Рассказываем о фильмах-призёрах прошедшего международного кинофестиваля в Венеции, а так же о картинах, которые необходимо смотреть вне зависимости от мнения жюри просто потому, что они прекрасны.
Форма воды
Режиссер: Гильермо дель Торо
Награда: «Золотой лев»
Всякий сценарист, режиссёр, да и любой, хоть сколько-нибудь смыслящий в кинематографе, знает наверняка: название – это пятьдесят процентов успеха картины, а иногда и все семьдесят. Если рассматривать ленту дель Торо с этой точки зрения, «Форма воды», на наш взгляд, была обречена на успех ещё до демонстрации. Согласитесь, подобный заголовок не требует по большому счёту даже просмотра трейлера или изучения аннотации, а в сочетании с фамилией режиссёра – тем паче. Это тот случай, когда всё очевидно: будет странно, но хорошо. Впрочем, как показал опыт, а точнее мнение именитого жюри Венецианского кинофестиваля, приятное впечатление производит не только название. Здесь есть всё, чтобы растрогать и покорить публику: и уникальная операторская работа, и возможность всплакнуть над трогательной историей, и даже такой необходимый нам в повседневности элемент настоящей сказки.
В основе сюжета, конечно, вечная тема – любовь. Немая уборщица, работающая в секретной лаборатории, влюбляется в загадочного подопытного человека-амфибию, и, как всякая очарованная женщина, приходит в ужас от издевательств, которые вынужден терпеть мужчина с жабрами вместо лёгких. Влекомая чувством, Элайза помогает бежать своему возлюбленному. Нам эта история напоминает сразу несколько классических сюжетов: во-первых, беляевский роман об Ихтиандре, во-вторых, конечно, «Русалочку» Андерсена. Впрочем, о схожести или различности сюжетов предстоит судить массовому зрителю. В России фильм выйдет уже в январе следующего года.
Фокстрот
Режиссер: Шмуэль Маоз
Награда: Главный приз жюри
Об израильском кинематографе мы знаем мало – можно сказать, ничего не знаем. А между тем, Шмуэль Маоз, обладатель Главного приза жюри в этом году за фильм «Фокстрот», по праву считается одним из сильнейших режиссёров современности. Кстати, именно этот кинематографист в 2009 году получил «Золотого льва» за другую свою картину – «Ливан».
Господин Маоз, в отличие от предыдущего нашего героя, не спешит говорить о сказочной любви; в его фокусе вот уже который раз оказываются насущные проблемы современности: война, смерть, мораль. Маоз рассматривает современность с дотошностью исследователя, учёного, не боясь в то же время облекать знакомые всем понятия в принципиально новые формы. Вот и в этом году бурные обсуждения вызвало не столько качество представленной в конкурсной программе ленты, сколько её содержание: это сюрреалистическая история об израильской семье, чей сын, военнослужащий, волей судьбы оказывается на границе во время столкновения с палестинцами. Последующая его гибель (вымышленная или настоящая – в притчевом повествовании это быстро перестаёт иметь значение) способствует развёртыванию перед зачарованным зрителем почти библейских сюжетов в сочетании с необычной музыкой и даже мультипликацией, комиксом. А уж если приправить всё это завораживающей «картинкой», то «Фокстрот» и вовсе можно смело назвать одним из самых ярких фильмов Венеции-2017.
Опекунство
Режиссер: Ксавье Легран
Награда: «Серебряный лев»
От бывшего актёра Ксавье Леграна сенсаций не ждали. Посудите сами: Легран всего лишь дебютант, среди фаворитов фестиваля картина «Опекунство» не фигурировала, критики либо отзывались о ней весьма прохладно, либо вовсе отмалчивались. И вдруг такая неожиданность: приз за лучшую режиссуру. Что ж, доверимся членам жюри и попробуем разобраться, чем же так хорош и сам Легран, и его работа.
Сюжет прост и в то же время вечен: родители развелись, ребёнок остался с матерью, которая запрещает ему общаться с бывшим мужем. Здесь можно было бы провести параллели с «Нелюбовью» Звягинцева, однако, драма французского режиссёра уводит нас совсем в иное русло. Там царит нелюбовь, здесь – деспотичная, тираническая, ломающая психику, и всё-таки любовь. Это история психологического насилия, которого мы не видим и потому не верим в него, или – отказываемся верить. И если в самом начале главным героем кажется ребёнок, то в финале зритель неожиданно для себя откроет: всё это время он вместе с режиссёром пристально, будто под лупой, разглядывал отца мальчика. Своего персонажа Легран рассмотрит с трёх ракурсов – глазами судьи, сына и, наконец, уже бывшей жены, а потом соберёт его, как паззл. Но все-таки, какой он герой, решать только публике. Каждому, по отдельности.
Наши души по ночам
Режиссер: Ритеш Батра
Фильм «Наши души по ночам» с Робертом Редфордом и Джейн Фонда в главных ролях в конкурсную программу фестиваля не вошёл, однако не добавить его в нашу подборку было бы ошибкой, потому что смотреть его без всяких предисловий – нужно! Эта картина – абсолютная дань прошлому: былой любви, ушедшей молодости и, наверное, салют упущенным возможностям.
История странной, глубокой любви двух одиноких пожилых людей привлекает ещё и тем, что она перекликается с сюжетом, срежиссированным самой судьбой. О взаимной влюблённости Редфорда и Фонды ходят легенды: впервые актёры встретились ещё в середине шестидесятых и с тех пор прочно поселились в сердцах друг у друга. Увы, любовь Джейн и Роберта точно так же, как и у их персонажей, так и осталась платонической. «Наши души по ночам» – грустный, типично мелодраматический и очень нежный фильм о том, что иногда чудеса всё-таки случаются, а мечты, пусть и в самом конце жизни, воплощаются в реальность. Хотя бы мечта о том, чтобы не чувствовать себя одиноко по ночам.
Положись на Пита
Режиссер: Эндрю Хей
Награда: имени Марчелло Масстрояни
Роуд-муви – жанр нынче модный, а если добавить к бесконечно сменяющимся пейзажам ещё и парочку глубоких мыслей, успеха картине не миновать, так что странно было бы думать, будто Венеция обойдётся в конкурсной программе без чего-то подобного.
«Положись на Пита» – путешествие не только в прямом смысле этого слова, но ещё и метафоричный поиск самого себя, дорога к истине, путь к обретению душевного равновесия, если хотите. Подросток с, как водится, непростой судьбой отправляется в странствия, итогом которых должна стать встреча с родной тётей – именно на неё мальчик возлагает большие надежды в плане обретения утерянной гармонии. Однако на деле поиски пропавшей родственницы уходят совсем в иное русло, и герой начинает разыскивать потерянного коня по кличке Пит.
Критики говорят: «Пит» – типично американское кино, с пыльными маленькими городками, бескрайними прериями и историей о настоящей дружбе. Спрашивается, что ещё нужно для того, чтобы получить удовольствие от просмотра?
Мектуб, любовь моя
Режиссер: Абдельлатиф Кешиш
Французский режиссёр Абдельлатиф Кешиш любит эпатировать публику – то снимет фильм о любви двух девушек, который не только возьмёт Золотую пальмовую ветвь, но ещё и заставит умыться романтическими слезами всех ярых скептиков и гомофобов, то вдруг выставит на продажу вожделенную награду, ссылаясь на тотальное отсутствие средств на новые творения... На картину «Мектуб, любовь моя», впрочем, Кешишу всё-таки хватило денег и публика, не попавшая в Венецию, уже совсем скоро сможет лицезреть фильм на широких экранах. Лента создана по мотивам произведения Франсуа Бегодо – друга Кешиша.
Уже с первых секунд «Мектуба» мы узнаём руку мастера и заранее влюбляемся в то, что нам предстоит увидеть. Кешиш, как всегда, – прямота и намёк одновременно. Его герой – это он сам: наблюдатель, художник, будущий создатель «Жизни Адель», а ныне – бывший студент, который влюбляется, радуется, купается в море и, словно губка, поглощает окружающий мир, чтобы когда-нибудь воплотить все это в удивительные картины, от которых захватывает дыхание и обязательно бегут мурашки по коже.
Мама
Режиссер: Даррен Арафонски
Начнём с того, что яркие впечатления от нового создания Арафонски стартуют уже с афиши – эдакая красочная картинка с чудовищными деталями, в стиле «Страшных сказок» Гарроне. Добавьте ещё к этому некрасивого красавца Хавьера Бардема и Дженнифер Лоуренс с её эльфийской внешностью – и, кажется, нас ждёт действительно что-то интересное. Безвестный поэт и его жена пускают к себе в дом странную семейку, а позже становятся свидетелями загадочного происшествия, постигшего постояльцев. Какое происшествие, спросите вы? Всё не так однозначно. Впрочем, у Арафонски однозначность вообще не в чести. На основе увиденного главный герой создаёт книгу, которая моментально становится бестселлером, а вот его супруга неожиданно становится объектом вожделения кучки безумных фанатиков, готовых увидеть в героине Лоуренс чуть ли не Богоматерь, восставшую, как птица Феникс, из пепла.
Согласитесь, мозг вскипает только от краткого описания ленты. Что же будет после просмотра! Мы готовы это узнать, а вы? Фильм выйдет в России уже на днях — 14 сентября.
Фото: архивы-пресс служб
Автор:
Саша Баринова
Рассказываем о фильмах-призёрах прошедшего международного кинофестиваля в Венеции, а так же о картинах, которые необходимо смотреть вне зависимости от мнения жюри просто потому, что они прекрасны.Форма воды Режиссер: Гильермо дель Торо Награда: «Золотой лев» Всякий сценарист, режиссёр, да и любой, хоть сколько-нибудь смыслящий в кинематографе, знает наверняка: название – это пятьдесят процентов успеха картины, а иногда и все семьдесят. Если рассматривать ленту дель Торо с этой точки зрения, «Форма воды», на наш взгляд, была обречена на успех ещё до демонстрации. Согласитесь, подобный заголовок не требует по большому счёту даже просмотра трейлера или изучения аннотации, а в сочетании с фамилией режиссёра – тем паче. Это тот случай, когда всё очевидно: будет странно, но хорошо. Впрочем, как показал опыт, а точнее мнение именитого жюри Венецианского кинофестиваля, приятное впечатление производит не только название. Здесь есть всё, чтобы растрогать и покорить публику: и уникальная операторская работа, и возможность всплакнуть над трогательной историей, и даже такой необходимый нам в повседневности элемент настоящей сказки. В основе сюжета, конечно, вечная тема – любовь. Немая уборщица, работающая в секретной лаборатории, влюбляется в загадочного подопытного человека-амфибию, и, как всякая очарованная женщина, приходит в ужас от издевательств, которые вынужден терпеть мужчина с жабрами вместо лёгких. Влекомая чувством, Элайза помогает бежать своему возлюбленному. Нам эта история напоминает сразу несколько классических сюжетов: во-первых, беляевский роман об Ихтиандре, во-вторых, конечно, «Русалочку» Андерсена. Впрочем, о схожести или различности сюжетов предстоит судить массовому зрителю. В России фильм выйдет уже в январе следующего года. Фокстрот Режиссер: Шмуэль Маоз Награда: Главный приз жюри Об израильском кинематографе мы знаем мало – можно сказать, ничего не знаем. А между тем, Шмуэль Маоз, обладатель Главного приза жюри в этом году за фильм «Фокстрот», по праву считается одним из сильнейших режиссёров современности. Кстати, именно этот кинематографист в 2009 году получил «Золотого льва» за другую свою картину – «Ливан». Господин Маоз, в отличие от предыдущего нашего героя, не спешит говорить о сказочной любви; в его фокусе вот уже который раз оказываются насущные проблемы современности: война, смерть, мораль. Маоз рассматривает современность с дотошностью исследователя, учёного, не боясь в то же время облекать знакомые всем понятия в принципиально новые формы. Вот и в этом году бурные обсуждения вызвало не столько качество представленной в конкурсной программе ленты, сколько её содержание: это сюрреалистическая история об израильской семье, чей сын, военнослужащий, волей судьбы оказывается на границе во время столкновения с палестинцами. Последующая его гибель (вымышленная или настоящая – в притчевом повествовании это быстро перестаёт иметь значение) способствует развёртыванию перед зачарованным зрителем почти библейских сюжетов в сочетании с необычной музыкой и даже мультипликацией, комиксом. А уж если приправить всё это завораживающей «картинкой», то «Фокстрот» и вовсе можно смело назвать одним из самых ярких фильмов Венеции-2017. Опекунство Режиссер: Ксавье Легран Награда: «Серебряный лев» От бывшего актёра Ксавье Леграна сенсаций не ждали. Посудите сами: Легран всего лишь дебютант, среди фаворитов фестиваля картина «Опекунство» не фигурировала, критики либо отзывались о ней весьма прохладно, либо вовсе отмалчивались. И вдруг такая неожиданность: приз за лучшую режиссуру. Что ж, доверимся членам жюри и попробуем разобраться, чем же так хорош и сам Легран, и его работа. Сюжет прост и в то же время вечен: родители развелись, ребёнок остался с матерью, которая запрещает ему общаться с бывшим мужем. Здесь можно было бы провести параллели с «Нелюбовью» Звягинцева, однако, драма французского режиссёра уводит нас совсем в иное русло. Там царит нелюбовь, здесь – деспотичная, тираническая, ломающая психику, и всё-таки любовь. Это история психологического насилия, которого мы не видим и потому не верим в него, или – отказываемся верить. И если в самом начале главным героем кажется ребёнок, то в финале зритель неожиданно для себя откроет: всё это время он вместе с режиссёром пристально, будто под лупой, разглядывал отца мальчика. Своего персонажа Легран рассмотрит с трёх ракурсов – глазами судьи, сына и, наконец, уже бывшей жены, а потом соберёт его, как паззл. Но все-таки, какой он герой, решать только публике. Каждому, по отдельности. Наши души по ночам Режиссер: Ритеш Батра Фильм «Наши души по ночам» с Робертом Редфордом и Джейн Фонда в главных ролях в конкурсную программу фестиваля не вошёл, однако не добавить его в нашу подборку было бы ошибкой, потому что смотреть его без всяких предисловий – нужно! Эта картина – абсолютная дань прошлому: былой любви, ушедшей молодости и, наверное, салют упущенным возможностям. История странной, глубокой любви двух одиноких пожилых людей привлекает ещё и тем, что она перекликается с сюжетом, срежиссированным самой судьбой. О взаимной влюблённости Редфорда и Фонды ходят легенды: впервые актёры встретились ещё в середине шестидесятых и с тех пор прочно поселились в сердцах друг у друга. Увы, любовь Джейн и Роберта точно так же, как и у их персонажей, так и осталась платонической. «Наши души по ночам» – грустный, типично мелодраматический и очень нежный фильм о том, что иногда чудеса всё-таки случаются, а мечты, пусть и в самом конце жизни, воплощаются в реальность. Хотя бы мечта о том, чтобы не чувствовать себя одиноко по ночам. Положись на Пита Режиссер: Эндрю Хей Награда: имени Марчелло Масстрояни Роуд-муви – жанр нынче модный, а если добавить к бесконечно сменяющимся пейзажам ещё и парочку глубоких мыслей, успеха картине не миновать, так что странно было бы думать, будто Венеция обойдётся в конкурсной программе без чего-то подобного. «Положись на Пита» – путешествие не только в прямом смысле этого слова, но ещё и метафоричный поиск самого себя, дорога к истине, путь к обретению душевного равновесия, если хотите. Подросток с, как водится, непростой судьбой отправляется в странствия, итогом которых должна стать встреча с родной тётей – именно на неё мальчик возлагает большие надежды в плане обретения утерянной гармонии. Однако на деле поиски пропавшей родственницы уходят совсем в иное русло, и герой начинает разыскивать потерянного коня по кличке Пит. Критики говорят: «Пит» – типично американское кино, с пыльными маленькими городками, бескрайними прериями и историей о настоящей дружбе. Спрашивается, что ещё нужно для того, чтобы получить удовольствие от просмотра? Мектуб, любовь моя Режиссер: Абдельлатиф Кешиш Французский режиссёр Абдельлатиф Кешиш любит эпатировать публику – то снимет фильм о любви двух девушек, который не только возьмёт Золотую пальмовую ветвь, но ещё и заставит умыться романтическими слезами всех ярых скептиков и гомофобов, то вдруг выставит на продажу вожделенную награду, ссылаясь на тотальное отсутствие средств на новые творения. На картину «Мектуб, любовь моя», впрочем, Кешишу всё-таки хватило денег и публика, не попавшая в Венецию, уже совсем скоро сможет лицезреть фильм на широких экранах. Лента создана по мотивам произведения Франсуа Бегодо – друга Кешиша. Уже с первых секунд «Мектуба» мы узнаём руку мастера и заранее влюбляемся в то, что нам предстоит увидеть. Кешиш, как всегда, – прямота и намёк одновременно. Его герой – это он сам: наблюдатель, художник, будущий создатель «Жизни Адель», а ныне – бывший студент, который влюбляется, радуется, купается в море и, словно губка, поглощает окружающий мир, чтобы когда-нибудь воплотить все это в удивительные картины, от которых захватывает дыхание и обязательно бегут мурашки по коже. Мама Режиссер: Даррен Арафонски Начнём с того, что яркие впечатления от нового создания Арафонски стартуют уже с афиши – эдакая красочная картинка с чудовищными деталями, в стиле «Страшных сказок» Гарроне. Добавьте ещё к этому некрасивого красавца Хавьера Бардема и Дженнифер Лоуренс с её эльфийской внешностью – и, кажется, нас ждёт действительно что-то интересное. Безвестный поэт и его жена пускают к себе в дом странную семейку, а позже становятся свидетелями загадочного происшествия, постигшего постояльцев. Какое происшествие, спросите вы? Всё не так однозначно. Впрочем, у Арафонски однозначность вообще не в чести. На основе увиденного главный герой создаёт книгу, которая моментально становится бестселлером, а вот его супруга неожиданно становится объектом вожделения кучки безумных фанатиков, готовых увидеть в героине Лоуренс чуть ли не Богоматерь, восставшую, как птица Феникс, из пепла. Согласитесь, мозг вскипает только от краткого описания ленты. Что же будет после просмотра! Мы готовы это узнать, а вы? Фильм выйдет в России уже на днях — 14 сентября. Фото: архивы-пресс служб Автор: Саша Баринова