Новая часть франшизы не может выбрать, быть ей серьезной драмой или ураганным экшном
Полдень, XXIII век. Команда звездолета «Энтерпрайз NCC-1701» бороздит глубокий космос, но романтикой фронтира тут и не пахнет: в долгом круизе члены экипажа успевают и помириться, и поругаться, капитан Кирк (Крис Пайн
) бродит по коридорам с кофейной кружкой на манер усталого офисного клерка, а потом запирается в капитанской каюте, чтобы в одиночестве выпить чего покрепче. Кирк уже на год старше погибшего отца-героя (Крис Хемсворт
), а кроме синяков и ощущения, что не посрамил память предка, так ничего и не нажито. У обычно безэмоционального первого помощника Спока (Закари Куинто
) тоже кризис: гибель родной планеты Вулкан заставляет его задуматься о продолжении рода, но с возлюбленной зеленокожей Ухурой (Зои Салдана
) получается не слишком кошерно (и они расстаются). Посреди этих мрачных дум «Энтерпрайз» по сигналу о помощи вылетает на новое задание, где столкнется с жестоким прошлым такой ладной либеральной утопии как Объединенная федерация планет. Новый «Стартрек» ожидаемо тряхнуло после того, как Джей Джей Абрамс
, снявший два предыдущих фильма, ушел с капитанского мостика франшизы в рубку «Звездных войн» (сохранив, впрочем, продюсерское кресло). К 50-летию «Звездного пути» (сочиненного в 66-м экс-полицейским и экс-военным пилотом Джином Родденберри) подарок сомнительный, ведь именно Абрамс в 2009-м устроил триумфальный ребрендинг Кирку и его команде, но первое время кажется, что космоопера пережила потерю сравнительно легко и даст диснеевскому исполину прикурить. Занявший место постановщика тайванец Джастин Лин, сделавший имя на линейке «Форсаж» (с третьего по шестой), первым делом избавился от 35-миллиметровой пленки и фирменных абрамсовских бликов и пустил в ход запредельные полеты камеры. Другое нововведение - суетный монтаж, способный превратить ураганный экшн в совсем уж неразбериху, но тут Лина неожиданным образом подстраховали сценаристы Даг Юнг (сериал «Банши») и Саймон Пегг
- исполнитель роли инженера Скотти, гик и кумир гиков (не в последнюю очередь благодаря безбашенной трилогииЭдгара Райта
). Они превратили «Бесконечность» в драму о кризисе среднего возраста, снятую зачастую «в номерах», - прием, отличающий экономные научно-фантастические сериалы XX века (на телевидении в 60-х все и началось). С другой стороны, там, где «Стартрек» выходит на свежий воздух и давит на газ, Лин заставляет оператора Стивена Ф. Уидона парить как бабочку, а монтажеров крошить видеоряд на пчелиные соты.
Метафору фильм подсказывает сам: враги Федерации во главе с синекожим Краллом (будто укравший маску со склада «Вавилона 5» Идрис Эльба
) существуют по принципу роя. Тут «Стартрек» повторяет излюбленный трюк: Кирк сталкивается не со вселенским злом или запутавшимся идеалистом (как свойственно «Звездным войнам»), а со столь же ответственным за команду лицом, ударившимся в крайность (такими же были и Неро
, и Хан
). Но если раньше капитан «Энтерпрайза» сначала взрослел, а потом еще активнее мерился статусом со Споком, то теперь оба вынуждены задуматься, а не пора ли завести семью - создать надежный тыл, просто продолжить род или внести вклад в общее дело целой расы (собственно, лишившихся дома вулканцев, например). Пегг и Юнг пытаются рассказать об этих душевных метаниях через приключенческий сюжет на чужой планете, где одним будет не хватать динамики, а другим драмы - психологизм предсказуемо заваливается куда-то под капитанское кресло, отчетливо проступая лишь в двух сценах, обрамляющих очередную миссию «Энтерпрайза» невидимыми скобками. Серьезного изображения кризиса среднего возраста ждать, конечно, не стоило сразу: во вселенной «Стартрека» ответ опционально продиктован местной философией. Твоя семья, сынок, - это твой экипаж, а космос может жить в мире и согласии, что бы там ни говорили ветераны былых космических войн. Серьезно отнестись к этой прекрасной максиме сложнее еще и от того, что «Бесконечность» Лина и «Бесконечность» Пегга - это два разных фильма под одной обложкой: разговорная драма, сочиненная по законам сериала полувековой давности, и «Форсаж» с инопланетными и футуристическими задниками. Но то, как они запальчиво друг друга перебивают, оказывается лучшей иллюстрацией хищных вещей XXI века. Это участившиеся трудности франшиз с историей и кризис гик-культуры: возможно, именно такие люди, как Пегг и Абрамс, действительно немного переоценили значимость фанатизма (в том числе и своего) для индустрии развлечений. Попутно в новом «Звездном пути» можно разглядеть аллюзию на страны третьего мира и лобовое столкновение примата силы с идеями либеральной космо-утопии Родденберри, которые за полвека не то чтобы успешно прижились (скандал по поводу новообретенной гомосексуальности Сулу
тут красноречив до смешного). Развернуто говорить про это «Стартрек» не очень умеет, да и не слишком хочет: эзопов язык эскапистской фантастики в космосе, скорее, про помолчать в лифте о главном, а потом рвануть на рубежи, чтобы не задумываться, под Beastie boys причинять всем добро, а потом понять какую-то очень простую, жизненно важную вещь. Ведь главная цель межзвездных перелетов - сами перелеты, а не мысли о бренном; оружие против неизведанного - дипломатия, а не кулаки. Даже разваливаясь на две части, «Бесконечность» этим заветам верна. Алексей Филиппов 21.07.2016
Новая часть франшизы не может выбрать, быть ей серьезной драмой или ураганным экшном Полдень, XXIII век. Команда звездолета «Энтерпрайз NCC-1701» бороздит глубокий космос, но романтикой фронтира тут и не пахнет: в долгом круизе члены экипажа успевают и помириться, и поругаться, капитан Кирк (Крис Пайн ) бродит по коридорам с кофейной кружкой на манер усталого офисного клерка, а потом запирается в капитанской каюте, чтобы в одиночестве выпить чего покрепче. Кирк уже на год старше погибшего отца-героя (Крис Хемсворт ), а кроме синяков и ощущения, что не посрамил память предка, так ничего и не нажито. У обычно безэмоционального первого помощника Спока (Закари Куинто ) тоже кризис: гибель родной планеты Вулкан заставляет его задуматься о продолжении рода, но с возлюбленной зеленокожей Ухурой (Зои Салдана ) получается не слишком кошерно (и они расстаются). Посреди этих мрачных дум «Энтерпрайз» по сигналу о помощи вылетает на новое задание, где столкнется с жестоким прошлым такой ладной либеральной утопии как Объединенная федерация планет. Новый «Стартрек» ожидаемо тряхнуло после того, как Джей Джей Абрамс , снявший два предыдущих фильма, ушел с капитанского мостика франшизы в рубку «Звездных войн» (сохранив, впрочем, продюсерское кресло). К 50-летию «Звездного пути» (сочиненного в 66-м экс-полицейским и экс-военным пилотом Джином Родденберри) подарок сомнительный, ведь именно Абрамс в 2009-м устроил триумфальный ребрендинг Кирку и его команде, но первое время кажется, что космоопера пережила потерю сравнительно легко и даст диснеевскому исполину прикурить. Занявший место постановщика тайванец Джастин Лин, сделавший имя на линейке «Форсаж» (с третьего по шестой), первым делом избавился от 35-миллиметровой пленки и фирменных абрамсовских бликов и пустил в ход запредельные полеты камеры. Другое нововведение - суетный монтаж, способный превратить ураганный экшн в совсем уж неразбериху, но тут Лина неожиданным образом подстраховали сценаристы Даг Юнг (сериал «Банши») и Саймон Пегг - исполнитель роли инженера Скотти, гик и кумир гиков (не в последнюю очередь благодаря безбашенной трилогии Эдгара Райта ). Они превратили «Бесконечность» в драму о кризисе среднего возраста, снятую зачастую «в номерах», - прием, отличающий экономные научно-фантастические сериалы XX века (на телевидении в 60-х все и началось). С другой стороны, там, где «Стартрек» выходит на свежий воздух и давит на газ, Лин заставляет оператора Стивена Ф. Уидона парить как бабочку, а монтажеров крошить видеоряд на пчелиные соты. Метафору фильм подсказывает сам: враги Федерации во главе с синекожим Краллом (будто укравший маску со склада «Вавилона 5» Идрис Эльба ) существуют по принципу роя. Тут «Стартрек» повторяет излюбленный трюк: Кирк сталкивается не со вселенским злом или запутавшимся идеалистом (как свойственно «Звездным войнам»), а со столь же ответственным за команду лицом, ударившимся в крайность (такими же были и Неро , и Хан ). Но если раньше капитан «Энтерпрайза» сначала взрослел, а потом еще активнее мерился статусом со Споком, то теперь оба вынуждены задуматься, а не пора ли завести семью - создать надежный тыл, просто продолжить род или внести вклад в общее дело целой расы (собственно, лишившихся дома вулканцев, например). Пегг и Юнг пытаются рассказать об этих душевных метаниях через приключенческий сюжет на чужой планете, где одним будет не хватать динамики, а другим драмы - психологизм предсказуемо заваливается куда-то под капитанское кресло, отчетливо проступая лишь в двух сценах, обрамляющих очередную миссию «Энтерпрайза» невидимыми скобками. Серьезного изображения кризиса среднего возраста ждать, конечно, не стоило сразу: во вселенной «Стартрека» ответ опционально продиктован местной философией. Твоя семья, сынок, - это твой экипаж, а космос может жить в мире и согласии, что бы там ни говорили ветераны былых космических войн. Серьезно отнестись к этой прекрасной максиме сложнее еще и от того, что «Бесконечность» Лина и «Бесконечность» Пегга - это два разных фильма под одной обложкой: разговорная драма, сочиненная по законам сериала полувековой давности, и «Форсаж» с инопланетными и футуристическими задниками. Но то, как они запальчиво друг друга перебивают, оказывается лучшей иллюстрацией хищных вещей XXI века. Это участившиеся трудности франшиз с историей и кризис гик-культуры: возможно, именно такие люди, как Пегг и Абрамс, действительно немного переоценили значимость фанатизма (в том числе и своего) для индустрии развлечений. Попутно в новом «Звездном пути» можно разглядеть аллюзию на страны третьего мира и лобовое столкновение примата силы с идеями либеральной космо-утопии Родденберри, которые за полвека не то чтобы успешно прижились (скандал по поводу новообретенной гомосексуальности Сулу тут красноречив до смешного). Развернуто говорить про это «Стартрек» не очень умеет, да и не слишком хочет: эзопов язык эскапистской фантастики в космосе, скорее, про помолчать в лифте о главном, а потом рвануть на рубежи, чтобы не задумываться, под Beastie boys причинять всем добро, а потом понять какую-то очень простую, жизненно важную вещь. Ведь главная цель межзвездных перелетов - сами перелеты, а не мысли о бренном; оружие против неизведанного - дипломатия, а не кулаки. Даже разваливаясь на две части, «Бесконечность» этим заветам верна. Алексей Филиппов 21.07.2016
Смотреть все фото Биография Зака Браффа Зак Брафф – это яркий американский актер, имя которого неразрывно связано с популярным сериалом «Клиника»...
→ Подробнее:)