Канны 2018: «Пепел – самый чистый белый» - искусство наступать на одни и те же грабли
11 мая в рамках основного конкурса 71-го Каннского международного кинофестиваля показали новую работу одного из самых значительных современных китайских режиссеров Цзя Чжанкэ – драму «Пепел – самый чистый белый», снятую в копродукции Китая, Франции и Японии. Главную женскую роль в ленте исполнила муза и жена постановщика Чжао Тао, сотрудничество с ней кинематографист начал на своем программном фильме «Платформа», который был признан шедевром «шестого поколения» и стал названием экспериментальной секции кинофестиваля в Торонто.
События в новом фильме Чжанкэ охватывают период с 2001 по 2018 годы: время бурного экономического развития Китая. На их фоне разворачивается драматическая история главной героини. В одной из первых сцен она говорит: «Вулканический пепел — самый чистый белый. То, что горит при столь огромных температурах, должно быть чистым». Дальнейшие события показывают этот невероятно болезненный процесс горения внутренних ресурсов, позволяющих «выковать сталь» и отречься от слабостей. Но так ли все просто?
Танцовщица Цяо в драке, разгоревшейся между местными группировками, спасает любимого, бандита Бина. Для этого ей приходится взять в руки оружие, из-за чего девушку отправляют в тюрьму на пять лет. Первое, что делает Цяо после выхода на свободу – отправляется на поиски возлюбленного, ведь он не встретил ее у ворот тюрьмы. Впрочем, на Бина ее появление не производит никакого впечатления – чувства, которые он к ней испытывал (если и испытывал) давно угасли. У мужчины новая жизнь и новая женщина.
Так продолжается «жестокая история любви», как характеризует свою историю сам режиссер. Иногда кажется, будто начинаешь задыхаться от нехватки слов – их в фильме наперечет, и каждое – на вес золота. Но именно в этом и ценность речи в «Пепле». Для того, чтобы продолжать жить, Цяо должна услышать эти жестокие слова от Бина – что она ему больше не нужна. Только после того, как это происходит, «пепел» может начать «гореть» вновь.
Казалось бы, Цзя Чжанкэ мог бы придумать историю и драматичнее, и динамичнее – как-никак, в 2013 он уже получил в Каннах приз за лучший сценарий («Прикосновение греха»). Вместо этого он проделывает с героиней довольно предсказуемые трюки, заставляя ее наступать на одни и те же грабли. Однажды Бин вновь появляется на пороге ее дома, сидя в инвалидной коляске.
Казалось бы, куда банальнее? Но в этом и кроется задумка режиссера – в очередной раз (а зритель видел подобные истории на экране не единажды), но в собственной уникальной манере показать, что существует категория мужчин, которые вступают в союз с женщиной лишь по одной из трех причин: так удобнее всего, других вариантов на данный момент нет или никому другому он не нужен. А вот для чего такие отношения женщинам – это Чжанкэ предлагает решить зрителю (ибо рациональной причины в такой ситуации нет).
Все меняется, когда Бин побеждает недуг – мужчина, и ранее не отличавшийся особой верностью и надежностью, в прямом смысле «делает ноги», сообщая об этом героине «мужественным» способом – смс: «Я ухожу».
А Цяо предстоит вернуться к тому, чем она занимается уже долгие годы – продолжить «жечь пепел», ведь, похоже, это единственный способ понять, станет ли он когда-нибудь белым, или предел страданий, отведенный на долю героини, еще не исчерпан?
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Фаина Фардо[/u]