У каждого свой нуар: 10 черных фильмов XXI века, уже ставших классикой - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

У каждого свой нуар: 10 черных фильмов XXI века, уже ставших классикой - «Рецензии»

24.07.23, 11:30




135 лет назад родился Рэймонд Чандлер
У каждого свой нуар: 10 черных фильмов XXI века, уже ставших классикой - «Рецензии»
— один из основоположников жанра круто сваренного детектива, благодаря которому в кино родился нуар — свидетель и резонер эпохи Великой депрессии и предвоенной поры. Житие калифорнийского частного сыщика Филипа Марлоу — героя в частности романа «Глубокий сон» — отдельная история, как и экранизации чандлеровских сюжетов: от классического фильма с Хамфри Богартом
до вольного прочтения братьями
Коэн
в «Большом Лебовски». Однако сегодня мы хотим вспомнить 10 нуаров XXI века, пожалуй, заслуживших звание современной классики.


Пол Шредер
в статье «Заметки о фильме нуар» писал, что у каждого кинокритика свои критерии «черного фильма», но четкого представления, каким он должен быть, пожалуй, не существует. Чаще всего, нуаром признают по совокупности визуальных и сюжетных признаков: торжество черного, преобладание косых экспрессионистских линий, полный отчаяния главный герой, тщетно скрывающийся от прошлого и трепещущий перед ненадежным будущим, роковая женщина (femme fatale), сомнения в реальности происходящего и даже собственной идентичности. Иными словами, его можно утрамбовать в формулу из узнаваемых стилистически-визуальных решений и мрачных, отчаянных, пронзительно болезненных настроений, полных сексуального подтекста.

Временной ареал «черных фильмов» как правило ограничивают началом 1940-х - концом 1950-х годов, ставя точку с выходом «Печати зла» (1958) Орсона Уэллса
. С тех пор, правда, отчаянная интонации нуара, созвучная послевоенному настроению кинозрителей, не раз возвращалась во второй половине XX века — после вьетнамской кампании — под именем нео-нуара, позднее — в форме многочисленных стилизаций и переосмыслений, которые актуальны и по сей день.

«Человек, которого не было» (2001)



Самое показательное обращение братьев
Коэн
к стилистике нуара: черно-белое изображение, роковая Скарлетт Йоханссон
, парикмахер-аутсайдер (Билли Боб Торнтон
), стремящийся урвать лучшей жизни при помощи шантажа, пока тьма обыденности и безысходности окончательно не поглотила его. Подобная «черная» эстетика возникала у режиссеров и раньше (в дебютной «Просто крови» и «Фарго»), но в «Человеке» еще и удачно выбрано время действия - 1949 год: война окончена, фильм нуар выходит на новый виток, послевоенное отчаяние повисло в воздухе.


Читать
Нуарный «Макбет» брата Коэна



«Малхолланд драйв» (2001)



Не прошел мимо сновидческой природы нуара и большой дока по грезам Дэвид Линч
. Нотки «черного кино» можно уловить и в «Шоссе в никуда», и в «Человеке-слоне», но история про потерю идентичности героиней Наоми Уоттс
, дополнительно запутанная сложным повествованием, столь любимым авторами фильмов нуар, гораздо ближе к условной традиции. «Малхолланд драйв» хоть и цветной, но не обходится без обязательных гангстеров, роковых блондинок, а также пульсирующей и даже проявляющейся сексуальности.


Смотреть онлайн
«Малхолланд драйв»



«Город грехов» (2005)



Графическое решение комикса Фрэнка Миллера
, по признанию автора, было вдохновлено классическими нуарами. Адаптируя этот оммаж «черному кино» для большого экрана, Роберт Родригес
в компании самого Миллера и Квентина Тарантино
отлакировал узнаваемый визуальный стиль до блеска: вечный дождь, косые ракурсы, торжество теней и темноты, точеные фигуры в контровом освещении или яркие полоски света, пробивающиеся сквозь жалюзи. Плюс выпустил на волю тех демонов, что скрывались в темных углах сдержанных фильмов нуар: вожделение, обнаженную женскую плоть, бескомпромиссное насилие и ненависть человека к человеку, а закона — ко всему живому.


