«1993»: Стрельбы по Дому Советов не было - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

«1993»: Стрельбы по Дому Советов не было - «Рецензии»

02.10.23, 11:30




С 28 сентября в кинотеатрах фильм Александра Велединского
«1993»: Стрельбы по Дому Советов не было - «Рецензии»
«1993» – экранизация одноименного романа Сергея Шаргунова о «Черном октябре». Тридцать лет прошло, но до сих пор нет точной оценки произошедшим в Москве событиям. Что это было: расстрел президентом Борисом Ельциным демократии? Или же, наоборот, защита свобод, отвоеванных в самом начале девяностых? Ответов на этот исторически значимый вопрос фильм не дает – ему гораздо важнее зафиксировать не эфемерную правду, а память поколения, которое своими глазами увидело сожжение очередного Символа веры.


В прошлой жизни Виктор Брянцев (Евгений Цыганов
) работал над секретным проектом в не менее секретном КБ, морально готовился получить звание кандидата наук и верил в возможность безоблачного будущего – того, из которого звезды видно. В 1991 году он проникся симпатиями к Борису Ельцину и защищал оплот свободы в Доме Советов от посягательств ГКЧП, клеил агитационные листовки и даже попал в кадры исторической хроники. Тогда в споре старого и нового победила демократия, выраженная в «Будке гласности» – желтом надувном сарайчике, в котором можно было сказать все, что на душе лежит. Спустя два года, когда СССР уже не было, а России еще не было, Брянцев заглядывает в злополучную будку и не знает, что сказать. Абсурдность «переходного периода» может передать только песня «Хор затейников из кондукторского резерва» группы НОМ. «Вместе с нами нагибайся, вместе с нами подымайся, говори: ту-ту-ру-ру».
За два года в жизни ученого случилось то самое «ту-ту-ру-ру», иначе и не назовешь. Вместе со старым государством ушли подписки о неразглашении, и Брянцев теперь с удовольствием рассказывает, что приложил руку к советской лунной программе. Буквально – на «Луноходе-2», оставленном где-то в Море Ясности, красуется отпечаток его большого пальца. Кому не расскажешь, все от этого в восторге, да что толку: от безденежья Брянцев сбежал с предприятия и теперь работает в аварийной бригаде, починяя рассыпающуюся московскую канализацию. Живет с женой Леной (Екатерина Вилкова
) и дочерью-подростком Таней (Анна Цветкова
) в Подмосковье, держит козу, растит чеснок (думает, что это лук). Все никак не может построить теплый туалет на зиму. Каждый день совершает ритуальную маятниковую миграцию в Москву и обратно на электричке. В ней таких бывших светил много: вот коллега по космосу торгует фломастерами и календарями с наготой. А вот молодой гитарист — лет десять назад зажигал бы на Грушинском фестивале — поет грустные песни и собирает подаяния в кепочку.

Вечерами семейство Брянцевых киснет перед телевизором (в нем – новости, реклама Московского вентиляторного завода, клип группы «Ноль» на песню «Иду, курю») и тихонько завидует соседу Янсу (Александр Робак
). У него, бывшего преподавателя марксизма-ленинизма, роскошный особняк, Jeep Grand Cherokee и мечты уехать в Израиль на ПМЖ. «Ты за красных или за белых?», – спрашивает Брянцев. Янс просто, по-чапаевски, спрыгивает с темы: «Я за частную собственность». И закусывает налитой кумачовой помидориной. Пока соседи столуются, в Москве обостряется конфликт властей. Столица делится на два военизированных лагеря: «за тех» и «за этих». Причем делится как-то странно, не как учили. В 1993 году гражданская война почти столетней давности снова актуальна, но вывернута причудливо, постмодернистким бараньим рогом.


Читать:
Полеты во сне и наяву: рецензия на фильм «Географ глобус пропил»



Условные «белые» стоят за курс Ельцина, «красные» – за Верховный совет, зажатый в Белом доме на Краснопресненской набережной. На улицах демонстрации всех политических спектров, лозунги и транспаранты. Вышагивают колонны последователей секты Марины Цвигун. В театральных кассах продают билеты на Майкла Джексона, в лесах вокруг Москвы буйно растут грибы – говорят, это к войне. Дача Брянцевых должна бы стать точкой спокойствия в мире на пороге перемен, но и в нее проникают токсичные пары времени: отчаявшаяся Лена изменяет мужу с сургутским коммерсантом Михаилом (Максим Лагашкин
), обещающим научить «бизнесу». Из-за неурядиц семейных и государственных супруги разлетаются по разным углам политической системы. Лена хочет быть коммерсантом и уходит на Тверскую — спасать страну от большевистских реваншистов. А Виктор — к Белому дому, потому что Ельцин предал Конституцию, за которую совсем недавно дрался. Дочь, сохнущая по юному бандиту на подхвате у Медведковской ОПГ, остается в гнезде, но вряд ли она в этой истории безучастный персонаж. Есть же ТВ, а значит дочь тоже автоматически включена в конфликт президента и Совета. Мир «1993» настолько политизирован, что даже мультики в эфире отражают общественную нервозность: появившийся в выпуклом экране кум Тыква («Чиполлино») подозрительно похож на Александра Руцкого...

Липкого политического в экранизации романа «1993» могло быть еще больше – первоисточник очень богат на рассуждения о советском прошлом, российском унылом настоящем и неопределенностях дальнейшего. В конце девяностых автор книги Сергей Шаргунов был одним из членов думской комиссии по расследованию событий «Черного октября». Литературный «1993» начинался с того, что внук Брянцева оказывался в круговерти массовых протестов на Болотной площади – и тут параллели с 1993-м годом были довольно отчетливы. Тот же ОМОН, те же серые щиты, черные резиновые «демократизаторы». В толпе те же люди, ну и несколько новых. Поют, как раньше, песни «Кино» и «Гражданской обороны» — но иногда спорят, а за кого Цой
и Летов были бы сегодня? Роман был издан в 2013 году, тогда поиск параллелей был зверски актуален и занимателен.
А теперь год 2023-й, еще одна круглая дата. Но уже как-то не до Болотной – тем раскола общества и семьи много больше, да они еще и жутче. На помощь плохо постаревшему тексту пришел Александр Велединский
– режиссер, которому систематически удается создавать отличные экранизации современных российских романов. Он работал с текстами Алексея Иванова
(«Географ глобус пропил»), Захара Прилепина
(«Обитель»), замечательно собрал в кино сразу несколько произведений Эдуарда Лимонова («Русское»). Публичной благодарности от Деда не последовало, как и хулы – значит, в целом он остался удовлетворен. В «1993» Велединский еще раз напомнит о Лимонове и его злых мальчишках, показав на экране юного нацбола Сида (Григорий Верник
), таскающего медикаменты в осажденный Белый дом.


Читать:
Серебряный век в бараке концлагеря: рецензия на сериал «Обитель»



Удачливость экранизаций Велединского, похоже, в том, что режиссер не боится упрощать многостраничные талмуды, аккуратно, но смело дорабатывать их под экран. Из «1993», к примеру, была удалена характерная для прозы Шаргунова тягучесть, выраженная еще и в витиеватости языка. «Пушка поползла, выплюнула снаряд, и косматое грязноватое облачко вырвалось из очередного окна». Исчезли горящие в троллейбусах люди, неловкие сцены секса в лесу, разбухшие трупы в коллекторах, кабачковые оладьи. Вместе с ними пропало и предчувствие конца света, которым роман Шаргунова был пропитан, как рулет Dan cake – пальмовым жиром. Вместо серой и неприятно пахнущей реальности Виктор Брянцев, прямо как его товарищ по несчастью Петров из фильма Кирилла Серебренникова
, смотрит веселые сны: поет со своими коллегами главную тему из «Черепашек-ниндзя», исполняет moonwalk на Луне, беседует с Циолковским, восставшим из мертвых ради подработки в такси. Русский бунт и русский космизм внезапно оказываются очень похожи — они одинаково беспощадны. И оба очень ко времени.

Прошло всего тридцать лет, живы свидетели и участники, но никто не сможет толком объяснить, что же произошло в той минувшей Москве. Кто первый открыл огонь у «Останкино»? Были ли мифические снайперы на крыше американского посольства? Символическая неопределенность 1993 года, похоже, останется с нами на долгие лета, превратившись в главный отечественный симулякр, российскую адаптацию ключевого для эпохи эссе «Войны в Заливе не было», в котором реальность боевых действий отсутствовала, а победитель конфликта был избран не полем боя, а телевидением. Велединский не берется быть обвинителем одной из сторон. Он даже сцену обстрела Белого дома из танков тактично опускает: нужды в тиражировании этих маркеров эпохи нет, они не несут в себе никакого смысла. За время говорит не отчет парящей над схваткой комиссии (итоги ее оказались весьма абстрактны), и уж точно не ангажированный телевизор, а оттиски бытовых воспоминаний: анекдоты и ларьки, Янка Дягилева из магнитофона «Романтик», легендарный «Глебыч», призраком бродящий по коридорам осажденной крепости. И, конечно, парадоксальность отечественной политики девяностых, уже не разбирающей всех этих «левых» и «правых». Пенсионеры-ельцинисты воинственно посасывают колу из стаканчиков McDonald’s. Ряженые офицеры-корниловцы, отголосок не проговоренной национальной травмы, стоят на защите серпа и молота. В России надо жить долго — чтобы увидеть своими глазами строительство новой, доселе невозможной реальности.
«В данный исторический момент мне бы хотелось, чтобы наша семья безболезненно приспособилась к новым реалиям жизни», — мантра уставшего романтика в исполнении Цыганова к финалу заиграет новыми красками. Пока чадит Белый дом, где-то за углом ребятишки покупают мороженое и совсем не обращают внимания на клубы черного дыма. К регулярному разрушению Символов веры они готовы с младенчества, чего не сказать о Брянцевых. Главную же характеристику саге дал сам Сергей Шаргунов — это «семейный портрет на фоне горящего дома», попытка сохранить себя и близких в момент творения истории. Киновоплощение «1993», в отличие от романа, смотрит в будущее с энтузиазмом. И дом отбелим, и Майкл Джексон в Москву вернется. Если, конечно, он в ней вообще когда-то был. В мире симулякров ни в чем нельзя быть уверенным на все сто.
«1993» в кинотеатрах с 28 сентября
Максим Гревцев

