«Тегеран-43» (СССР—Франция—Швейцария—Испания, 1980) — детектив, фильм совместного производства студий: «Мосфильм», «Mediterraneo Cine», «Pro Dis Film», — c отечественными звёздами (Игорь Костолевский, Наталья Белохвостикова, Армен Джигарханян) и звёздами мирового кино (Ален Делон, Курд Юргенс, Клод Жад). Телеверсия фильма называется «Покушение».
Содержание
Сюжет
«Тегеран-43», фильм, 1980 г.
Действие картины развивается по двум сюжетным направлениям: в 1943 году и в 1970-е годы. Через весь фильм проходит история любви и расставания Андрея Бородина (Игорь Костолевский) и француженки русского происхождения, переводчицы с персидского языка Мари Луни (Наталия Белохвостикова). По заданию гитлеровского руководства в Тегеран накануне переговоров глав правительств трёх держав проникает группа террористов, возглавляемая агентом Шернером (Альберт Филозов). Советским разведчикам, одним из которых является Андрей, предстоит обеспечить безопасность переговоров. В результате их усилий сложная террористическая операция со множеством отвлекающих ходов успешно предотвращается. Однако организатору покушения Шернеру и его главному подручному, наемному убийце Максу Ришару (Армен Джигарханян) удаётся уйти от возмездия. В 1970-е годы интерес к этой истории возрождается вновь в связи с тем, что неожиданно появилась считавшаяся утерянной плёнка с кинохроникой событий тех лет. Кинопленку сохранил Макс Ришар, который решил её продать с аукциона вместе с написанными мемуарами о его собственном участии в покушении. Когда было объявлено об аукционе, Шернер и его приспешники — участники террористической организации, начинают охоту за плёнкой и за оставшимися в живых свидетелями — Максом Ришаром и Мари Луни. Этими же материалами заинтересовались и в Советском Союзе. Андрей Бородин, как участник тех событий едет на аукцион, и одновременно пытается найти Мари. В результате поисков, с помощью инспектора Фоша Андрей находит дочь Мари, а затем и её саму. Но через несколько минут после их встречи Мари, в результате покушения, погибает от рук приспешников Шернера, которые несколькими днями ранее срывают аукцион, пытаясь убить Макса Ришара, и, одновременно, похитив из банка оригинал пленки и мемуары. В финале Шернер находит и и убивает Макса. В фильме снимались три международные звезды: Ален Делон (в роли французского инспектора полиции), Клод Жад (она также играла в другом советском фильме, «Ленин в Париже») и Курд Юргенс, который сыграл здесь свою последнюю роль в кино. Лейтмотив фильма — ставшая впоследствии известной песня «Une vie d’amour» в исполнении Шарля Азнавура. Владимир Наумов: «Конечно, присутствие Делона в картине очень помогло её успеху. 100 миллионов билетов было продано у нас в России, это колоссальное количество, это был рекорд в том году. Картина получила главный приз на Московском международном фестивале и ещё много призов самых разных. Очень хорошо прошла во Франции и была продана во многие страны мира». «Среди ярких и, право же, необычных для нас актёрских дуэтов — Наталия Белохвостикова и Ален Делон, Армен Джигарханян и Клод Жад, Жорж Жере и Альберт Филозов… Причём очень важно, что западные кинозвёзды не просто блистают на небосклоне „Тегерана“, а с полной отдачей работают на выражение идеи, политической и художественной концепции фильма.» (Андрей Зоркий / «Советский экран» № 5, 1981). Через много лет вышел документальный фильм «Воспоминания о создании фильма „Тегеран-43“». Как вспоминает Владимир Наумов, — из-за невозможности провести съёмки в Тегеране были специально построены макеты жилых кварталов в одном из московских павильонов. Факты Существуют свидетельства, что немцы действительно пытались провести в Тегеране операцию по уничтожению «Большой тройки», и она была блокирована советской разведкой. Когда создавался сценарий фильма, был поставлен вопрос: если допустить, что покушение было бы возможным, то как бы оно могло осуществиться? И был сделан вывод, что в посольство можно было бы проникнуть, воспользовавшись канатами — каналами системы водоснабжения, которая в Тегеране существенно отличается от других городов мира. Часть съёмок фильма проходила в Баку, старинные здания которого внешне схожи с домами в Тегеране. Наталия Белохвостикова сыграла в фильме три роли — роль переводчицы Мари, ее дочери Натали, а также ее матери (в сцене детских воспоминаний Мари). Роли Мари в детстве и похожей на неё девочки в самолете исполнила дочь Наталии Белохвостиковой и режиссера фильма Владимира Наумова.
«Тегеран-43» (СССР—Франция—Швейцария—Испания, 1980) — детектив, фильм совместного производства студий: «Мосфильм», «Mediterraneo Cine», «Pro Dis Film», — c отечественными звёздами (Игорь Костолевский, Наталья Белохвостикова, Армен Джигарханян) и звёздами мирового кино (Ален Делон, Курд Юргенс, Клод Жад). Телеверсия фильма называется «Покушение». Содержание Сюжет «Тегеран-43», фильм, 1980 г. Действие картины развивается по двум сюжетным направлениям: в 1943 году и в 1970-е годы. Через весь фильм проходит история любви и расставания Андрея Бородина (Игорь Костолевский) и француженки русского происхождения, переводчицы с персидского языка Мари Луни (Наталия Белохвостикова). По заданию гитлеровского руководства в Тегеран накануне переговоров глав правительств трёх держав проникает группа террористов, возглавляемая агентом Шернером (Альберт Филозов). Советским разведчикам, одним из которых является Андрей, предстоит обеспечить безопасность переговоров. В результате их усилий сложная террористическая операция со множеством отвлекающих ходов успешно предотвращается. Однако организатору покушения Шернеру и его главному подручному, наемному убийце Максу Ришару (Армен Джигарханян) удаётся уйти от возмездия. В 1970-е годы интерес к этой истории возрождается вновь в связи с тем, что неожиданно появилась считавшаяся утерянной плёнка с кинохроникой событий тех лет. Кинопленку сохранил Макс Ришар, который решил её продать с аукциона вместе с написанными мемуарами о его собственном участии в покушении. Когда было объявлено об аукционе, Шернер и его приспешники — участники террористической организации, начинают охоту за плёнкой и за оставшимися в живых свидетелями — Максом Ришаром и Мари Луни. Этими же материалами заинтересовались и в Советском Союзе. Андрей Бородин, как участник тех событий едет на аукцион, и одновременно пытается найти Мари. В результате поисков, с помощью инспектора Фоша Андрей находит дочь Мари, а затем и её саму. Но через несколько минут после их встречи Мари, в результате покушения, погибает от рук приспешников Шернера, которые несколькими днями ранее срывают аукцион, пытаясь убить Макса Ришара, и, одновременно, похитив из банка оригинал пленки и мемуары. В финале Шернер находит и и убивает Макса. В фильме снимались три международные звезды: Ален Делон (в роли французского инспектора полиции), Клод Жад (она также играла в другом советском фильме, «Ленин в Париже») и Курд Юргенс, который сыграл здесь свою последнюю роль в кино. Лейтмотив фильма — ставшая впоследствии известной песня «Une vie d’amour» в исполнении Шарля Азнавура. Владимир Наумов: «Конечно, присутствие Делона в картине очень помогло её успеху. 100 миллионов билетов было продано у нас в России, это колоссальное количество, это был рекорд в том году. Картина получила главный приз на Московском международном фестивале и ещё много призов самых разных. Очень хорошо прошла во Франции и была продана во многие страны мира». «Среди ярких и, право же, необычных для нас актёрских дуэтов — Наталия Белохвостикова и Ален Делон, Армен Джигарханян и Клод Жад, Жорж Жере и Альберт Филозов… Причём очень важно, что западные кинозвёзды не просто блистают на небосклоне „Тегерана“, а с полной отдачей работают на выражение идеи, политической и художественной концепции фильма.» (Андрей Зоркий / «Советский экран» № 5, 1981). Через много лет вышел документальный фильм «Воспоминания о создании фильма „Тегеран-43“». Как вспоминает Владимир Наумов, — из-за невозможности провести съёмки в Тегеране были специально построены макеты жилых кварталов в одном из московских павильонов. Факты Существуют свидетельства, что немцы действительно пытались провести в Тегеране операцию по уничтожению «Большой тройки», и она была блокирована советской разведкой. Когда создавался сценарий фильма, был поставлен вопрос: если допустить, что покушение было бы возможным, то как бы оно могло осуществиться? И был сделан вывод, что в посольство можно было бы проникнуть, воспользовавшись канатами — каналами системы водоснабжения, которая в Тегеране существенно отличается от других городов мира. Часть съёмок фильма проходила в Баку, старинные здания которого внешне схожи с домами в Тегеране. Наталия Белохвостикова сыграла в фильме три роли — роль переводчицы Мари, ее дочери Натали, а также ее матери (в сцене детских воспоминаний Мари). Роли Мари в детстве и похожей на неё девочки в самолете исполнила дочь Наталии Белохвостиковой и режиссера фильма Владимира Наумова.