Альпийский макабр: австрийские «Руки Орлака», лихтенштейнский «Дориан Грей» и швейцарские психопаты - «Рецензии»
Продолжаем цикл материалов о макабре национальных кинематографий, малознакомых широкому зрителю. Ранее вам представили два лонгрида, посвященных хоррору Латинской Америки, по одному — ЮАР и других африканских стран, Ближнего Востока и Турции, а также о классических и современных образцах жанра из Индии. В прошлом году мы рассказали о пяти даровитых режиссерах из Индонезии, специализирующихся на страхе, и других незабываемых представителях индонезийского страшного кино, а в этом мы начали макабрическое путешествие по Европе. Теперь настал черед Альп.
Австрийский макабр
Кинематограф Австрии в силу исторических причин тесно связан как с немецким, так и с венгерским кинопроизводством. Первый кинотеатр в стране открылся в 1903 году, с 1906-го на экраны стала выходить кинохроника Антона Кольма
и Якоба Флека
, а в 1908-м режиссер Хайнц Ханус поставил первую игровую короткометражку «От ступени к ступени». В 1912-м Кольм и Флек основали фирму «Винер кунстфильм», которая сосредоточилась на производстве экранизаций немецких и австрийских писателей, включая ленту «Мюллер и его ребенок» по мотивам произведения Эрнста Раупаха. Австрийская кинематография начала бурно развиваться в 1920-х одновременно с немецкой, где в этот период царил экспрессионизм. Свои знаменитые картины сняли Александр Корда
(«Принц и нищий», «Самсон и Далила
»), Майкл Кертиц
(«Содом и Гоморра», «Королева рабов»), Роберт Вине
(«Руки Орлака») и другие мастера.
Когда в кино пришел звук, австрийские кинематографисты обратили свое внимание на музыкальный жанр. В частности, Отто Преминжер
в 1931-м поставил «Большую любовь», а спустя два года вышла картина Вилли Форста
«Незаконченная симфония
» о Шуберте. Развитию национального кинематографа помешал аншлюс Австрии в 1938-м, кинопроизводство возродилось лишь после Второй мировой войны. До 1970-х в стране снимали преимущественно музыкальные комедии и сентиментальные ленты о сельской жизни. В 1950-е действие многих кинокартин происходило во времена Австро-Венгерской империи, так как этот период ассоциировался с роскошью, элегантностью, романтикой и представлением об Австрии как о большой, могущественной и мирной. Поэтому была очень популярна серия фильмов с Роми Шнайдер
в роли императрицы Елизаветы. Среди других австрийских кинозвезд 1950-60-х можно вспомнить Петера Александера
, Аттилу Хербигера
, Магду Шнайдер
, Вольфа Альбаха-Ретти
и Ганса Мозера
. Режиссер Франц Антель стал известен благодаря своим популярным комедиям.
Австрийское кино сильно изменилось, когда в стране стал снимать свои остросоциальные фильмы выдающийся режиссер Михаэль Ханеке
. Он привнес в местную культуру ощущение безысходности и исследование насилия, тем самым проторив дорогу таким небезызвестным постановщикам, как Ульрих Зайдль
и Джессика Хауснер
. В 80-е с австрийскими киностудиями также начал сотрудничество венгерский маэстро Иштван Сабо
. В частности, он создал австро-венгро-немецкую военную драму «Мефисто
» с великим Клаусом Марией Брандауэром
в главной роли.
Пионерами австрийского макабра стали все те же Антон Кольм и Якоб Флек, которые вместе с Луизой Флек
и Клавдиусом Вельте в 1912-м экранизировали роман Жоржа дю Морье «Трилби». В получившейся картине «Три ужасные истории
» повествуется про гипотизера, управляющего натурщицей. Спустя семь лет Флеки адаптировали для кино пьесу Франца Грильпарцера «Праматерь
», позвав на ключевые роли Лиане Хайд
и Карла Эманна
. В этой мистической драме давно умершая прародительница знатного рода возвращается, чтобы преследовать своих двух последних оставшихся потомков. Если бы не характерные для немого кино театральность и статичность вкупе с подзатянутой экспозицией, то лента и сейчас бы неплохо смотрелась. В том же 1919-м вышел на экраны «Танец смерти
» с Вернером Крауссом
в образе хозяина-калеки, заманивающего при помощи танцовщицы мужчин в свой дом, где их поджидает смерть. А через год Райнхольд Шюнцель
воплотил образ графа Калиостро в одноименном хорроре, поставленном им самим. В 1924-м на экранах появилась вершина австрийской макабрической классики — «Руки Орлака».
После 1920-х хоррор в Австрии долгое время оставался в тени. За несколько десятилетий было создано всего несколько картин. В 1935-м выдающаяся русская актриса Ольга Чехова
составила компанию Францу Шафхайтлину
и Матиасу Виману
в пугающей драме Вернера Хохбаума
«Вечная маска
» про вдову пациента, которая обвинила врача в убийстве мужа и довела его до попытки самоубийства. В 1949-м состоялась премьера «Ведьм
» с Эдит Милль
и Курдом Юргенсом
про попытку отравления наследницы обширного поместья. В 60-е вышли австрийско-итальянский «Оборотень
» с Барбарой Квятковской-Лясс
, Карлом Шеллом
, Куртом Ловенсом
и Морисом Марсаком
про маньяка, убивающего студенток колледжа, и остросюжетный детектив с элементами слэшера и сексплотейшна «Пытка плоти
» про еще одного убийцу девушек (первая главная роль в карьере Герберта Фукса
), в котором можно наблюдать одну из первых сцен с молодыми женщинами в душевой в истории кино. Эта скандальная лента основана на реальном деле «оперного убийцы» Йозефа Вайнвурма, зарезавшего 11-летнюю ученицу балетной школы.
В конце 70-х Джон Филлип Лоу
, Флоринда Болкан
и Зигфрид Вишневски
украсили собой неплохую в целом полумистическую драму «Смерть в ноябре
», в которой то ли царит черная магия, то ли все события являются лишь случайными совпадениями. По сюжету инженер-геодезист Джон Ванетти приезжает в небольшую австрийскую деревушку для проведения исследовательских работ. Местные жители сразу принимают его появление в штыки, так как оно влечет за собой отчуждение части их земель и нарушение их размеренного образа жизни. Еще больше ситуация накаляется, когда Джон влюбляется в местную ведьмочку по имени Вальпурга. Приятно было увидеть Болкан за пределами «Спрута
», да и история получилась местами нестандартная, пусть и с провалами по части повествования и размытых жанровых рамок. В 80-е лихо ворвался Геральд Каргль
со своим «Страхом». Тогда же макабром заинтересовался Юрай Якубиско
, впоследствии снявший «Кровавую графиню — Баторий
» с Анной Фрил
. Под занавес десятилетия швед Карл Андерсен
представил публике «Сексуальных вампиров» и «Путану», граничащих на грани фола. В последней, посвященной Хесусу Франко
, убийства просходят прямо во время тройничка, а в кадре мелькают все интимные места, как и завещал Франко. В 90-е жанром заинтересовался Михаэль Ханеке.
Третье тысячелетие открыло зрителям новые имена в австрийском хорроре. Всплеск интереса местных кинематографистов к макабру начался с момента выхода на экраны артхаусной мистической драмы Джессики Хауснер «Отель
» про нового администратора гостиницы в Альпах в исполнении Франциски Вайс
, которая пытается оттуда сбежать после того, как выяснилось, что ее предшественница исчезла при таинственных обстоятельствах. Лента не без мрачной атмосферы, но затянутая и оставляющая зрителя в дураках, поскольку все объяснения происходящего остаются за кадром. Тем не менее, профессионалы ее оценили, вручив три награды. Спустя два года на свет появились «Смерть в три дня», «Таксидермия» и криминальный хоррор-триллер «Тишина кровавой ночи
», а главной «королевой крика» Австрии стала Сабрина Рейтер
.
В нулевые также дебютировали в пугающем жанре Андреас Прохазка
, Петер Коллер
и Кристине Хартман
. Коллер снял забавную комедию ужасов «Злое место
» про кучу маньяков (Александр Петрович
, Биргит Штаубер
, Кари Раккола), собравшихся на одном клочке земли. Лента местами напоминает российскую «Жесть
» с Аленой Бабенко
и Михаилом Ефремовым
, однако работа Дениса Нейманда
проигрывает австрийскому собрату по части трэша и кровищи на экране. На счету Хартман псевдомистический остросюжетный детектив «Творец ангелов, или Кто боится Черного Человека
» с Луизой Катариной Дэвидс
, Йонасом Лауксом
, Мигелем Херцем-Кестранеком
, Хайо фон Штеттеном
, Анной Рот
и Вильямом Мангом
про странные смерти мальчиков, приписываемые монстру из местной легенды. На деле все оказалось прозаичней, хотя атмосфера получилась под стать названию. В 2009-м австрийские и британские разработчики игр выпустили приключенческий хоррор Cursed Mountain, один из персонажей которого говорит голосом Стивена Огга
.
«Синяя Борода». Заставка на французском языке
Выдающийся французский режиссер жанрового кино Кристиан-Жак создал на основе небезызвестной сказки Шарля Перро черную комедию про овдовевшего в шестой раз графа Амедея де Сальфера по прозвищу «Синяя Борода» (Пьер Брассер). По его приказу глашатаи замка отправляются на поиски кандидатуры на место его седьмой жены. Однако, девушки на выданье из деревни очень боятся своего господина из-за его репутации как тирана и убийцы. Лишь дочь трактирщика Алин (ее играет Сесиль Обри, написавшая впоследствии книгу «Белль и Себастьян») не чувствует такого страха к Синей Бороде: наоборот, она мечтает стать графиней и желает любыми путями, даже обманом, попасть в замок графа. С этой целью она упрашивает одного вельможу представить ее своей дочерью и таким образом попадает на бал к Сальферу. Тем временем, влюбленнный в нее деревенский паренек Жиглио (Жак Серна) принимает решение вырвать свою возлюбленную из рук тирана.
Искрометная немецко-франко-швейцарская лента была снята в австрийском Тироле с использованием бельгийской технологии цветного кино Gevacolor. Существуют две версии — немецкоязычная и франкоязычная. По информации киноведа Александра Федорова, картину посмотрело 2,5 миллиона зрителей, благодаря чему она заняла 12 строчку среди лидеров проката 1951 года. За макабр в сюжете отвечают персонаж Брассера и его яркое и живописное описание смертоубийств, однако в целом данное произведение все-таки является веселым приключением, характерным для эпохи «папочкиного кино».
Лидеры и аутсайдеры кинопроката Франции (среди французских фильмов): 1945-2023. Часть I
«Москит» (1976)
«Москит». Трейлер на английском языке
Югославский и хорватский режиссер, сценарист и монтажер Мариян Вайда нашел себя в эксплуатационном кино после того, как покинул родину из-за разгромленной критиками музыкальной комедии «Шеки, осторожно!». Сначала — в 1971-м — он снял эротическую комедию «Развеселый домик», а спустя пять лет представил публике атмосферный хоррор про глухонемого бухгалтера (Вернер Похат), страдающего с детства от психической травмы. Он коллекционирует кукол и калечит женские тела в морге, попивая из трубочки их кровь (!). После того, как его тайная любовь (Биргит Цамуло) погибла в результате несчастного случая, этот своеобразный маньяк начинает убивать.
Ленту сняли в Мюнхене в декабре 1975-го при финансовой поддержке Швейцарии, а премьерный показ состоялся в Австралии 5 ноября 1976-го. Примечательно, что японская версия, вышедшая на видеокассетах, содержит три минуты дополнительных сцен, которые отсутствуют в других изданиях. Несмотря на затянутость большинства эпизодов, кино получилось весьма атмосферным и мрачным, а сам убийца надолго запомнился своим нестандартным поведением, пусть на его счету и не так много жертв. Зрителям обеспечен шок после просмотра жесткого флэшбека из детства главного героя, в котором отец совратил его сестру, — отсюда и все психологические проблемы нашего маньяка. Для Вайды фильм стал последней работой, хотя умер он только в 1997-м.
«Черный паук» (1983)
«Чёрный паук». Отрывок с русскими субтитрами
Беатрис Кесслер, Вало Люенд, Петер Эрлих и Зигфрит Штайнер в мистическом хорроре с элементами притчи и исторической костюмной драмы, поставленном Марком Рисси по мотивам одноименной новеллы популярного швейцарского писателя Иеремии Готхельфа. По сюжету четверо подростков-наркоманов ждут приятеля с наркотиками под музыку Карлоса Перона, Ференца Листа и Вероники Мюллер. Поставщика обманывают дилеры, выманивая у него деньги и наркотики. В городе ситуация с наркотиками нарушена полицейскими рейдами. Обычные аптеки больше не функционируют. Пятеро молодых людей разрабатывают план проникновения в лабораторию химического завода. Смелое начинание увенчивается успехом, но приводит к экологической катастрофе. Вторая сюжетная линия посвящена женщине, которая в средние века заключила сделку с дьяволом, что привело к распространению чумы через черных пауков. Мрачно, местами натуралистично и до сих пор злободневно, если вспомнить ситуацию с ковидом.
Рисси снял картину в коммуне Кайзераугст с мая по июнь 1983-го. Премьера состоялась в немецкоязычном регионе Швейцарии 28 сентября того же года — лента стала седьмым по успешности швейцарским фильмом 1980-х. Произведение Готхельфа, кстати, неоднократно экранизировали: существуют немая немецкая версия начала 1920-х и бельгийская, вышедшая на ТВ в 1960-м. В 2022-м вышло венгро-швейцарское «Проклятие черного паука», навеянное классическим сюжетом.
20 смертельных вирусов: Фильмы про эпидемии как инструкции по выживанию
«Смерть в дождливое воскресенье» (1986)
«Смерть в дождливое воскресенье». Трейлер на английском языке
Великолепно поставленный Жоэлем Сантони франко-швейцарский триллер с щепоткой пугающего жанра на основе романа Джоаны Эйкен. Перед нами атмосферная история архитектора Давида Бриана (Жан-Пьер Бакри) и его жена Элен (Николь Гарсия), переживающих непростой семейный кризис, который затрагивает и их маленькую дочь Крик (Серис Леклер). Однажды утром любопытная семья Бронски, живущая в фургоне, перегораживает своей машиной выезд из дома Брианов. Для Давида это шок. Он узнает в Каппи (Жан-Пьер Биссон) — главе странного семейства — инвалида, пережившего крушение здания, спроектированного им тремя годами ранее. Та катастрофа унесла жизни семи человек. Чтобы избежать скандала, он нанимает его садовником, а его жену Азель (Доминик Лаванан) – няней. Семья Бронски постепенно обживает дом с единственной целью превратить жизни хозяев в ад и отомстить. В наличии запоминающиеся мелодии Владимира Космы, шокирующие сцены вроде связанной голышом дочери Брианов, прекрасная актерская игра и эффектный финал.
Зрители впервые увидели эту мощную ленту, несправедливо обделенную призами, 10 сентября 1986-го. Аутсайдер французского проката (0,15 млн зрителей) по понятным причинам запрещен для просмотра детям до 12 лет, да и взрослые могут ужаснуться, как обошлись в кадре с детьми. Но, тем не менее, эта работа достойна просмотра.