С 28 сентября в кинотеатрах фильм Александра Велединского «1993» – экранизация одноименного романа Сергея Шаргунова о «Черном октябре». Тридцать лет прошло, но до сих пор нет точной оценки произошедшим в Москве событиям. Что это было: расстрел президентом Борисом Ельциным демократии? Или же, наоборот, защита свобод, отвоеванных в самом начале девяностых? Ответов на этот исторически значимый вопрос фильм не дает – ему гораздо важнее зафиксировать не эфемерную правду, а память поколения, которое своими глазами увидело сожжение очередного Символа веры. В прошлой жизни Виктор Брянцев (Евгений Цыганов ) работал над секретным проектом в не менее секретном КБ, морально готовился получить звание кандидата наук и верил в возможность безоблачного будущего – того, из которого звезды видно. В 1991 году он проникся симпатиями к Борису Ельцину и защищал оплот свободы в Доме Советов от посягательств ГКЧП, клеил агитационные листовки и даже попал в кадры исторической хроники. Тогда в споре старого и нового победила демократия, выраженная в «Будке гласности» – желтом надувном сарайчике, в котором можно было сказать все, что на душе лежит. Спустя два года, когда СССР уже не было, а России еще не было, Брянцев заглядывает в злополучную будку и не знает, что сказать. Абсурдность «переходного периода» может передать только песня «Хор затейников из кондукторского резерва» группы НОМ. «Вместе с нами нагибайся, вместе с нами подымайся, говори: ту-ту-ру-ру». За два года в жизни ученого случилось то самое «ту-ту-ру-ру», иначе и не назовешь. Вместе со старым государством ушли подписки о неразглашении, и Брянцев теперь с удовольствием рассказывает, что приложил руку к советской лунной программе. Буквально – на «Луноходе-2», оставленном где-то в Море Ясности, красуется отпечаток его большого пальца. Кому не расскажешь, все от этого в восторге, да что толку: от безденежья Брянцев сбежал с предприятия и теперь работает в аварийной бригаде, починяя рассыпающуюся московскую канализацию. Живет с женой Леной (Екатерина Вилкова ) и дочерью-подростком Таней (Анна Цветкова ) в Подмосковье, держит козу, растит чеснок (думает, что это лук). Все никак не может построить теплый туалет на зиму. Каждый день совершает ритуальную маятниковую миграцию в Москву и обратно на электричке. В ней таких бывших светил много: вот коллега по космосу торгует фломастерами и календарями с наготой. А вот молодой гитарист — лет десять назад зажигал бы на Грушинском фестивале — поет грустные песни и собирает подаяния в кепочку. Вечерами семейство Брянцевых киснет перед телевизором (в нем – новости, реклама Московского вентиляторного завода, клип группы «Ноль» на песню «Иду, курю») и тихонько завидует соседу Янсу (Александр Робак ). У него, бывшего преподавателя марксизма-ленинизма, роскошный особняк, Jeep Grand Cherokee и мечты уехать в Израиль на ПМЖ. «Ты за красных или за белых?», – спрашивает Брянцев. Янс просто, по-чапаевски, спрыгивает с темы: «Я за частную собственность». И закусывает налитой кумачовой помидориной. Пока соседи столуются, в Москве обостряется конфликт властей. Столица делится на два военизированных лагеря: «за тех» и «за этих». Причем делится как-то странно, не как учили. В 1993 году гражданская война почти столетней давности снова актуальна, но вывернута причудливо, постмодернистким бараньим рогом. Читать: Полеты во сне и наяву: рецензия на фильм «Географ глобус пропил» Условные «белые» стоят за курс Ельцина, «красные» – за Верховный совет, зажатый в Белом доме на Краснопресненской набережной. На улицах демонстрации всех политических спектров, лозунги и транспаранты. Вышагивают колонны последователей секты Марины Цвигун. В театральных кассах продают билеты на Майкла Джексона, в лесах вокруг Москвы буйно растут грибы – говорят, это к войне. Дача Брянцевых должна бы стать точкой спокойствия в мире на пороге перемен, но и в нее проникают токсичные пары времени: отчаявшаяся Лена изменяет мужу с сургутским коммерсантом Михаилом (Максим Лагашкин ), обещающим научить «бизнесу». Из-за неурядиц семейных и государственных супруги разлетаются по разным углам политической системы. Лена хочет быть коммерсантом и уходит на Тверскую — спасать страну от большевистских реваншистов. А Виктор — к Белому дому, потому что Ельцин предал Конституцию, за которую совсем недавно дрался. Дочь, сохнущая по юному бандиту на подхвате у Медведковской ОПГ, остается в гнезде, но вряд ли она в этой истории безучастный персонаж. Есть же ТВ, а значит дочь тоже автоматически включена в конфликт президента и Совета. Мир «1993» настолько политизирован, что даже мультики в эфире отражают общественную нервозность: появившийся в выпуклом экране кум Тыква («Чиполлино») подозрительно похож на Александра Руцкого. Липкого политического в экранизации романа «1993» могло быть еще больше – первоисточник очень богат на рассуждения о советском прошлом, российском унылом настоящем и неопределенностях дальнейшего. В конце девяностых автор книги Сергей Шаргунов был одним из членов думской комиссии по расследованию событий «Черного октября». Литературный «1993» начинался с того, что внук Брянцева оказывался в круговерти массовых протестов на Болотной площади – и тут параллели с 1993-м годом были довольно отчетливы. Тот же ОМОН, те же серые щиты, черные резиновые «демократизаторы». В толпе те же люди, ну и несколько новых. Поют, как раньше, песни «Кино» и «Гражданской обороны» — но иногда спорят, а за кого Цой и Летов были бы сегодня? Роман был издан в 2013 году, тогда поиск параллелей был зверски актуален и занимателен. А теперь год 2023-й, еще одна круглая дата. Но уже как-то не до Болотной – тем раскола общества и семьи много больше, да они еще и жутче. На помощь плохо постаревшему тексту пришел Александр Велединский – режиссер, которому систематически удается создавать отличные экранизации современных российских романов. Он работал с текстами Алексея Иванова («Географ глобус пропил»), Захара Прилепина («Обитель»), замечательно собрал в кино сразу несколько произведений Эдуарда Лимонова («Русское»). Публичной благодарности от Деда не последовало, как и хулы – значит, в целом он остался удовлетворен. В «1993» Велединский еще раз напомнит о Лимонове и его злых мальчишках, показав на экране юного нацбола Сида (Григорий Верник ), таскающего медикаменты в осажденный Белый дом. Читать: Серебряный век в бараке концлагеря: рецензия на сериал «Обитель» Удачливость экранизаций Велединского, похоже, в том, что режиссер не боится упрощать многостраничные талмуды, аккуратно, но смело дорабатывать их под экран. Из «1993», к примеру, была удалена характерная для прозы Шаргунова тягучесть, выраженная еще и в витиеватости языка. «Пушка поползла, выплюнула снаряд, и косматое грязноватое облачко вырвалось из очередного окна». Исчезли горящие в троллейбусах люди, неловкие сцены секса в лесу, разбухшие трупы в коллекторах, кабачковые оладьи. Вместе с ними пропало и предчувствие конца света, которым роман Шаргунова был пропитан, как рулет Dan cake – пальмовым жиром. Вместо серой и неприятно пахнущей реальности Виктор Брянцев, прямо как его товарищ по несчастью Петров из фильма Кирилла Серебренникова , смотрит веселые сны: поет со своими коллегами главную тему из «Черепашек-ниндзя», исполняет moonwalk на Луне, беседует с Циолковским, восставшим из мертвых ради подработки в такси. Русский бунт и русский космизм внезапно оказываются очень похожи — они одинаково беспощадны. И оба очень ко времени. Прошло всего тридцать лет, живы свидетели и участники, но никто не сможет толком объяснить, что же произошло в той минувшей Москве. Кто первый открыл огонь у «Останкино»? Были ли мифические снайперы на крыше американского посольства? Символическая неопределенность 1993 года, похоже, останется с нами на долгие лета, превратившись в главный отечественный симулякр, российскую адаптацию ключевого для эпохи эссе «Войны в Заливе не было», в котором реальность боевых действий отсутствовала, а победитель конфликта был избран не полем боя, а телевидением. Велединский не берется быть обвинителем одной из сторон. Он даже сцену обстрела Белого дома из танков тактично опускает: нужды в тиражировании этих маркеров эпохи нет, они не несут в себе никакого смысла. За время говорит не отчет парящей над схваткой комиссии (итоги ее оказались весьма абстрактны), и уж точно не ангажированный телевизор, а оттиски бытовых воспоминаний: анекдоты и ларьки, Янка Дягилева из магнитофона «Романтик», легендарный «Глебыч», призраком бродящий по коридорам осажденной крепости. И, конечно, парадоксальность отечественной политики девяностых, уже не разбирающей всех этих «левых» и «правых». Пенсионеры-ельцинисты воинственно посасывают колу из стаканчиков McDonald’s. Ряженые офицеры-корниловцы, отголосок не проговоренной национальной травмы, стоят на защите серпа и молота. В России надо жить долго — чтобы увидеть своими глазами строительство новой, доселе невозможной реальности. «В данный исторический момент мне бы хотелось, чтобы наша семья безболезненно приспособилась к новым реалиям жизни», — мантра уставшего романтика в исполнении Цыганова к финалу заиграет новыми красками. Пока чадит Белый дом, где-то за углом ребятишки покупают мороженое и совсем не обращают внимания на клубы черного дыма. К регулярному разрушению Символов веры они готовы с младенчества, чего не сказать о Брянцевых. Главную же характеристику саге дал сам Сергей Шаргунов — это «семейный портрет на фоне горящего дома», попытка сохранить себя и близких в момент творения истории. Киновоплощение «1993», в отличие от романа, смотрит в будущее с энтузиазмом. И дом отбелим, и Майкл Джексон в Москву вернется. Если, конечно, он в ней вообще когда-то был. В мире симулякров ни в чем нельзя быть уверенным на все сто. «1993» в кинотеатрах с 28 сентября Максим Гревцев

Понравилось:
Автор: Gibbs
Комментариев: 0




Фонд кино назначил дату очной защиты
12.03.18, 15:25
30 лет назад: Юлия Снигирь, Екатерина
28.09.23, 11:31
Филадельфия (1993) - Трейлеры
23.07.17, 08:30
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle

Надо знать.

Биография Саймона Пега -
Биография Саймона Пега Саймон Пегг – один из самых популярных комедийных актеров Соединенного Королевства, получивший известность благодаря съемкам в серии картин «Трилогия трех вкусов Корнетто», объединившей кассовые хиты «Зомби по имени Шон», «Армагеддец» и «Типа крутые легавые», а также игре во  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика