Не верь в хюгге: «Девушка с иглой» — эффектный скандинавский фильм, претендующий на «Оскар» - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

Не верь в хюгге: «Девушка с иглой» — эффектный скандинавский фильм, претендующий на «Оскар» - «Рецензии»

07.02.25, 11:30

В международный цифровой прокат вышла «Девушка с иглой
Не верь в хюгге: «Девушка с иглой» — эффектный скандинавский фильм, претендующий на «Оскар» - «Рецензии»
» Магнуса фон Хорна
— фильм, наделавший шуму на Каннском кинофестивале, а теперь претендующий на «Оскар» за лучший иностранный фильм. Алексей Филиппов погрузился в мрачную атмосферу начала XX века, чтобы разобраться, чем шокирует и завораживает эта скандинавская драма.


Примерно 1918 год. Первая мировая близится к завершению. В Копенгагене — столице выбравшей нейтралитет Дании — работает швеей Каролина (Виктория Кармен Сонне
). Супруг Петер (Бесир Зецири
) пропал без вести, получив ранение на фронте; возможно, воевал за Германию как уроженец Ютландии. Из прежней квартиры выселяют за долги, в новой (за 15 крон в неделю) протекает крыша, а нужду предлагают справлять в ведро. Надежду на лучшую жизнь дарит служебный роман с управляющим фабрики — статным хромоногим Йоргеном (Йоахим Фьелструп
). Вскоре Каролина беременеет и уже рассчитывает на свадьбу, но снова водоворот неудач тянет её на дно: сначала объявляется Петер, скрывающий под маской обезображенное ранением лицо, затем баронесса (Бенедикте Хансен
), мать Йоргена, запрещает отпрыску жениться на простолюдинке. Тогда-то отчаявшаяся женщина и знакомится со строгой Дагмар Оверблю (Трине Дюрхольм
), которая обещает пристроить ребенка, как только Каролина выносит дочь. У той, разумеется, тоже есть страшные тайны.


Читать
Темница плоти: рецензию на созвучный фильм «Одержимая»



Не считая гипнотической прелюдии, собирающей воедино гримасы всех персонажей, «Девушка с иглой
» начинается и заканчивается сценой умывания. Каролина нервозно скоблит руки, протирает шею и освежает подмышки, будто стремясь от чего-то очиститься. Можно подумать, что от тяжелых мыслей или жестоких деяний — хотя «Водой грехов не смоешь», как писали Стругацкие в «Трудно быть Богом». В действительности дурных поступков за женщиной (поначалу) не водится — просто добрая, как вскоре выяснится, душа отягощена бренным телом. Его нужно мыть и кормить, содержать в тепле и наряжать — фабрика, где работает Каролина, занимается пошивом военной униформы, пока на нее был повышенный спрос.

Шведский режиссер Магнус фон Хорн
вновь исследует нетерпимость к плоти: пять лет назад он снял «Красотку
» — сдержанную версию «Субстанции
», где показаны метания фитнес-блогерки (Магдалена Колесник
), зажатой между объективацией и диктатурой лайков, социальными ожиданиями и жаждой человеческого тепла. В новом фильме, покорившем зрителей Каннского фестиваля (пускай и без наград), картина еще мрачнее. Беременная небогатая женщина оказывается в одном ряду с цирковыми «фриками» и ветеранами, чьи глубокие раны, физические и душевные, оставляют общество равнодушным, словно обычная травма на производстве. Многие солдаты Первой мировой войны столкнулись с тем, что их служба на родине оказалась никому не нужна.


Читать
Чудовище убила красота: рецензия на «Субстанцию», номинированную на 5 «Оскаров»



Фабричный первый акт подчеркивает утилитарное отношение к физической оболочке: так в фильме Ларисы Садиловой
«С любовью, Лиля
» куриные тушки на птицефабрике рифмовались с незавидной долей героини и вообще местных жительниц. Каролина же, по фон Хорну, подобна игле, которая может сломаться о грубый материал кителя. Нужно быть осторожнее, ворчит начальник, но вообще её легко заменить — нет недостатка в желающих заработать хоть что-то. Впрочем, название отсылает не к профессии девушки, но металлическому стержню, которым она пробует сделать в бане аборт, где и знакомится с деловитой Овербю и её дочерью Эреной (Ава Нокс Мартин
). В действительности у Дагмар — возможно, крупнейшей серийной убийцы Дании — был еще и сын, но его режиссер с соавторкой Лине Лангебек Кнудсен
решили вынести за скобки, чтобы не перегружать историю.

Мир фильма и так наваливается на смотрящих плотной, местами как в «Трудно быть Богом
» Германа
, визуализацией безнадеги. Отстраненный черно-белый видеоряд с глубокими, иногда до бездны, тенями у каннской публики вызвал ассоциации с немецким экспрессионизмом, хотя для послевоенной Дании, где уже задавал тон Карл Теодор Дрейер
, подобная контузия мировоссприятия, вероятно, была не так актуальна. Вдобавок фон Хорн игнорирует фирменные черты направления, вроде диких ракурсов, будничной сюрреальности и субъективной камеры.


Слушать
Подкаст об инди-драме «Никогда, редко, иногда, всегда»



В те редкие моменты, когда многообещающий оператор Михал Дымек
Настоящая боль
») отступает от хирургической строгости, крупным планом возникает глаз Каролины, а не ракурс её субъективного взгляда. Если пропустить очевидные аналогии, вроде Дрейера и Бергмана
(зловещий «хоровод» лиц напоминает вступление к «Персоне
»), то оптика фильма близка к апокалиптическому кинематографу Белы Тарра
. В его «Гармонии Веркмейстера
» камера столь же завороженно взглядывалась в зрачок кита, пока мир вокруг мчался в тартарары. «Девушка с иглой» куда более сдержанное и эмпатичное высказывание — недаром режиссер именует его «сказкой для взрослых», а самое жуткое оставляет за кадром (хотя не обходится без душераздирающих сцен в шапито или ночных кошмарах).

Адище фон Хорна буднично, как в схожих историях Майка Ли
Вера Дрейк
») и Кристиана Мунджиу
4 месяца, 3 недели и 2 дня
»). Оно лишено провокаций фон Триера
, с которым шведского режиссера тут же начали сравнивать, и космической поэзии Тарра, хрупкой субъективности «Никогда, редко, иногда, всегда
» Элизы Хиттман
и болезненного морока недавней «Одержимой
», где тандем Фиала
-Франц
описывал другую ужасающую страницу из быта женщин Скандинавии и Центральной Европы. «Девушка с иглой» умно придумана, но порой излишне рассудочна, а потому неизбежно ведет не к оглушающему многоточию, но подобию хеппи-энда — насколько это возможно в столь мрачных тонах. Как декламирует Овербю, мир ужасен. Особенно когда женщине запрещают распоряжаться своим телом, а любую инаковость гонят с глаз долой. И всё же Дагмар верит, что можно помогать другим, пускай и в извращенном, согласно законам момента, смысле. И это убеждение она передает Каролине, а фон Хорн — всем нам. Кто услышал — молодец.
«Девушка с иглой». Трейлер с английскими субтитрами
Алексей Филиппов

В международный цифровой прокат вышла «Девушка с иглой » Магнуса фон Хорна — фильм, наделавший шуму на Каннском кинофестивале, а теперь претендующий на «Оскар» за лучший иностранный фильм. Алексей Филиппов погрузился в мрачную атмосферу начала XX века, чтобы разобраться, чем шокирует и завораживает эта скандинавская драма. Примерно 1918 год. Первая мировая близится к завершению. В Копенгагене — столице выбравшей нейтралитет Дании — работает швеей Каролина (Виктория Кармен Сонне ). Супруг Петер (Бесир Зецири ) пропал без вести, получив ранение на фронте; возможно, воевал за Германию как уроженец Ютландии. Из прежней квартиры выселяют за долги, в новой (за 15 крон в неделю) протекает крыша, а нужду предлагают справлять в ведро. Надежду на лучшую жизнь дарит служебный роман с управляющим фабрики — статным хромоногим Йоргеном (Йоахим Фьелструп ). Вскоре Каролина беременеет и уже рассчитывает на свадьбу, но снова водоворот неудач тянет её на дно: сначала объявляется Петер, скрывающий под маской обезображенное ранением лицо, затем баронесса (Бенедикте Хансен ), мать Йоргена, запрещает отпрыску жениться на простолюдинке. Тогда-то отчаявшаяся женщина и знакомится со строгой Дагмар Оверблю (Трине Дюрхольм ), которая обещает пристроить ребенка, как только Каролина выносит дочь. У той, разумеется, тоже есть страшные тайны. Читать Темница плоти: рецензию на созвучный фильм «Одержимая» Не считая гипнотической прелюдии, собирающей воедино гримасы всех персонажей, «Девушка с иглой » начинается и заканчивается сценой умывания. Каролина нервозно скоблит руки, протирает шею и освежает подмышки, будто стремясь от чего-то очиститься. Можно подумать, что от тяжелых мыслей или жестоких деяний — хотя «Водой грехов не смоешь», как писали Стругацкие в «Трудно быть Богом». В действительности дурных поступков за женщиной (поначалу) не водится — просто добрая, как вскоре выяснится, душа отягощена бренным телом. Его нужно мыть и кормить, содержать в тепле и наряжать — фабрика, где работает Каролина, занимается пошивом военной униформы, пока на нее был повышенный спрос. Шведский режиссер Магнус фон Хорн вновь исследует нетерпимость к плоти: пять лет назад он снял «Красотку » — сдержанную версию «Субстанции », где показаны метания фитнес-блогерки (Магдалена Колесник ), зажатой между объективацией и диктатурой лайков, социальными ожиданиями и жаждой человеческого тепла. В новом фильме, покорившем зрителей Каннского фестиваля (пускай и без наград), картина еще мрачнее. Беременная небогатая женщина оказывается в одном ряду с цирковыми «фриками» и ветеранами, чьи глубокие раны, физические и душевные, оставляют общество равнодушным, словно обычная травма на производстве. Многие солдаты Первой мировой войны столкнулись с тем, что их служба на родине оказалась никому не нужна. Читать Чудовище убила красота: рецензия на «Субстанцию», номинированную на 5 «Оскаров» Фабричный первый акт подчеркивает утилитарное отношение к физической оболочке: так в фильме Ларисы Садиловой «С любовью, Лиля » куриные тушки на птицефабрике рифмовались с незавидной долей героини и вообще местных жительниц. Каролина же, по фон Хорну, подобна игле, которая может сломаться о грубый материал кителя. Нужно быть осторожнее, ворчит начальник, но вообще её легко заменить — нет недостатка в желающих заработать хоть что-то. Впрочем, название отсылает не к профессии девушки, но металлическому стержню, которым она пробует сделать в бане аборт, где и знакомится с деловитой Овербю и её дочерью Эреной (Ава Нокс Мартин ). В действительности у Дагмар — возможно, крупнейшей серийной убийцы Дании — был еще и сын, но его режиссер с соавторкой Лине Лангебек Кнудсен решили вынести за скобки, чтобы не перегружать историю. Мир фильма и так наваливается на смотрящих плотной, местами как в «Трудно быть Богом » Германа , визуализацией безнадеги. Отстраненный черно-белый видеоряд с глубокими, иногда до бездны, тенями у каннской публики вызвал ассоциации с немецким экспрессионизмом, хотя для послевоенной Дании, где уже задавал тон Карл Теодор Дрейер , подобная контузия мировоссприятия, вероятно, была не так актуальна. Вдобавок фон Хорн игнорирует фирменные черты направления, вроде диких ракурсов, будничной сюрреальности и субъективной камеры. Слушать Подкаст об инди-драме «Никогда, редко, иногда, всегда» В те редкие моменты, когда многообещающий оператор Михал Дымек («Настоящая боль ») отступает от хирургической строгости, крупным планом возникает глаз Каролины, а не ракурс её субъективного взгляда. Если пропустить очевидные аналогии, вроде Дрейера и Бергмана (зловещий «хоровод» лиц напоминает вступление к «Персоне »), то оптика фильма близка к апокалиптическому кинематографу Белы Тарра . В его «Гармонии Веркмейстера » камера столь же завороженно взглядывалась в зрачок кита, пока мир вокруг мчался в тартарары. «Девушка с иглой» куда более сдержанное и эмпатичное высказывание — недаром режиссер именует его «сказкой для взрослых», а самое жуткое оставляет за кадром (хотя не обходится без душераздирающих сцен в шапито или ночных кошмарах). Адище фон Хорна буднично, как в схожих историях Майка Ли («Вера Дрейк ») и Кристиана Мунджиу («4 месяца, 3 недели и 2 дня »). Оно лишено провокаций фон Триера , с которым шведского режиссера тут же начали сравнивать, и космической поэзии Тарра, хрупкой субъективности «Никогда, редко, иногда, всегда » Элизы Хиттман и болезненного морока недавней «Одержимой », где тандем Фиала -Франц описывал другую ужасающую страницу из быта женщин Скандинавии и Центральной Европы. «Девушка с иглой» умно придумана, но порой излишне рассудочна, а потому неизбежно ведет не к оглушающему многоточию, но подобию хеппи-энда — насколько это возможно в столь мрачных тонах. Как декламирует Овербю, мир ужасен. Особенно когда женщине запрещают распоряжаться своим телом, а любую инаковость гонят с глаз долой. И всё же Дагмар верит, что можно помогать другим, пускай и в извращенном, согласно законам момента, смысле. И это убеждение она передает Каролине, а фон Хорн — всем нам. Кто услышал — молодец. «Девушка с иглой». Трейлер с английскими субтитрами Алексей Филиппов
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Понравилось:
Автор: Олег
Комментариев: 0



Алисия Викандер больше года не видела
04.09.17, 08:00
"Черная Пантера" рассчитывает на "Оскар" за
04.09.18, 13:10
Канны 2018: «Все знают» Асгара Фархади
05.04.18, 14:03

Надо знать.

Биография Евгения Кулика -
Биография Евгения Кулика Евгений Кулик – популярный российский телевизионный деятель, которому удалось прославиться благодаря отличному развитию своей команды КВН «Голоса». Парень всегда отличался особым чувством юмора и умело писал подходящие шутки. Именно из-за своего открытого и дружелюбного  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино. Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила. Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта. Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
    
 



Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» →   © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up