Черно-белый синьор, которого любила жизнь и преследовали мифы: к 100-летию Марчелло Мастроянни - интервью » Всё о Шоу Бизнесе

Черно-белый синьор, которого любила жизнь и преследовали мифы: к 100-летию Марчелло Мастроянни - интервью

01.10.24, 11:31




100 лет назад, 28 сентября 1924 года родился выдающийся артист Марчелло Мастроянни
Черно-белый синьор, которого любила жизнь и преследовали мифы: к 100-летию Марчелло Мастроянни - интервью
— киновезда, чьи слава и дарование до сих пор будоражат фантазию. Его не стало 19 декабря 1996 года. О жизни, ролях и разрушенных мифах Мастроянни читайте в изысканном тексте Вероники Хлебниковой.


фото: i.pinimg.com
На Венецианском кинофестивале уже много лет молодым актерским дарованиям вручают приз его имени. Фамилия унаследована дочкой и продолжает звучать с экрана в картинах с участием Кьяры Мастроянни
. А в прошлом году она буквально перевоплотилась в отца для фильма Кристофа Оноре
«Мой Марчелло
», надев мужской костюм и приклеив усики — реинкарнация, за которой наблюдает её мать — в жизни и фильме — Катрин Денев
. Мастроянни присутствует в современности даже больше, чем его великие режиссеры.
С Федерико Феллини
, чьим фильмам Мастроянни обязан мировой славой, их объединяла страсть к сочинительству. Кто из нас не воображал альтернативную судьбу, сложись всё иначе, некую параллельную вселенную мечты, которая не осуществилась. Там мы — артисты, лауреаты, в крайнем случае — космонавты, а Мастроянни — архитектор. Ему нравилась эта версия себя. Легенда о несостоявшемся зодчем даже по нынешним временам звучит солидно, интеллигентно и модно, а уж в 1960-е… В нее легко поверить, когда бы подросток Марчелло ни начал сниматься без указания в титрах.

фото: polymerh.ru
Он дебютировал в массовке в 14 лет. Молодость провел в театральной труппе Лукино Висконти
. С 1948 по 1956 год играет Чехова, Уильямса
, Гольдони, Миллера
, хотя их единственный общий фильм в те годы — «Белые ночи
» по Достоевскому. Следующий будет через десять лет — «Посторонний
» по Альберу Камю. Висконти увидел его игру в спектакле университетского театрального центра, где партнершей Мастроянни была Джульетта Мазина
, и пригласил играть Шекспира — с великим Витторио Гассманом
и сценографией Сальвадора Дали. 70-летний Мастроянни завершит карьеру именно на сцене: в венецианском театре Гольдони, а затем и по всей Италии спектаклем «Последние луны» о старике-профессоре, ушедшем из семьи сына в дом престарелых.
Одновременно с театром Мастроянни снимался, но первые появления на экране были настолько скромны, что его озвучивали Альберто Сорди
и Нино Манфреди
. Он никогда не забывал, что на первый план его вывел Алессандро Блазетти
в фильмах «Жаль, что ты каналья
» и «Счастье быть женщиной
» - вместе с совсем юной Софи Лорен
.

Другую, прибыльную легенду, сочиненную таблоидами — о боге секса и латинском любовнике, — разбивает его же фильмография. Мастроянни на экране не был ни томным, ни обольстительным, ни победительным, а чаще — комически потерянным в присутствии дам и господ. Его персонажам редко удавалось кого бы то ни было соблазнить. Зато один из них забеременел в «Главном событии с тех пор, как человек ступил на Луну
» Жака Деми
.
На венецианской фотовыставке «Марчелло, иди сюда!» из архива Cineteca Nazionale, посвященной вековому юбилею Мастроянни, со снимков глядит исключительно приятный человек, порой — не в своей тарелке. Эти портреты в жизни и на съемках транслируют естественную мягкость в сочетании с достоинством образа и человека, какой среди артистов обладал разве что Донатас Банионис
.

фото: Вероника Хлебникова / выставка на острове Сан Серволо в Венеции
В ранних «Днях любви
» Де Сантиса
, где Мастроянни носит майку-алкоголичку итальянского нищеброда, им с Мариной Влади
никак не удается согрешить. Они сбегают, чтобы не играть свадьбу, на которую у их семей нет денег, но юный влюбленный не горазд разбудить страсть в подружке. Герою Мастроянни не достает пылкости, зато он мило плетет для своей Анжелы венок из цветков апельсина вместо несбыточного свадебного флердоранжа. И если у Де Сантиса он комически не сексуален, то у Микеланджело Антониони
в «Ночи
» его писатель — асексуален меланхолически. Потенция Джованни в тотальном кризисе: он не способен на роман ни в постельном, ни в литературном смысле. На исходе «Ночи» под березой ему придется выслушивать от жены, что он не только не любим, но и внушает жалость. И даже эта издевательская сцена принадлежит не Мастроянни, а Жанне Моро
— весь фильм, по сути, её уединенная прогулка и одиночество вдвоем. Даже в этих нелестных и нелепых обстоятельствах Мастроянни не в силах выглядеть подонком: его персонаж остается милым человеком, у которого просто нет сил ни на женщин, ни на литературу, что сплошь и рядом случается именно с хорошими людьми. Когда его откровенно унижают в светской болтовне, сравнения с Хемингуэем
— «настоящим писателем», способным застрелить, — он отвечает без агрессии. Джованни также показательно пассивен с Валентиной, сыгранной молодой Моникой Витти
: он вроде и увлечен, но соблазнить её не удается, да и не то чтобы герой Мастроянни очень старался. Сам он вызывает желание только в буйной умалишенной из госпиталя, одержимой сексом.
Если Мастроянни и был Казановой — то стариком в напудренном парике и с расстроенным мочевым пузырем — из «Ночи в Варенне
» Этторе Сколы
. Если он и был единственным мужчиной «Города женщин
» Феллини — то его заключенным. Мастроянни полюбили не за цвет глаз, неизвестный зрителям черно-белого кино, а в пору цветного он уже не был молод. В фильме Михалкова
«Очи черные
», принесшем ему вторую каннскую пальмовую ветвь, ему за 60.

фото: кадр из фильма "Очи черные"
Обаяние Мастроянни — не в мужской силе, символом которой его предъявляли дамской аудитории. Оно — в смущении, в отсутствии настойчивости, заносчивости и развязности. Его сила — в слабости, которую смиренно принимаешь: как дар судьбы, как самого себя. «На экране я был и гомосексуалистом, и импотентом, и рогоносцем, и даже беременным», — безуспешно отбояривался Мастроянни от образа героя-любовника, но миф о бабнике и сердцееде, укрепленный актерскими дуэтами с Лючией Бозе
, Орнеллой Мути
, Брижит Бардо
и Фэй Данауэй
, преследовал его всю жизнь, хотя единственными женщинами, с которыми он мечтал встретить старость, были его дочери.
Мастроянни стал популярен благодаря комедии. На пару с Софи Лорен они создавали практически новый поджанр в фильмах «Вчера, сегодня, завтра
» и «Брак по-итальянски
», где солировала Лорен — ведь и пьеса Эдуардо Де Филиппо
, легшая в основу сюжета, называлась именем героини — «Филумена Мартурано». Она отдала ему тело и душу, грела постель и ублажала его престарелую мать, хранила очаг, румянила пиццу и вела счета, чтобы милый млел, как шар моцареллы в оливковом масле. Лорен и Мастроянни стали самым любимым дуэтом итальянского кино, снявшись почти в дюжине картин. Правда, «Развод по-итальянски
» Мастроянни переживал уже с другой прекрасной дивой — Стефанией Сандрелли
.

фото: кадр из фильма "Развод по-итальянски"
Блистательный успех и номинация на «Оскар» выпали комедии Марио Моничелли
«Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны
», где Мастроянни оказался в шайке бесталанных грабителей с Гассманом и Тото
, а рядом блистала Клаудия Кардинале
. Звездой мирового класса его, конечно, сделали фильмы Феллини, хотя первый каннский приз Мастроянни получает гораздо позже — за долгожданную роль, зло и весело пародирующую безумства страсти в «Драме ревности
» Этторе Сколы.
Первый день на съемочной площадке «Сладкой жизни
» тоже стал легендой: вместо сценария Марчелло вручили не слишком пристойный рисунок Феллини. Вот, что вспоминает сам режиссер об их встрече: «Я дал ему толстую рукопись, все страницы которой, кроме первой, были чистыми. На первой же нарисовал человека, которого ему предстояло сыграть, — каким я его видел. Он был один в лодке посреди океана, член его свисал до самого дна, а вокруг плавали обворожительные сирены. Взглянув на рисунок, Марчелло сказал: «Интересная роль. Я буду её играть». Рисунок ожил. Три года спустя они оживили еще несколько рисунков, сняв «Восемь с половиной
», и все заговорили о том, что Мастроянни — альтер эго Феллини. Очередной, до сих пор не развенчанный миф.

фото: кадр из фильма "8 1/2"
Кинорежиссер Гвидо Ансельми шариком взлетает над землей, трепыхается в воздухе, но снизу дергают за веревку, привязанную к ноге, и он просыпается. Только границ между снами, воображением и явью больше нет. Фантазии Гвидо, в отличие от личной жизни, всегда в тонусе. Бытие поставлена на паузу, зато хоровод его созданий, женщин, клоунов и женщин-клоунов, всё ускоряется — и надо бежать. В цирковой реальности, выгороженной Федерико Феллини для грез об Италии, Мастроянни — субтильный Пьеро, белый клоун в крайне рыжих обстоятельствах. Он ни в чем не преувеличен, и это естественный, необходимый противовес затейливой феллиниевской избыточности — как скромная белая рубашка в ассортименте причудливых сценических костюмов.
В лучшем, на мой взгляд, фильме Феллини «Джинджер и Фред
» Мастроянни впервые сыграет в кино вместе с Джульеттой Мазиной. Его Фред облачится во фрак, и в блеске черных штиблет отразится ушедший век. Мазина и Мастроянни играют имитаторов дуэта Джинджер Роджерс
и Фреда Астера
. Их герои Амелия и Пиппо после 30 лет разлуки встречаются на телешоу фриков и держат фасон. Фред — одинок и поддает, но всё еще мастер выкаблучиваться: бьет чечетку за поезд, пишущую машинку и пулеметную очередь. Это последняя гастроль, приют комедианта, где ослепительны только мастерство и артистизм, а всё прочее — дешевка и обыденность, над которой Мастроянни вновь воспарит, но уже безо всяких воздушных шаров, силой одного лишь таланта.

фото: кадр из фильма "Джинджер и Фред"
С Марко Феррери
они сняли не меньше фильмов, чем с Феллини: «Большая жратва
», «Прощай, самец
», «История Пьеры
», «Сука
», «Не трогай белую женщину
». И это была совсем другая сторона комедии: жесткая, абсурдная, больше похожая на наш черный день, чем фильмы Феллини. В «Суке» Мастроянни вновь сыграет вместе с Катрин Денев. В 1972 году родится их дочь Кьяра. У нее на руках Марчелло Мастроянни умирает в декабре 1996-го счастливым человеком, который любил жизнь, и она отвечала ему взаимностью. Он смеялся и разрушил на своем веку все возможные стереотипы о ремесле, амплуа любовников и интеллектуалов таким разным — лирическим, философским и, под занавес, анархическим — смехом.
Вероника Хлебникова

100 лет назад, 28 сентября 1924 года родился выдающийся артист Марчелло Мастроянни — киновезда, чьи слава и дарование до сих пор будоражат фантазию. Его не стало 19 декабря 1996 года. О жизни, ролях и разрушенных мифах Мастроянни читайте в изысканном тексте Вероники Хлебниковой . фото: i.pinimg.com На Венецианском кинофестивале уже много лет молодым актерским дарованиям вручают приз его имени. Фамилия унаследована дочкой и продолжает звучать с экрана в картинах с участием Кьяры Мастроянни . А в прошлом году она буквально перевоплотилась в отца для фильма Кристофа Оноре «Мой Марчелло », надев мужской костюм и приклеив усики — реинкарнация, за которой наблюдает её мать — в жизни и фильме — Катрин Денев . Мастроянни присутствует в современности даже больше, чем его великие режиссеры. С Федерико Феллини , чьим фильмам Мастроянни обязан мировой славой, их объединяла страсть к сочинительству. Кто из нас не воображал альтернативную судьбу, сложись всё иначе, некую параллельную вселенную мечты, которая не осуществилась. Там мы — артисты, лауреаты, в крайнем случае — космонавты, а Мастроянни — архитектор. Ему нравилась эта версия себя. Легенда о несостоявшемся зодчем даже по нынешним временам звучит солидно, интеллигентно и модно, а уж в 1960-е… В нее легко поверить, когда бы подросток Марчелло ни начал сниматься без указания в титрах. фото: polymerh.ru Он дебютировал в массовке в 14 лет. Молодость провел в театральной труппе Лукино Висконти . С 1948 по 1956 год играет Чехова, Уильямса , Гольдони, Миллера , хотя их единственный общий фильм в те годы — «Белые ночи » по Достоевскому. Следующий будет через десять лет — «Посторонний » по Альберу Камю. Висконти увидел его игру в спектакле университетского театрального центра, где партнершей Мастроянни была Джульетта Мазина , и пригласил играть Шекспира — с великим Витторио Гассманом и сценографией Сальвадора Дали. 70-летний Мастроянни завершит карьеру именно на сцене: в венецианском театре Гольдони, а затем и по всей Италии спектаклем «Последние луны» о старике-профессоре, ушедшем из семьи сына в дом престарелых. Одновременно с театром Мастроянни снимался, но первые появления на экране были настолько скромны, что его озвучивали Альберто Сорди и Нино Манфреди . Он никогда не забывал, что на первый план его вывел Алессандро Блазетти в фильмах «Жаль, что ты каналья » и «Счастье быть женщиной » - вместе с совсем юной Софи Лорен . Другую, прибыльную легенду, сочиненную таблоидами — о боге секса и латинском любовнике, — разбивает его же фильмография. Мастроянни на экране не был ни томным, ни обольстительным, ни победительным, а чаще — комически потерянным в присутствии дам и господ. Его персонажам редко удавалось кого бы то ни было соблазнить. Зато один из них забеременел в «Главном событии с тех пор, как человек ступил на Луну » Жака Деми . На венецианской фотовыставке «Марчелло, иди сюда!» из архива Cineteca Nazionale, посвященной вековому юбилею Мастроянни, со снимков глядит исключительно приятный человек, порой — не в своей тарелке. Эти портреты в жизни и на съемках транслируют естественную мягкость в сочетании с достоинством образа и человека, какой среди артистов обладал разве что Донатас Банионис . фото: Вероника Хлебникова / выставка на острове Сан Серволо в Венеции В ранних «Днях любви » Де Сантиса , где Мастроянни носит майку-алкоголичку итальянского нищеброда, им с Мариной Влади никак не удается согрешить. Они сбегают, чтобы не играть свадьбу, на которую у их семей нет денег, но юный влюбленный не горазд разбудить страсть в подружке. Герою Мастроянни не достает пылкости, зато он мило плетет для своей Анжелы венок из цветков апельсина вместо несбыточного свадебного флердоранжа. И если у Де Сантиса он комически не сексуален, то у Микеланджело Антониони в «Ночи » его писатель — асексуален меланхолически. Потенция Джованни в тотальном кризисе: он не способен на роман ни в постельном, ни в литературном смысле. На исходе «Ночи» под березой ему придется выслушивать от жены, что он не только не любим, но и внушает жалость. И даже эта издевательская сцена принадлежит не Мастроянни, а Жанне Моро — весь фильм, по сути, её уединенная прогулка и одиночество вдвоем. Даже в этих нелестных и нелепых обстоятельствах Мастроянни не в силах выглядеть подонком: его персонаж остается милым человеком, у которого просто нет сил ни на женщин, ни на литературу, что сплошь и рядом случается именно с хорошими людьми. Когда его откровенно унижают в светской болтовне, сравнения с Хемингуэем — «настоящим писателем», способным застрелить, — он отвечает без агрессии. Джованни также показательно пассивен с Валентиной, сыгранной молодой Моникой Витти : он вроде и увлечен, но соблазнить её не удается, да и не то чтобы герой Мастроянни очень старался. Сам он вызывает желание только в буйной умалишенной из госпиталя, одержимой сексом. Если Мастроянни и был Казановой — то стариком в напудренном парике и с расстроенным мочевым пузырем — из «Ночи в Варенне » Этторе Сколы . Если он и был единственным мужчиной «Города женщин » Феллини — то его заключенным. Мастроянни полюбили не за цвет глаз, неизвестный зрителям черно-белого кино, а в пору цветного он уже не был молод. В фильме Михалкова «Очи черные », принесшем ему вторую каннскую пальмовую ветвь, ему за 60. фото: кадр из фильма "Очи черные" Обаяние Мастроянни — не в мужской силе, символом которой его предъявляли дамской аудитории. Оно — в смущении, в отсутствии настойчивости, заносчивости и развязности. Его сила — в слабости, которую смиренно принимаешь: как дар судьбы, как самого себя. «На экране я был и гомосексуалистом, и импотентом, и рогоносцем, и даже беременным», — безуспешно отбояривался Мастроянни от образа героя-любовника, но миф о бабнике и сердцееде, укрепленный актерскими дуэтами с Лючией Бозе , Орнеллой Мути , Брижит Бардо и Фэй Данауэй , преследовал его всю жизнь, хотя единственными женщинами, с которыми он мечтал встретить старость, были его дочери. Мастроянни стал популярен благодаря комедии. На пару с Софи Лорен они создавали практически новый поджанр в фильмах «Вчера, сегодня, завтра » и «Брак по-итальянски », где солировала Лорен — ведь и пьеса Эдуардо Де Филиппо , легшая в основу сюжета, называлась именем героини — «Филумена Мартурано». Она отдала ему тело и душу, грела постель и ублажала его престарелую мать, хранила очаг, румянила пиццу и вела счета, чтобы милый млел, как шар моцареллы в оливковом масле. Лорен и Мастроянни стали самым любимым дуэтом итальянского кино, снявшись почти в дюжине картин. Правда, «Развод по-итальянски » Мастроянни переживал уже с другой прекрасной дивой — Стефанией Сандрелли . фото: кадр из фильма "Развод по-итальянски" Блистательный успех и номинация на «Оскар» выпали комедии Марио Моничелли «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны », где Мастроянни оказался в шайке бесталанных грабителей с Гассманом и Тото , а рядом блистала Клаудия Кардинале . Звездой мирового класса его, конечно, сделали фильмы Феллини, хотя первый каннский приз Мастроянни получает гораздо позже — за долгожданную роль, зло и весело пародирующую безумства страсти в «Драме ревности » Этторе Сколы. Первый день на съемочной площадке «Сладкой жизни » тоже стал легендой: вместо сценария Марчелло вручили не слишком пристойный рисунок Феллини. Вот, что вспоминает сам режиссер об их встрече: «Я дал ему толстую рукопись, все страницы которой, кроме первой, были чистыми. На первой же нарисовал человека, которого ему предстояло сыграть, — каким я его видел. Он был один в лодке посреди океана, член его свисал до самого дна, а вокруг плавали обворожительные сирены. Взглянув на рисунок, Марчелло сказал: «Интересная роль. Я буду её играть». Рисунок ожил. Три года спустя они оживили еще несколько рисунков, сняв «Восемь с половиной », и все заговорили о том, что Мастроянни — альтер эго Феллини. Очередной, до сих пор не развенчанный миф. фото: кадр из фильма "8 1/2" Кинорежиссер Гвидо Ансельми шариком взлетает над землей, трепыхается в воздухе, но снизу дергают за веревку, привязанную к ноге, и он просыпается. Только границ между снами, воображением и явью больше нет. Фантазии Гвидо, в отличие от личной жизни, всегда в тонусе. Бытие поставлена на паузу, зато хоровод его созданий, женщин, клоунов и женщин-клоунов, всё ускоряется — и надо бежать. В цирковой реальности, выгороженной Федерико Феллини для грез об Италии, Мастроянни — субтильный Пьеро, белый клоун в крайне рыжих обстоятельствах. Он ни в чем не преувеличен, и это естественный, необходимый противовес затейливой феллиниевской избыточности — как скромная белая рубашка в ассортименте причудливых сценических костюмов. В лучшем, на мой взгляд, фильме Феллини «Джинджер и Фред » Мастроянни впервые сыграет в кино вместе с Джульеттой Мазиной. Его Фред облачится во фрак, и в блеске черных штиблет отразится ушедший век. Мазина и Мастроянни играют имитаторов дуэта Джинджер Роджерс и Фреда Астера . Их герои Амелия и Пиппо после 30 лет разлуки встречаются на телешоу фриков и держат фасон. Фред — одинок и поддает, но всё еще мастер выкаблучиваться: бьет чечетку за поезд, пишущую машинку и пулеметную очередь. Это последняя гастроль, приют комедианта, где ослепительны только мастерство и артистизм, а всё прочее — дешевка и обыденность, над которой Мастроянни вновь воспарит, но уже безо всяких воздушных шаров, силой одного лишь таланта. фото: кадр из фильма "Джинджер и Фред" С Марко Феррери они сняли не меньше фильмов, чем с Феллини: «Большая жратва », «Прощай, самец », «История Пьеры », «Сука », «Не трогай белую женщину ». И это была совсем другая сторона комедии: жесткая, абсурдная, больше похожая на наш черный день, чем фильмы Феллини. В «Суке» Мастроянни вновь сыграет вместе с Катрин Денев. В 1972 году родится их дочь Кьяра. У нее на руках Марчелло Мастроянни умирает в декабре 1996-го счастливым человеком, который любил жизнь, и она отвечала ему взаимностью. Он смеялся и разрушил на своем веку все возможные стереотипы о ремесле, амплуа любовников и интеллектуалов таким разным — лирическим, философским

Понравилось:
Автор: Raleigh
Комментариев: 0




Марчелло Мастроянни (Marcello Mastroianni)
08.08.17, 09:59
Звезда французского кино Катрин Денёв
24.10.23, 11:31
8 с половиной (8 1/2 ) - Трейлеры
26.07.17, 11:17

Надо знать.

Биография Игоря Ашурбейли -
Биография Игоря Ашурбейли Игорь Рауфович Ашурбейли – известный ученый, промышленник, общественный деятель, меценат, создатель уникального космического государства «Асгардия». → Игорь Рауфович Ашурбейли Детство и семья Родился 09.02.1963 в Баку (Азербайджанская ССР). По отцовской линии его род  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up