«Citizenfour: Правда Сноудена» - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

«Citizenfour: Правда Сноудена» - «Рецензии»

08.09.15, 15:12



8 сентября 2015Гудбай, Америка!

В начале 2013 года режиссер-документалист Лора Пойтрас, которая сняла два фильма про войну в Ираке и попала под наблюдение Министерства внутренней безопасности США, получила письмо от человека под псевдонимом citizenfour (гражданин четыре). Спустя почти полгода зашифрованной переписки Пойтрас и журналисты британской газеты The Guardian Гленн Гринвальд и Ивен МакАскилл встретились с анонимным гражданином в одном из отелей Гонконга. Они опознали его по кубику Рубика и ключевому вопросу, а потом около недели обсуждали глобальный слив засекреченной информации Агентства Национальной Безопасности и то, что мир, каким мы его знали во времена свободного (sic!) интернета, подошел к концу. Вскоре практически не останется людей, которые не были бы в курсе, что настоящее имя человека в белой футболке, джинсах и очках - Эдвард Джозеф Сноуден, а американские спецслужбы при помощи специальных программ и поддержке иностранных коллег так или иначе следят, в общем-то, за всеми пользователями интернета, объясняя это национальной безопасностью, контртеррористическими мерами и 11 сентября.

Атака на башни-близнецы Всемирного торгового центра также послужила толчком для деятельности Пойтрас, которую катастрофа застала на Манхэттене и вдохновила на цикл фильмов про США постодиннадцатисентябрьской эпохи, сначала - в контексте Ирака, теперь - всего мира. «Citizenfour: Правда Сноудена» - третий в этом условном триптихе, настоящий политический триллер под музыку Nine Inch Nails, на первых порах умело создающий мнимую интригу из чуть более подробного взгляда на многократно рассказанную историю. Лента получила «Оскар» и БАФТу как лучшая документальная картина года, вошла в несколько престижных списков по итогам прошлого сезона и до России добралась уже в статусе признанного документального хита.

Но в России, где Сноуден довольно подробно изучил московский аэропорт и остался жить, то ли мечтая переехать в Швейцарию, то ли вовсе нет, «Citizenfour» оказывается несколько в ином контексте. Многочисленные аналогии, описывающие фильм Пойтрас, приходят исключительно с той стороны зеркального стекла – «Вся королевская рать», Глубокая глотка, Джулиан Ассанж и WikiLeaks, любимый Бараком Обамой «Карточный домик», наконец. Ведь политические триллеры - не наша тема, живущая в кинотеатрах исключительно как экспортный жанр. Резонансная документалистика, в общем-то, тоже: ее практически нет, и уровень огласки совсем иной (последним документальным резонансом, вышедшим за пределы профильной среды, был «СРОК» Костомарова
«Citizenfour: Правда Сноудена» - «Рецензии»
, Расторгуева и Пивоварова). Поэтому про «Правду Сноудена» в первую очередь стоит говорить как про важный жест, свидетельство нарушения гражданских свобод, которое оказывается вшито в ДНК главного (и иллюзорного) синонима свободы последних лет - интернета.

Сноуден прямым текстом говорит, что хочет свидетельствовать о преступлении, что хочет обратить внимание на нарушение баланса между властью и гражданами (не кабинетом персонально Обамы, который косвенно упоминается ближе к финалу, а любой власти в принципе). Столь же прямолинейно и наблюдение Пойтрас, самое ценное в котором - та неделя в Гонконге, когда Сноуден рассказывает о слежке, метаданных, вздрагивает от воя пожарной сирены или советуется с режиссером по поводу бритья. «Citizenfour» оказывается краткосрочным портретом в интерьере, избранными местами из переписки (за что картина получила свою порцию критики) и галереей говорящих голов, в котором нет выхода за грань, того кинематографического волшебства, когда документ оказывается гораздо богаче выдумки. Интернет дарит тысячи поводов для паранойи. Теперь - официально. Впрочем, это было ясно и без фильма Пойтрас, еще когда Сноуден просто шел по коридору.
«Citizenfour: Правда Сноудена» в прокате с 9 июля.

Алексей Филиппов
11.07.2015

8 сентября 2015Гудбай, Америка! В начале 2013 года режиссер-документалист Лора Пойтрас, которая сняла два фильма про войну в Ираке и попала под наблюдение Министерства внутренней безопасности США, получила письмо от человека под псевдонимом citizenfour (гражданин четыре). Спустя почти полгода зашифрованной переписки Пойтрас и журналисты британской газеты The Guardian Гленн Гринвальд и Ивен МакАскилл встретились с анонимным гражданином в одном из отелей Гонконга. Они опознали его по кубику Рубика и ключевому вопросу, а потом около недели обсуждали глобальный слив засекреченной информации Агентства Национальной Безопасности и то, что мир, каким мы его знали во времена свободного (sic!) интернета, подошел к концу. Вскоре практически не останется людей, которые не были бы в курсе, что настоящее имя человека в белой футболке, джинсах и очках - Эдвард Джозеф Сноуден, а американские спецслужбы при помощи специальных программ и поддержке иностранных коллег так или иначе следят, в общем-то, за всеми пользователями интернета, объясняя это национальной безопасностью, контртеррористическими мерами и 11 сентября. Атака на башни-близнецы Всемирного торгового центра также послужила толчком для деятельности Пойтрас, которую катастрофа застала на Манхэттене и вдохновила на цикл фильмов про США постодиннадцатисентябрьской эпохи, сначала - в контексте Ирака, теперь - всего мира. «Citizenfour: Правда Сноудена» - третий в этом условном триптихе, настоящий политический триллер под музыку Nine Inch Nails, на первых порах умело создающий мнимую интригу из чуть более подробного взгляда на многократно рассказанную историю. Лента получила «Оскар» и БАФТу как лучшая документальная картина года, вошла в несколько престижных списков по итогам прошлого сезона и до России добралась уже в статусе признанного документального хита. Но в России, где Сноуден довольно подробно изучил московский аэропорт и остался жить, то ли мечтая переехать в Швейцарию, то ли вовсе нет, «Citizenfour» оказывается несколько в ином контексте. Многочисленные аналогии, описывающие фильм Пойтрас, приходят исключительно с той стороны зеркального стекла – «Вся королевская рать», Глубокая глотка, Джулиан Ассанж и WikiLeaks, любимый Бараком Обамой «Карточный домик», наконец. Ведь политические триллеры - не наша тема, живущая в кинотеатрах исключительно как экспортный жанр. Резонансная документалистика, в общем-то, тоже: ее практически нет, и уровень огласки совсем иной (последним документальным резонансом, вышедшим за пределы профильной среды, был «СРОК» Костомарова , Расторгуева и Пивоварова). Поэтому про «Правду Сноудена» в первую очередь стоит говорить как про важный жест, свидетельство нарушения гражданских свобод, которое оказывается вшито в ДНК главного (и иллюзорного) синонима свободы последних лет - интернета. Сноуден прямым текстом говорит, что хочет свидетельствовать о преступлении, что хочет обратить внимание на нарушение баланса между властью и гражданами (не кабинетом персонально Обамы, который косвенно упоминается ближе к финалу, а любой власти в принципе). Столь же прямолинейно и наблюдение Пойтрас, самое ценное в котором - та неделя в Гонконге, когда Сноуден рассказывает о слежке, метаданных, вздрагивает от воя пожарной сирены или советуется с режиссером по поводу бритья. «Citizenfour» оказывается краткосрочным портретом в интерьере, избранными местами из переписки (за что картина получила свою порцию критики) и галереей говорящих голов, в котором нет выхода за грань, того кинематографического волшебства, когда документ оказывается гораздо богаче выдумки. Интернет дарит тысячи поводов для паранойи. Теперь - официально. Впрочем, это было ясно и без фильма Пойтрас, еще когда Сноуден просто шел по коридору. «Citizenfour: Правда Сноудена» в прокате с 9 июля. Алексей Филиппов 11.07.2015
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Понравилось:
Автор: Walter
Комментариев: 0



Леонид Ярмольник объявлен угрозой
22.10.18, 19:54
Минкульт пока не собирается «раздвигать»
09.06.18, 11:48
Совфед готов поддержать идею запрета на
03.10.17, 12:29

Надо знать.

Биография Евгения Кулика -
Биография Евгения Кулика Евгений Кулик – популярный российский телевизионный деятель, которому удалось прославиться благодаря отличному развитию своей команды КВН «Голоса». Парень всегда отличался особым чувством юмора и умело писал подходящие шутки. Именно из-за своего открытого и дружелюбного  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино. Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила. Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта. Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
    
 



Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» →   © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up