Фестиваль КРОК: Короткометражная анимация как площадка для экспериментов - «Интервью» » Всё о Шоу Бизнесе

Фестиваль КРОК: Короткометражная анимация как площадка для экспериментов - «Интервью»

02.10.19, 22:00




С 22 по 29 сентября в России прошел XXVI Международный фестиваль анимационных фильмов КРОК. Традиционно КРОК разворачивался на корабле, который всю неделю путешествовал по российским рекам: из Санкт-Петербурга в Москву через Кижи, Петрозаводск и Дубну. В программе фестиваля было представлено несколько десятков мультфильмов из разных стран. И здесь стоит добавить: мультфильмов короткометражных.
В названии фестиваля этого уточнения нет, потому что 30 лет назад, когда КРОК только появился на свет, анимационные фестивали показывали практически только короткометражные фильмы. И это не было случайностью: так уж сложилась история анимации – искусства дорогостоящего, сложного, трудоемкого, высокотехнологичного и – прямо скажем – непростого в продвижении. Нарисовать, слепить, «задвигать» что-нибудь из расчета 24 кадра в секунду – большая работа, поэтому, когда в 1930-х годах игровики уже вовсю снимали полнометражное кино, аниматоры едва освоились с короткометражками.

фото: "Большой бассейн"
Но техника и финансы – это только полбеды. Когда Уолт Дисней
Фестиваль КРОК: Короткометражная анимация как площадка для экспериментов - «Интервью»
загорелся идеей снять полнометражный мультфильм, многие думали, что он сошел с ума: кто же будет смотреть час рисованного кино с большого экрана? К счастью, Дисней снял не абы что, а «Белоснежку и семь гномов». Фильм имел успех у семейной аудитории и открыл для анимации дверь в «полнометражный формат». Тем не менее войти в эту дверь могли далеко не все: производство полнометражного мультфильма требовало столько сил, денег, времени и умений, что долгие годы оно оставалось в основном прерогативой Голливуда и стран с устойчивой господдержкой кинематографа (таких, как СССР, например).
В большинстве своем такие фильмы делались для детской аудитории и близко к диснеевской стилистике. И хотя в этом правиле, как и во всех остальных, существовало некоторое количество исключений, в общем и целом, полнометражная анимация ХХ века была скудна и лишена особенного разнообразия. А все самое интересное происходило в короткометражном жанре, который процветал в некоторых странах во многом за счет государственной поддержки. Именно такое кино показывали анимационные фестивали вроде Аннеси, Загреба, Хиросимы и Оттавы. А затем и КРОКа.

фото: "Молочники"
Ситуация начала меняться на рубеже веков. О том, что стало причиной анимационного бума, говорить стоит отдельно, сейчас же важно, что анимация начала вдруг развиваться, расширяться и умножаться в поистине геометрической прогрессии. Появилось множество полнометражных фильмов, сериалов, рекламных роликов, выполненных в самых разнообразных стилях, техниках и жанрах – и вдруг из короля анимационной жизни короткий метр превратился всего лишь в один из жанров. И в не самый, прямо скажем, востребованный.
Поначалу казалось, что в прекрасное будущее короткий метр вступит наравне с индустриальными форматами: благо почти одновременно с анимационным бумом появилась великолепная площадка для дистрибуции под названием Интернет, которая позволяла обходить упрямых прокатчиков, не желавших иметь дело с «семечками». Увы, надежды на то, что короткий метр полюбится зрителю, не вполне оправдались. Конечно, отдельные фильмы набирают миллионы в Youtube, но сейчас уже очевидно: малые формы никак не сравнятся в популярности с масштабными многочасовыми эпопеями. Именно их жаждет массовый зритель, и будущее этой индустрии – вовсе не за коротким метром, а за крупными проектами, предлагающими зрителю мощное погружение в искусственные миры.

фото: "Маэстро"
Вне всякого сомнения, это «подкосило» короткометражный сектор анимации. Несмотря на то, что работ создается по-прежнему очень и очень много (на фестивальные селекции присылаются тысячи фильмов), амбициозные молодые люди все реже мечтают о карьере режиссеров-короткометражников. Большинство из них, сделав свой дипломный фильм (короткометражный, конечно) грезят о каком-нибудь громком ТВ-проекте.
К счастью, не только широким зрителем живо искусство. Может, романы в целом и популярнее короткого рассказа, но даже и поэзию никто пока не отменял. Так и короткометражная анимация, хоть и не сравнится с полным метром и сериалом по популярности и прибыльности (сейчас уже очевидно, что этого и вовсе не произойдет), умеет быть в определенных жанрах очень даже обаятельной, интересной и захватывающей.

фото: "Незабываемое"
Например, малая форма отлично подходит для жанра «анекдота» и абсурдистской комедии. Вот, например, фильм «Долгий поцелуй» – про двух охваченных страстью улиток, которые со всей своей улиточей прыти ползут друг к другу, чтобы слиться в экстазе. Или мультфильм «За кадром», который рассказывает про жизнь и страдания мультипликационного персонажа, преследуемого закадровым голосом. Или «Маэстро», все обаяние которого построено на сочетании комичных реалистичных зверей, собравшихся в стройный хор под управлением белки, и серьезной, пафосной музыки, которую они исполняют.
В анимационных анекдотах, впрочем, кроются иногда глубокие смыслы – как философские, так и социокультурные. Например, как в «Зеркальце» Галины Голубевой – короткометражке по рассказу Бориса Шергина о деревенских жителях, впервые увидевших зеркало. Можно счесть это пустячком, маленькой беззлобной сатирой на человеческое невежество. А можно разглядеть мощнейшую притчу про то, как человек подходит к миру с несовершенным мерилом своего знания.

фото: "Зеркальце"
Притча – один из любимейших жанров для анимационного короткого метра. Через визуальную метафору можно передать те образы и понятия, которые словами выразить куда сложнее. В «Пуповине» Александра Бубнова вообще нет слов: только образ матери, которая не обрезала пуповину, связывающую ее с сыном. И так, связанные неразрываемой нитью, они проживают свою нежную и в то же время разрушающую их жизни близость. Симбиотические отношения изображает и «Ручной» Кати Михеевой. Это история о человеке, которым управляет большая рука: заботливая и контролирующая одновременно.
Наравне с притчами популярен в коротком метре жанр «рассказы из семейной жизни». Например, про взаимоотношения с родителями: «Дочь» Дарьи Кащеевой – это печальная и трогательная повесть о дочерней любви и отцовской отстраненности. Стоя у отцовского одра, взрослая девушка вспоминает свои детские отношения с папой, тоскуя о том внимании и поддержке, которых он ей недодал, и осознавая одновременно, какая большая любовь их связывает.

фото: "Дочь"
Впрочем, не менее чем детско-родительские отношения, интересуют аниматоров проблемы старости и умственных заболеваний. Фильм Брюно Колле «Незабываемое» повествует о художнике, который теряет рассудок, и его жене, пытающейся быть рядом в этом сложном растекающемся мире. Фильм получил гран-при на фестивале КРОК, а до того был удостоен высшей награды на фестивале в Аннеси.
Довольно часто в анимационных короткометражках не столь важен сюжет, сколь атмосфера, которую создают режиссер и художник. Как в фильме «Ныряльщица», где вся история сводится к тому, что ныряльщица плохо себя чувствует, а большой массажист помогает ей «встать на ноги», расправляя ее помятое тело. Словами и не перескажешь, однако остроумное визуальное решение и какая-то странная, почти неуместная для происходящего нежность, задают фильму удивительную атмосферу. Вдруг из изящного формального этюда короткометражка превращается в анимационное хокку о поддержке и заботе.

фото: "Ныряльщица"
В последние годы крайне актуально в короткометражной анимации документальное направление. Начиналось оно с громких пронзительных историй о детском рабстве и домашнем насилии. Сейчас же большинство короткометражек, созданных по реальным рассказам, посвящены историям куда более частным и повседневно-неброским. Иногда это курьезы, как в фильме «Молочники» Алеши Рамон Бенерт и Мишель Бураковски, повествующем о женщине, продающей свое грудное молоко, и тех клиентах, которые его покупают. А иногда простые человеческие истории, как в фильме Евгении Жирковой «Будь здоров!», рассказывающем о любви, которая не встретила взаимности.
И, конечно, особое направление в короткометражном кино – это эксперимент. Пожалуй, нет ничего разнообразнее анимационного экспериментального кино. Оно бывает экспрессивно красивым, как пластилиновый фильм Вероники Соломон «Люби меня, бойся меня». Или забавно-абсурдное, как «Движения» Чон Дахэ. Или поэтически-философское, как «Шесть» китайских режиссеров Чэнь Си и Ань Сюй.

фото: "Люби меня, бойся меня"
Хотя можно ли выделить «эксперимент» как отдельный жанр в анимационных короткометражках? В каком-то смысле эксперимент – это почти фундаментальная основа анимационного короткометражного направления. Иногда экспериментальность того или иного фильма бросается в глаза, потому что никто ничего не понял и вообще на экран смотреть не хотелось. В других случаях экспериментальность, художественный поиск скрываются между строк: необычный ритм, странная графика, непривычный сторителлинг. Все это создает магию короткого кино, которое зачастую похоже на заархивированный файл: скачивается за 5-10 минут, а потом еще долго разворачивается в сознании, превращаясь в по-настоящему большое кино.
По мере умножения анимационного кино в целом, дающего возможность каждому выбирать свое и реализовывать даже авторские эстетики и высказывания в более масштабных вариантах, специфика короткого метра как формата обозначается все более отчетливо и ясно. И остается только надеяться, что со временем сформируются по-настоящему яркие и хорошие площадки для этого направления, которые помогут широкому зрителю оценить и полюбить короткометражку также, как полнометражные фильмы и сериалы.
Мария Терещенко

С 22 по 29 сентября в России прошел XXVI Международный фестиваль анимационных фильмов КРОК. Традиционно КРОК разворачивался на корабле, который всю неделю путешествовал по российским рекам: из Санкт-Петербурга в Москву через Кижи, Петрозаводск и Дубну. В программе фестиваля было представлено несколько десятков мультфильмов из разных стран. И здесь стоит добавить: мультфильмов короткометражных. В названии фестиваля этого уточнения нет, потому что 30 лет назад, когда КРОК только появился на свет, анимационные фестивали показывали практически только короткометражные фильмы. И это не было случайностью: так уж сложилась история анимации – искусства дорогостоящего, сложного, трудоемкого, высокотехнологичного и – прямо скажем – непростого в продвижении. Нарисовать, слепить, «задвигать» что-нибудь из расчета 24 кадра в секунду – большая работа, поэтому, когда в 1930-х годах игровики уже вовсю снимали полнометражное кино, аниматоры едва освоились с короткометражками. фото: "Большой бассейн" Но техника и финансы – это только полбеды. Когда Уолт Дисней загорелся идеей снять полнометражный мультфильм, многие думали, что он сошел с ума: кто же будет смотреть час рисованного кино с большого экрана? К счастью, Дисней снял не абы что, а «Белоснежку и семь гномов». Фильм имел успех у семейной аудитории и открыл для анимации дверь в «полнометражный формат». Тем не менее войти в эту дверь могли далеко не все: производство полнометражного мультфильма требовало столько сил, денег, времени и умений, что долгие годы оно оставалось в основном прерогативой Голливуда и стран с устойчивой господдержкой кинематографа (таких, как СССР, например). В большинстве своем такие фильмы делались для детской аудитории и близко к диснеевской стилистике. И хотя в этом правиле, как и во всех остальных, существовало некоторое количество исключений, в общем и целом, полнометражная анимация ХХ века была скудна и лишена особенного разнообразия. А все самое интересное происходило в короткометражном жанре, который процветал в некоторых странах во многом за счет государственной поддержки. Именно такое кино показывали анимационные фестивали вроде Аннеси, Загреба, Хиросимы и Оттавы. А затем и КРОКа. фото: "Молочники" Ситуация начала меняться на рубеже веков. О том, что стало причиной анимационного бума, говорить стоит отдельно, сейчас же важно, что анимация начала вдруг развиваться, расширяться и умножаться в поистине геометрической прогрессии. Появилось множество полнометражных фильмов, сериалов, рекламных роликов, выполненных в самых разнообразных стилях, техниках и жанрах – и вдруг из короля анимационной жизни короткий метр превратился всего лишь в один из жанров. И в не самый, прямо скажем, востребованный. Поначалу казалось, что в прекрасное будущее короткий метр вступит наравне с индустриальными форматами: благо почти одновременно с анимационным бумом появилась великолепная площадка для дистрибуции под названием Интернет, которая позволяла обходить упрямых прокатчиков, не желавших иметь дело с «семечками». Увы, надежды на то, что короткий метр полюбится зрителю, не вполне оправдались. Конечно, отдельные фильмы набирают миллионы в Youtube, но сейчас уже очевидно: малые формы никак не сравнятся в популярности с масштабными многочасовыми эпопеями. Именно их жаждет массовый зритель, и будущее этой индустрии – вовсе не за коротким метром, а за крупными проектами, предлагающими зрителю мощное погружение в искусственные миры. фото: "Маэстро" Вне всякого сомнения, это «подкосило» короткометражный сектор анимации. Несмотря на то, что работ создается по-прежнему очень и очень много (на фестивальные селекции присылаются тысячи фильмов), амбициозные молодые люди все реже мечтают о карьере режиссеров-короткометражников. Большинство из них, сделав свой дипломный фильм (короткометражный, конечно) грезят о каком-нибудь громком ТВ-проекте. К счастью, не только широким зрителем живо искусство. Может, романы в целом и популярнее короткого рассказа, но даже и поэзию никто пока не отменял. Так и короткометражная анимация, хоть и не сравнится с полным метром и сериалом по популярности и прибыльности (сейчас уже очевидно, что этого и вовсе не произойдет), умеет быть в определенных жанрах очень даже обаятельной, интересной и захватывающей. фото: "Незабываемое" Например, малая форма отлично подходит для жанра «анекдота» и абсурдистской комедии. Вот, например, фильм «Долгий поцелуй» – про двух охваченных страстью улиток, которые со всей своей улиточей прыти ползут друг к другу, чтобы слиться в экстазе. Или мультфильм «За кадром», который рассказывает про жизнь и страдания мультипликационного персонажа, преследуемого закадровым голосом. Или «Маэстро», все обаяние которого построено на сочетании комичных реалистичных зверей, собравшихся в стройный хор под управлением белки, и серьезной, пафосной музыки, которую они исполняют. В анимационных анекдотах, впрочем, кроются иногда глубокие смыслы – как философские, так и социокультурные. Например, как в «Зеркальце» Галины Голубевой – короткометражке по рассказу Бориса Шергина о деревенских жителях, впервые увидевших зеркало. Можно счесть это пустячком, маленькой беззлобной сатирой на человеческое невежество. А можно разглядеть мощнейшую притчу про то, как человек подходит к миру с несовершенным мерилом своего знания. фото: "Зеркальце" Притча – один из любимейших жанров для анимационного короткого метра. Через визуальную метафору можно передать те образы и понятия, которые словами выразить куда сложнее. В «Пуповине» Александра Бубнова вообще нет слов: только образ матери, которая не обрезала пуповину, связывающую ее с сыном. И так, связанные неразрываемой нитью, они проживают свою нежную и в то же время разрушающую их жизни близость. Симбиотические отношения изображает и «Ручной» Кати Михеевой. Это история о человеке, которым управляет большая рука: заботливая и контролирующая одновременно. Наравне с притчами популярен в коротком метре жанр «рассказы из семейной жизни». Например, про взаимоотношения с родителями: «Дочь» Дарьи Кащеевой – это печальная и трогательная повесть о дочерней любви и отцовской отстраненности. Стоя у отцовского одра, взрослая девушка вспоминает свои детские отношения с папой, тоскуя о том внимании и поддержке, которых он ей недодал, и осознавая одновременно, какая большая любовь их связывает. фото: "Дочь" Впрочем, не менее чем детско-родительские отношения, интересуют аниматоров проблемы старости и умственных заболеваний. Фильм Брюно Колле «Незабываемое» повествует о художнике, который теряет рассудок, и его жене, пытающейся быть рядом в этом сложном растекающемся мире. Фильм получил гран-при на фестивале КРОК, а до того был удостоен высшей награды на фестивале в Аннеси. Довольно часто в анимационных короткометражках не столь важен сюжет, сколь атмосфера, которую создают режиссер и художник. Как в фильме «Ныряльщица», где вся история сводится к тому, что ныряльщица плохо себя чувствует, а большой массажист помогает ей «встать на ноги», расправляя ее помятое тело. Словами и не перескажешь, однако остроумное визуальное решение и какая-то странная, почти неуместная для происходящего нежность, задают фильму удивительную атмосферу. Вдруг из изящного формального этюда короткометражка превращается в анимационное хокку о поддержке и заботе. фото: "Ныряльщица" В последние годы крайне актуально в короткометражной анимации документальное направление. Начиналось оно с громких пронзительных историй о детском рабстве и домашнем насилии. Сейчас же большинство короткометражек, созданных по реальным рассказам, посвящены историям куда более частным и повседневно-неброским. Иногда это курьезы, как в фильме «Молочники» Алеши Рамон Бенерт и Мишель Бураковски, повествующем о женщине, продающей свое грудное молоко, и тех клиентах, которые его покупают. А иногда простые человеческие истории, как в фильме Евгении Жирковой «Будь здоров!», рассказывающем о любви, которая не встретила взаимности. И, конечно, особое направление в короткометражном кино – это эксперимент. Пожалуй, нет ничего разнообразнее анимационного экспериментального кино. Оно бывает экспрессивно красивым, как пластилиновый фильм Вероники Соломон «Люби меня, бойся меня». Или забавно-абсурдное, как «Движения» Чон Дахэ. Или поэтически-философское, как «Шесть» китайских режиссеров Чэнь Си и Ань Сюй. фото: "Люби меня, бойся меня" Хотя можно ли выделить «эксперимент» как отдельный жанр в анимационных короткометражках? В каком-то смысле эксперимент – это почти фундаментальная основа анимационного короткометражного направления. Иногда экспериментальность того или иного фильма бросается в глаза, потому что никто ничего не понял и вообще на экран смотреть не хотелось. В других случаях экспериментальность, художественный поиск скрываются между строк: необычный ритм, странная графика, непривычный сторителлинг. Все это создает магию короткого кино, которое зачастую похоже на заархивированный файл: скачивается за 5-10 минут, а потом еще долго разворачивается в сознании, превращаясь в по-настоящему большое кино. По мере умножения анимационного кино в целом, дающего возможность каждому выбирать свое и реализовывать даже авторские эстетики и высказывания в более масштабных вариантах, специфика короткого метра как формата обозначается все более отчетливо и ясно. И остается только надеяться, что со временем сформируются по-настоящему яркие и хорошие площадки для этого направления, которые помогут широкому зрителю оценить и полюбить короткометражку также, как полнометражные фильмы и сериалы. Мария Терещенко

Понравилось:
Автор: Baker
Комментариев: 0




Подведены итоги анимационного фестиваля
08.10.18, 22:00
На фестивале «КРОК» отметят юбилеи
27.09.18, 22:00
«Пиратская школа» - единственный российский
06.04.18, 07:40
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle

Надо знать.

Биография Эвана Питерса -
Биография Эвана Питерса Детство и семья Эвана Питерса Эван (полное имя Эван Томас Питерс) родился в семье Фила и Джулии Питерсов в январе 1987 года. В семье росло три ребенка: кроме Эвана его брат Эндрю и сестра Мишель. Отец мальчика – вице-президент фонда Чарльза Стюарта Мотта. Фонд содействует  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика