а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Алфавит (КАТАЛОГ)

Берлинале-2019 // «Мальчик русский»: Он никогда не станет старше - «Рецензии»

10.02.19, 21:01



Берлинский кинофестиваль зачастую примечателен не столько конкурсными показами, сколько неожиданными картинами, оказавшимися в параллельных программах. Среди таких - «Мальчик русский» Александра Золотухина
Берлинале-2019 // «Мальчик русский»: Он никогда не станет старше - «Рецензии»
, которого показали в программе Форум. Алексей Филиппов посмотрел, кажется, единственный (не считая «Кислоты») отечественный фильм, добравшийся до Берлинале-2019.

«Пожалейте лошадку, она пригибаться не умеет», - корит российских солдат мужичок, который довозит их до окопного лабиринта. Кряхтя и стараясь, солдатики бросаются разгружать повозку, таскать в землянку патроны, на закорках двое потащат пулемет. В воздухе замирает бравурная тревога Первой Мировой. За кадром - в наши дни - играет пока немного невпопад оркестр, дирижер вполголоса и очень деликатно просит попробовать еще раз, «с этого момента». Сцены из военного времени - отрывок из фильма, который они озвучивают Третьим фортепианным концертом Сергея Рахманинова и его же Симфоническими танцами.

фото: berlinale.de
Среди закопавшихся в грязь юнцов выделяется Алексей (Владимир Королев), амбициозный деревенский парень. В первую голову, интересуется, сколько нужно положить немцев (он их еще не видел вживую), чтобы получить орден. По пути к окопам старшина его издевательски одергивает, дескать, мы не на рынке, чтобы цену медалям называть; вскоре пролетит самолет — Алексей бросится на землю, прикрыв голову (как учили). Солдаты засмеются. Потом еще раз хмыкнут, когда он достанет из сумки гармонь и пойдет по окопу, неумело наигрывая мелодию. Тему для новой войны.
Война подкрадется незаметно (музыкальные всполохи оркестра солдатам не слышны), на мягких лапах ипритового газа и бомбардировки, которая унесет жизни пулеметчиков. Газ искалечит несколько мальчиков, в том числе и Алексея. Он ослепнет. Будет порываться делать все сам, много махать руками, ругаться, плакать. Даже уговорит сердобольного медбрата, чтобы его не отправляли обратно в деревню. Оставят при фронте слухачом - должен же кто-то при помощи исполинской трубы различать подкрадывающийся аэроплан.

фото: berlinale.de
«Мальчик русский» Александра Золотухина, показанный в программе Форум Берлинского кинофестиваля 2019, целиком состоит из таких сценок хрупкой юности на фоне вспаханной войной и окопами земли. Одновременно это стилизация под раскрашенное черно-белое кино, вроде того, что недавно выпустил Питер Джексон
: его монтажный док «Они никогда не станут старше», собранный из редких хроникальных кадров, обладает тем же лиственно-глиняным оттенком. И той же ретрансляцией человеческой живучести вкупе с жизнелюбием. Алексей пинается, ругается, получает оплеухи, идет по стенке, становится объектом жестоких розыгрышей. Слепота, взрывы, несколько ударов плетьми, впившийся в ухо клещ. Это не только живописный снимок позабытой войны, вытесненной ужасами Второй Мировой и банально толщей столетия, но краткое содержание молодости, ищущей геройства и проверяющей организм на прочность.
Все телесные гадости Золотухин показывает деликатно, как на выцветшем фотоснимке, где даже при желании невозможно рассмотреть язвы в деталях. Истинная причина, надо думать, во влиянии мастера - режиссер учился в той же мастерской Александра Сокурова
в Кабардино-Балкарском университете, откуда вышли постановщик «Тесноты» Кантемир Балагов
и Владимир Битоков
, снявший «Глубокие реки». Сокуров известен трепетным отношением к отображению войны, потому никаких кровавых «спецэффектов» от ленты про Первую Мировую ожидать не стоило.

фото: berlinale.de
Напротив, «Мальчик русский», вторя инверсии в названии, кино хрупкое и поэтичное. С первой волной убийственного газа Алексей достает из котомки с противогазом горсть желудей; по реке, будто копируя «Купание красного коня», проезжает обнаженный офицер на лошади; уже будучи слухачом, слепой рядовой вслушивается в мерный гул неба, распознавая в нем красоту звучания вселенной; для контрапункта и контраста где-то за кадром надрывается оркестр, играя именно те произведения Рахманинова, что будто бы предсказывали мировые войны (Третий фортепианный концерт написан в 1909-м, Симфонические танцы - в 1940-м). Главная амбиция «Мальчика» - не показать ужасы войны, не расписать их, но дать их послушать (вдобавок - ушами навеки юного героя). И для подлинной пронзительности в ход идет классическая кинематографическая драматизация при помощи закадровой - тем более классической! - музыки. На ее оглушительном и в чем-то избыточном фоне, каждый звук обретает более убедительное звучание.
Благодаря этому же «Мальчик», описывающий опыт солдата и опыт молодых музыкантов, познающих историю через кино, не складывается в интонационно цельную картину. Вставные эпизоды с оркестром нарочито вспыхивают посреди сепии XX века, нарочитая поэтичность спонтанно сменяется военной нервозностью и неуживчивостью всех персонажей (Резо Габриадзе
вспоминал в «Знаешь, мама, где я был?», что в послевоенном Кутаиси все норовили отвесить друг другу тумак). Это и создает эмоциональную эклектику войны, и мешает 72-минутной картине проноситься на одном дыхании. Впрочем, ключевые вещи выстреливают. Без музыки не хочется пропадать. Пожалейте лошадку, она пригибаться не умеет.
Алексей Филиппов
Берлинале-2019 // «Мальчик русский»: Он никогда не станет старше - «Рецензии» Берлинале-2019 // «Мальчик русский»: Он никогда не станет старше - «Рецензии» Берлинале-2019 // «Мальчик русский»: Он никогда не станет старше - «Рецензии» Берлинале-2019 // «Мальчик русский»: Он никогда не станет старше - «Рецензии» Берлинале-2019 // «Мальчик русский»: Он никогда не станет старше - «Рецензии» Берлинале-2019 // «Мальчик русский»: Он никогда не станет старше - «Рецензии» Берлинале-2019 // «Мальчик русский»: Он никогда не станет старше - «Рецензии» Берлинале-2019 // «Мальчик русский»: Он никогда не станет старше - «Рецензии» Берлинале-2019 // «Мальчик русский»: Он никогда не станет старше - «Рецензии» Берлинале-2019 // «Мальчик русский»: Он никогда не станет старше - «Рецензии»
Понравилось:
Автор: Arnold
Комментариев: 0



Красную дорожку на Берлинале-2019 изготовили
08.02.19, 16:42
Кино-театр.ру расскажет о Берлинском
07.02.19, 23:00
Стал известен состав жюри Берлинале -
29.01.19, 19:00
Дебют ученика Александра Сокурова покажут на
15.01.19, 17:00
Берлинале 2018: Лучшие моменты фестиваля
21.02.18, 12:18
Дитер Косслик не станет продлять свой
07.12.17, 17:36
Надо знать.

Биография Игоря Хавронова -
Биография Игоря Хавронова Игорь Викторович Хавронов – известный функционер железнодорожной промышленности, поднявшийся по карьерной лестнице от рядового сотрудника производства до руководителя заводского предприятия. → Игорь Викторович Хавронов Детство и семья Игоря Хавронова. Образование  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


3b769beb


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
up