На киноэкраны выходит документальный альманах об ученых и глобальных экологических проблемах «День открытых дверей»
, подготовленный участниками проекта «Лаборатория научного кино 2.0» совместно со Сколтехом и химическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова. В него вошли семь историй о российских ученых, снятых в разных форматах и жанрах, но объединенных темой экологии. Всероссийская премьера пройдет более чем на 70 площадках по всей России. Стартовали показы киноальманаха 8 февраля, в День российской науки, в московском кинотеатре «Иллюзион». Рассказываем подробнее о том, чем интересен проект, и как в одном научно-популярном фильме вместе оказались Сергей Эйзенштейн, Вернер Херцог и Уэс Андерсон. PHOENIX (реж. Ксения Казазаева) драма / 5.30 мин. / Сколтех
фото: Кадр из фильма "День открытых дверей" (новелла Phoenix) Героиня этого фильма — перовскитная батарейка. Режиссёр, словно фея с помощью волшебной палочки, наделила ее душой, мыслями и чувствами. Поэтому зритель с самой первой секунды её появления на экране относится к ней, как к полноценному организму. Звуковой эффект, которым сопровождается речь батарейки, дополняет образ живого существа – мы будто слышим не то стук сердца батарейки, не то её механическое дыхание. Когда батарейка погибает, становится тоскливо и грустно, но в самом названии заложена надежда на возрождение. Мы вместе с учеными искренне радуемся появлению анимированного феникса, символизирующего душу батарейки. Ученые берегут батарейку, как маленького ребёнка – кажется, у научных сотрудниц вот-вот разорвется сердце, когда они рассказывают о безвозвратно потерянных «фениксах». Этот небольшой, но драматичный фильм, открывающий альманах наполнен идеями о самоотверженности, веры в других и в себя. «СИТУАЦИЯ: БОРЩЕВИК!» (реж. Ольга Домовцева
)
комедия / 14 мин. / МГУ, Сколтех
фото: Кадр из фильма "День открытых дверей" (новелла "Ситуация: борщевик!") Ольга Домовцева снимала свой фильм в стиле знаменитого режиссера и философа Уэса Андерсона. Симметрия и работа с цветом делает этот фильм уникальным с точки зрения формы. «Ситуация: борщевик!» посвящен не только вредоносному растению, но и межличностному конфликту ученых МГУ и активистов «Антиборщевика». Конфликт обладает не столько научной основой, сколько столкновением жизненных принципов – ученые хотели бы, чтобы активисты на благо дела поделились с ними материалом, а основатель движения Мария Попова считает, что ученым безразлична природа, и борщевик нужно просто выкорчевывать, оставлять разлагаться и удобрять почву.
Читать: Окружающая нереальность: документальные фильмы, по которым мы запомним 2023 год
«ВРЕМЯ ЕЩЁ ЕСТЬ» (реж. Полина Свеженцева)
драма / 8 мин. / МГУ
фото: Кадр из фильма "День открытых дверей" (новелла "Время еще есть") Научное исследование, которое легло в основу фильма, направлено не на улучшение чьих-то жизней, а на спасение! Калмыкия и Астраханская область – территория самой большой антропогенной пустыни в Европе. Химики и почвоведы МГУ объединились, чтобы создать биоразлагаемый полимер, который помог бы почве стать более плодородной. Но главная проблема состоит в том, что люди этих земель не хотят покидать свою родину, и их можно понять.
Читать: «Я был монументален, я был эпохален»: отрывок из мемуаров Вернера Херцога
Но как бы жестоко это ни было, фильм о том, что спасение утопающих в песках – дело рук самих утопающих. Финал фильма пробивает на слезу – Батор, всю жизнь не желавший ничего, кроме как заботится о своем табуне, рано или поздно будет вынужден жить вдали от родной Калмыкии из-за беспощадной эрозии... Всего за восемь минут тема единения человека и природы раскрыта абсолютно, и здесь чувствуется влияние Вернера Херцога – одного из любимых режиссёров Полины Свеженцевой. «СУПЕРМУХА» (реж. Артур Сухонин)
фильм-катастрофа / 10 мин. / Сколтех
фото: Кадр из фильма "День открытых дверей" (новелла "Супермуха") Любопытно, что в фильме о постапокалипсисе мы видим кадры, похожие на работу Эйзенштейна. В четвертом фильме альманаха ученые решают одновременно две проблемы: недостаток белка в рационе человека и нехватка корма для животноводческих ферм. Они изучают как традиционные виды пищи можно заменить на те, что большей частью состоят из белка личинок Hermetia illucens. Фильм о потенциальном недалеком будущем, как его характеризует сам режиссер, не может не волновать каждого – зритель отвечает внутри себя на вопрос в конце фильма: «...готов ли к новой пище сам человек?».
Читать: Матросы против драконов: рецензия на фильм «Броненосец "Потемкин"»
Это заставляет задуматься о том, готовы ли мы побороть свою брезгливость в экстремальной ситуации. В первом эпизоде фильма Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"» есть знаменитый кадр, где морские офицеры разглядывают тушу животного, внутри которой уже поселились черви. В «Супермухе» можно увидеть ту же тему – люди и черви – только с другой стороны. Это почти что черный юмор, но сравнив две картины можно заметить как сильно изменилось мировосприятие буквально за сто лет: тогда люди посчитали оскорбительным, что им предлагают червивое мясо на обед, а сейчас ученые всерьез говорят о том, что личинки могут стать основным белковым продуктом в рационе. «НЕ СМОТРИ НА НЕФТЬ» (реж. Денис Данилов
) драма / 11 мин. / Сколтех
фото: Кадр из фильма "День открытых дверей" (новелла "Не смотри на нефть") Фильм Дениса Данилова об исследовании синтеза водорода затрагивает одну из важнейших тем для современной экологии – избыточное использование нефти как топлива. Его последствие (выделение парниковых газов в атмосферу) приводит к разного рода природным катаклизмам. Ученые Сколтеха предложили использовать водород как альтернативный источник энергии. Вероятно, этот фильм можно отнести к чисто научным, поскольку информация подана таким образом, что досконально разобраться в ней могут только специалисты, но никак не широкая аудитория. Небезынтересно работают лейтмотивы: звуковой эффект, похожий на дыхание, и кадры с прибором, в котором происходит микровзрыв, поскольку под таким ракурсом он напоминает уробороса – змею, кусающую себя за хвост – символ вечности и цикличности. Но все же редкий зритель найдет для себя в этом фильме нечто близкое, поэтому на широкую аудиторию, свойственную научно-популярному кино, не стоит рассчитывать. «ПРОЕКТ {CARONDURA}» (реж. Константин Землянский)
драма, детектив / 9 мин. / Сколтех
фото: Кадр из фильма "День открытых дверей" (новелла "Проект {carondura}") А как же детективный жанр? Так ведь именно в нем был снят ироничный «Проект {carondura}». Аспирантка и младший инженер-исследователь Сколтеха изучают склеротинию – грибок, поражающий морковь. Режиссер наблюдает за расследованием ученых, которые проверяют каждый овощ на наличие склеротинии, чтобы, во-первых, обнаружить штаммы самой склеротинии, а во-вторых, найти штаммы-индофитры, которые живут в каждой морковке и могут бороться с грибком.
Читать: Россия трудовая: рецензия на альманах «Руками»
Но это лишь одна половина фильма. Другая посвящена повседневному существованию ученого. Как преступник иногда делится со следователем болью, которая толкнула его на тот или иной поступок, так и ученые рассказали режиссеру о своих трудовых буднях. Оказывается, быть исследователем – подчас очень монотонно! «Проект {carondura}» не только об исследовании белесых бактерий, но и о преданности профессии, целеустремленности и желании заниматься скучной рутиной ради результата для других людей. «ГОРОД ЗАСЫПАЕТ...» (реж. Александра Шишова
)
комедия / 12 мин. / МГУ
фото: Кадр из фильма "День открытых дверей" (новелла "Город засыпает") Уже в название заложен каламбур – с одной стороны, оно похоже на начало игры «Мафия», а с другой, сразу после начала фильма, мы понимаем, что речь идет о том, что рисовой шелухи становится столько, что ею можно засыпать целый город. Такая гипербола прекрасно обосновывает состояние главного героя – Романа Новоторцева, который после всех мучений смог предложить безопасный способ переработки шелухи. Этот фильм, как и предыдущий, раскрывает бытовую составляющую жизни химиков-исследователей. А кроме того, Александра Шишова – единственный режиссер, который использует в своем повествовании разные модальности (реальность, сновидение, воображаемое, воспоминание). На жизнь Романа в реальном мире влияет сон, где он встречает самого Менделеева. «Город засыпает…» о том, что если цель глубоко поселилась в подсознании человека, то он не может не найти пути для ее достижения. Фильмы «Дня открытых дверей» о Людях, об их любви к науке и о желании поделиться своими знаниями и быть полезными человечеству. Альманах – это не сухой отчет о работе, проделанной в МГУ и Сколтехе, но живые истории. И они ежедневно происходят с людьми, которых мы, возможно, встречаем на улицах и не подозреваем, какое чудо способен творить в мире науки каждый из них. Камерный альманах позволяет увидеть верхушку большого айсберга под названием «труд ученого». «День открытых дверей» в кинотеатрах с 8 февраля. Алёна Силаева («Институт кино» НИУ ВШЭ, Московская школа кино»)
На киноэкраны выходит документальный альманах об ученых и глобальных экологических проблемах «День открытых дверей» , подготовленный участниками проекта «Лаборатория научного кино 2.0» совместно со Сколтехом и химическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова. В него вошли семь историй о российских ученых, снятых в разных форматах и жанрах, но объединенных темой экологии. Всероссийская премьера пройдет более чем на 70 площадках по всей России. Стартовали показы киноальманаха 8 февраля, в День российской науки, в московском кинотеатре «Иллюзион». Рассказываем подробнее о том, чем интересен проект, и как в одном научно-популярном фильме вместе оказались Сергей Эйзенштейн , Вернер Херцог и Уэс Андерсон . PHOENIX (реж. Ксения Казазаева) драма / 5.30 мин. / Сколтех фото: Кадр из фильма "День открытых дверей" (новелла Phoenix) Героиня этого фильма — перовскитная батарейка. Режиссёр, словно фея с помощью волшебной палочки, наделила ее душой, мыслями и чувствами. Поэтому зритель с самой первой секунды её появления на экране относится к ней, как к полноценному организму. Звуковой эффект, которым сопровождается речь батарейки, дополняет образ живого существа – мы будто слышим не то стук сердца батарейки, не то её механическое дыхание. Когда батарейка погибает, становится тоскливо и грустно, но в самом названии заложена надежда на возрождение. Мы вместе с учеными искренне радуемся появлению анимированного феникса, символизирующего душу батарейки. Ученые берегут батарейку, как маленького ребёнка – кажется, у научных сотрудниц вот-вот разорвется сердце, когда они рассказывают о безвозвратно потерянных «фениксах». Этот небольшой, но драматичный фильм, открывающий альманах наполнен идеями о самоотверженности, веры в других и в себя. «СИТУАЦИЯ: БОРЩЕВИК!» (реж. Ольга Домовцева ) комедия / 14 мин. / МГУ, Сколтех фото: Кадр из фильма "День открытых дверей" (новелла "Ситуация: борщевик!") Ольга Домовцева снимала свой фильм в стиле знаменитого режиссера и философа Уэса Андерсона. Симметрия и работа с цветом делает этот фильм уникальным с точки зрения формы. «Ситуация: борщевик!» посвящен не только вредоносному растению, но и межличностному конфликту ученых МГУ и активистов «Антиборщевика». Конфликт обладает не столько научной основой, сколько столкновением жизненных принципов – ученые хотели бы, чтобы активисты на благо дела поделились с ними материалом, а основатель движения Мария Попова считает, что ученым безразлична природа, и борщевик нужно просто выкорчевывать, оставлять разлагаться и удобрять почву. Читать: Окружающая нереальность: документальные фильмы, по которым мы запомним 2023 год «ВРЕМЯ ЕЩЁ ЕСТЬ» (реж. Полина Свеженцева) драма / 8 мин. / МГУ фото: Кадр из фильма "День открытых дверей" (новелла "Время еще есть") Научное исследование, которое легло в основу фильма, направлено не на улучшение чьих-то жизней, а на спасение! Калмыкия и Астраханская область – территория самой большой антропогенной пустыни в Европе. Химики и почвоведы МГУ объединились, чтобы создать биоразлагаемый полимер, который помог бы почве стать более плодородной. Но главная проблема состоит в том, что люди этих земель не хотят покидать свою родину, и их можно понять. Читать: «Я был монументален, я был эпохален»: отрывок из мемуаров Вернера Херцога Но как бы жестоко это ни было, фильм о том, что спасение утопающих в песках – дело рук самих утопающих. Финал фильма пробивает на слезу – Батор, всю жизнь не желавший ничего, кроме как заботится о своем табуне, рано или поздно будет вынужден жить вдали от родной Калмыкии из-за беспощадной эрозии. Всего за восемь минут тема единения человека и природы раскрыта абсолютно, и здесь чувствуется влияние Вернера Херцога – одного из любимых режиссёров Полины Свеженцевой. «СУПЕРМУХА» (реж. Артур Сухонин) фильм-катастрофа / 10 мин. / Сколтех фото: Кадр из фильма "День открытых дверей" (новелла "Супермуха") Любопытно, что в фильме о постапокалипсисе мы видим кадры, похожие на работу Эйзенштейна. В четвертом фильме альманаха ученые решают одновременно две проблемы: недостаток белка в рационе человека и нехватка корма для животноводческих ферм. Они изучают как традиционные виды пищи можно заменить на те, что большей частью состоят из белка личинок Hermetia illucens. Фильм о потенциальном недалеком будущем, как его характеризует сам режиссер, не может не волновать каждого – зритель отвечает внутри себя на вопрос в конце фильма: «.готов ли к новой пище сам человек?». Читать: Матросы против драконов: рецензия на фильм «Броненосец "Потемкин"» Это заставляет задуматься о том, готовы ли мы побороть свою брезгливость в экстремальной ситуации. В первом эпизоде фильма Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"» есть знаменитый кадр, где морские офицеры разглядывают тушу животного, внутри которой уже поселились черви. В «Супермухе» можно увидеть ту же тему – люди и черви – только с другой стороны. Это почти что черный юмор, но сравнив две картины можно заметить как сильно изменилось мировосприятие буквально за сто лет: тогда люди посчитали оскорбительным, что им предлагают червивое мясо на обед, а сейчас ученые всерьез говорят о том, что личинки могут стать основным белковым продуктом в рационе. «НЕ СМОТРИ НА НЕФТЬ» (реж. Денис Данилов ) драма / 11 мин. / Сколтех фото: Кадр из фильма "День открытых дверей" (новелла "Не смотри на нефть") Фильм Дениса Данилова об исследовании синтеза водорода затрагивает одну из важнейших тем для современной экологии – избыточное использование нефти как топлива. Его последствие (выделение парниковых газов в атмосферу) приводит к разного рода природным катаклизмам. Ученые Сколтеха предложили использовать водород как альтернативный источник энергии. Вероятно, этот фильм можно отнести к чисто научным, поскольку информация подана таким образом, что досконально разобраться в ней могут только специалисты, но никак не широкая аудитория. Небезынтересно работают лейтмотивы: звуковой эффект, похожий на дыхание, и кадры с прибором, в котором происходит микровзрыв, поскольку под таким ракурсом он напоминает уробороса – змею, кусающую себя за хвост – символ вечности и цикличности. Но все же редкий зритель найдет для себя в этом фильме нечто близкое, поэтому на широкую аудиторию, свойственную научно-популярному кино, не стоит рассчитывать. «ПРОЕКТ _
Биография Кристофера Ли Детство и семья Кристофера Ли Актер Кристофер Ли (настоящее имя сэр Кристофер Фрэнк Карандини Ли), являющий известной звездой мирового кино, заодно – кузеном известного писателя Яна Флеминга, появился на свет весной 1922 года. Случилось это в туманном Лондоне, в районе
→ Подробнее:)