Канны 2018: «Холодная война» между полами
10 мая в основном конкурсе Каннского международного кинофестиваля показали драму Павла Павликовского «Холодная война», рассказывающую, как гласит синопсис, «невозможную историю любви в невозможные времена». Тем не менее, пристальнее вглядевшись в персонажей польского режиссера, становится ясно, что корни такой «невозможности» проистекают вовсе не из чувств мужчины к женщине и не обусловлены окружающими их обстоятельствами – причины конфликта кроются совсем в другом, а именно – мучительной попытке отказаться от собственной идентичности. Только осознав, что ни в одной стране мира, сколь бы благополучной она ни была, ты не будешь чувствовать себя по-настоящему своим, герои находят внутри себя мир. И то – надолго ли?
Оператор Лукаш Зал, который был оператором и на предыдущей картине Павликовского «Иде», выбирает в визуальном решении использует тот же приём - черно-белое изображение, больше соответсвующее духу времени картины.
Режиссер проводит своих героев – певицу и танцовщицу Зулу и дирижера и музыканта Виктора – от 1949 до 1964 года, из Польши, через Германию, Югославию и Францию, чтобы в финале вернуть все на круги своя, отправив изгнанников обратно на Родину.
В самом начале фильма Виктор с ассистенткой (и любовницей) Иреной организует прослушивание молодых людей из бывших заключенных, набирая ансамбль народной песни. Именно здесь он и встретит Зулу (девушка воткнула нож в своего отца в попытке защитить мать), которая поразит его своей непосредственностью, и чувства к которой он пронесет через долгие годы, несмотря на все жизненные перипетии обоих. Можно в совершенстве овладеть французским, петь коммунистические песни, но перестать быть поляком – нет, и каждый из главных героев приходит к этому в разное время и по-своему.
Холодная война – это не только политическое противостояние, которое возникло в мире после Второй мировой войны, но и метафора отношений между Зулой и Виктором, которые и вместе быть не могут, но и порознь – тоже.
Любопытно, что «Холодная война» - это первый за последние 30 лет копродукционнный проект (в создании ленты принимали участие Польша, Франция и Великобритания) в конкурсе Каннского киносмотра, герои которого говорят по-польски (правда, они не обходят стороной и французский, а особенно колоритно звучит песня на русском в исполнении Зулы). До него был «Короткий фильм об убийстве» Кшиштофа Кеслевского, который в 1988 году участвовал в основном конкурсе 41-го Каннского кинофестиваля, получив Приз жюри и награду ФИПРЕССИ. Повторит ли его успех лента Павликовского станет ясно 19 апреля (пока же фильм получил наивысшую оценку журналиста издания Скрин – впрочем, другие киноэксперты рейтинга еще не проголосовали за картину).
Павел Павликовский, в финале сочетавший Зулу и Виктора браком (хоть и весьма своеобразным), в заключительных титрах подчеркнул, что посвятил фильм именно своим родителям – более того, он дал главным героям их имена, что делает «Холодную войну» особенно личным для режиссера проектом.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Фаина Фардо[/u]