: в стражу Сэм вообще попал как засланный казачок, да так там и остался, предположительно убив бывшего товарища. Карцер, науськиваемый третьей стороной, стремится вновь вписать себя в нарратив, который его исторг из-за сомнительного эксперимента Гильдии волшебников. В Плоском мире нет технологий — здесь они появляются лишь как опасные артефакты иных измерений, — а заклинания приводят к непредсказуемым последствиям. Во всем Анк-Морпорке взрываются зачарованные печатные машинки, а глава Гильдии случайно отцензурировал свою речь и теперь блеет вместо брани.

В какой-то момент выясняется, что во всех версиях этого мира Ваймс будет человеком добрым и незлобивым, пускай и нерадивым, а Карцер — негодяем, как бы ни менялась его судьба. Такой расклад — довольно жуткий — однако хочется прочесть не как древнее представление о том, что человек рождается благочестивым или злым, но как критику фэнтези-сюжетов, где антагонист часто обречен на роль Злодеуса Злея. Казалось бы, моральный релятивизм сегодня базовая опция большинства сериалов, но Аллен в «Страже» вновь обращается к вопросам назначенного — автором, судьбой — пути.
Чему нас учат «Чики»?
Вечное обнуление: о финале «Тьмы»
«Разрабы» и еще девять сериалов 2020-го
Будет ли шоу развивать эту тему — или озорно переключится на сюжетец попроще — сможет ответить лишь второй сезон. Однако симптоматично, что во многих (не)вымышленных мирах — от немецкого захолустья в «Тьме» и Кабардино-Балкарии в «Чиках» до цифровой утопии «Разрабов» и хулиганского Плоского мира — за последние полгода этот вопрос звучит как вполне актуальный. Что же будет с гномами и с нами?
Сериал «Стража» смотрите на КиноПоиск HD.
Алексей Филиппов

На BBC America (в России — КиноПоиск HD) закончился сериал «Стража» — вольная экранизация одноименного цикла фантаста Терри Пратчетта . Алексей Филиппов рассказывает, почему это произведение очарует вас за восемь серий. В «Обитаемом острове» братьев Стругацких жители планеты Саракш — средневековой версии Земли — в качестве бранного слова использовали «массаракш» («Мир наизнанку»). Плоский мир из легендарного юмористического фэнтези-цикла покойного сэра Терри Пратчетта — массаракш в чистом виде и есть. Местная планета — как верили древние — блин, который лежит на спинах четырех слонов, а те пританцовывают на панцире исполинской черепахи. В сюжетах и персонажах этой вселенной угадываются как пародии на романы фантастического жанра, так и размышления об актуальных проблемах — с 1980-х по 2015-й. Пять причин смотреть «Благие намерения» Переживем: о финале «Игры престолов» Сценарист Саймон Аллен , который взялся писать «Стражу» для BBC, руководствовался теми же принципами, перелопачивая пратчеттовскую мифологию в соответствии реалиями 2020-х. Грубый юмор первых книг уступил комедии положений и менее пространным гэгам, личный состав городской стражи города-катастрофы Анк-Морпорка усекли и приодели, в местных декорациях и шутках «Монти Пайтон» встречает «Игру престолов» и обшарпанные коридоры миддлпанка (прогресс тут застыл на уровне Средневековья). В целом, «Стража» как будто придумана под лозунгом punk’s not dead. Анк-Морпорк — мир упорядоченной анархии (sic!), где закон фактически упразднен, а кражи и смерть легализованы благодаря деятельности Гильдии воров и Гильдии убийц. В такой абсурдной ситуации институт правопорядка, естественно, захирел — и неудивительно обнаружить капитана стражи Сэма Ваймса (Ричард Дормер из «Игры престолов» и «Фортитьюда») в подворотне. Будучи в стельку пьяным, он угрожает репрессиями псу, который его обоссал. Местная полиция — банда неудачников, буквально изгоев: Ваймс страдает от алкогольной зависимости и никчемности работы, гномиха Шельма (Джо Итон-Кент ) покинула родную шахту и непокорно сбрила бороду, каменный тролль-сержант Детрит (Ральф Айнесон ) раньше работал подпоркой мосту, но покинул пост ради капитана, а капрал Ангва фон Убервальд (Марама Корлетт ) — оборотниха, вынужденная запираться в карцере каждое полнолуние. Табельные арбалеты им нужны, чтобы пугать голубей, а головы, чтобы шапку носить. Все меняется практически одним днем: в городе объявляются двое — преступник Карцер Дан (Сэмюэл Адевунми ) и добрый молодец Моркоу Железобетонссон (Адам Хагилл ). Первый хочет наслать на Анк-Морпорк дракона и сжечь его дотла, второй — стать хорошим стражем и приносить обществу пользу. Воспитанный гномами, здоровяк Моркоу и сам себя считает гномом, хотя ростом уступает только троллю, а его доброта и законопослушность в атмосфере тотального беспорядка выглядит чистым пятнышком на залитой жиром плите. Тем не менее миссия помешать Карцеру устроить «Апокалипсис сегодня» и благие намерения Моркоу заставляют правопорядок шевелиться и даже входить во вкус. Ускоряет этот процесс леди Сибилла Овнец (Лара Росси ) — дама голубых кровей, специализирующаяся на перевоспитании преступников при помощи кандалов и драконов. С ней великолепная пятерка и Сэм Ваймс приобретает почти окончательное очертание. Десять лет назад, когда Терри Пратчетт планировал руководить адаптацией цикла, а среди сценаристов числился «монтипайтон» Терри Джонс , «Стражу» описывали как пратчеттовскую версию CSI. Проще говоря — полицейский процедурал, где каждая серия посвящена одной анк-морпорской неприятности. После смерти писателя и запуска проекта Саймона Аллена (это две разные истории) краткая характеристика превратилась в «панк-рок-триллер». Истина где-то посередине: в сериале действительно много и рока (фатума) и панка (музыкального и фантастического). И сам коллектив собран по довольно демократичным принципам уличного единства. Вторит этому ненормированному чувству локтя и слепой кастинг: действие «Стражи» как будто переносит нас в дивный постгендерный мир, где небинарная персона Джо Итон-Кент играет гномиху, а патриция Анк-Морпорка лорда Витинари — актриса Анна Чэнселлор . Остальной ансамбль тоже подобран на заглядение: «Стража» демонстрирует много новых лиц, показывая богатый арсенал дайверсити (разнообразия). Впрочем, и здесь у Плоского мира обнаруживаются границы: леди Овнец в книгах была валькирией плюс-сайз, не интересовавшейся модой, а экранная версия в исполнении эффектной афроангличанки Росси, напротив, сшибает с ног не только арсеналом, но и разноцветным гардеробом. Так или иначе, компашка стражей напоминает настоящую рок-группу — и в одной из серий они даже вступают в Гильдию музыкантов, исполнив бессмертный гномий хит «Золото! Золото! Золото». Почти в каждом эпизоде сериала есть очаровательный музыкальный номер, не позволяющий забыть, что судьба играет человеком, а человек играет на трубе. Собственно, в диалоге с фатумом находятся и все герои шоу — от комично-дерганного Ваймса, которого Аллен с первых секунд отправляет на рандеву со Смертью (в Плоском мире это мужчина со слабостью к терменвоксу), до опасающейся Тьмы Шельмы и трагического антагониста Карцера. Дан — друг юности Ваймса, с которым они вместе постигали азбуку улиц: в стражу Сэм вообще попал как засланный казачок, да так там и остался, предположительно убив бывшего товарища. Карцер, науськиваемый третьей стороной, стремится вновь вписать себя в нарратив, который его исторг из-за сомнительного эксперимента Гильдии волшебников. В Плоском мире нет технологий — здесь они появляются лишь как опасные артефакты иных измерений, — а заклинания приводят к непредсказуемым последствиям. Во всем Анк-Морпорке взрываются зачарованные печатные машинки, а глава Гильдии случайно отцензурировал свою речь и теперь блеет вместо брани. В какой-то момент выясняется, что во всех версиях этого мира Ваймс будет человеком добрым и незлобивым, пускай и нерадивым, а Карцер — негодяем, как бы ни менялась его судьба. Такой расклад — довольно жуткий — однако хочется прочесть не как древнее представление о том, что человек рождается благочестивым или злым, но как критику фэнтези-сюжетов, где антагонист часто обречен на роль Злодеуса Злея. Казалось бы, моральный релятивизм сегодня базовая опция большинства сериалов, но Аллен в «Страже» вновь обращается к вопросам назначенного — автором, судьбой — пути. Чему нас учат «Чики»? Вечное обнуление: о финале «Тьмы» «Разрабы» и еще девять сериалов 2020-го Будет ли шоу развивать эту тему — или озорно переключится на сюжетец попроще — сможет ответить лишь второй сезон. Однако симптоматично, что во многих (не)вымышленных мирах — от немецкого захолустья в «Тьме» и Кабардино-Балкарии в «Чиках» до цифровой утопии «Разрабов» и хулиганского Плоского мира — за последние полгода этот вопрос звучит как вполне актуальный. Что же будет с гномами и с нами? Сериал «Стража» смотрите на КиноПоиск HD. Алексей Филиппов

Понравилось:
Автор: Меланья
Комментариев: 0




Ричард Дормер возглавит «Стражу» - «Рецензии»
12.09.19, 21:02
«Ночную стражу» Терри Пратчетта адаптируют
03.11.18, 17:00
Майкл Шин и Дэвид Теннант сыграют в "Благих
17.08.17, 14:10
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle

Надо знать.

Биография Анатолия Артамонова
Биография Анатолия Артамонова Артамонов Анатолий Дмитриевич – настоящий калужанин. Никто, кроме человека, который родился и вырос в этих местах, не мог бы понять здешнюю культуру и экономику. Благодаря выдающимся управленческим качествам он занимает пост губернатора Калужской области с 2000 года.  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика