Канны 2018: «Судный день» - про уродов и людей или как Обама и Бешей по Египту путешествовали
Продолжается 71 Каннский фестиваль. Одной из первых на нем была показана дебютная работа молодого египетского режиссера Абу Бакра Шавки с интригующим названием Yomeddine, что в переводе с арабского означает «Судный день». Описание в официальной программе настраивало на сложное, возможно даже неприятное зрелище – картина о прокаженном и сироте, которые обитают на мусорной свалке. В результате кино оказалось совершенно иным – поразительно искренним, светлым и добрым.
Начало фильма полностью соответствовало описанию. Первые кадры – изуродованная человеческая рука, копающаяся в мусоре на фоне огромной свалки, лицо изуродованное болезнью, заставляют внутренне содрогнуться. Бешей – христианин-копт, 40 летний обитатель лепрозория, его жена прикована к постели, у него есть друг – мальчик сирота из интерната, нубиец с именем Обама, «как тот парень из телевизора». Главных героев блестяще играют непрофессиональные актеры. Образ Бешея воплотил Ради Гамаль, житель египетского лепрозория, а в роли Обамы снялся десятилетний Ахмед Абдельхафиз. Ради и Ахмеда режиссер нашел, когда снимал короткометражный фильм о жизни колонии-лепрозория в Каире. Ради Гамаль, в отличие от своего экранного образа держит в колонии небольшую лавку где продает всякую мелочь.
После смерти жены Бешея более ничего не держит на месте, и он, до этого никогда не покидающий пределов лепрозория, решает отправиться в далекий путь, на поиски своих родных. Обама присоединяется к нему. С этого момента начинается road movie. Сначала на разваливающейся телеге, которую везет симпатичный белый ослик Харви, затем по Нилу, потом на поезде, а в конце и автостопом, главным героям придется пересечь половину Египта, чтобы достичь своей цели. Виды Египта не похожи на те, что мы видим с рекламных плакатов туристических фирм: унылая песчаная пустыня, пирамида без толп туристов, пыльная дорога, трущобы на окраинах городов и над всем этим огромное небо, иногда голубое, иногда с легкими белесыми облаками, великолепная работа оператора Федерико Ческа.
Герои преодолевают множество испытаний: неграмотные женщины боятся, что Бешей может заразить детей и прогоняют его с мальчиком, путешественников преследует полиция, у Бешея крадут скромные сбережения, после одной из ночевок умирает ослик Харви. Путешественники встречают разных людей – добрых и не очень, вполне благополучных и нищих. В любой, иногда, казалось бы, безвыходной ситуации, находятся те, кто помогает героям. «Мы никогда не будем нормальными, но это не значит, что мы должны жить в стыде», - говорит такой же калека, помогая Бешею и Обаме.
Обязательная для всех фестивальных картин сверхидея выражена в монологе Бешея «Я человек!». Абу Бакра Шавки говорит, что, наблюдая реальную жизнь прокаженных, он пришел к выводу, что природа барьеров между этими людьми и всем остальным миром не медицинского характера, а социального, и психологического и пытается своей работой эти барьеры чуть сдвинуть в сторону. Ему это удается, постепенно перестаешь обращать внимание на искаженное болезнью лицо героя и видишь не калеку, а живого и очень сильного человека с мудрыми глазами, с юмором относящегося к себе и жизни. Картина сделана изящно, тонко и ненавязчиво, без излишнего насилия над зрителем.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Матвей Ромодановский[/u]