Канны 2018: Кристофер Нолан о фильме Кубрика и метаморфозах съемочного процесса
Программа «Каннская классика» 71-го Каннского международного кинофестиваля не только знакомит зрителей с восстановленными шедеврами мирового кинематографа, но и дает возможность публике пообщаться с известными кинематографистами. В этом году главным спикером секции стал режиссер Кристофер Нолан, который совместно с компанией Warner Bros. принял участие в реставрации 70-мм копии научно-фантастической эпопеи Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея».
Вместе с членами семьи Стэнли Кубрика он посетил показ фильма мэтра, а на следующий день дал мастер-класс, во время которого обсудил как легендарный шедевр Кубрика, так и собственный режиссерский подход к работе.
По словам режиссера, одним из его самых ранних воспоминаний о кино стал просмотр фильма Кубрика «2001 года: Космическая одиссея» на 70 мм пленке в лондонском кинотеатре Leicester Square Theatre. «Мне было 7 лет, когда я впервые посмотрел эту ленту вместе с отцом в самом большом кинотеатре в Лондоне, и эти впечатления до сих пор не отпускают меня. Я очень рад быть здесь в Каннах, чтобы передать этот опыт новому поколению кинозрителей», - прокомментировал Кристофер Нолан.
Нолан подчеркнул, главное что он вынес из картины Кубрика – «фильм может быть каким угодно, у него нет рамок. Все дело в фантазии кинематографиста. Если она есть – возможности безграничны. То, что сделал Кубрик в 60-х, впечатляет до сих пор – он отринул привычный способ нарратива и рассказал историю так, как не делал никто до него. Нельзя позволять ограничивать себя формальными правилами».
Идея восстановить картину «2001 год: Космическая одиссея» возникла у Нолана в прошлом году, когда он завершил работу над «Дюнкерком», и решил перевести семь своих фильмов в новые форматы, которые сейчас широко используются. В процессе конвертации понял, что то же самое можно сделать и с картинами других режиссеров. Случайным образом выбор пал на ленту Кубрика – постановщику позвонили из Warner Bros. и спросили, интересно ли ему сотрудничество такого рода. Он согласился, не раздумывая.
«Я взялся за восстановление копии потому, что понял – за последние 20 лет процесс цифровизации стал практически совершенным, и я могу показать современному зрителю зрелище, которое ничем не отличается от того, что видела в кино публика 60-х. Для меня это был принципиально важный момент – сделать что-то аутентичное, что, в свою очередь, полностью повторяло бы гениальный оригинал. С другой стороны, проблема оцифровки – это уничтожение мелких царапин, пятен, следов «времени», которые делают изображение уникальным. Все это стирается, и картинка обретает современный вид, при этом становясь стерильной. Мы поступили следующим образом – изучили все оригинальные материалы «2001» и фотохимический процесс, благодаря которому создавались видеоматериалы к фильму, и повторили процесс печати копии. Цифровизация – это отличное средство, но современным реставраторам не хватает «аналоговости», и мы стремились соблюдать баланс», - комментирует Нолан подготовку копии ленты для программы «Каннская классика».
Как отмечает автор, говоря о своих собственных работах, в течение многих лет он боролся за право использования технических средств, которые считает для себя оптимальными: оптика, звуковая аппаратура, и т.д., ведь конечная цель – вызвать определенную эмоцию, и не последнюю роль в этом играет правильно подобранная техника. «Мне кажется, что в аналоговом виде на 70-мм пленке фильм до сих пор смотрится лучше всего. Так, например, было с «Дюнкерком». Конечно, пришлось для некоторых медиа «переформатировать» его, обрезая часть изображения, и боюсь, что это негативно сказалось на впечатлении публики от просмотра такой «укороченной версии»», - комментирует Нолан.
Говоря о фильмах IMAX, Кристофер Нолан заявляет, что впервые увидел ленты этого формата в 16 лет в музее, и теперь очень рад, что через много лент смог применить эту технологию в работе. «Моим первым IMAX фильмом стал «Темный рыцарь» - он обеспечивает почти тот же эффект присутствия, что и 70-мм пленка, - отмечает постановщик, добавляя, как важно не переборщить с визуальными эффектами, которые сегодня используются повсеместно. - Когда все на экране происходит по-настоящему, это производит сильное воздействие. Конечно, на компьютере можно «нарисовать» много эффектов, но иногда манипуляции, не требующие цифрового вмешательства, не просто дешевле, но и эффективнее. Так, в «Дюнкерке» (извините, что возвращаюсь к этому фильму снова и снова – просто это моя последняя работа, и она свежа в памяти как никакая другая), над лодкой пролетает самолет. Можно «нарисовать» его на этапе пост-продакшн, но вы не представляете, какое эмоциональное впечатление он оказывает на актеров! Им не нужно что-то воображать или даже играть в этой сцене – реальность все делает сама».
Нолан, у которого нет специального кинематографического образования, предпочитает держать под контролем все процессы кинопроизводства: «Да, я работал над высокобюджетными фильмами с огромной съемочной группой, но мне всегда было важно все делать самому. К примеру, движение руки актера – ну кто же проследит за этим лучше меня самого? И я до сих пор придерживаюсь этого подхода – чем больше я могу контролировать на площадке, тем лучше. По этой же причине я никогда не сижу у монитора – всегда нахожусь у камеры. Мне важно ловить все детали.
Хочу пояснить – я не пошел в киношколу не потому, что меня туда не брали. Мой отец посоветовал мне получить так называемое «серьезное» образование, я выбрал английскую литературу (просто потому, что она давалась мне лучше всего). И, как ни странно, именно в процессе обучения я отточил свой литературный стиль и понял много важных вещей, таких, как необходимость подтекста. Впоследствии я так и не поступил в киношколу, но не считаю это минусом. Лучше учиться в процессе съемок, чем получить формальное образование.
Я снимал кино по выходным с друзьями, где у каждого была своя «работа». Иногда кто-то из них не приходил на съемку, и мне приходилось брать на себя его функции. Так со временем я освоил множество кинематографических профессий. Не могу сказать, что владею каждой из них, но практически к любому члену съемочной группы могу подойти и объяснить, чего хочу в этом кадре, и как этого добиться. Это дает тебе уверенность на площадке, поэтому советую так поступать каждому молодому режиссеру – учитесь всему (ну, кроме актерства)». Кроме того, как убежден Нолан, этот процесс способствует сплочению съемочной группы – «у всех есть ощущение, что ты ценишь работу каждого, а это важно».
Говоря об исходном результате по сравнению с задуманным, Нолан отмечает огромную разницу между «первым» и «последним» шагом творческого пути при производстве фильма. «Я всегда удивлялся, насколько сильно меняется фильм в процессе съемок. Несмотря на наличие сценария, на съемках происходит что-то странное – актеры произносят те же слова, движутся, как было задумано, но все равно что-то меняется. Затем множество сюрпризов возникает на этапе монтажа, когда приходится делать выбор между абсолютно противоречивыми кадрами и сценами. И это всегда увлекательное путешествие – вначале тебе кажется, что ты знаешь, какой дорогой тебе нужно идти, но в конце пути, оглядываясь назад, понимаешь, что вокруг совсем иной ландшафт. И это чувство открытия и новизны потрясает», - резюмирует режиссер.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Фаина Фардо[/u]