Чему нас научил Жан-Люк Годар — великий революционер кино - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

Чему нас научил Жан-Люк Годар — великий революционер кино - «Рецензии»

03.08.25, 08:56

В российском прокате орудует «Банда аутсайдеров
Чему нас научил Жан-Люк Годар — великий революционер кино - «Рецензии»
» — один из самых лирических и зрительских фильмов Жан-Люка Годара
, который так поразил Квентина Тарантино
, что он назвал в честь ленту собственную киностудию. Главные роли в нем сыграли Анна Карина
и Клод Брассёр
. Вспоминаем эссе о творчестве выдающегося французского режиссера, который ушел из жизни 13 сентября 2022 года — вслед за сверстниками: Горбачевым и Елизаветой II. Ему был 91 год, а его фильмография, если крутить её подряд, надолго обеспечила бы репертуаром какой-нибудь кинотеатр. Что и говорить об исследованиях, статьях и просто восклицаниях, восторженных или гневных, посвященных его творчеству. Попробуем добавить еще одно.


ЖЛГ совершил в Швейцарии ассистированное самоубийство, то есть получил от врача рецепт на соответствующий препарат, сходил за ним в аптеку и принял в тех обстоятельствах, какие посчитал нужными. Годар не стал дожидаться естественных причин, которые настигли через десятилетие после инсульта Жан-Поля Бельмондо
. Не анонсировал, что выбрал эвтаназию, как Ален Делон
. Режиссером своей жизни он оставался до конца — просто попросил родственников, чтобы «все узнали».
Следуя логике поздних фильмов ЖЛГ, тут интересно пофантазировать, кто эти «все», и что такое — «узнать».
В 1993-м, посетив годом ранее ретроспективу имени себя в московском «Иллюзионе», Годар снял «Дети играют в Россию
», где задался аналогичным вопросом в адрес родины Толстого и Эйзенштейна
(тут надо отметить, что и СССР, и царскую, и новую Россию он не различает). Хотя получилось скорее про реальность и фантазию, изображение и образ, студийную мясорубку и свободное творчество. В общем, ЖЛГ предпочел image, образ.

Под «всеми» мы вольны понимать буквально каждого зрителя: дух Годара в той или иной степени несет в себе любое видео на планете. Французскую новую волну и ЖЛГ в частности продолжают цитировать и восславлять режиссеры в диапазоне от Уэса Андерсона
до Квентина Тарантино
, от Синъитиро Ватанабэ
до Александра Ханта
. Список «наследников» такой большой, что как минимум половину тех, кого он вдохновил, Годар пережил. Хотя бы Райнера Вернера Фассбиндера
. Иные — изжили его в себе: как фон Триер
, Каракс
, Долан
.
Даже любителей объяснительной журналистики мысль ЖЛГ давно чипировала. С многочисленными видео «Что как устроено» поздние фильмы Годара роднит формат эссе. Хотя у него они даже куда более запутанные и пространные, чем у другого мастера жанра Криса Маркера
.
Между первым Годаром (революционером кино) и вторым (разрушителем нарратива) умещается как минимум третий, снимавший «кино политически». Впрочем, этих стадий на почти полторы сотни фильмов у ЖЛГ наверняка было больше — как и его позиций, подходов, тем, кадров. Неслучайно практически прощальным видеоэссе Годара стала «Книга образов
» (2018), закреплявшая и систематизировавшая то, что он проговаривал как минимум в 1993-м. Изображение — реальность, образ — вымысел. И как бы ни было притягательно второе, не стоит ли сохранить первое?

«Слово, образ, любая форма реальности второго порядка убивает первичную реальность. Поэтому все, что происходит на экране в «Книге образа», — это война, война между человеком и реальностью», — емко сформулировала философию позднего Годара yкрaинскaя коллега Наталья Серебрякова. И это же ответ, почему в 91 году ЖЛГ решил расстаться с жизнью, ощущая «истощение». Не только в силу «естественных причин», но и в результате этого сизифова противостояния. Битвы при реальности.
Годар стремился разрушить одни образы и практики, но порождал другие. Застрелив в «На последнем дыхании
» французское «папочкино кино» он с единомышленниками способствовал рождению новой визуальной манеры и сопутствующей мифологии. Дал немного свежей крови Голливуду, ожившему с приставкой «Новый». Практически исключив из фильмов кого-то, кроме себя, и перейдя врукопашную (речь о монтажном кино), столкнулся с неистребимостью как реальности, так и образов.

В сущности, ЖЛГ полвека двигался к тому, чтобы и самому превратиться в образ. Не столько абстрактного «великого режиссера» (что бы это ни значило), сколько буквально. Последняя его каннская пресс-конференция прошла по FaceTime, то есть гости дорогого праздника кино оказались не в присутствии художника, а лишь подле его электронного лика. Как в меметичном диалоге из «Пиратов Карибского моря
»: — У тебя есть ключ? — Лучше! У меня есть рисунок ключа.
И вот теперь образ ушедшего Годара, полностью отдавшегося во власть фантазии потомков.
Что сказать о его жизни — что оказалась длинной? Посоветовать новейшим синефилам пять фильмов ЖЛГ? Образцовый старт «Последнего дыхания»? Обреченно-мечтательную «Банду аутсайдеров
»? Стильную антиутопию-нуар «Альфавилль
»? Цветовую и цитатную какофонию под рубахой криминальной драмы «Безумного Пьеро
»? Студенческий маоистский бунт «Китаянки
»? Насмехающуюся над киноиндустрией «Страсть
»? Почти пятичасовую «Историю(и) кино»? Утопический «Фильм-социализм
»? Прощальный манифест с экспериментальным 3D «Прощай, речь!
»?

Или внять киноведческой рекомендации Инны Кушнаревой «забыть Годара и помолчать. Чтобы было, что сказать потом»?
При жизни ЖЛГ уж точно не забывали, даже считая безумным, непонятным, неприятным, неактуальным. Годар был пленочной лентой, соединяющей любую эпоху с той, когда, казалось, все можно было изменить. Как написала когда-то [признанная Минюстом иноагенткой] Линор Горалик: «Самое страшное не то, что мы взрослые, а то, что взрослые — это мы».
Прощай, Годар. Ваше слово.
«Банда аутсайдеров» в кинотеатрах с 1 августа
.
«Банда аутсайдеров». Трейлер с русскими субтитрами
Алексей Филиппов

14.09.2022

В российском прокате орудует «Банда аутсайдеров » — один из самых лирических и зрительских фильмов Жан-Люка Годара , который так поразил Квентина Тарантино , что он назвал в честь ленту собственную киностудию. Главные роли в нем сыграли Анна Карина и Клод Брассёр . Вспоминаем эссе о творчестве выдающегося французского режиссера, который ушел из жизни 13 сентября 2022 года — вслед за сверстниками: Горбачевым и Елизаветой II. Ему был 91 год, а его фильмография, если крутить её подряд, надолго обеспечила бы репертуаром какой-нибудь кинотеатр. Что и говорить об исследованиях, статьях и просто восклицаниях, восторженных или гневных, посвященных его творчеству. Попробуем добавить еще одно. ЖЛГ совершил в Швейцарии ассистированное самоубийство, то есть получил от врача рецепт на соответствующий препарат, сходил за ним в аптеку и принял в тех обстоятельствах, какие посчитал нужными. Годар не стал дожидаться естественных причин, которые настигли через десятилетие после инсульта Жан-Поля Бельмондо . Не анонсировал, что выбрал эвтаназию, как Ален Делон . Режиссером своей жизни он оставался до конца — просто попросил родственников, чтобы «все узнали». Следуя логике поздних фильмов ЖЛГ, тут интересно пофантазировать, кто эти «все», и что такое — «узнать». В 1993-м, посетив годом ранее ретроспективу имени себя в московском «Иллюзионе», Годар снял «Дети играют в Россию », где задался аналогичным вопросом в адрес родины Толстого и Эйзенштейна (тут надо отметить, что и СССР, и царскую, и новую Россию он не различает). Хотя получилось скорее про реальность и фантазию, изображение и образ, студийную мясорубку и свободное творчество. В общем, ЖЛГ предпочел image, образ. Под «всеми» мы вольны понимать буквально каждого зрителя: дух Годара в той или иной степени несет в себе любое видео на планете. Французскую новую волну и ЖЛГ в частности продолжают цитировать и восславлять режиссеры в диапазоне от Уэса Андерсона до Квентина Тарантино , от Синъитиро Ватанабэ до Александра Ханта . Список «наследников» такой большой, что как минимум половину тех, кого он вдохновил, Годар пережил. Хотя бы Райнера Вернера Фассбиндера . Иные — изжили его в себе: как фон Триер , Каракс , Долан . Даже любителей объяснительной журналистики мысль ЖЛГ давно чипировала. С многочисленными видео «Что как устроено» поздние фильмы Годара роднит формат эссе. Хотя у него они даже куда более запутанные и пространные, чем у другого мастера жанра Криса Маркера . Между первым Годаром (революционером кино) и вторым (разрушителем нарратива) умещается как минимум третий, снимавший «кино политически». Впрочем, этих стадий на почти полторы сотни фильмов у ЖЛГ наверняка было больше — как и его позиций, подходов, тем, кадров. Неслучайно практически прощальным видеоэссе Годара стала «Книга образов » (2018), закреплявшая и систематизировавшая то, что он проговаривал как минимум в 1993-м. Изображение — реальность, образ — вымысел. И как бы ни было притягательно второе, не стоит ли сохранить первое? «Слово, образ, любая форма реальности второго порядка убивает первичную реальность. Поэтому все, что происходит на экране в «Книге образа», — это война, война между человеком и реальностью», — емко сформулировала философию позднего Годара yкрaинскaя коллега Наталья Серебрякова. И это же ответ, почему в 91 году ЖЛГ решил расстаться с жизнью, ощущая «истощение». Не только в силу «естественных причин», но и в результате этого сизифова противостояния. Битвы при реальности. Годар стремился разрушить одни образы и практики, но порождал другие. Застрелив в «На последнем дыхании » французское «папочкино кино» он с единомышленниками способствовал рождению новой визуальной манеры и сопутствующей мифологии. Дал немного свежей крови Голливуду, ожившему с приставкой «Новый». Практически исключив из фильмов кого-то, кроме себя, и перейдя врукопашную (речь о монтажном кино), столкнулся с неистребимостью как реальности, так и образов. В сущности, ЖЛГ полвека двигался к тому, чтобы и самому превратиться в образ. Не столько абстрактного «великого режиссера» (что бы это ни значило), сколько буквально. Последняя его каннская пресс-конференция прошла по FaceTime, то есть гости дорогого праздника кино оказались не в присутствии художника, а лишь подле его электронного лика. Как в меметичном диалоге из «Пиратов Карибского моря »: — У тебя есть ключ? — Лучше! У меня есть рисунок ключа. И вот теперь образ ушедшего Годара, полностью отдавшегося во власть фантазии потомков. Что сказать о его жизни — что оказалась длинной? Посоветовать новейшим синефилам пять фильмов ЖЛГ? Образцовый старт «Последнего дыхания»? Обреченно-мечтательную «Банду аутсайдеров »? Стильную антиутопию-нуар «Альфавилль »? Цветовую и цитатную какофонию под рубахой криминальной драмы «Безумного Пьеро »? Студенческий маоистский бунт «Китаянки »? Насмехающуюся над киноиндустрией «Страсть »? Почти пятичасовую «Историю(и) кино»? Утопический «Фильм-социализм »? Прощальный манифест с экспериментальным 3D «Прощай, речь! »? Или внять киноведческой рекомендации Инны Кушнаревой «забыть Годара и помолчать. Чтобы было, что сказать потом»? При жизни ЖЛГ уж точно не забывали, даже считая безумным, непонятным, неприятным, неактуальным. Годар был пленочной лентой, соединяющей любую эпоху с той, когда, казалось, все можно было изменить. Как написала когда-то _
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Понравилось:
Автор: Борис
Комментариев: 0



Биография Люка Эванса - Иностранные актеры.
08.08.17, 10:02
Неподражаемые: 7 новых российских сериалов,
01.07.22, 11:30
Жан-Клод Ван Дамм Jean-Claude Van Damme -
30.07.17, 23:08

Надо знать.

Биография Евгения Кулика -
Биография Евгения Кулика Евгений Кулик – популярный российский телевизионный деятель, которому удалось прославиться благодаря отличному развитию своей команды КВН «Голоса». Парень всегда отличался особым чувством юмора и умело писал подходящие шутки. Именно из-за своего открытого и дружелюбного  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино. Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила. Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта. Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
    
 



Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» →   © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up