Лидеры и аутсайдеры кинопроката Франции (среди французских фильмов): 1945-2023. Часть III
«Волшебный стрелок» (1994)
«Волшебный стрелок». Отрывок
Венгерский режиссер и сценарист Ильдико Эньеди поставила любопытную мистическую фэнтези-драму в форме притчи о снайпере Максе (Гари Кемп), который метил в террориста, но случайно попал в заложницу. Вскоре он получает новое задание — охранять русского шахматиста Максима (Александр Кайдановский), которому грозит опасность. Во время наблюдения за подзащитным он увидел, как персонаж Кайдановского знакомится с его женой Евой (Сэди Фрост), кое-как говорящей по-русски. Главного героя все время преследует что-то вроде снов или видений, связанных с прошлыми веками, чертом и девой Марией, которая в итоге спасает жизнь Еве в момент покушения на шахматиста.
Венгро-франко-швейцарская лента вдохновлена одноименной оперой Карла Марии фон Вебера. Картина участвовала в основном конкурсе 51-го Венецианского фестиваля, а в июле 1995-го ее показали на ММКФ. Для отечественного зрителя фильм представляет особый интерес из-за участия Кайдановского, сыгравшего одну из своих последних киноролей. Одни кинокритики называют фильм «неуклюжим и расплывчатым в своих символических связях» и «громоздким стилистическим гибридом повествовательного кино и художественного монтажа», другие считают, что «у Эньеди интересный визуальный стиль, но она слишком занята, чтобы сосредоточиться на сюжетной линии», а третьи отмечают «визуальные эффекты Эньеди, снятые Тибором Мате», которые «часто достаточно красивы, чтобы отвлечь внимание от недостатков повествования». В общем, кино для вдумчивого и усидчивого зрителя.
«Граница» (2007)
«Граница». Трейлер на английском языке
Скандально известный полнометражный дебют клипмейкера Ксавье Жанса, спродюсированный Люком Бессоном, представляет собой «пыточное порно» в духе «Хостела» и «Пилы». Это жестокий рассказ о группе молодых людей (Карина Теста, Орельен Вик, Давид Саракино, Адель Беншериф), только что укравших внушительную сумму денег, которая сбегает из охваченных беспорядками предместий Парижа. Они планируют добраться до Голландии и там залечь на дно. По пути ребята останавливаются на ночлег в загородном мотеле, не зная, что его хозяева (Жан-Пьер Жорри, Патрик Лигард, Самюэль Ле Бьян) — нацисты и каннибалы, убивающие жильцов. Много крови, трупов и прочего мяса — все то, что ценят фанаты жанра.
Франко-швейцарскую ленту снимали в Париже, французском департаменте Валь-д'Уаз и Швейцарии. Премьера состоялась 1 июля 2007-го на кинофестивале в Агде, а в мае 2008-го фильм вышел в США ограниченным тиражом в рамках смотра ужасов After Dark Horrorfest. Картину Жанса, запрещенную в Таиланде из-за жестокости и сокращенную на три минуты для немецкого проката, причисляют к французскому новому трансгрессивному кино вкупе с «Необратимостью» Ноэ, «Высоким напряжением» Александра Ажа и «Мученицами» Паскаля Ложье, а сюжетно она отсылает к «Техасской резне бензопилой» и «Дому восковых фигур». Здесь также можно встретить политическую сатиру на ультраправых, расовые бунты и репрессии. Лауреата гран-при Брюссельского международного фестиваля фантастических фильмов во Франции посмотрело всего 0,1 миллиона зрителей.
Лидеры и аутсайдеры кинопроката Франции (среди французских фильмов): 1945-2023. Часть IV
«Пастушья кукла» (2010)
«Пастушья кукла». Трейлер на немецком языке
Основой для увлекательного австро-швейцарского триллера Михаэля Штайнера послужила одноименная альпийская легенда о Сеннентунчи — ожившей самодельной кукле, убившей пастухов за то, что они ее изнасиловали. События разворачиваются под песню Ford Mustang в исполнении Сержа Генсбура и Джейн Биркин в Швейцарских Альпах образца 1975 года. Сразу после самоубийства местного священника в горной деревне Трепунт появляется загадочная девушка (прекрасная Роксана Мескида из «Шины»). Ведет она себя крайне странно, не разговаривает и к тому же до смерти боится крестов и распятий, благодаря чему жители не без влияния местного епископа начинают считать ее ведьмой. На защиту незнакомки встает полицейский Себастьян Ройш (Николас Офчарек), подозревающий, что она почему-то выросла вне цивилизации и поэтому сильно одичала.
Штайнер снял ленту со 2 сентября по 30 ноября 2008-го в швейцарской коммуне Унтершехен, австрийской коммуне Майрхофен и итальянском городе Кьявенна. Мировая премьера состоялась 23 сентября 2010-го на кинофестивале в Цюрихе, а в 2011-м фильм получил спецприз жюри за работу художника-постановщика на церемонии вручения Швейцарской кинопремии. Специалисты хвалят картину Штайнера за игру актеров (особенно Мескиды), операторскую работу, музыку, нарастающее напряжение, сценарий и третий акт. Впрочем, некоторым зрителям концовка может показаться запутанной. Это не первое обращение кинематографистов к легенде о Сеннентунчи — в 1989-м вышла немецкая «Чертовщина», в которой классическая история обрела полноценное воплощение.
Африканский макабр: шина-убийца, бугимен и ведьма с коровьими копытами
«Химеры» (2013)
«Химеры». Трейлер с английскими субтитрами
Испано-швейцарская романтическая хоррор-драма Оливье Бегена повествует о влюбленной парочке, столкнувшейся с одной кровавой проблемой. Во время отпуска в Румынии со своей подругой Ливией (Ясна Кохоутова) Алекса (Янник Россе) сбивает машина, и в больнице ему проводят переливание крови. По возвращении домой главный герой начинает страдать от загадочной болезни, вызванной, как он думает, тем, что перелитая кровь была заражена. Ливия не верит этому и пытается спасти их отношения, которые балансируют на грани разрыва. Вскоре вампиризм ее парня приводит к необратимым последствиям. Впрочем, зритель сам решает после просмотра, что перед ним: типичная вампирская история или же драма о болезни как душевной, так и физической.
Бегин изначально планировал, что его полнометражный дебют будет сочетать триллер и роуд-муви, но обнаружил, что этот сюжет дороже, чем он ожидал. Вместо этого режиссер решил снять вампирский хоррор, поскольку это соответствовало как его бюджету, так и типу истории, которую он хотел рассказать. Поначалу лента задумывалась как комедия ужасов, но Бегин пришел к выводу, что имеет смысл поставить мелодраму. Россе был заинтригован тем, как был написан его персонаж, поскольку Алекс видит себя жестоким зверем, когда смотрит в зеркало, «но на самом деле он просто болен, он просто устал, ранен». Фильм примечателен тем, что в нем заняты две звезды хоррора: Катриона Макколл, снимавшаяся в шедеврах Лучио Фульчи, и создатель «Ада каннибалов» Руджеро Деодато, которому досталась роль мясника из магазина. Локации для картины нашли в Трансильвании, румынском городе Сигишоара, швейцарском Невшателе и Брюсселе. «Химер» впервые показали 5 июля 2013-го на фестивале фантастического кино в Невшателе, где лента была удостоена особого упоминания как лучший полнометражный фильм. Лауреат еще пяти наград, включая призы киносмотров «Фантаспорту», «Ночи страха» и Fantaspoa.
«Аномалия» (2016)
«Аномалия». Трейлер на французском языке
Восьмисерийная мистическая фэнтези-драма Пьера Моннара повествует о талантливом нейрохирурге Валери Росье (Наташа Ренье), которая после развода вместе со своим сыном Лукасом возвращается в родной городок в Альпах. Там она устраивается на работу в первоклассную клинику, которой руководит ее бывший наставник — профессор Вассерман (Дидье Безас). Вскоре Валери оказывается в эпицентре таинственных событий, которые как-то связаны с трагической историей ее семьи, и открывает в себе дар целителя. В наличии призраки, проклятия и артефакты, а сама история любопытно сочетает в себе легенды и науку, мистику и хайтек, прошлое и настоящее.
Сериал с бюджетом 5,6 миллинов долларов был отснят в городе Фрибур. Премьера состоялась во франкоязычном регионе Швейцарии 16 января 2016-го. Лауреат Швейцарской телевизионной премии за лучшую женскую роль второго плана (Клод-Инга Барбе). Как минимум, заинтересует любителей тайн и мистики, страшного в шоу практически нет (разве что операционные эпизоды могут напрячь особо впечатлительных).
P.S. Следующий материал мы посвятим странам Бенилюкса.
Макс Милиан
Австрийский макабр
Кинематограф Австрии в силу исторических причин тесно связан как с немецким, так и с венгерским кинопроизводством. Первый кинотеатр в стране открылся в 1903 году, с 1906-го на экраны стала выходить кинохроника Антона Кольма






Когда в кино пришел звук, австрийские кинематографисты обратили свое внимание на музыкальный жанр. В частности, Отто Преминжер









Австрийское кино сильно изменилось, когда в стране стал снимать свои остросоциальные фильмы выдающийся режиссер Михаэль Ханеке






Пионерами австрийского макабра стали все те же Антон Кольм и Якоб Флек, которые вместе с Луизой Флек








После 1920-х хоррор в Австрии долгое время оставался в тени. За несколько десятилетий было создано всего несколько картин. В 1935-м выдающаяся русская актриса Ольга Чехова















В конце 70-х Джон Филлип Лоу











Третье тысячелетие открыло зрителям новые имена в австрийском хорроре. Всплеск интереса местных кинематографистов к макабру начался с момента выхода на экраны артхаусной мистической драмы Джессики Хауснер «Отель




В нулевые также дебютировали в пугающем жанре Андреас Прохазка


















«Синяя Борода». Заставка на французском языке
Выдающийся французский режиссер жанрового кино Кристиан-Жак создал на основе небезызвестной сказки Шарля Перро черную комедию про овдовевшего в шестой раз графа Амедея де Сальфера по прозвищу «Синяя Борода» (Пьер Брассер). По его приказу глашатаи замка отправляются на поиски кандидатуры на место его седьмой жены. Однако, девушки на выданье из деревни очень боятся своего господина из-за его репутации как тирана и убийцы. Лишь дочь трактирщика Алин (ее играет Сесиль Обри, написавшая впоследствии книгу «Белль и Себастьян») не чувствует такого страха к Синей Бороде: наоборот, она мечтает стать графиней и желает любыми путями, даже обманом, попасть в замок графа. С этой целью она упрашивает одного вельможу представить ее своей дочерью и таким образом попадает на бал к Сальферу. Тем временем, влюбленнный в нее деревенский паренек Жиглио (Жак Серна) принимает решение вырвать свою возлюбленную из рук тирана.
Искрометная немецко-франко-швейцарская лента была снята в австрийском Тироле с использованием бельгийской технологии цветного кино Gevacolor. Существуют две версии — немецкоязычная и франкоязычная. По информации киноведа Александра Федорова, картину посмотрело 2,5 миллиона зрителей, благодаря чему она заняла 12 строчку среди лидеров проката 1951 года. За макабр в сюжете отвечают персонаж Брассера и его яркое и живописное описание смертоубийств, однако в целом данное произведение все-таки является веселым приключением, характерным для эпохи «папочкиного кино».
Лидеры и аутсайдеры кинопроката Франции (среди французских фильмов): 1945-2023. Часть I
«Москит» (1976)
«Москит». Трейлер на английском языке
Югославский и хорватский режиссер, сценарист и монтажер Мариян Вайда нашел себя в эксплуатационном кино после того, как покинул родину из-за разгромленной критиками музыкальной комедии «Шеки, осторожно!». Сначала — в 1971-м — он снял эротическую комедию «Развеселый домик», а спустя пять лет представил публике атмосферный хоррор про глухонемого бухгалтера (Вернер Похат), страдающего с детства от психической травмы. Он коллекционирует кукол и калечит женские тела в морге, попивая из трубочки их кровь (!). После того, как его тайная любовь (Биргит Цамуло) погибла в результате несчастного случая, этот своеобразный маньяк начинает убивать.
Ленту сняли в Мюнхене в декабре 1975-го при финансовой поддержке Швейцарии, а премьерный показ состоялся в Австралии 5 ноября 1976-го. Примечательно, что японская версия, вышедшая на видеокассетах, содержит три минуты дополнительных сцен, которые отсутствуют в других изданиях. Несмотря на затянутость большинства эпизодов, кино получилось весьма атмосферным и мрачным, а сам убийца надолго запомнился своим нестандартным поведением, пусть на его счету и не так много жертв. Зрителям обеспечен шок после просмотра жесткого флэшбека из детства главного героя, в котором отец совратил его сестру, — отсюда и все психологические проблемы нашего маньяка. Для Вайды фильм стал последней работой, хотя умер он только в 1997-м.
«Черный паук» (1983)
«Чёрный паук». Отрывок с русскими субтитрами
Беатрис Кесслер, Вало Люенд, Петер Эрлих и Зигфрит Штайнер в мистическом хорроре с элементами притчи и исторической костюмной драмы, поставленном Марком Рисси по мотивам одноименной новеллы популярного швейцарского писателя Иеремии Готхельфа. По сюжету четверо подростков-наркоманов ждут приятеля с наркотиками под музыку Карлоса Перона, Ференца Листа и Вероники Мюллер. Поставщика обманывают дилеры, выманивая у него деньги и наркотики. В городе ситуация с наркотиками нарушена полицейскими рейдами. Обычные аптеки больше не функционируют. Пятеро молодых людей разрабатывают план проникновения в лабораторию химического завода. Смелое начинание увенчивается успехом, но приводит к экологической катастрофе. Вторая сюжетная линия посвящена женщине, которая в средние века заключила сделку с дьяволом, что привело к распространению чумы через черных пауков. Мрачно, местами натуралистично и до сих пор злободневно, если вспомнить ситуацию с ковидом.
Рисси снял картину в коммуне Кайзераугст с мая по июнь 1983-го. Премьера состоялась в немецкоязычном регионе Швейцарии 28 сентября того же года — лента стала седьмым по успешности швейцарским фильмом 1980-х. Произведение Готхельфа, кстати, неоднократно экранизировали: существуют немая немецкая версия начала 1920-х и бельгийская, вышедшая на ТВ в 1960-м. В 2022-м вышло венгро-швейцарское «Проклятие черного паука», навеянное классическим сюжетом.
20 смертельных вирусов: Фильмы про эпидемии как инструкции по выживанию
«Смерть в дождливое воскресенье» (1986)
«Смерть в дождливое воскресенье». Трейлер на английском языке
Великолепно поставленный Жоэлем Сантони франко-швейцарский триллер с щепоткой пугающего жанра на основе романа Джоаны Эйкен. Перед нами атмосферная история архитектора Давида Бриана (Жан-Пьер Бакри) и его жена Элен (Николь Гарсия), переживающих непростой семейный кризис, который затрагивает и их маленькую дочь Крик (Серис Леклер). Однажды утром любопытная семья Бронски, живущая в фургоне, перегораживает своей машиной выезд из дома Брианов. Для Давида это шок. Он узнает в Каппи (Жан-Пьер Биссон) — главе странного семейства — инвалида, пережившего крушение здания, спроектированного им тремя годами ранее. Та катастрофа унесла жизни семи человек. Чтобы избежать скандала, он нанимает его садовником, а его жену Азель (Доминик Лаванан) – няней. Семья Бронски постепенно обживает дом с единственной целью превратить жизни хозяев в ад и отомстить. В наличии запоминающиеся мелодии Владимира Космы, шокирующие сцены вроде связанной голышом дочери Брианов, прекрасная актерская игра и эффектный финал.
Зрители впервые увидели эту мощную ленту, несправедливо обделенную призами, 10 сентября 1986-го. Аутсайдер французского проката (0,15 млн зрителей) по понятным причинам запрещен для просмотра детям до 12 лет, да и взрослые могут ужаснуться, как обошлись в кадре с детьми. Но, тем не менее, эта работа достойна просмотра.
Лидеры и аутсайдеры кинопроката Франции (среди французских фильмов): 1945-2023. Часть III
«Волшебный стрелок» (1994)
«Волшебный стрелок». Отрывок
Венгерский режиссер и сценарист Ильдико Эньеди поставила любопытную мистическую фэнтези-драму в форме притчи о снайпере Максе (Гари Кемп), который метил в террориста, но случайно попал в заложницу. Вскоре он получает новое задание — охранять русского шахматиста Максима (Александр Кайдановский), которому грозит опасность. Во время наблюдения за подзащитным он увидел, как персонаж Кайдановского знакомится с его женой Евой (Сэди Фрост), кое-как говорящей по-русски. Главного героя все время преследует что-то вроде снов или видений, связанных с прошлыми веками, чертом и девой Марией, которая в итоге спасает жизнь Еве в момент покушения на шахматиста.
Венгро-франко-швейцарская лента вдохновлена одноименной оперой Карла Марии фон Вебера. Картина участвовала в основном конкурсе 51-го Венецианского фестиваля, а в июле 1995-го ее показали на ММКФ. Для отечественного зрителя фильм представляет особый интерес из-за участия Кайдановского, сыгравшего одну из своих последних киноролей. Одни кинокритики называют фильм «неуклюжим и расплывчатым в своих символических связях» и «громоздким стилистическим гибридом повествовательного кино и художественного монтажа», другие считают, что «у Эньеди интересный визуальный стиль, но она слишком занята, чтобы сосредоточиться на сюжетной линии», а третьи отмечают «визуальные эффекты Эньеди, снятые Тибором Мате», которые «часто достаточно красивы, чтобы отвлечь внимание от недостатков повествования». В общем, кино для вдумчивого и усидчивого зрителя.
«Граница» (2007)
«Граница». Трейлер на английском языке
Скандально известный полнометражный дебют клипмейкера Ксавье Жанса, спродюсированный Люком Бессоном, представляет собой «пыточное порно» в духе «Хостела» и «Пилы». Это жестокий рассказ о группе молодых людей (Карина Теста, Орельен Вик, Давид Саракино, Адель Беншериф), только что укравших внушительную сумму денег, которая сбегает из охваченных беспорядками предместий Парижа. Они планируют добраться до Голландии и там залечь на дно. По пути ребята останавливаются на ночлег в загородном мотеле, не зная, что его хозяева (Жан-Пьер Жорри, Патрик Лигард, Самюэль Ле Бьян) — нацисты и каннибалы, убивающие жильцов. Много крови, трупов и прочего мяса — все то, что ценят фанаты жанра.
Франко-швейцарскую ленту снимали в Париже, французском департаменте Валь-д'Уаз и Швейцарии. Премьера состоялась 1 июля 2007-го на кинофестивале в Агде, а в мае 2008-го фильм вышел в США ограниченным тиражом в рамках смотра ужасов After Dark Horrorfest. Картину Жанса, запрещенную в Таиланде из-за жестокости и сокращенную на три минуты для немецкого проката, причисляют к французскому новому трансгрессивному кино вкупе с «Необратимостью» Ноэ, «Высоким напряжением» Александра Ажа и «Мученицами» Паскаля Ложье, а сюжетно она отсылает к «Техасской резне бензопилой» и «Дому восковых фигур». Здесь также можно встретить политическую сатиру на ультраправых, расовые бунты и репрессии. Лауреата гран-при Брюссельского международного фестиваля фантастических фильмов во Франции посмотрело всего 0,1 миллиона зрителей.
Лидеры и аутсайдеры кинопроката Франции (среди французских фильмов): 1945-2023. Часть IV
«Пастушья кукла» (2010)
«Пастушья кукла». Трейлер на немецком языке
Основой для увлекательного австро-швейцарского триллера Михаэля Штайнера послужила одноименная альпийская легенда о Сеннентунчи — ожившей самодельной кукле, убившей пастухов за то, что они ее изнасиловали. События разворачиваются под песню Ford Mustang в исполнении Сержа Генсбура и Джейн Биркин в Швейцарских Альпах образца 1975 года. Сразу после самоубийства местного священника в горной деревне Трепунт появляется загадочная девушка (прекрасная Роксана Мескида из «Шины»). Ведет она себя крайне странно, не разговаривает и к тому же до смерти боится крестов и распятий, благодаря чему жители не без влияния местного епископа начинают считать ее ведьмой. На защиту незнакомки встает полицейский Себастьян Ройш (Николас Офчарек), подозревающий, что она почему-то выросла вне цивилизации и поэтому сильно одичала.
Штайнер снял ленту со 2 сентября по 30 ноября 2008-го в швейцарской коммуне Унтершехен, австрийской коммуне Майрхофен и итальянском городе Кьявенна. Мировая премьера состоялась 23 сентября 2010-го на кинофестивале в Цюрихе, а в 2011-м фильм получил спецприз жюри за работу художника-постановщика на церемонии вручения Швейцарской кинопремии. Специалисты хвалят картину Штайнера за игру актеров (особенно Мескиды), операторскую работу, музыку, нарастающее напряжение, сценарий и третий акт. Впрочем, некоторым зрителям концовка может показаться запутанной. Это не первое обращение кинематографистов к легенде о Сеннентунчи — в 1989-м вышла немецкая «Чертовщина», в которой классическая история обрела полноценное воплощение.
Африканский макабр: шина-убийца, бугимен и ведьма с коровьими копытами
«Химеры» (2013)
«Химеры». Трейлер с английскими субтитрами
Испано-швейцарская романтическая хоррор-драма Оливье Бегена повествует о влюбленной парочке, столкнувшейся с одной кровавой проблемой. Во время отпуска в Румынии со своей подругой Ливией (Ясна Кохоутова) Алекса (Янник Россе) сбивает машина, и в больнице ему проводят переливание крови. По возвращении домой главный герой начинает страдать от загадочной болезни, вызванной, как он думает, тем, что перелитая кровь была заражена. Ливия не верит этому и пытается спасти их отношения, которые балансируют на грани разрыва. Вскоре вампиризм ее парня приводит к необратимым последствиям. Впрочем, зритель сам решает после просмотра, что перед ним: типичная вампирская история или же драма о болезни как душевной, так и физической.
Бегин изначально планировал, что его полнометражный дебют будет сочетать триллер и роуд-муви, но обнаружил, что этот сюжет дороже, чем он ожидал. Вместо этого режиссер решил снять вампирский хоррор, поскольку это соответствовало как его бюджету, так и типу истории, которую он хотел рассказать. Поначалу лента задумывалась как комедия ужасов, но Бегин пришел к выводу, что имеет смысл поставить мелодраму. Россе был заинтригован тем, как был написан его персонаж, поскольку Алекс видит себя жестоким зверем, когда смотрит в зеркало, «но на самом деле он просто болен, он просто устал, ранен». Фильм примечателен тем, что в нем заняты две звезды хоррора: Катриона Макколл, снимавшаяся в шедеврах Лучио Фульчи, и создатель «Ада каннибалов» Руджеро Деодато, которому досталась роль мясника из магазина. Локации для картины нашли в Трансильвании, румынском городе Сигишоара, швейцарском Невшателе и Брюсселе. «Химер» впервые показали 5 июля 2013-го на фестивале фантастического кино в Невшателе, где лента была удостоена особого упоминания как лучший полнометражный фильм. Лауреат еще пяти наград, включая призы киносмотров «Фантаспорту», «Ночи страха» и Fantaspoa.
«Аномалия» (2016)
«Аномалия». Трейлер на французском языке
Восьмисерийная мистическая фэнтези-драма Пьера Моннара повествует о талантливом нейрохирурге Валери Росье (Наташа Ренье), которая после развода вместе со своим сыном Лукасом возвращается в родной городок в Альпах. Там она устраивается на работу в первоклассную клинику, которой руководит ее бывший наставник — профессор Вассерман (Дидье Безас). Вскоре Валери оказывается в эпицентре таинственных событий, которые как-то связаны с трагической историей ее семьи, и открывает в себе дар целителя. В наличии призраки, проклятия и артефакты, а сама история любопытно сочетает в себе легенды и науку, мистику и хайтек, прошлое и настоящее.
Сериал с бюджетом 5,6 миллинов долларов был отснят в городе Фрибур. Премьера состоялась во франкоязычном регионе Швейцарии 16 января 2016-го. Лауреат Швейцарской телевизионной премии за лучшую женскую роль второго плана (Клод-Инга Барбе). Как минимум, заинтересует любителей тайн и мистики, страшного в шоу практически нет (разве что операционные эпизоды могут напрячь особо впечатлительных).
P.S. Следующий материал мы посвятим странам Бенилюкса.
Макс Милиан
Понравилось:
Автор: Edwards
Комментариев: 0
Надо знать.
Шеннон Элизабет - Биография
Шеннон Элизабет: биография Шеннон Элизабет Фадаль – актриса, модель, прославившаяся благодаря ролям в серии комедий «Американский пирог»...
→ Подробнее:)

Мы в соц. сетях
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
Сегодня
«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино.
Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила.
Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта.
Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе

