«Царская прививка»: Почем оспина для народа? - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

«Царская прививка»: Почем оспина для народа? - «Рецензии»

04.12.23, 11:30




23 ноября на онлайн-платформе «Смотрим» (ВГТРК) выложили все восемь эпизодов сериала «Царская прививка» — исторической драмы о первом в России опыте вакцинации населения в период эпидемии. Сюжет из школьного учебника: в октябре 1768 года императрица Екатерина II (Ирина Пегова
«Царская прививка»: Почем оспина для народа? - «Рецензии»
) решила привиться от оспы, подав личный пример подданным. Но в России (выходит, издревле так повелось?) медицинские кампании — дело сугубо политическое, поэтому вокруг нововведения тут же расцветают придворные интриги, готовится новый дворцовый переворот. Сериал от режиссера «Кровавой барыни» и «Шаляпина» Егора Анашкина
из вежливости прикидывается костюмной мелодрамой, но сразу ясно: через предания старины «Царская прививка» полемизирует с современниками, испугавшимися уколов.


Шестидесятые годы XVIII века. Императрица Екатерина Алексеевна (Пегова) мается на карантине в Царском селе. Вокруг монаршей резиденции бушует эпидемия оспы, список жертв болезни идет на сотни тысяч. В Екатерининском дворце тоже все приметы времени налицо: приближенные старательно соблюдают режим социального дистанцирования, избегают контактов с потенциальными заболевшими без шелковых перчаток (какие времена — такие и СИЗы). Психическое состояние в условиях царской самоизоляции уже начинает шататься: в царице просыпается несвойственная ей ипохондрия, граф Орлов (Сергей Марин
) заводит разговоры только о женитьбе и карточном долге, который ему никак не выплатит один пропавший корнет (зацикленность фаворита на этой теме еще сыграет роль в сюжете). Наследник престола, молодой Павел (Алексей Батанин
), донимает матушку вопросами престолонаследия — ему не терпится поскорее стать императором. Понятно, что хотелки малолетнего цесаревича возникли не просто так, а с подачи наставника Никиты Панина (Филипп Янковский
), который ведет свою игру и очень хочет получить преференции от смены власти. А нашествие оспы — это ведь не только катастрофа, но и новые возможности, которыми грех не воспользоваться.


Читать:
Главное, чтобы корона сидела: 10 актрис в роли Екатерины Великой



Через военно-санитарные кордоны Царского села с легкостью пробирается вернувшаяся из заграницы графиня Большакова (Светлана Смирнова-Кацагаджиева
) — роковая интриганка, тоже мечтающая своротить Екатерину с престола. А вот графу Бельскому (Антон Денисенко
), несмотря на все усилия, добиться аудиенции вечно не удается: его, врача с образованием Московского университета, до императрицы не допускают, потому что официального приглашения нет, да и царские чиновники относятся к выскочке с нескрываемым презрением. А ведь у Бельского для императрицы есть ценнейшие данные о том, как остановить распространение оспы в империи. Оказывается, в Азии практикуют «народное прививание» — потому и не болеют. Если взять старые методы, да еще и подкрепить их методиками британца Фомы Димсдейла (Петар Зекавица
), то можно навсегда избавить страну от заразы.

Но кто будет слушать врача-недоучку из непрестижного московского универа, когда у императрицы полна горница советников со всего мира, и все твердят в один голос: прививки — зло. Аргументы против вакцинации населения циничны, но небезосновательны: безопасность метода все еще не подтверждена, и даже пара случайных смертей превратит Екатерину в царицу-отравительницу. Сейчас мрут, но грешат на оспу — после прививки тоже мереть будут, но вина уже будет переложена на вас, Величество. Здравоохранение, как ни странно, тоже является частью политического пиара, и если спасение народа сопряжено с имиджевыми рисками, то пусть этот народ как-нибудь там сам с болезнями разбирается. И в этом кроется вполне реальный исторический подвиг Екатерины, легитимизировавший ее в истории как русского правителя, а не залетную немку, оказавшуюся на троне по стечению обстоятельств. Самой добровольно вакцинироваться, наследника привить — очень смелое решение для все еще довольно мрачного столетия. Вполне в духе императрицы, переписывающейся с Вольтером.
«Царская прививка» выходит уже немного не ко времени — ее посылы особенно уместно смотрелись бы в разгар вакцинации от коронавирусной инфекции. От прошедшего периода в сюжет перебрались ироничные реплики: вот, мол, у англосаксов от прививок люди умирают (продолжение новостных сюжетов о вреде американской Pfizer). Остается только воображать, какой бы яркий получился сюжетный поворот, если бы в эфире «России-1» сначала привилась Екатерина Великая, а потом, в новостях, президент — это был бы настоящий алмаз «Орлов», инкрустированный в отечественную систему смыслотворчества. Но задним умом все горазды: в момент пандемии сериал существовал разве что в проекте и делался он уже «по следам» ковидного периода. Мысль о важности прививок не то чтобы сильно с того момента притупилась. Неслучайно сериал ВГТРК выпускают в момент ежегодной эпидемии гриппа и каких-то других таинственных простуд, которые эпидемиологи пока что не смогли идентифицировать. И, что особенно важно, в момент «вакцинного кризиса»: граждане явно не очень доверяют национальной системе здравоохранения и ставить себе лишние уколы не хотят.

На вопрос «Почему россияне не любят медицинские иголки?» в «Царской прививке» дан ответ очень в духе времени: постарались «вражьи голоса», и не только внешние. Верхние эшелоны власти смотрят на относительно новое изобретение с консервативным скепсисом, предпочитая не ломать то, что работает — никто не отменял извечное «как бы чего не случилось». А сам народ в сериале — простые крестьяне, не испорченные науками — предпочитает искать спасения не в медицине, а в сектантстве: в лесу близ Петербурга, прямо под носом императрицы, обретается таинственный пророк Дарий (Евгений Антропов
), вот он молитвой любой хворь излечивает. Веру в таинственного лесного жителя не могут сломать ни тишайший батюшка (Юрий Кузнецов
), ни тем более развернутый графом Бельским госпиталь, куда вывозят захворавших со всей округи. Если найдут — заразившихся родные предпочитают прятать, лишь бы не сдавать на руки санитарам. Сценаристы намекают, что от эпохи Екатерины до «Аритмии» и, тем более, «Дыхания», ничего кардинальным образом в умах не поменялось. Только больничные палаты все же стали выглядеть опрятнее.


Читать:
Про героев и людей: рецензия на фильм Романа Каримова «Дыхание»


И вполне в духе тотальной политики «родины слонов», приглашенный в Россию по личному указу императрицы британский доктор не может и шагу ступить без российского коллеги: Димсдейла все норовят облапошить, выставить его исследования шарлатанством, а если народ попроще — так и вообще побить. С этим во вселенной «Царской прививки» просто: от укола до погрома — один шаг. Добрым словом поминается Ломоносов, который залетным иноязычным умникам спуску не давал, а сразу ровнял зубы, если пытаются кого-то учить. Идея извечного отечественного «импортозамещения» — это ведь, выходит, тоже про нее Михайло Сергеевич писал в оде Елизавете Петровне, про «платонов» и «невтонов» — удивительно важна для костюмной мелодрамы, в которой перерывы между ликбезом по эпидемиологии все еще традиционно сдобрены делами сердечными. Несмотря на занятость на фронтах государственном и амурном, Екатерина Великая нашла время и смелость сделать прививку. Полежала денек с «побочками», и дальше отправилась править государством, на радость народу и страх врагам. А чем мы, собственно, хуже?
Сериал «Царская прививка» с 23 ноября на платформе «Смотрим».
Максим Гревцев

23 ноября на онлайн-платформе «Смотрим» (ВГТРК) выложили все восемь эпизодов сериала «Царская прививка» — исторической драмы о первом в России опыте вакцинации населения в период эпидемии. Сюжет из школьного учебника: в октябре 1768 года императрица Екатерина II (Ирина Пегова ) решила привиться от оспы, подав личный пример подданным. Но в России (выходит, издревле так повелось?) медицинские кампании — дело сугубо политическое, поэтому вокруг нововведения тут же расцветают придворные интриги, готовится новый дворцовый переворот. Сериал от режиссера «Кровавой барыни» и «Шаляпина» Егора Анашкина из вежливости прикидывается костюмной мелодрамой, но сразу ясно: через предания старины «Царская прививка» полемизирует с современниками, испугавшимися уколов. Шестидесятые годы XVIII века. Императрица Екатерина Алексеевна (Пегова) мается на карантине в Царском селе. Вокруг монаршей резиденции бушует эпидемия оспы, список жертв болезни идет на сотни тысяч. В Екатерининском дворце тоже все приметы времени налицо: приближенные старательно соблюдают режим социального дистанцирования, избегают контактов с потенциальными заболевшими без шелковых перчаток (какие времена — такие и СИЗы). Психическое состояние в условиях царской самоизоляции уже начинает шататься: в царице просыпается несвойственная ей ипохондрия, граф Орлов (Сергей Марин ) заводит разговоры только о женитьбе и карточном долге, который ему никак не выплатит один пропавший корнет (зацикленность фаворита на этой теме еще сыграет роль в сюжете). Наследник престола, молодой Павел (Алексей Батанин ), донимает матушку вопросами престолонаследия — ему не терпится поскорее стать императором. Понятно, что хотелки малолетнего цесаревича возникли не просто так, а с подачи наставника Никиты Панина (Филипп Янковский ), который ведет свою игру и очень хочет получить преференции от смены власти. А нашествие оспы — это ведь не только катастрофа, но и новые возможности, которыми грех не воспользоваться. Читать: Главное, чтобы корона сидела: 10 актрис в роли Екатерины Великой Через военно-санитарные кордоны Царского села с легкостью пробирается вернувшаяся из заграницы графиня Большакова (Светлана Смирнова-Кацагаджиева ) — роковая интриганка, тоже мечтающая своротить Екатерину с престола. А вот графу Бельскому (Антон Денисенко ), несмотря на все усилия, добиться аудиенции вечно не удается: его, врача с образованием Московского университета, до императрицы не допускают, потому что официального приглашения нет, да и царские чиновники относятся к выскочке с нескрываемым презрением. А ведь у Бельского для императрицы есть ценнейшие данные о том, как остановить распространение оспы в империи. Оказывается, в Азии практикуют «народное прививание» — потому и не болеют. Если взять старые методы, да еще и подкрепить их методиками британца Фомы Димсдейла (Петар Зекавица ), то можно навсегда избавить страну от заразы. Но кто будет слушать врача-недоучку из непрестижного московского универа, когда у императрицы полна горница советников со всего мира, и все твердят в один голос: прививки — зло. Аргументы против вакцинации населения циничны, но небезосновательны: безопасность метода все еще не подтверждена, и даже пара случайных смертей превратит Екатерину в царицу-отравительницу. Сейчас мрут, но грешат на оспу — после прививки тоже мереть будут, но вина уже будет переложена на вас, Величество. Здравоохранение, как ни странно, тоже является частью политического пиара, и если спасение народа сопряжено с имиджевыми рисками, то пусть этот народ как-нибудь там сам с болезнями разбирается. И в этом кроется вполне реальный исторический подвиг Екатерины, легитимизировавший ее в истории как русского правителя, а не залетную немку, оказавшуюся на троне по стечению обстоятельств. Самой добровольно вакцинироваться, наследника привить — очень смелое решение для все еще довольно мрачного столетия. Вполне в духе императрицы, переписывающейся с Вольтером. «Царская прививка» выходит уже немного не ко времени — ее посылы особенно уместно смотрелись бы в разгар вакцинации от коронавирусной инфекции. От прошедшего периода в сюжет перебрались ироничные реплики: вот, мол, у англосаксов от прививок люди умирают (продолжение новостных сюжетов о вреде американской Pfizer). Остается только воображать, какой бы яркий получился сюжетный поворот, если бы в эфире «России-1» сначала привилась Екатерина Великая, а потом, в новостях, президент — это был бы настоящий алмаз «Орлов», инкрустированный в отечественную систему смыслотворчества. Но задним умом все горазды: в момент пандемии сериал существовал разве что в проекте и делался он уже «по следам» ковидного периода. Мысль о важности прививок не то чтобы сильно с того момента притупилась. Неслучайно сериал ВГТРК выпускают в момент ежегодной эпидемии гриппа и каких-то других таинственных простуд, которые эпидемиологи пока что не смогли идентифицировать. И, что особенно важно, в момент «вакцинного кризиса»: граждане явно не очень доверяют национальной системе здравоохранения и ставить себе лишние уколы не хотят. На вопрос «Почему россияне не любят медицинские иголки?» в «Царской прививке» дан ответ очень в духе времени: постарались «вражьи голоса», и не только внешние. Верхние эшелоны власти смотрят на относительно новое изобретение с консервативным скепсисом, предпочитая не ломать то, что работает — никто не отменял извечное «как бы чего не случилось». А сам народ в сериале — простые крестьяне, не испорченные науками — предпочитает искать спасения не в медицине, а в сектантстве: в лесу близ Петербурга, прямо под носом императрицы, обретается таинственный пророк Дарий (Евгений Антропов ), вот он молитвой любой хворь излечивает. Веру в таинственного лесного жителя не могут сломать ни тишайший батюшка (Юрий Кузнецов ), ни тем более развернутый графом Бельским госпиталь, куда вывозят захворавших со всей округи. Если найдут — заразившихся родные предпочитают прятать, лишь бы не сдавать на руки санитарам. Сценаристы намекают, что от эпохи Екатерины до «Аритмии» и, тем более, «Дыхания», ничего кардинальным образом в умах не поменялось. Только больничные палаты все же стали выглядеть опрятнее. Читать: Про героев и людей: рецензия на фильм Романа Каримова «Дыхание» И вполне в духе тотальной политики «родины слонов», приглашенный в Россию по личному указу императрицы британский доктор не может и шагу ступить без российского коллеги: Димсдейла все норовят облапошить, выставить его исследования шарлатанством, а если народ попроще — так и вообще побить. С этим во вселенной «Царской прививки» просто: от укола до погрома — один шаг. Добрым словом поминается Ломоносов, который залетным иноязычным умникам спуску не давал, а сразу ровнял зубы, если пытаются кого-то учить. Идея извечного отечественного «импортозамещения» — это ведь, выходит, тоже про нее Михайло Сергеевич писал в оде Елизавете Петровне, про «платонов» и «невтонов» — удивительно важна для костюмной мелодрамы, в которой перерывы между ликбезом по эпидемиологии все еще традиционно сдобрены делами сердечными. Несмотря на занятость на фронтах государственном и амурном, Екатерина Великая нашла время и смелость сделать прививку. Полежала денек с «побочками», и дальше отправилась править государством, на радость народу и страх врагам. А чем мы, собственно, хуже? Сериал «Царская прививка» с 23 ноября на платформе «Смотрим». Максим Гревцев

Понравилось:
Автор: Трофим
Комментариев: 0




В Царском селе завершаются съемки «Царской
11.12.22, 11:30
«Царская прививка» с Ириной Пеговой и
25.11.23, 11:30
Ирина Пегова рассказала о своём
19.09.19, 22:00
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle

Надо знать.

Биография Ларисы Лужиной -
Биография Ларисы Лужиной Детство Ларисы Лужиной Родной город актрисы – Ленинград (Санкт-Петербург), где она родилась и жила со своей семьёй. Девочка находилась в городе, когда началась страшная блокада. За это время погибла её старшая сестра, умер от голода и ран папа, не вынесла голода бабушка.  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика