«Аутсайдеры — лучшие люди в мире»: «1000 дешевых зажигалок» освещают проблему подросткового насилия - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

«Аутсайдеры — лучшие люди в мире»: «1000 дешевых зажигалок» освещают проблему подросткового насилия - «Рецензии»

09.12.22, 11:32




В российский прокат выходит фильм «1000 дешевых зажигалок», рассказывающий о трагедии в одном российском техникуме, но без мрачного упоения «Политеха», «Слона» или «Класса». Алексей Филиппов рассказывает, каким получился этот скромный отечественный дебют.

Артем Горин (Павел Чернышев
«Аутсайдеры — лучшие люди в мире»: «1000 дешевых зажигалок» освещают проблему подросткового насилия - «Рецензии»
) и Костя Колокольников (Никита Плахотнюк
) — закадыки с последней парты, увлеченные пиротехникой и видеосъемкой на старенькую кассетную камеру. Одноклассники записали тандем в лузеры, учителя во главе с директрисой (Анна Бреннер-Вартаньян
) — в «подрывники». Когда список хулиганов, с которыми нужно что-то делать, попадет в чат техникума, жизнь ребят изменится. С Костей, оказавшимся на первом месте среди угроз общественному порядку, захотят тусить модные ребята и «чсвшница» Катя (Софья Аржаных
). Ценящий аутсайдерскую инаковость Артем отдаляется от приятеля и находит новую соратницу для мелких хулиганств — «мажорку» Киру (Елизавета Кононова
). Та хочет попробовать то, что запрещают девочке из богатой семьи: рисовать граффити, ругаться матом и, может даже, не доедать ужин.
«1000 дешевых зажигалок» — полнометражный игровой дебют как для постановщицы Ирины Обидовой
, так и для сценаристки Елизаветы Цыгановой
с операторкой Марией Жердиной
. Несмотря на взрывоопасный сюжет — подростки, буллинг, потенциальный теракт, — история Горина с Колокольниковым подается авторками не как напряженный триллер с неизбежно трагическим финалом. Проще говоря, их интересуют не следствия, а причины, не ужасы подросткового насилия, а уязвимость юных сердец.

Преуспевающий в химии Артем готовит бомбу, чтобы взорвать какой-то неказистый памятник во дворе техникума и доказать всем, что завравшийся Костя ничего на самом деле не умеет. Тот же из-за проблем с щитовидкой оказывается падок на внимание окружающих, которое будит в нем стремление «хотя бы в чем-то быть первым». Чувство неудовлетворенности витает в каждом, даже самом солнечном кадре «…зажигалок», где поколение одиноких женщин, корячась без продыху на нелюбимых работах, мечтает о лучшей доле для своих детей. Мужчин здесь нет — ни в техникуме, ни дома: ушли из семьи, умерли, тоже пашут до седьмого пота — в том же стремлении кому-то что-то доказать, найти лучшую долю или просто заменить заботу комфортом.
Лучшей иллюстрацией для происходящего оказывается даже не финал, напоминающий, что насилие не только контрпродуктивно, но и, буквально, саморазрушительно, а крошечный эпизод, когда Артем ждет решения: исключат его или нет. На стене напротив кабинета висят детские рисунки, среди которых — вариация на тему «Крика» Эдварда Мунка. Только искаженное нечто принимает форму обычного подростка, готового подвывать этому многовековому воплю растерянности и неустроенности.

Интересно, что в визуальном и сюжетном строе фильма этот эмоциональный порыв скорее подавлен. Особенно на фоне других историй о сорвавшихся с катушек подростках, вроде «Слона» (2003), «Класса» (2009), «Политеха» (2013) или «Очень темные времена» (2017). Манеру «1000 дешевых зажигалок» хочется описать как «Ералаш», который снял по сценарию ранней Гай Германики
ментор-хулиган Джон Хьюз
: «чернушная» фактура знакомой отечественной безнадеги с кладбищем порта и драчливым старшим братом Артема в исполнении Никиты Еленева
; комедийная схематичность характеров, которые редко выходят за пределы характеристик «скейтер», «чсвшница», «модник»; мощная эмпатия, с которой молодежный бунт описывается как сумма внутренних противоречий и отсутствия гибкости измотанного обязательствами «взрослого мира».
Так «1000 дешевых зажигалок» вписывается в целый корпус российских фильмов и сериалов 2022 года, которые посредством подростковых сюжетов напоминают, что так жить нельзя. В обмане, равнодушии и ресентименте, с бескомпромиссностью дома и абсолютной конформностью вне его. Жизнь, в конце концов, одна — и никакое первое место или благая цель галактического масштаба не заменит сочувственный разговор с детьми. Тем более — робкое объятие на кухне.
«1000 дешевых зажигалок» в прокате с 17 ноября.
Алексей Филиппов

В российский прокат выходит фильм «1000 дешевых зажигалок», рассказывающий о трагедии в одном российском техникуме, но без мрачного упоения «Политеха», «Слона» или «Класса». Алексей Филиппов рассказывает, каким получился этот скромный отечественный дебют. Артем Горин (Павел Чернышев ) и Костя Колокольников (Никита Плахотнюк ) — закадыки с последней парты, увлеченные пиротехникой и видеосъемкой на старенькую кассетную камеру. Одноклассники записали тандем в лузеры, учителя во главе с директрисой (Анна Бреннер-Вартаньян ) — в «подрывники». Когда список хулиганов, с которыми нужно что-то делать, попадет в чат техникума, жизнь ребят изменится. С Костей, оказавшимся на первом месте среди угроз общественному порядку, захотят тусить модные ребята и «чсвшница» Катя (Софья Аржаных ). Ценящий аутсайдерскую инаковость Артем отдаляется от приятеля и находит новую соратницу для мелких хулиганств — «мажорку» Киру (Елизавета Кононова ). Та хочет попробовать то, что запрещают девочке из богатой семьи: рисовать граффити, ругаться матом и, может даже, не доедать ужин. «1000 дешевых зажигалок» — полнометражный игровой дебют как для постановщицы Ирины Обидовой , так и для сценаристки Елизаветы Цыгановой с операторкой Марией Жердиной . Несмотря на взрывоопасный сюжет — подростки, буллинг, потенциальный теракт, — история Горина с Колокольниковым подается авторками не как напряженный триллер с неизбежно трагическим финалом. Проще говоря, их интересуют не следствия, а причины, не ужасы подросткового насилия, а уязвимость юных сердец. Преуспевающий в химии Артем готовит бомбу, чтобы взорвать какой-то неказистый памятник во дворе техникума и доказать всем, что завравшийся Костя ничего на самом деле не умеет. Тот же из-за проблем с щитовидкой оказывается падок на внимание окружающих, которое будит в нем стремление «хотя бы в чем-то быть первым». Чувство неудовлетворенности витает в каждом, даже самом солнечном кадре «…зажигалок», где поколение одиноких женщин, корячась без продыху на нелюбимых работах, мечтает о лучшей доле для своих детей. Мужчин здесь нет — ни в техникуме, ни дома: ушли из семьи, умерли, тоже пашут до седьмого пота — в том же стремлении кому-то что-то доказать, найти лучшую долю или просто заменить заботу комфортом. Лучшей иллюстрацией для происходящего оказывается даже не финал, напоминающий, что насилие не только контрпродуктивно, но и, буквально, саморазрушительно, а крошечный эпизод, когда Артем ждет решения: исключат его или нет. На стене напротив кабинета висят детские рисунки, среди которых — вариация на тему «Крика» Эдварда Мунка. Только искаженное нечто принимает форму обычного подростка, готового подвывать этому многовековому воплю растерянности и неустроенности. Интересно, что в визуальном и сюжетном строе фильма этот эмоциональный порыв скорее подавлен. Особенно на фоне других историй о сорвавшихся с катушек подростках, вроде «Слона» (2003), «Класса» (2009), «Политеха» (2013) или «Очень темные времена» (2017). Манеру «1000 дешевых зажигалок» хочется описать как «Ералаш», который снял по сценарию ранней Гай Германики ментор-хулиган Джон Хьюз : «чернушная» фактура знакомой отечественной безнадеги с кладбищем порта и драчливым старшим братом Артема в исполнении Никиты Еленева ; комедийная схематичность характеров, которые редко выходят за пределы характеристик «скейтер», «чсвшница», «модник»; мощная эмпатия, с которой молодежный бунт описывается как сумма внутренних противоречий и отсутствия гибкости измотанного обязательствами «взрослого мира». Так «1000 дешевых зажигалок» вписывается в целый корпус российских фильмов и сериалов 2022 года, которые посредством подростковых сюжетов напоминают, что так жить нельзя. В обмане, равнодушии и ресентименте, с бескомпромиссностью дома и абсолютной конформностью вне его. Жизнь, в конце концов, одна — и никакое первое место или благая цель галактического масштаба не заменит сочувственный разговор с детьми. Тем более — робкое объятие на кухне. «1000 дешевых зажигалок» в прокате с 17 ноября. Алексей Филиппов

Понравилось:
Автор: Michaelson
Комментариев: 0




Разносчик пиццы заработал 1000 долларов на
19.07.17, 12:21
«Все деньги мира»: Богачи не платят
13.01.18, 08:29
«Аннигиляция»: Натали Портман в центре
08.10.17, 08:46

Надо знать.

Алексей Серебряков
Советский и российский актёр театра и кино. Родился в интеллигентной семье инженера-конструктора на заводе и медика Дата рождения: 03 июня 1964 ( близнецы) Место рождения: Москва, Россия  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up