В программе «Кинотавра» показали фильм «Верность» Нигины Сайфуллаевой, укладывающийся в общий дискурс этого года: конфликт полов, трудные семейные отношения, измены и расставания, однако только эта картина, в отличие от всех прочих («Однажды в Трубчевске», «Давай разведемся», «Люби их всех», «Гроза», «Sheena667», «Троица» и множества короткометражек на эту тему) не разводит мужчин и женщин по баррикадам, не противопоставляет их друг другу, а ищет пути взаимопонимания. Екатерина Визгалова рассказывает, почему именно этот фильм заслуживает главный приз. Гинеколог Лена (Евгения Громова) подозревает мужа, артиста провинциального драмтеатра Сережу (Александр Паль) в романе с партнершей по сцене Катей (Марина Васильева), молча мучается и вздрагивает от вибраций его телефона, но ревности своей не выдает. Возможностью компенсировать неуверенность в браке и накопленные сомнения для нее становится секс со случайными мужчинами, один из которых (Павел Ворожцов) оказывается мужем ее пациентки и даже начинает ее преследовать.
Сосценаристом Нигины Сайфуллаевой на «Верности» вновь выступила талантище Любовь Мульменко, с которой режиссер работала и на дебютном полном метре «Как меня зовут», открывшем российскому кино актрису Александру Бортич. Фильм участвовал в конкурсной программе «Кинотавра-2014» и очаровывал девичьей свежестью и экранным воздухом, наполнявшими легкие до предела, до невозможности выдоха. Спустя время Нигина вышла замуж (за режиссера Михаила Местецкого), стала мамой, поработала на второй части альманаха «Про любовь» (первый получил гран-при «Кинотавра»-2015) и сериале «Детки» и теперь вернулась в конкурс с сольной картиной, спокойно и бесстрашно снимающей табу на секс и разговоры о женской чувственности в российском кино. В фильме много эротических сцен, даже жанр фильма определен как эротическая драма, причем впервые секс в нашем кино показывается таким, какой он есть. Близость выглядит естественной, нормальной, честной. Ощущается и деликатное и отношение к зрителю: эротика обусловлена драматургией и психологическим состоянием героев, она обезоружена и не вызывает чувство смущения и неловкости. Но не столько достоверная телесность делает «Верность» революционной работой, сколько ее спокойный и уверенный тон, в котором авторы говорят о значении сексуальной близости в жизни человека. В отличие от фильма «Интимные места» (2013) Алексея Чупова и Натальи Меркуловой, где впервые заговорили о сексе с экрана, но играючи и хохоча. Смех и хихиканье как незрелая реакция на собственное смущение и страх проявлялся и на показе «Верности», потому что мы не привыкли. Смех как защита от стресса – обычное состояние нервозного человека, зажатого в тесные рамки собственных представлений о стыде. А стыд – одна из ключевых характеристик нашего общества. Мы не умеем говорить о нем порой даже с теми, с кем спим. Как и не умеем говорить о своих проблемах, предпочитая отмести их в сторону, переключить тему, затолкать поглубже, с глаз долой.
Органичность «Верности» предопределена и тонко подобранным актерским составом, ведущая партия у Паля и Громовой, играющих семейную пару, в которой есть забота друг о друге, но нет секса. Акцент на персонаже Лены, которая в силу профессии видит вокруг множество счастливых женщин, а также наблюдает довольного мужа – хорошего парня, экстраверта, актера. Разрушительные споры ревности поселяются в душе и разрастаются, как раковая опухоль, понуждая ее лазить в незапароленный телефон Сережи, тайно следить за ним, совершать бессмысленные измены, уравновешивающие мнимый, выдуманный роман мужа. Чем больше времени проходит, тем сложнее женщине избавиться от этого чувства, и даже после разговора с Сережей она не застрахована от метастазов. «Ревность» – это первоначальное название картины, как оборотная сторона любви и верности, ключом которой служит супружеский секс. Заканчивается секс – заканчивается брак. И об этом тоже у нас не принято говорить. На втором плане – отличные Марина Васильева, Анна Котова, Павел Ворожцов, Алексей Агранович, персонаж которого, тоже гинеколог, признает превосходство женщин в некоторых вопросах, в частности, в его профессии. В герои фильма можно записать и беспокойное Балтийское море (фильм снимался в Калиниградской области), на пляжах которого происходит «нарушение общественного порядка с неустановленными лицами».
«Верность» – единственная картина на фестивале, которая наводит мосты в эпоху гендерных войн, не отрицая различий в психологии мужчин и женщин, а просто спокойно и обезоруживающе мудро давая женщине голос говорить о себе, своих проблемах, не принижая при этом ни себя, не вступая в оппозицию с мужчиной. Сможет ли оценить эту тональность и талант главным призом жюри под председательством Константина Хабенского, увидим очень скоро. Екатерина Визгалова
В программе «Кинотавра» показали фильм «Верность» Нигины Сайфуллаевой , укладывающийся в общий дискурс этого года: конфликт полов, трудные семейные отношения, измены и расставания, однако только эта картина, в отличие от всех прочих («Однажды в Трубчевске», «Давай разведемся», «Люби их всех», «Гроза», «Sheena667», «Троица» и множества короткометражек на эту тему) не разводит мужчин и женщин по баррикадам, не противопоставляет их друг другу, а ищет пути взаимопонимания. Екатерина Визгалова рассказывает, почему именно этот фильм заслуживает главный приз. Гинеколог Лена (Евгения Громова ) подозревает мужа, артиста провинциального драмтеатра Сережу (Александр Паль ) в романе с партнершей по сцене Катей (Марина Васильева ), молча мучается и вздрагивает от вибраций его телефона, но ревности своей не выдает. Возможностью компенсировать неуверенность в браке и накопленные сомнения для нее становится секс со случайными мужчинами, один из которых (Павел Ворожцов ) оказывается мужем ее пациентки и даже начинает ее преследовать. Сосценаристом Нигины Сайфуллаевой на «Верности» вновь выступила талантище Любовь Мульменко , с которой режиссер работала и на дебютном полном метре «Как меня зовут», открывшем российскому кино актрису Александру Бортич . Фильм участвовал в конкурсной программе «Кинотавра-2014» и очаровывал девичьей свежестью и экранным воздухом, наполнявшими легкие до предела, до невозможности выдоха. Спустя время Нигина вышла замуж (за режиссера Михаила Местецкого ), стала мамой, поработала на второй части альманаха «Про любовь» (первый получил гран-при «Кинотавра»-2015) и сериале «Детки» и теперь вернулась в конкурс с сольной картиной, спокойно и бесстрашно снимающей табу на секс и разговоры о женской чувственности в российском кино. В фильме много эротических сцен, даже жанр фильма определен как эротическая драма, причем впервые секс в нашем кино показывается таким, какой он есть. Близость выглядит естественной, нормальной, честной. Ощущается и деликатное и отношение к зрителю: эротика обусловлена драматургией и психологическим состоянием героев, она обезоружена и не вызывает чувство смущения и неловкости. Но не столько достоверная телесность делает «Верность» революционной работой, сколько ее спокойный и уверенный тон, в котором авторы говорят о значении сексуальной близости в жизни человека. В отличие от фильма «Интимные места» (2013) Алексея Чупова и Натальи Меркуловой , где впервые заговорили о сексе с экрана, но играючи и хохоча. Смех и хихиканье как незрелая реакция на собственное смущение и страх проявлялся и на показе «Верности», потому что мы не привыкли. Смех как защита от стресса – обычное состояние нервозного человека, зажатого в тесные рамки собственных представлений о стыде. А стыд – одна из ключевых характеристик нашего общества. Мы не умеем говорить о нем порой даже с теми, с кем спим. Как и не умеем говорить о своих проблемах, предпочитая отмести их в сторону, переключить тему, затолкать поглубже, с глаз долой. Органичность «Верности» предопределена и тонко подобранным актерским составом, ведущая партия у Паля и Громовой, играющих семейную пару, в которой есть забота друг о друге, но нет секса. Акцент на персонаже Лены, которая в силу профессии видит вокруг множество счастливых женщин, а также наблюдает довольного мужа – хорошего парня, экстраверта, актера. Разрушительные споры ревности поселяются в душе и разрастаются, как раковая опухоль, понуждая ее лазить в незапароленный телефон Сережи, тайно следить за ним, совершать бессмысленные измены, уравновешивающие мнимый, выдуманный роман мужа. Чем больше времени проходит, тем сложнее женщине избавиться от этого чувства, и даже после разговора с Сережей она не застрахована от метастазов. «Ревность» – это первоначальное название картины, как оборотная сторона любви и верности, ключом которой служит супружеский секс. Заканчивается секс – заканчивается брак. И об этом тоже у нас не принято говорить. На втором плане – отличные Марина Васильева , Анна Котова , Павел Ворожцов , Алексей Агранович , персонаж которого, тоже гинеколог, признает превосходство женщин в некоторых вопросах, в частности, в его профессии. В герои фильма можно записать и беспокойное Балтийское море (фильм снимался в Калиниградской области), на пляжах которого происходит «нарушение общественного порядка с неустановленными лицами». «Верность» – единственная картина на фестивале, которая наводит мосты в эпоху гендерных войн, не отрицая различий в психологии мужчин и женщин, а просто спокойно и обезоруживающе мудро давая женщине голос говорить о себе, своих проблемах, не принижая при этом ни себя, не вступая в оппозицию с мужчиной. Сможет ли оценить эту тональность и талант главным призом жюри под председательством Константина Хабенского , увидим очень скоро. Екатерина Визгалова