Читать
10 видов культового кино



«Кирпич» (2005)



Дебют Райана Джонсона
, который с тех пор успел снять «Братьев Блум», «Петлю времени», пару серий «Во все тяжкие» (а также «Звездные войны» и дилогию «Достать ножи» — прим.ред.). «Кирпич» — фильм нуар, случившийся на заднем дворе школы. Распутывать непростое дело предстоит юному калифорнийскому аутсайдеру Брендану (Джозеф Гордон-Левитт
), которого окружают не менее молодые femme fatale, всезнающие хипстеры-информаторы и дерзкие головорезы, одетые как Джей
из киновселенной Кевина Смита
. Изъясняются персонажи «Кирпича» как герои «круто сваренных детективов», напоминая, что кино - это не в последнюю очередь игра, творящаяся на публику и в голове каждого соучастника.


Читать
Кто не позволяет детективу умереть



«Огни городской окраины» (2006)



Неспешный финский нуар большого мастера по части трагедий маленьких людей Аки Каурисмяки
, в котором холодные, залитые синим светом окраины Рухолахти таят не меньше опасностей, чем тихий американский пригород. Охранник Койстинен (Янне Хюютияйнен
) ищет лучшей жизни, но сталкивается с враждебностью и равнодушием себе подобных, а также клюет на удочку роковой блондинки (Мария Ярвенхельми
), за которой стоят финские мафиози. Смотреть с надеждой в будущее трудно даже под танго Volver Карлоса Гарделя.


Смотреть онлайн
«По ту сторону надежды» Каурисмяки



«Антенна» (2007)



Аргентинская лента оператора Эстебана Сапира
про город, где все люди онемели, а единственная носительница речи - певица Голос (Флоренция Рагги
), которую также хочет украсть Мистер ТВ (Алехандро Урдапийетта
), лишивший очевидного способа коммуникации остальных граждан. Черно-белая история про поиски утраченного слова полна неожиданных ракурсов и решений, рождает ассоциации от Линча до Мэддина
, а также утверждает мысль, что самое важное у простого человека обязательно отнимет кто-то большой и властный.


Читать
«Белоснежка» — классический сюжет в эстетике немого кино и корриды



«Дзифт» (2008)



Первый фильм театрального режиссера Явора Гырдева
— экранизация одноименного романа Владислава Тодорова, коммунистический нуар про болгарские 1960-е, в котором шутки про дерьмо и женоненавистнические монологи пересыпаются цитатами из «Кандида» Вольтера, рассуждениями о паноптикуме и почти сорокинскими обращениями к красной звезде и мавзолею Георгия Димитрова. Полный черного юмора, словно сборник анекдотичных притч, «Дзифт» напоминает социальные и реалистичные послевоенные нуары, а в самых сложносочиненных сценах — «Хрусталев, машину!». Заодно он наглядно демонстрирует, что фильм нуар недурно существует и в стране победившего социализма, где можно быть «честным, как Ленин», но при этом старательно жевать гудрон (дзифт) вместо жвачки.


Читать
«Общественное внимание или камера делают из тебя другого человека»: интервью с Гырдевым



«Убийца внутри меня» (2010)



Вольная экранизация одноименного романа Джима Томпсона, который предпринял известный многостаночник Майкл Уинтерботтом
, стремящийся догнать и перегнать на этом поле Стивена Содерберга
(безуспешно). Жестокий помощник шерифа Лу Форда (Кэйси Аффлек
) пытается разобраться с внутренними демонами, но никак не может перебороть отцовское наследие, которое вынуждает его творить ужасные вещи. Форд — гадкий коп из любого фильма нуара, жестокий и неуправляемый душегуб, чья мотивация обычно оказывается за кадром (хотя и в прицеле Уинтерботтома она остается довольно поверхностной).


Читать
Другой брат: что мы знаем о Кейси Аффлеке



«Драйв» (2011)



Жестокая и неспешная лента, которая вывела Николаса Виндинга Рефна
на новый уровень и принесла Золотую пальмовую ветвь за лучшую режиссуру. Молчаливый Водитель (Райан Гослинг
) подрабатывает каскадером, впутывается в криминальную историю, влюбляется в мать-одиночку (Кэри Маллиган
), избивает незнакомцев до полусмерти, влипает в неприятности, крошит людей из дробовика. Живя одним днем, герой напоминая холодностью то ли рок-звезду без гитары, но с пистолетом, то ли тертого детектива Филипа Марлоу из детективов Чандлера, которому отрезали язык, но разрешили гордо светить зубочисткой. Категории крутости и маскулинности для Рефна всегда были и остаются на первом месте, ну а девушки - а девушки потом.


Смотреть онлайн
«Драйв» Рефна



«Черный уголь, тонкий лед» (2014)



Лауреат главного приза Берлинского кинофестиваля, лента Инаня Дяо
рассказывает запутанную детективную историю, случившуюся в Северном Китае в 1999 году. Разведенный офицер полиции Джан (Ляо Фань
) расследует дело серийного убийцы, чьи следы ведут в местную прачечную. Джан следит, а затем и влюбляется в девушку, которая там работает (как оказывается, местную femme fatale). Лента Дяо проникнута ироничной точностью в воспроизведении быта жителей китайского города, которую разбавляет черный юмор и эпизоды жестокости, без которых экспортный восточный кинематограф просто немыслим.
Алексей Филиппов

21.08.2014
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

135 лет назад родился Рэймонд Чандлер — один из основоположников жанра круто сваренного детектива, благодаря которому в кино родился нуар — свидетель и резонер эпохи Великой депрессии и предвоенной поры. Житие калифорнийского частного сыщика Филипа Марлоу — героя в частности романа «Глубокий сон» — отдельная история, как и экранизации чандлеровских сюжетов: от классического фильма с Хамфри Богартом до вольного прочтения братьями Коэн в «Большом Лебовски». Однако сегодня мы хотим вспомнить 10 нуаров XXI века, пожалуй, заслуживших звание современной классики. Пол Шредер в статье «Заметки о фильме нуар» писал, что у каждого кинокритика свои критерии «черного фильма», но четкого представления, каким он должен быть, пожалуй, не существует. Чаще всего, нуаром признают по совокупности визуальных и сюжетных признаков: торжество черного, преобладание косых экспрессионистских линий, полный отчаяния главный герой, тщетно скрывающийся от прошлого и трепещущий перед ненадежным будущим, роковая женщина (femme fatale), сомнения в реальности происходящего и даже собственной идентичности. Иными словами, его можно утрамбовать в формулу из узнаваемых стилистически-визуальных решений и мрачных, отчаянных, пронзительно болезненных настроений, полных сексуального подтекста. Временной ареал «черных фильмов» как правило ограничивают началом 1940-х - концом 1950-х годов, ставя точку с выходом «Печати зла» (1958) Орсона Уэллса . С тех пор, правда, отчаянная интонации нуара, созвучная послевоенному настроению кинозрителей, не раз возвращалась во второй половине XX века — после вьетнамской кампании — под именем нео-нуара, позднее — в форме многочисленных стилизаций и переосмыслений, которые актуальны и по сей день. «Человек, которого не было» (2001) Самое показательное обращение братьев Коэн к стилистике нуара: черно-белое изображение, роковая Скарлетт Йоханссон , парикмахер-аутсайдер (Билли Боб Торнтон ), стремящийся урвать лучшей жизни при помощи шантажа, пока тьма обыденности и безысходности окончательно не поглотила его. Подобная «черная» эстетика возникала у режиссеров и раньше (в дебютной «Просто крови» и «Фарго»), но в «Человеке» еще и удачно выбрано время действия - 1949 год: война окончена, фильм нуар выходит на новый виток, послевоенное отчаяние повисло в воздухе. Читать Нуарный «Макбет» брата Коэна «Малхолланд драйв» (2001) Не прошел мимо сновидческой природы нуара и большой дока по грезам Дэвид Линч . Нотки «черного кино» можно уловить и в «Шоссе в никуда», и в «Человеке-слоне», но история про потерю идентичности героиней Наоми Уоттс , дополнительно запутанная сложным повествованием, столь любимым авторами фильмов нуар, гораздо ближе к условной традиции. «Малхолланд драйв» хоть и цветной, но не обходится без обязательных гангстеров, роковых блондинок, а также пульсирующей и даже проявляющейся сексуальности. Смотреть онлайн «Малхолланд драйв» «Город грехов» (2005) Графическое решение комикса Фрэнка Миллера , по признанию автора, было вдохновлено классическими нуарами. Адаптируя этот оммаж «черному кино» для большого экрана, Роберт Родригес в компании самого Миллера и Квентина Тарантино отлакировал узнаваемый визуальный стиль до блеска: вечный дождь, косые ракурсы, торжество теней и темноты, точеные фигуры в контровом освещении или яркие полоски света, пробивающиеся сквозь жалюзи. Плюс выпустил на волю тех демонов, что скрывались в темных углах сдержанных фильмов нуар: вожделение, обнаженную женскую плоть, бескомпромиссное насилие и ненависть человека к человеку, а закона — ко всему живому. Читать 10 видов культового кино «Кирпич» (2005) Дебют Райана Джонсона , который с тех пор успел снять «Братьев Блум», «Петлю времени», пару серий «Во все тяжкие» (а также «Звездные войны» и дилогию «Достать ножи» — прим.ред.). «Кирпич» — фильм нуар, случившийся на заднем дворе школы. Распутывать непростое дело предстоит юному калифорнийскому аутсайдеру Брендану (Джозеф Гордон-Левитт ), которого окружают не менее молодые femme fatale, всезнающие хипстеры-информаторы и дерзкие головорезы, одетые как Джей из киновселенной Кевина Смита . Изъясняются персонажи «Кирпича» как герои «круто сваренных детективов», напоминая, что кино - это не в последнюю очередь игра, творящаяся на публику и в голове каждого соучастника. Читать Кто не позволяет детективу умереть «Огни городской окраины» (2006) Неспешный финский нуар большого мастера по части трагедий маленьких людей Аки Каурисмяки , в котором холодные, залитые синим светом окраины Рухолахти таят не меньше опасностей, чем тихий американский пригород. Охранник Койстинен (Янне Хюютияйнен ) ищет лучшей жизни, но сталкивается с враждебностью и равнодушием себе подобных, а также клюет на удочку роковой блондинки (Мария Ярвенхельми ), за которой стоят финские мафиози. Смотреть с надеждой в будущее трудно даже под танго Volver Карлоса Гарделя. Смотреть онлайн «По ту сторону надежды» Каурисмяки « Антенна » (2007) Аргентинская лента оператора Эстебана Сапира про город, где все люди онемели, а единственная носительница речи - певица Голос (Флоренция Рагги ), которую также хочет украсть Мистер ТВ (Алехандро Урдапийетта ), лишивший очевидного способа коммуникации остальных граждан. Черно-белая история про поиски утраченного слова полна неожиданных ракурсов и решений, рождает ассоциации от Линча до Мэддина , а также утверждает мысль, что самое важное у простого человека обязательно отнимет кто-то большой и властный. Читать «Белоснежка» — классический сюжет в эстетике немого кино и корриды «Дзифт» (2008) Первый фильм театрального режиссера Явора Гырдева — экранизация одноименного романа Владислава Тодорова, коммунистический нуар про болгарские 1960-е, в котором шутки про дерьмо и женоненавистнические монологи пересыпаются цитатами из «Кандида» Вольтера, рассуждениями о паноптикуме и почти сорокинскими обращениями к красной звезде и мавзолею Георгия Димитрова. Полный черного юмора, словно сборник анекдотичных притч, «Дзифт» напоминает социальные и реалистичные послевоенные нуары, а в самых сложносочиненных сценах — «Хрусталев, машину!». Заодно он наглядно демонстрирует, что фильм нуар недурно существует и в стране победившего социализма, где можно быть «честным, как Ленин», но при этом старательно жевать гудрон (дзифт) вместо жвачки. Читать «Общественное внимание или камера делают из тебя другого человека»: интервью с Гырдевым «Убийца внутри меня» (2010) Вольная экранизация одноименного романа Джима Томпсона, который предпринял известный многостаночник Майкл Уинтерботтом , стремящийся догнать и перегнать на этом поле Стивена Содерберга (безуспешно). Жестокий помощник шерифа Лу Форда (Кэйси Аффлек ) пытается разобраться с внутренними демонами, но никак не может перебороть отцовское наследие, которое вынуждает его творить ужасные вещи. Форд — гадкий коп из любого фильма нуара, жестокий и неуправляемый душегуб, чья мотивация обычно оказывается за кадром (хотя и в прицеле Уинтерботтома она остается довольно поверхностной). Читать Другой брат: что мы знаем о Кейси Аффлеке «Драйв» (2011) Жестокая и неспешная лента, которая вывела Николаса Виндинга Рефна на новый уровень и принесла Золотую пальмовую ветвь за лучшую режиссуру. Молчаливый Водитель (Райан Гослинг ) подрабатывает каскадером, впутывается в криминальную историю, влюбляется в мать-одиночку (Кэри Маллиган ), избивает незнакомцев до полусмерти, влипает в неприятности, крошит людей из дробовика. Живя одним днем, герой напоминая холодностью то ли рок-звезду без гитары, но с пистолетом, то ли тертого детектива Филипа Марлоу из детективов Чандлера, которому отрезали язык, но разрешили гордо светить зубочисткой. Категории крутости и маскулинности для Рефна всегда были и остаются на первом месте, ну а девушки - а девушки потом. Смотреть онлайн «Драйв» Рефна «Черный уголь, тонкий лед» (2014) Лауреат главного приза Берлинского кинофестиваля, лента Инаня Дяо рассказывает запутанную детективную историю, случившуюся в Северном Китае в 1999 году. Разведенный офицер полиции Джан ( Ляо Фань ) расследует дело серийного убийцы, чьи следы ведут в местную прачечную. Джан следит, а затем и влюбляется в девушку, которая там работает (как оказывается, местную femme fatale). Лента Дяо проникнута ироничной точностью в воспроизведении быта жителей китайского города, которую разбавляет черный юмор и эпизоды жестокости, без которых экспортный восточный кинематограф просто немыслим. Алексей Филиппов 21.08.2014

Понравилось:
Автор: Жанна
Комментариев: 0




Клайв Оуэн сыграет детектива Сэма Спейда из
26.05.22, 19:13
Лиам Нисон: «Марлоу» — мой сотый фильм -
25.02.23, 11:31
Лиам Нисон: «Марлоу» — мой сотый фильм -
13.03.23, 11:30

Надо знать.

Адам Ламберт (Adam Lambert)
Смотреть фото Биография Адама Ламберта Детство и юность Адама Ламберта Адам Митчел Ламберт родился 29 января 1982 года в американском городе Индианаполис. Отец Эбер Ламберт имеет норвежское происхождение, работает менеджером в компании Novatel Wireless. Мать - Лейла Ламберт еврейка, занимается  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       3b769beb


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up