Классический индийский макабр: реинкарнация, наги и Фредди Крюгер - «Интервью»
15 старых иррациональных фильмов из Болливуда и его окрестностей
Продолжаем рассказ о хоррорах национальных кинематографий, малознакомых широкому зрителю. Мы начали в прошлом году с двух материалов о фильмах ужасов Латинской Америки, продолжили тему макабром ЮАР и других африканских стран, после чего поведали о кино Ближнего Востока и Турции. Сегодня на очереди пугающие истории из Индии, с которыми зрители познакомились в прошлом веке.
Отечественный зритель хорошо знаком с индийским кино. На ум сразу приходят «Зита и Гита», «Танцор диско» и имена Раджа Капура



Индийское кино сформировалось под влиянием шести основных факторов. Это древнеиндийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», древняя драматургия санскрита, традиционный народный театр Индии, театр парсов, голливудские мюзиклы и западное музыкальное телевидение вроде MTV. Из этой дикой смеси появился на свет жанр «масала», для которого характерны техники побочного сюжета, предыстории и сюжета внутри сюжета, пара-тройка побочных сюжетных линий, сочетание музыки, танца и языка жестов, а также «реализма с фантазией, повествования с представлением, житейского диалога с изобретательностью сценического показа», непристойный юмор, чувственность, отточенное мастерство, тесное вплетение нескрываемой авторами фантазии в ежедневную жизнь людей и более современные темп, ракурсы и танцевальные последовательности. Такие музыкальные драмы называются на санскрите натья, а способ исполнения, сосредоточенного на передаче аудитории эмпатических эмоций, — раса.
Впервые о кино в Индии заговорили в июле 1896 года, когда в Бомбее (ныне Мумбаи) состоялся показ фильмов братьев


Поскольку Индия — многоязычная страна, то стоит упомянуть и первые шаги кинематографистов, работающих на разных языках. В частности, 15 сентября того же 1931-го вышел первый фильм на телугу «Преданный Прахлада», а 31 октября — первая лента на тамильском языке «Калидаса» продюсера и режиссера Х. М. Редди. Они стали первыми звуковыми картинами, показанными в кинотеатрах южной Индии. Ассамскоязычный кинематограф возник при непосредственном участии продюсера, поэта, драматурга, композитора и борца за независимость Джоти Прасада Агарвалы, сыгравшего важную роль в создании первого ассамского фильма «Джоймоти», вышедшего в 1935-м. Эта картина с треском провалилась и в настоящий момент полностью не сохранилась. Орияязычный кинематограф сосредоточен в Бхубанешваре и Каттаке штата Орисса, чью киноиндустрию часто именуют «Олливуд». Первый звуковой орияязычный фильм «Сита Бибаха» поставил в 1936-м Мохан Сундер Деб Госвами. В том же году появилась «Шейла», которую снял Кришна Дев Мера на панджаби. На синдхи впервые заговорили на большом экране в 1958-м, когда вышла «Родина» с Садханой

Бходжпуриязычные ленты предназначены для жителей запада Бихара, востока Уттар-Прадеша, Дели, Мумбаи и стран Вест-Индии, Океании и Южной Америки. Его история насчитывает всего 60 лет — в 1962-м с успехом шел фильм Кундана Кумара «О Мать Ганга, я предложу тебе желтую ткань». Гуджаратиязычная киноиндустрия появилась в 1932-м, когда состоялась премьера картины Нанубхая Вакила «Нарасинх Мехта», посвященная жизни святого. Кино на языке каннада снимают в штате Карнатака, а его центром, называемым «Сандалвудом», является Бангалор. Здесь первый фильм — считающуюся потерянной ленту «Сати Сулочана» — сняли в 1934-м. Картины на языке конкани в большинстве случаев создают на Гоа, а первым фильмом считается «Жажда любви» Джерри Браганзы, вышедшая 24 апреля 1950-го. Центр малаяламоязычной киноиндустрии сосредоточен в южном штате Керала. Начало ему положил немой «Потерянный ребенок», снятый в 1928-м, а звук впервые появился в ленте «Балан», вышедшей в 1938-м. Фильмы на языке маратхи снимают в штате Махараштра. Картину Дадасахеба Фальке «Раджа Харишчандра» считают маратхиязычным фильмам, поскольку съемочная группа говорила на маратхи. Первым звуковым фильмом на маратхи является «Король Айодхьи», снятый в 1932-м году. Маратхиязычная киноиндустрия сконцентрирована в Мумбаи, студии также присутствуют в Колхапуре и Пуне.
История бенгальскоязычного кинематографа началась в 1890-х, когда в кинотеатрах Калькутты были показаны первые биоскопические фильмы. Несмотря на бурную деятельность Хиралала Сена, основавшего компанию Royal Bioscope Company и открывшего ряд кинотеатров, первый бенгальский полнометражный фильм «Билвамангал» был выпущен компанией Madan Theatre лишь в 1919-м. Она же выпустила в 1931-м первый бенгальский звуковой фильм «День зятя». Спустя год для бенгальскоязычного кино было придумано название «Толливуд». Тамилоязычная киноиндустрия является одной из трех крупнейших в стране и второй по количеству доходов, производству и прокату фильмов. Ее центр расположен в районе Кодамбаккам города Ченнаи, что в штате Тамилнад. Кроме Индии прокат тамилоязычных лент осуществляется в различных странах Азии, Южной Африки, Северной Америки, Европы и Океании. На этом языке снимают кино в Шри-Ланке, Малайзии, Сингапуре и Канаде. Отцом тамильского кинематографа считается Натараджа Рангасвами Мудалиар, поставивший «Убийство Кичаки» в 1916-м. Еще одной основной киноиндустрией Индии считается телугуязычный кинематограф штата Андхра-Прадеш (он же Толливуд). В его столице, Хайдарабаде, находится крупнейшая в мире киностудия Ramoji Film City. И, наконец, самым известным филиалом индийского кино является хиндиязычная киноиндустрия Мумбаи, а по-простому Болливуд. Одним из его пионеров можно считать фотографа Х. С. Бхатвадекара, поставившего в 1899-м неигровые короткометражки, но мировая известность пришла после того, как зрители увидели «Бродягу» Раджа Капура.
Появление звука в индийском кино послужило стартом эре высокооплачиваемых кинозвезд. Среди них — Санджив Кумар















В 1940-1950-х возросло количество реалистичных фильмов, среди которых «Набанна» Биджона Бхаттачарьи о голоде в Бенгалии в 1943 году и «Дети земли» Ходжи Ахмада Аббаса





Одновременно с расцветом коммерческого кино в Индии под влиянием французской «новой волны» и итальянского неореализма сформировался жанр «параллельного кино», где ведущая роль досталась бенгальскому кинематографу. Основу направлению заложили «Нижний город» Четана Ананда, «Гражданин» Ритвика Гхатака и «Два бигха земли» Бимала Роя. В 1955-м Сатьяджит Рай



Полноценного международного признания индийское кино добилось, когда «Нижний город» получил Гран-при первого Каннского кинофестиваля. С того момента почти каждый год работы из Индии принимали участие в основной конкурсной программе Канн. Сатьяджит Рай с «Непокоренным» завоевал «Золотого льва» на Венецианском биеннале и «Золотого медведя» вместе с двумя «Серебряными медведями за лучшую режиссуру» на Берлинале. В отличии от Рая Гхатак и Датт при жизни не были признаны, их творчеством заинтересовались лишь в конце ХХ века. При этом всех троих почитают величайшими теоретиками авторского кино 20-го столетия. В 1992-м британский журнал Sight & Sound поместил Сатьяджита Рая на седьмое место в списке «100 лучших режиссеров» всех времен и народов, а Гуру Датт спустя десятилетие занял в том же списке 73 место.
1970-е критиками признаются как золотое десятилетие «параллельного кино» из-за того, что тогда работали режиссеры уровня Шьяма Бенегала



В 1980-е и начале 1990-х особое место занял малаяламоязычный кинематограф, подаривший миру имена таких режиссеров, как Адур Гопалакришнан, Говиндан Аравиндан, Т. В. Чандран и Шаджи Карун. Гопалакришнан, в котором видят духовного наследника Сатьяджита Рая, поставил отмеченную призом Лондонского фестиваля «Крысоловку» и «Стены», удостоенные главного приза Венецианского кинофестиваля. Дебют Шаджи Каруна «Рождение» получил «Золотую камеру» на 42-м Каннском кинофестивале, а его «Приговоренная» претендовала на «Золотую пальмовую ветвь» 47-го Каннского смотра. Популярности добилось и коммерческое малаямоязычное кино, в частности, боевики с участием актера и каскадера Джаяна, погибшего во время съемок опасного трюка, и актера и продюсера Моханлала, чей «Защитник веры» известен чередованием актерской игры и технических аспектов. В те же 80-е и 90-е были созданы коммерчески успешные фильмы «Созданы друг для друга», «Мистер Индия», «Приговор», «Жгучая страсть», «Чандни», «Я полюбил», «Игра со смертью», «Жизнь под страхом», «Непохищенная невеста» и «Всё в жизни бывает» с участием Шахрукха Кхана



На 90-е пришелся всплеск популярности тамильского кино. По всей Индии были популярны «Роза» и «Бомбей» Мани Ратнама, а его «Герой» с Камалом Хасаном даже оказался в «Списке 100 лучших фильмов всех времен», составленном журналом Time. Шанмугам Шанкар


Из-за цензурных ограничений, введенных в 1952-м, в индийском кино многие годы были под запретом долгие поцелуи, обнаженная натура и сцены бунтов против правительства. В Британской Индии цензура несла политический характер — не допускались к производству и прокату картины, связанные с борьбой за свободу и отражающие идеологию Ганди, а поцелуи и любовные сцены не возбранялись. Первыми актерами, поцеловавшимися на экране, считаются Чару Рой и Сита Деви из немой «Игры в кости». А «Карма» прославилась поцелуем, длившимся четыре минуты. Впрочем эту сцену на родине в конце концов вырезали под воздействием консервативной части индийского общества. Именно цензура поспособствовала тому, что все сцены интимного характера киношники заменили музыкальными номерами и аллегориями, а то и вовсе оставляли за кадром. Ситуация стала меняться лишь в 90-е, и теперь поцелуи в диафрагму обычное явление. Хотя среди индийских актеров еще находятся те, кто не желает целоваться с партнерами по фильму. Например, Шакрукх Кхан изменил этому правилу только в последней работе Яша Чопры «Пока я жив». А есть и противоположный пример вроде Эмрана Хашми

К пугающим мотивам в Индии впервые обратились еще на заре звукового кино. Несмотря на довольно обширную мифологию и большой сонм собственных сказочных чудовищ вроде бхутов, претов, асуров, нагов, ветал и дэвов, в Индии зачастую снимают традиционные для западного зрителя истории про демонов, призраков и оборотней. Но, тем не менее, находится место реинкарнации и особой роли религии, чьи атрибуты буквально поражают зло. Одним из первых фильмов в жанре хоррор является «Брачная ночь» 1935 года с Наргис

В 1963-м режиссер Мохаммед Хуссейн поставил «Охотника» с Аджитом









В 1970-х макабр продолжил развиваться благодаря мистическому триллеру Таруна Маджумдара








Как и в случае с Турцией, в Индии можно наблюдать большое количество ремейков
западных фильмов разной степени паршивости. Есть собственные «Дракула», «Изгоняющий дьявола», «Кошмар на улице Вязов», «Привидение», «Американский оборотень в Лондоне» и «Детские игры». Последние три олицетворяют собой «Призрак», «Одержимость» и «Грешная кукла». В первой вместо Патрика Суэйзи и Деми Мур на экране Рахул Рой и Шиба, медиумом Вупи Голдберг предстала дурашливая Амрита Сингх, а злодея сыграл Мохниш Бехл. Но особенно идиотски выглядит прическа злобного призрака, которого в оригинале играет Винсент Скиавелли. В хорроре Махеша Бхатта оборотнем-тигром обернулся все тот же Рахул Рой, медсестрой поработала Пуджа Бхатт, а в сказочном финале можно наблюдать схватку между оборотнем и Авинашем Вадхаваном. Грим в фильме, кстати, не так уж и плох, хотя до работы Рика Бэйкера создателям все равно далеко. Что касается фильма Лоуренса Д'Соузы, то в нем в эпицентре событий оказываются молодая певица Каризма Капур, ее младший брат и бывший возлюбленный Авинаш Вадхаван, служащий в полиции. Им-то и пришлось схватиться с взбунтовавшейся куклой Чани из соседнего супермаркета, в которую вселился Шакти Капур вместо блистательного Брэда Дурифа. Это кино примечательно тем, что в финале вместо куклы с Вадхаваном борется сам Капур, дабы избежать трат на спецэффекты.
Помимо братьев Рамзи, основоположником хоррора является также Рамгопал Варма, работающий в Толливуде и Болливуде. После успеха своего дебютного боевика «Шива» он решился на эксперимент, поставив «Ночь ужасов», а после выхода «Предательства» снял невероятный триллер «Кто ты?», закрепив тем самым за собой звание лучшего индийского хоррормейкера. Впоследствии он продолжил экспериментировать с жанром, но об этом рассказ пойдет в следующий раз. А пока предлагаю окунуться в интригующий мир 15 классических ужасов Индии.
«Особняк» (1949)
Один из первых болливудских хорроров обязан своим появлением продюсеру и исполнителю главной роли Ашоку Кумару. В 1948-м с ним приключился один странный случай на съемках: в полночь он увидел обезглавленный труп в машине таинственной женщины. Конечно же, незнакомка исчезла, и слуги Кумара подумали, что ему это приснилось. Когда актер пошел в ближайший полицейский участок, чтобы написать заявление, полицейский сообщил ему, что 14 лет назад на том самом месте женщина совершила убийство и позже погибла в дорожно-транспортном происшествии. Кумар рассказал об этом Камалу Амрохи, и тот частично изменил и развил историю, превратив ее в сюжет о реинкарнации. Примечательно, что сверхъестественный поворот фильма напоминает рассказ Руперта Крофт-Кука, по которому в 1945-м сняли «Рокового свидетеля».
По сюжету молодой адвокат Хари Шанкар переезжает в новый дом, где когда-то умерли архитектор и его невеста, и встречает женщину-призрака в исполнении начинающей звезды Мадхубалы, которой на момент съемок было всего 15. В финальной сцене главные герои воссоединялись в своем следующем рождении, однако Кумар предложил эту сцену удалить за день до премьеры. Несмотря на то, что картина обладает осязаемым готическим стилем в духе хоррор-классики студии «Юниверсал» (особенно в начале), перед нами детектив о любви, приведший героев к трагическому финалу. На съемках у команды были финансовые трудности: Амрохи приходилось приносить антиквариат и костюмы из собственного дома, потому что не хватало денег на покупку реквизита. Успех фильма спас от разорения студию Bombay Talkies, а Мадхубала, которую с великим трудом утвердили на роль девушки-призрака, проснулась знаменитой, как и певшая за нее Лата Мангешкар. В настоящий момент «Особняк» считает классикой романтического хоррора.
«Мадхумати» (1958)
Спустя девять лет после выхода «Особняка» Бимал Рой, работавший над ним в качестве монтажера, представил свой взгляд на реинкарнацию. Его готический нуар, основанный на сценарии Раджиндера Синха Беди и Ритвика Гхатака, рассказывает про двух путников, спешивших на поезд, которые из-за непогоды были вынуждены остановиться в старом доме. Здесь Ананд (Дилип Кумар) увидел портрет хозяина этого поместья и стал уверять, что сам его нарисовал в предыдущем воплощении. Так начинается печальная история любви главного героя и девушки Мадхумати (Виджаянтимала) из местного племени, которую из-за своей прихоти возжелал богатый Раджа Угра Нараян в исполнении Прана. За комедийную составляющую сюжета отвечал Джонни Уокер. В отличии от «Особняка» здесь влюбленные воссоединяются при перерождении.
Кумар сразу согласился на роль, поскольку ему понравилось работать с Роем в фильме «Девдас», вышедшем в 1955-м. В отличие от других нуарных лент, которые в основном снимались в помещении, режиссер решил снимать «Мадхумати» на открытом воздухе. У него был шестинедельный график в Раникхете и Найнитале. Некоторые сцены сняли в Горакхале недалеко от Найнитала. После проявки негативов оказалось, что большая часть материала затуманена. Чтобы не терять время, построили декорации возле плотины Вайтарна и Игатпури. Команда создала искусственные сосны, которые были посажены в соответствии с местностью в Найнитале. Большую часть отсняли в молочной колонии Аари, небольшом лесном массиве в Мумбаи. Сцена, в которой Кумар ищет Виджаянтималу в лесу, была снята в Игатпури. Эффект тумана был воссоздан с помощью газовых бомб. Костюмы сшила Ядугири Деви, бабушка Виджаянтималы. В фильме актриса носила серебряные украшения из своей личной коллекции, а на съемках повредила ногу во время танца. Из-за натурных съемок бюджет составил более восьми миллионов фунтов стерлингов, что усугубило проблемы студии Bimal Roy Productions, организовавшей предварительный показ картины и обед для дистрибьюторов. В итоге Рой отказался от 70 тысяч фунтов из своего гонорара, а дистрибьюторы вложили деньги и компенсировали дефицит.
Фильм, оказавший большое влияние на развитие индийской готики, кинематографа Индии в целом и мирового кино, удостоен девяти национальных наград Filmfare, а его кассовый успех обеспечил семью Роя и после его смерти. По мнению некоторых исследователей, «Мадхумати» послужила вдохновением для создателей «Реинкарнации Питера Прауда», которая в свою очередь получила индийский ремейк «Долг чести». Некоторые элементы и мотивы можно также наблюдать в лентах «Похищенная невеста» и «Ом Шанти Ом».
«Мистерия» (1965)
Раджа Наватхе поставил триллер по мотивам знаменитого произведения Агаты Кристи «Десять негритят», пригласив на главные роли Маноджа Кумара, Прана, Мехмуда, Нанду и Хелен. Они воплотили семерых незнакомцев, выигравших в ночном клубе приз – поездку за границу на две недели. По прибытии они оказываются в шикарном доме на небольшом острове, где их встречает странный слуга, нанятый неизвестным лицом. Вскоре несчастные обладатели приза начинают погибать один за другим.
Как и в «Особняке», герои слышат песню постоянно ускользающей от них девушки, а сама история подана в яркой стилистике, соответствующей духу времени с его танцами буги-вуги, вызывающими нарядами и психоделикой, порой режущими глаз. По словам киноведа Раджеша Субраманьяна, во время создания картины между Мехмудом и Маноджем Кумаром царила холодная война. Кумар пытался убедить режиссера исключить из фильма песню, закрепленную за Мехмудом, но она была сохранена и стала хитом. На съемках использовали самолет Douglas C-47A-85-DL 1943 года выпуска, построенный для ВВС США. У него была долгая многонациональная карьера до тех пор, пока его не купили для доставки газет в отдаленные районы Индии. Он был выведен из эксплуатации и переведен на взлетно-посадочную полосу Надаргул, где теперь используется авиационной академией для наземной подготовки. «Мистерия» заняла восьмое место в кассовых сборах в 1965-м и получила премию Filmfare за работу художника-постановщика. Лента в 21-м веке обрела второе дыхание, когда ее вступительную песню Jaan Pehechan Ho («Мы должны узнать друг друга») включили в начальные титры «Мира призраков» и использовали в рекламе пива Heineken.
«Тайна» (1967)
Раджеш Кханна, Бабита, Индерджит Сингх Джохар и Ди Кэй Сапру сыграли в романтическом триллере Равиндры Дэйва, основанном на романе «Женщина в белом», о молодом индийце, живущем в Африке. Каждую ночь ему снится индийская железнодорожная станция Viran Nagar. Вместе со своим другом Рокки он решает поехать в Индию и найти эту станцию, а по приезду замечает, что местные жители отворачиваются от него, как будто увидели привидение. Вскоре Кумара встречает девушка Сапна. Она говорит, что ждала его возвращения и что теперь они снова могут быть вместе. Но он никогда раньше не был в этом месте, и это еще больше смущает его. Затем другой местный житель рассказывает друзьям, что сам видел смерть Кумара и тот похоронен в соседнем лесу. Кумар и Рокки теперь должны выяснить, кто был убит и почему жители деревни считают, что Кумар вернулся из могилы.
Картина Дэйва стала первой ласточкой в череде индийских лент с таким же названием. Первая вышла в 1981-м, а в новом тысячелетии появилась целая киносерия Викрама Бхатта, насчитывающая четыре части. Примечательно, что еще в конце 50-х Гуру Датт планировал запустить фильм с таким же названием с участием Сунила Датта, Вахиды Рехман и Рехманом, однако через десять дней решил отложить работу над ним. В начале 60-х Датт вернулся к идее, но уже с самим собой в главной роли. Отсняв несколько сцен, он вновь отложил фильм в долгий ящик. Радж Кхосла, работавший помощником на съемках «Тайны», решил использовать тот же сценарий для своей ленты «Кто она такая?». Фильм должен был стать дебютом для Кханны и Бабиты, однако его производство задержалось, и актеры успели дебютировать в других картинах.
«Кобра» (1976)
В 1970-х на экранах Индии впервые стали появляться монстры. Находясь под впечатлением от картины Франсуа Трюффо «Невеста была в чёрном» Раджкумар Коли поставил фэнтези по мотивам легенд о нагах — змееподобных мифических существах, олицетворяющих в иудаизме и буддизме мудрость. На титульную роль — женщины-кобры Нагины, который мстит людям за убийство своего любимого (Джитендра), — режиссер позвал несравненную Рину Рой, а Винод Мехра, Фероз Кхан, Кабир Беди, Анил Дхаван и Санджай Кхан сыграли ее жертв — группу любопытных во главе с исследователем Сунилом Даттом, искавшим доказательство мифу о том, что после определенного возраста змеи принимают человеческий облик. В картине также заняты великолепная Рекха, Аруна Ирани и Мумтаз.
«Кобра» несовершенна в плане спецэффектов, поскольку фантастическое показано лишь при помощи монтажа и муляжей змей. Улыбку вызывает и финальная сцена с гибелью злодейки, поскольку Датт внезапно превращается в супергероя, неподвластного законам физики. Но, тем не менее, история очаровывает наличием femme fatale, песнями и живой энергетикой Рины Рой. Фильм послужил стартом мистической трилогии Коли, включающую также «Неведомого врага» и «Проклятие». Поскольку в Индии из-за разнообразия языков распространена практика ремейков собственных нашумевших блокбастеров, то в 1979-м свет увидела версия на тамильском под названием «Ты?», где Нагину сыграла Шриприя. В 1998-м шел одноименный сериал с Имраном Кханом, а в 2010-м Дженнифер Линч поставила хоррор «Нагин: Женщина-змея», в котором чувствуется влияние оригинала.
«Неведомый враг» (1979)
Спустя три года после «Кобры» Раджкумар Коли продолжил начатую им тему противостояния со злом в истории про Джавалу Прасаду (Раза Мурад), которого в брачную ночь убивает невеста ради любовника. Он превращается в монстра и убивает обоих, после чего начинает терроризировать весь район, похищая других невест. Когда жених убивает злодея, он переселяется в тело победителя, как это происходит в сказках о драконах.
В фильме можно увидеть Сунила Датта, Санджива Кумара, Джитендру, Винода Мехру, Рекху, Рину Рой, Аруну Ирани, Шатругхана Сингху, Ниту Синх и Амриша Пури. В наличии также приличный грим оборотня, эффектная битва в подземелье и гибель чудовища от священного трезубца. В 2002-м Коли завершил трилогию картиной с участием своего сына Армаана.
«Брачное ожерелье» (1981)
Рекха, хорошо знакомая отечественному зрителю благодаря индийскому ремейку «Возвращения в Эдем», возглавила хоррор-триллер Виджая Би после того, как роль ушла от Аруны Ирани и Рины Рой, требовавшей участия Камаля Хассана. По сюжету красавица Гаетри борется за душу возлюбленного Виджая (Анан Наг). Их медовый месяц обернулся настоящим кошмаром, ибо телом мужа завладел злой дух. В итоге выясняется, что злобная сущность ранее была студенткой Камини (Према Нараян), отвергнутой Виджаем.
Картина представляет собой ремейк каннадоязычной ленты 1979 года «Я не могу оставить тебя» с участием все того же Анана Нага. В фильме много внимания уделено местным обрядам, включая свадебный, и молитвам богу Шиве, которые в концов позволили избавиться от духа. Что касается самой одержимости, то, конечно же, она представлена банальными комбинированными съемками и простыми техническими и художественными ухищрениями вроде цветных линз и мрачно-забавного грима.
«Старый храм» (1984)
Мохниш Бехл, Арти Гупта, Пунит Иссар и Садашив Амрапуркар в хорроре братьев Рамзи о проклятии, довлеющем над женщинами королевского рода. Когда Суман влюбляется в парня по имени Санджай, то отец отказывается дать благословение на брак и рассказывает о проклятии, из-за которого после первых родов умирают все женщины. Влюбленные отправляются в те края, где было положено начало этому проклятию, что бы узнать истину.
Типичный для братьев фильм сочетает в себе комедию, хоррор, карате-боевик и мюзикл, а в качестве ответвления сюжета используется история незадачливого грабителя, которого хочет убить глава местной деревни. Монстры, грозы, убийства и гибель злодея от артефакта обеспечены. Основой для ленты послужила «Бессмертная голова» 1958 года, а некоторые сцены отсылают к хоррорам «Ужас из могилы» и «А теперь начинается крик». Сюжет «Старого храма» был продолжен в «Саамри 3D».
«Страшный лес» (1988)
Братья Рамзи поставили эротический хоррор с Жасмин в образе красивой молодой девушки, с детства одержимой злым духом. Она бродит по заброшенным местам, чтобы соблазнять и убивать людей. По сути это индийская вариация на тему готической новеллы Джозефа Шеридана Ле Фаню «Кармилла».
Жасмин можно считать одной из первых королев индийского макабра наряду с Рекхой и Риной Рой, однако ее карьера прекратилась после выхода «Страшного леса» — исчезновение актрисы из медиапространства до сих пор будоражит умы. Сатиш Шах здесь предстает в качестве некоего Хиткока, который мнит себя великим режиссером, а Хемант Бирджи, Сахила Чаддха и Кулбушан Харбанда противостоят злу, воплощенному не только вампиршей, но и колдуном Раджешем Вивеком. В 2013-м братья Рамзи анонсировали 3D-ремейк фильма.
«Ночная жажда» (1989)
Прасенджит Чаттерджи, Мун Мун Сен, Сумитра Махерджи и Шехар Чаттерджи сыграли в бенгальском черно-белом хорроре Паримала Бхаттачарьи, который считается первым вампирским хоррором на этом языке. По сюжету компания друзей посещает печально известный дворец Гарчампа, который имеет ужасающую репутацию из-за вампиров и духов, которые превращают местных жителей в камни.
Картина навеяна не только «Дракулой» Брэма Стокера, но и индийским «Особняком», поскольку персонажи временами видят поющего на террасе призрака. А сам вампир смахивает на кровососов из «Ночи страха» Тома Холленда. Фильм вызывает интерес удачно подобранной черно-белой палитрой, благодаря которой происходящее приобретает более трагический оттенок.
«Проклятый дом» (1989)
Еще одна работа братьев Рамзи в нашем макабрическом списке. На сей раз нам рассказывают историю о родственничках (Шубха, Тедж Сапру), мечтающих избавиться от Амиты Нангиа из-за причитающегося ей наследства. Они придумывают якобы хитроумный план, благодаря которому несчастная девушка вместе с друзьями Дипаком Парашаром и Прити Сапру оказывается в проклятом доме. Сатиш Шах здесь встречает своего двойника — главаря местной шайки разбойников, ну а всех остальных ждет встреча с ожившим доспехом и монстром.
Как и в предыдущих работах, Рамзи сэкономили на локациях — в кадре все тот же дом, снятый под другим ракурсом. Есть и кадры, снятые режиссерами ранее. В общем, дешевизна налицо, хотя в умении увлекать Рамзи не откажешь.
«Ночь ужасов» (1992)
Мини (Ревати) переезжает в новый дом вместе со своими родителями (Рохини Хаттангади, Акэш Курана) и племянником (Мастер Атит). Последний находит кошку в подвале дома, она ему нравится, но вскоре животное погибает, случайно попав под колеса автомобиля родителей. Они закапывают его без ведома ребенка, но тот находит точно такую же кошку. Тем временем в Мини вселяется злой дух, и для его изгнания приглашается Ом Пури, которому вызывается помочь друг девушки Чинна.
Фильм, снятый на языках хинди и телугу, стал дебютом Рамгопала Вармы в пугающем жанре и последней хиндиязычной лентой, созданной с использованием 70-мм негатива. Режиссер по-своему интерпретировал сюжеты «Изгоняющего дьявола» и «Ужаса Амитивилля», сосредоточившись на шумах и шорохах, которые заменили традиционные для индийского кино песни. Финальная схватка с духом напоминает сцену из «Полтергейста» Тоуба Хупера и Стивена Спилберга, а тягучая и липкая атмосфера страха вызывает в памяти лучшие образцы Альфреда Хичкока. В новом веке Варма создал авторемейк этой картины, получивший название «Призрак».
«Изысканный замок» (1993)
Выдающийся психологический триллер Фазиля с мистическими и комедийными элементами, которую украшают собой Шобана, Суреш Гопи, Недумуди Вену, Паппу и Моханлал. В нем рассказывается история инженера Накулана и его молодой жены Ганги, приехавших в родовой дом, о котором давно уже ходят мрачные слухи. Местные жители говорят, что в одной из его комнат заперт дух прекрасной танцовщицы Нагавалли, которую из ревности убил старый раджа много лет назад. Однако Накулан не верит в сказки и мифы, а потому, когда начинают происходить необъяснимые события, он приглашает в гости своего друга-доктора Санни Джозефа, и тот раскрывает тайну замка. Малаяламоязычный фильм очаровывает, прежде всего, загадочной атмосферой, своеобразной поэтикой, юмором и эффектной ролью Шобаны.
Основой для сюжета картины, известной также под названием «Сломанный замок», послужила трагедия, произошедшая в XIX веке в поместье Алуммоттил, принадлежащем семье из центрального Траванкора. В качестве вспомогательных режиссеров над фильмом работали Придаршан, Сиддик, Лал и Сиби Малайил — они поставили несколько важных сцен, преимущественно комических. У Фазиля и сценариста Мадху Муттама поначалу не было полного представления о кульминации, но в конце концов они склонились к варианту с лечением при помощи манекена, который предложил Суреш Гопи. Известно, что Санни мог быть более серьезным, и его роль планировали предложить Маммутти, но в итоге персонажа наделили комическим шармом, который как нельзя кстати пришелся Моханлалу. Шобану дублировала актриса озвучивания Бхагьялакшми. Из-за большого сходства между голосами Ганги и Нагавалли, последнюю переозвучила тамильская актриса дубляжа Дурга. Роль Махадевана изначально предложили Виниту, кузену Шобаны, однако он не смог найти окно в своем графике, и в итоге его сыграл Шридхар. Впоследствии Винит исполнил эту роль в тамильском и хинди ремейках фильма. Съемочными локациями для картины послужили Дворец на холме в Кочине и дворец Падманабхапурам в одноимённом городе штата Тамилнад.
«Изысканный замок» стал самым кассовым фильмом на малаялам в 1993-м и вторым — за все предыдущие годы, а его прокат в некоторых кинотеатрах Кералы длился более года. Прибыль кинопроизводителей от проката оценивалась в 30 млн рупий. В 2013-м занял второе место в списке лучших фильмов Индии, составленном IBNLive по данным опроса населения. Обладатель двух национальных кинопремий (за фильм и женскую роль) и трех наград Kerala State Film Awards. Его первый ремейк — на каннаде — вышел в 2004-м, а через год появились тамильская и бенгальская версии. В 2007-м Придаршан снял на хинди ремейк «Лабиринт» с Шинеем Ахуджей, Видьей Балан, Акшаем Кумаром и Амишей Пател. Его версия получилась более красочной, масштабной и детализированной, хотя Балан все-таки несколько проигрывает Шобане. В 2022-м Анис Базми поставил сиквел «Лабиринт 2» с Табу, Картиком Ааряном и Киарой Адвани, который уже точно соответствовал пугающему жанру, поскольку в нем присутствовали призрак и злая ведьма. Недавно стало известно, что в 2024-м выйдет третья часть этой серии, где Аарян вновь предстанет в качестве экзорциста. Кроме того, в 2013-м была попытка продолжить оригинал сиквелом на малаялам, связанным с первоисточником только персонажем Моханлала и камео Суреша Гопи, но ленту ждали катастрофический прокат и плохие оценки критиков.
«Махакаал» (1993)
В начале 90-х братья Рамзи не стали изобретать велосипед и просто сплагиатили «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крэйвена. В их версии подростков Хизер Лангенкамп, Аманду Уайсс и Джонни Деппа заменили великовозрастные Каран Шах, Арчана Пуран Синх, Куника Садананд и Джонни Левер, отцом-полицейским вместо Джона Саксона предстал Кулбушан Харбанда, а местным Фредди Крюгером стал некто Махавир Бхуллар.
В фильме можно увидеть подобия сцен с кроватью, порезами от перчаток и нападением во сне, но в отличие от оригинала монстр сам материализуется в реальности, дабы избежать лишних затрат на производство. К тому же в ленте можно встретить эпизоды, касающиеся уже сиквелов «Кошмара». Данное кино воспринимается как пародия и любопытно, прежде всего, киноманам, интересующимся тем, во что превращаются хорошие фильмы в руках производителей трэша.
«Кто ты?» (1999)
Завершается наша подборка увлекательным триллером маэстро Рамгопала Вармы, где в качестве «королевы крика» дебютировала блистательная Урмила Матондкар. По сюжету Маам, оставшаяся одна в большом и пустынном доме ветреным дождливым вечером, узнает из телевизионных новостей, что полицией разыскивается маньяк-убийца, жертвами которого уже стало три человека. С экрана звучит предупреждение ни в коем случае не впускать посторонних в дом. Сразу же все шорохи в доме становятся для нее подозрительными и вызывающими страх. Через некоторое время в дверь раздаются звонки, и в дом пытается проникнуть молодой человек (Манодж Баджпаи), разыскивающий господина Мальхотру, никогда не жившего в этом доме. Чуть позже появляется еще один незнакомец (Сушант Синх), выдающий себя за сотрудника полиции. Начинается игра в кошки-мышки, чьи итоги способны удивить неподготовленного зрителя.
Варма умело обыгрывает обстоятельства и обстановку, постепенно нагнетая атмосферу страха, пряча подсказки на виду и заставляя зрителя поверить происходящему. Как и в «Ночи ужаса», здесь за звук отвечают шум за окном и непонятные шорох в доме, но есть и песни, которые режиссер разрешил использовать Маноджу Баджпаи. Ну а финал отсылает к классике жанра, поставленной режиссерами вроде старины Хича или Романа Полански. Впоследствии Варма спродюсировал безумную комедию Джей Ди Чакраварти «Банда», где формула незнакомцев в доме была доведена до бесконечности и гротеска.
P.S. Следующий материал будет посвящен современному индийскому макабру.
Макс Милиан
Понравилось:
Автор: Croftoon
Комментариев: 0
Надо знать.
Биография Кэндис Свейнпол -

Биография Кэндис Свейнпол Кэндис Свейнпол - южно-африканская топ-модель, одна из самых прекрасных, востребованных и сексуальных на планете. Имеет статус «ангела» известного американского бренда по продаже женского белья Victoria’s Secret. По данным ежегодного рейтинга журнала Forbs, вошла в десятку
→ Подробнее:)

Мы в соц. сетях
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
Сегодня
«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино.
Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила.
Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта.
Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе

