Как сохранить человечность и чувство собственного достоинства: «Любить» Михаила Калика и цензура - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

Как сохранить человечность и чувство собственного достоинства: «Любить» Михаила Калика и цензура - «Рецензии»

02.04.23, 11:31




В начале апреля выходит новая книга искусствоведа Натальи Баландиной «Пока еще море принадлежит нам. Фильмы и время Михаила Калика», а на ближайшей книжной ярмарке non/fiction, которая пройдет с 6 по 9 апреля, ее представят режиссер Сергей Урсуляк
Как сохранить человечность и чувство собственного достоинства: «Любить» Михаила Калика и цензура - «Рецензии»
и музыковед Вера Таривердиева
. Это первая книга о Михаиле Калике
— авторе картин «Человек идет за солнцем» (1961), «До свидания, мальчики!» (1964), «Любить» (1968), произведения которого до сих пор освещались фрагментарно. Изначально это было связано с отъездом Калика в Израиль в 1971 году и запретом на упоминание его имени и показ картин в СССР, а затем — с восприятием его уже в качестве израильского, а не советского или российского режиссера. С любезного позволения киноведческой артели 1895.io и книжного магазина «Порядок слов», совместно подготовивших «Пока еще море принадлежит нам» к публикации, предлагаем вашему вниманию отрывок, посвященный истории создания (и цензурирования) фильма Калика «Любить».


Форма фильма «Любить» подсказывала еще одну систему взаимоотношений: «автор — зрители». Прохожие в хронике — это зрители, неожиданно оказавшиеся героями на экране. Режиссер придумал структуру, позволившую включить фигуру зрителя — человека с улицы в фильм: он и исполнитель (участник репортажа), и как бы свидетель авторского замысла (зритель выдуманных историй), как, например, толпа на полотнах Марка Шагала. Образ этого художника — самая близкая и интересная параллель к кинопроизведению Калика и Туманян
. В особенности полотна «Библейского цикла», переплетающие мотивы Ветхого и Нового Заветов, соединяющие бытовые, камерные детали и космическое, вселенское пространство. Авторы фильма рассказывают зрителям новеллы, а в перерывах разговаривают с ними о жизни, выясняя их отношение к заглавной теме. Многоплановость действия и пластов повествования — авторы (за кадром), обычные люди, мыслитель-мудрец, персонажи выдуманных сюжетов — позволяет всех объединить в одном художественном мире, разместить в одной плоскости, если представить монтажную ленту в другой проекции, как живописное полотно. Такой ракурс снимает противоречие между незатейливыми новеллами и философским документальным пластом, постановочными сюжетами и реализмом хроникальной съемки, мельесовским
и люмьеровским
началом. Ощущение разнородности, эклектичности материала постепенно преодолевается растущей формой, необычной кладкой, потоком общего ритма киноповествования. Таким образом, режиссер не просто развивает открытия движения «синема верите», но и раскрывает новый диапазон возможностей жанра интервью в кинематографе, исследуя связи игрового и документального.


Смотреть онлайн
«Юность наших отцов» Калика и Рыцарева



Возможно, художественному темпераменту Калика и стилю фильма «Любить» ближе всего лирический документализм Криса Маркера и, в особенности, «Прекрасный май» (1962), в котором авторы расспрашивали парижан начала 1960-х о том, что значит для них понятие «счастье». Оператор и сорежиссер Пьер Ломм
ручной камерой снимал прохожих — людей разных профессий и возрастов, сплетая из интервью и импрессионистических городских зарисовок, хроники демонстраций и этюдов прохожих портрет города и времени. Но дело не только в созвучии мотивов, приемов и методов («широкая дискуссия»), а в режиссерской интерпретации материала. Если помнить о подходе Маркера, то не кажется таким уж странным то, что в середине его фильма на совершенно темном экране звучит песня «Прекрасный май» на музыку Бориса Мокроусова
, похожая на интермедию между двумя действиями. Также неслучайно, что автор и лирический герой в «Прекрасном мае» — одно и то же лицо, закадровый текст и песню исполняет Ив Монтан
.

«Когда вы чувствуете себя счастливыми?» — рефрен документального исследования Маркера, но есть и другой сквозной мотив «Прекрасного мая» — понятие «свобода». В контексте эпохи, приближающейся к молодежной революции, речь шла о попытке отбросить нравственные принципы как препятствия на пути к свободе и о чувстве внутренней несвободы, одиночестве и отчуждении, сквозивших в лицах молодых людей, выхваченных из уличной толпы. Духовный кризис, который почувствовали и выразили европейские кинематографисты на рубеже 1950–1960-х годов, отечественное кино осознало на излете оттепели. О сходстве процессов, происходящих на Западе и в России, говорил и отец Александр Мень
в интервью, не вошедшем в фильм.


Читать
25 классических фильмов о любви



Можно сказать, что жанр киноэссе, основоположником которого в европейском кино считается Крис Маркер, точно подходит для описания стиля фильма «Любить» Михаила Калика, свободно рифмующего самые разные элементы — например, уличные интервью и вокальный женский монолог с неистовым ритмом. Интересно, что эта песня возникает уже за пределами сюжета, как постскриптум, отдельно от остальных смысловых слоев. Отчасти, как песня «Прекрасный май» в фильме Маркера, выполняющая функцию самостоятельного номера, не связанного с повествованием, — чистого сгустка лирической энергии. Если во французской ленте присутствие автора также проявляется в необычном закадровом комментарии, то в «Любить» его выражает сама монтажная структура и музыкальное решение. Таким образом, творчество Калика одновременно существует внутри европейской кинематографической традиции 1960-х годов и выходит за ее пределы. Сегодня «Любить» воспринимается как картина о том, как в атеистическом обществе сохранилось понятие, напрямую связанное с верой. Человечность и чувство собственного достоинства на протяжении всего советского периода истории России смогли выжить, только опираясь на понятие, ставшее предметом исследования фильма Калика, сделанного в соавторстве с Иной Туманян.

По словам режиссера, первое, что вызвало резкое неприятие у чиновников, принимавших картину, — это титры из «Песни Песней»: «“Зачем? Это Библия. А у нас не религиозное общество”. Я отстаивал, приводя самые неожиданные и забавные доводы: “Даже в классической литературе авторы постоянно ссылаются на «Песнь Песней». И классики марксизма тоже. Вот Куприн. У него есть рассказ — он так и называется «Песнь Песней»”. Был такой идеолог — Романов, и он мне отвечал: “Да? Вот как? Тогда надо подписать в титрах: Куприн”»*. В фильме «Любить» слишком многое не устраивало сотрудников союзного Комитета по кинематографии, которому законченная работа Калика была представлена в феврале 1968 года. Главный редактор Сценарно-редакционной коллегии Госкино И. Кокорева в письме директору киностудии «Молдова-фильм» предъявила огромный перечень обязательных поправок. В этом списке можно выделить три основные претензии: ответы советской молодежи режиссеру хроники; описание отношений между героями и атмосфера в новелле «Осень» (по мотивам рассказа «Осень в дубовых лесах» Ю. Казакова); интервью с отцом Александром Менем и цитаты из «Песни Песней». «Режиссер увлекся показом молодежи, бравирующей своим нигилистическим отношением к вопросам нравственности. <…> Вместе с тем наиболее интересной и интеллектуальной фигурой стал в результате священник. Он становится единственным лицом, выражающим стройную нравственную концепцию», — заключает редактор.


Читать
«В России не так уж хорошо»: как Прокофьев не написал музыку к спектаклю Мейерхольда по Маяковскому



Калик внес некоторые изменения, например, сократил реплики шофера в адрес героев Льва Круглого
и Светланы Светличной
и смягчил общую тональность новеллы «Осень», но отказался вносить принципиальные поправки. Республиканский Кинокомитет счел их недостаточными и не отправил новый вариант фильма в Москву; вместо этого во время болезни режиссера киностудия «Молдова-фильм» без его ведома сделала монтажные вырезки целого ряда эпизодов. Однако даже эта версия не устроила Сценарно-редакционную коллегию Госкино, по-прежнему вынужденную констатировать, что «авторская концепция фильма “Любить” остается неверной, главным образом в силу неверного отбора хроникального материала»***. Сотрудники «Молдова-фильм» принялись вносить новые «исправления» в режиссерский замысел и кромсать картину, вырезав на этот раз все «легкомысленные» реплики и высказывания, создающие остроту столкновения разных точек, а также полностью интервью с отцом Александром Менем и титры из «Песни Песней». «Всего из фильма “Любить…” исключено более 400 метров прежней хроники и вмонтировано около 160 метров новых кадров»****, — сказано в заключении киностудии «Молдова-фильм». Так, словно переплавить режиссерскую версию в новое изделие является главной задачей тех, в чьи руки она попала. История цензурных правок в фильме «Любить», которая завершится через несколько лет арестом личной авторской копии режиссера, конфискованной сотрудниками КГБ из его квартиры, подробно исследована историком кино Валерием Фоминым в книге «Запрещенные фильмы (Полка). Выпуск 2» (1993) и описана Михаилом Каликом в интервью.

Искалеченный фильм «Любить», напечатанный крошечным тиражом, вопреки воле режиссера, требовавшего снять его имя с титров, все-таки будет выпущен на экран. План по полке в 1968 году был перевыполнен, и чиновники из Госкино нашли выход из положения. Авторская копия «Любить» до сих пор не найдена, но Калик в 1992 году частично восстановил картину, используя тот материал, который удалось спасти. И эта копия сегодня служит украшением различных программ международных кинофестивалей и синематек.
* Интервью Н. Баландиной с Михаилом Каликом. 2012 г.

** Цит. по: «Любить» // Запрещенные фильмы (Полка). Вып. 2. М.: НИИ Киноискусства; фирма «НТ-Центр», 1993. С. 68.

*** Там же. С. 73.

**** Там же. С. 74.

В начале апреля выходит новая книга искусствоведа Натальи Баландиной «Пока еще море принадлежит нам. Фильмы и время Михаила Калика», а на ближайшей книжной ярмарке non/fiction, которая пройдет с 6 по 9 апреля, ее представят режиссер Сергей Урсуляк и музыковед Вера Таривердиева . Это первая книга о Михаиле Калике — авторе картин «Человек идет за солнцем» (1961), «До свидания, мальчики!» (1964), «Любить» (1968), произведения которого до сих пор освещались фрагментарно. Изначально это было связано с отъездом Калика в Израиль в 1971 году и запретом на упоминание его имени и показ картин в СССР, а затем — с восприятием его уже в качестве израильского, а не советского или российского режиссера. С любезного позволения киноведческой артели 1895.io и книжного магазина «Порядок слов», совместно подготовивших «Пока еще море принадлежит нам» к публикации, предлагаем вашему вниманию отрывок, посвященный истории создания (и цензурирования) фильма Калика «Любить». Форма фильма «Любить» подсказывала еще одну систему взаимоотношений: «автор — зрители». Прохожие в хронике — это зрители, неожиданно оказавшиеся героями на экране. Режиссер придумал структуру, позволившую включить фигуру зрителя — человека с улицы в фильм: он и исполнитель (участник репортажа), и как бы свидетель авторского замысла (зритель выдуманных историй), как, например, толпа на полотнах Марка Шагала. Образ этого художника — самая близкая и интересная параллель к кинопроизведению Калика и Туманян . В особенности полотна «Библейского цикла», переплетающие мотивы Ветхого и Нового Заветов, соединяющие бытовые, камерные детали и космическое, вселенское пространство. Авторы фильма рассказывают зрителям новеллы, а в перерывах разговаривают с ними о жизни, выясняя их отношение к заглавной теме. Многоплановость действия и пластов повествования — авторы (за кадром), обычные люди, мыслитель-мудрец, персонажи выдуманных сюжетов — позволяет всех объединить в одном художественном мире, разместить в одной плоскости, если представить монтажную ленту в другой проекции, как живописное полотно. Такой ракурс снимает противоречие между незатейливыми новеллами и философским документальным пластом, постановочными сюжетами и реализмом хроникальной съемки, мельесовским и люмьеровским началом. Ощущение разнородности, эклектичности материала постепенно преодолевается растущей формой, необычной кладкой, потоком общего ритма киноповествования. Таким образом, режиссер не просто развивает открытия движения «синема верите», но и раскрывает новый диапазон возможностей жанра интервью в кинематографе, исследуя связи игрового и документального. Смотреть онлайн «Юность наших отцов» Калика и Рыцарева Возможно, художественному темпераменту Калика и стилю фильма «Любить» ближе всего лирический документализм Криса Маркера и, в особенности, «Прекрасный май» (1962), в котором авторы расспрашивали парижан начала 1960-х о том, что значит для них понятие «счастье». Оператор и сорежиссер Пьер Ломм ручной камерой снимал прохожих — людей разных профессий и возрастов, сплетая из интервью и импрессионистических городских зарисовок, хроники демонстраций и этюдов прохожих портрет города и времени. Но дело не только в созвучии мотивов, приемов и методов («широкая дискуссия»), а в режиссерской интерпретации материала. Если помнить о подходе Маркера, то не кажется таким уж странным то, что в середине его фильма на совершенно темном экране звучит песня «Прекрасный май» на музыку Бориса Мокроусова , похожая на интермедию между двумя действиями. Также неслучайно, что автор и лирический герой в «Прекрасном мае» — одно и то же лицо, закадровый текст и песню исполняет Ив Монтан . «Когда вы чувствуете себя счастливыми?» — рефрен документального исследования Маркера, но есть и другой сквозной мотив «Прекрасного мая» — понятие «свобода». В контексте эпохи, приближающейся к молодежной революции, речь шла о попытке отбросить нравственные принципы как препятствия на пути к свободе и о чувстве внутренней несвободы, одиночестве и отчуждении, сквозивших в лицах молодых людей, выхваченных из уличной толпы. Духовный кризис, который почувствовали и выразили европейские кинематографисты на рубеже 1950–1960-х годов, отечественное кино осознало на излете оттепели. О сходстве процессов, происходящих на Западе и в России, говорил и отец Александр Мень в интервью, не вошедшем в фильм. Читать 25 классических фильмов о любви Можно сказать, что жанр киноэссе, основоположником которого в европейском кино считается Крис Маркер, точно подходит для описания стиля фильма «Любить» Михаила Калика, свободно рифмующего самые разные элементы — например, уличные интервью и вокальный женский монолог с неистовым ритмом. Интересно, что эта песня возникает уже за пределами сюжета, как постскриптум, отдельно от остальных смысловых слоев. Отчасти, как песня «Прекрасный май» в фильме Маркера, выполняющая функцию самостоятельного номера, не связанного с повествованием, — чистого сгустка лирической энергии. Если во французской ленте присутствие автора также проявляется в необычном закадровом комментарии, то в «Любить» его выражает сама монтажная структура и музыкальное решение. Таким образом, творчество Калика одновременно существует внутри европейской кинематографической традиции 1960-х годов и выходит за ее пределы. Сегодня «Любить» воспринимается как картина о том, как в атеистическом обществе сохранилось понятие, напрямую связанное с верой. Человечность и чувство собственного достоинства на протяжении всего советского периода истории России смогли выжить, только опираясь на понятие, ставшее предметом исследования фильма Калика, сделанного в соавторстве с Иной Туманян. По словам режиссера, первое, что вызвало резкое неприятие у чиновников, принимавших картину, — это титры из «Песни Песней»: «“Зачем? Это Библия. А у нас не религиозное общество”. Я отстаивал, приводя самые неожиданные и забавные доводы: “Даже в классической литературе авторы постоянно ссылаются на «Песнь Песней». И классики марксизма тоже. Вот Куприн. У него есть рассказ — он так и называется «Песнь Песней»”. Был такой идеолог — Романов, и он мне отвечал: “Да? Вот как? Тогда надо подписать в титрах: Куприн”»*. В фильме «Любить» слишком многое не устраивало сотрудников союзного Комитета по кинематографии, которому законченная работа Калика была представлена в феврале 1968 года. Главный редактор Сценарно-редакционной коллегии Госкино И. Кокорева в письме директору киностудии «Молдова-фильм» предъявила огромный перечень обязательных поправок. В этом списке можно выделить три основные претензии: ответы советской молодежи режиссеру хроники; описание отношений между героями и атмосфера в новелле «Осень» (по мотивам рассказа «Осень в дубовых лесах» Ю. Казакова); интервью с отцом Александром Менем и цитаты из «Песни Песней». «Режиссер увлекся показом молодежи, бравирующей своим нигилистическим отношением к вопросам нравственности.

Понравилось:
Автор: Алина
Комментариев: 0




40 ММКФ: Промежуточные итоги зрительского
24.04.18, 15:45
Фильмы о войне бесплатно покажут на ВДНХ -
09.05.19, 01:00
Михаэль Ханеке снимет свой первый телесериал
31.01.18, 08:30
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle

Надо знать.

Луиза Брили - Биография
Луиза Брили: биография Луиза (Лу) Брили – человек с разными талантами. Это актриса театра, телесериалов и кино, писатель и журналистка...  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика