Венеция-75: Полеты во сне и наяву
29 августа в Венеции открылся 75 Венецианский международный кинофестиваль. За сутки до его начала в качестве предстартового события состоялся показ фильма Пауля Вегенера «Голем, как он пришел в мир», отреставрированной классики 1920 года. Кроме того, для прессы презентовали программу виртуальной реальности. Ну а открылась Мостра «Человеком на Луне» Дэмьена Шазелла, фильмом о полете самом настоящем (невзирая на азартные домыслы конспирологов), явным претендентом на попадание в оскаровские номинации.
В официальной программе фестиваля в этом году 72 фильма. Из них 21 в основном конкурсе. Причем, 11 режиссеров конкурсных фильмов впервые будут бороться за награды Мостры, и только один конкурсант - Майк Ли – уже имеет в своей копилке Венецианского «Золотого Льва». Зато у четверых есть режиссерский Оскар (Дэмьен Шазелл, Альфонсо Куарон, а также Итан и Джоэл Коэны). Ну и в конкурсе представлен только один фильм женщины-режиссера («Соловей» Дженнифер Кент).
Фестиваль официально открылся вечером 29. Днем же состоялась большая пресс-конференция, на которой представили жюри программ этого года. Основное возглавляет Гильермо дель Торо, обладатель прошлогоднего «Золотого Льва» за «Форму воды». Выглядел он очень довольным, сообщил в частности, что прекрасно понимает, как важна Мостра для индустрии кино, очень корректно и обтекаемо высказался насчет Netflix (фильмов которого в этом году в конкурсе более чем просто много), сообщил, что на данный момент продюсирует пять фильмов, и режиссеры трех из них – женщины, а два из пяти – дебютные работы, и все это тоже очень и очень важно. Кроме того, уверил собравшихся журналистов, что он не диктатор, а всего лишь президент, что работа в жюри очень значима для него, и что «мы будем осторожны».
На Луну и обратно
«Человек на Луне» Дэмьена Шазелла с Райаном Гослингом в главной роли, конечно, классный выбор именно для открытия фестиваля – большое голливудское кино о настоящем человеке, причем, реальном человеке, сентиментальное лишь временами, почти совсем без пафоса и для большой голливудской постановки более или менее изысканное.
Это фильм о Ниле Армстронге, первом человеке, ступившем на Луну, киноадаптация его официальной биографии, уникальной еще и потому, что Армстронг поздно согласился сотрудничать с профессиональным биографом, неожиданно для всех вдруг ответив положительно на очередное к нему обращение. Биографию написал Джеймс Р. Хансен, а сценарий для фильма – Джош Сингер, прилетевший в Венецию на премьеру и рассказавший на пресс-конференции фильма, как ему повезло тесно пообщаться с родней Армстронга и как они помогали в работе над проектом.
Начинается «Человек на Луне» довольно страшной 15-минутной сценой взлета, с дребезжанием деталей, потрескиванием и тревожным миганием всего, что способно потрескивать и мигать, позвякиванием многочисленных винтиков и шурупчиков, встревоженным лицом Гослинга, глядящего не в открытый бесконечный простор вселенной, а в узкую щель иллюминатора, в которую почти ничего не видно. Нет, это был не был рейс на Луну, а всего лишь тренировочный полет Армстронга, еще не вступившего в программу Gemini-8. Как он попал в программу, почему коллеги сначала называли его «яйцеголовым», каким был его путь к тому, чтобы сделать этот свой маленький шаг, ставший гигантским шагом для человечества – все это в фильме будет. Равно как еще пара-тройка реально страшноватых сцен, которые не дадут расслабиться.
Странно было бы думать, что Шазелл устроит из истории Армстронга прямолинейное, как дубина, кино об освоении космоса – фильм еще и о человеке и его семье, о том какая боль толкала его к реализации его мечты. Интересно также восприятие фильма и той реальности, которую он изображает, сегодня, то есть в реальности совсем другой. Жену Армстронга играет обладательница «Золотого Глобуса» Клер Фой, ее роль огромна, и неизбежно спотыкаешься о семейную ситуацию ее персонажа. В том смысле, что в прошлом, еще совсем недавно, ее судьбу называли бы героической судьбой настоящей Пенелопы. Сегодня скорее заметят, как мало у нее и ей подобных было собственной жизни, а скорее даже вообще не было. Они ждали мужей, рисковали их не дождаться сильнее, чем жены представителей многих других профессий, они дружили не по собственному выбору, а с супругами друзей или коллег мужа, вынужденно переезжали туда, где у мужей была работа. Хотя, порой они, конечно, бунтовали.
Точно также иначе воспринимаешь сегодня и то, что когда-то называлось лунной гонкой. В кадре периодически упоминают русских («они нас везде делают»), но по большому счету полет на Луну, равно как первый пилотируемый полет в космос и первый выход человека в открытый космос – это уже достояние всего человечества, а не только достижение какой-то конкретной страны. По крайней мере, именно таковым его хочется считать.
Век кино
Перед официальным открытием Венеция ухитрилась продемонстрировать прессе сразу и прошлое, и будущее кинематографа. 28 августа в зале «Дарсена» показали классический немой фильм Пауля Вегенера «Голем, как он пришел в мир». Это была премьера с новой цифровой копии, сделанной с оригинального первоначального негатива, который, как считалось, был утерян. Реставрация прошла при участии немецкого Friedrich-Wilhelm-Murnau-Stiftung, а также бельгийской королевской синематеки, где, собственно, оригинал и был обнаружен. Вегенер, сам сыгравший Голема, трижды адаптировал в кино легенду о глиняном человеке, но эта третья его попытка, самая амбициозная, стала и самой известной. Фильм пользовался коммерческим успехом, а в будущем повлиял на классические голливудские ужастики. Венецианская премьера отреставрированной копии сопровождалась живым выступлением оркестра под руководством Адмира Шкуртая.
В тот же день состоялась презентация для прессы павильона VR, всех его программ - 40 проектов, 30 из которых в конкурсе. По итогам конкурса VR будут вручены призы, а возглавляет жюри программы в этом году режиссер Сюзанна Бир. Павильон VR расположен на отдельном острове рядом с Лидо. И все проекты программы сразу изучить, конечно, невозможно. Но уже поражает обилие в разных отделениях китайцев. Которые представляют и виртуальные гонки, и битвы с роботами в постапокалиптическом мире будущего (The Last One Standing VR), и проекты типа «почувствуй себя морковкой» (Fresh out), где играющего растят на грядке, выдирают, а затем съедают. Ну а из фильмов VR обращает на себя внимание, например, 11-минутная испаноязычная короткометражка о девушке, прикованной к инвалидному креслу, но отдающейся и своим романтическим мечтам, и случайным знакомствам. Фильм в общем и целом по теме близкий к победителю недавнего Берлинале, ленте «Не прикасайся» румынки Адины Пинтилие, но технически и идейно более обаятельный и интересный.
75 Венецианский международный кинофестиваль проходит на Лидо с 29 августа по 8 сентября. Победителей определит международное жюри под руководством Гильермо дель Торо.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Марина Латышева[/u]