а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Алфавит (КАТАЛОГ)

«Свистуны»: Птичий язык, или побег от посткоммунизма - «Рецензии»

24.02.20, 00:00




Неонуар выдающегося румынского режиссера

фото: Кадр из фильма «Свистуны»
В 1989 году в Румынии случилась революция, закончившая полвека социалистического существования и режима. Находившегося у власти 34 года к ряду Николае Чаушеску расстреляли вместе с женой в прямом эфире 25 декабря. Язык социализма, знакомый на уровне интонации и порядка слов всем постсоветам, получил приказ обновиться в соответствии с нормой времени и запросов граждан. Так в румынской визуальной культуре масмедийный суржик телика, транслировавшего новости и родные детективы, смешался с ледяными формулировками реальности: одной монтажной склейкой соединились «жанр» и жуткий документализм.
Для нового румынского кинематографа 1989 год – рана и опора. Один из лидеров румынской новой волны Корнелиу Порумбою
«Свистуны»: Птичий язык, или побег от посткоммунизма - «Рецензии»
дебютировал абсурдистской драмой «12:08 к востоку от Бухареста» (2006), где владелец телевизионной станции маленького города пытается разобраться, была у них революция – или все же нет. Порумбою – мастер остроумно поставить вопрос. Случилась ли революция, если ее никто не заметил. Такой аналог «Слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет?» Произошла ли перемена, если внешне мало что поменялось? Возможна ли революция, если люди остались прежними и при своем мнении?
Следующие 12 лет он на разные лады сталкивал трагикомичных земляков с раненой и ранящей реальностью. Коп из «Полицейский, прилагательное» (2009) терялся в буквах закона, пытаясь разобраться, что и для чего он делает. Любящий читать сыну Робин Гуда житель Бухареста из «Клада» (2015) узнает про клад на участке соседа – и вместе с ним отправляется за несметными (коммунистическими, понятно) сокровищами. Герой документального «Бесконечного футбола» (2018) – мелкий чиновник. В детстве сломал он ногу во время футбола – и с тех пор мечтает придумать безопасные правила для любимого вида спорта. Правда, в идеале все игроки должны стоять на месте.

фото: Кадр из фильма «Свистуны»
Сам Порумбою при этом не готов застыть, хотя стоять на месте – безопаснее всего. И с точки зрения целости ног, и в исторической перспективе: рано или поздно прошлое покажется обманчиво романтичным. В «Свистунах» румынский режиссер совершает рывок из привычного абсурдистского постсоциалистического мирка – на Канары и как будто бы на более жанровую территорию. Коррумпированный полицейский Кристи (Влад Иванов
) соглашается спасти из бухарестской тюрьмы криминального авторитета. Его ждет встреча с классической фам фаталь Гильдой (Катринел Марлон), тезкой героини нуара Кинга Видора, и обучение на острове Гомера языку свиста – сильбо гомеро, диалекту испанского языка. Когда до Канарских островов добрались конкистадоры, они не смогли его расшифровать и осилить. Вряд ли смогут и румынские полицейские. Впереди – опасная операция, куда окажутся вовлечены полицейская начальница, мать Кристи, матрас и звучащая на репите Casta Diva в хичкоковском мотеле.
Сама коллизия нуарно крохотна: Кристи встречается с Гильдой (комичные эпизоды слежки), Кристи покидает Румынию, Кристи любуется морем, Кристи учится свистеть с согнутым в курок пальцем во рту, Кристи идет на дело – и так далее. Сюжет тщится передать масштаб бытовой трагедии, но скатывается то в синефелию, то в сценки из румынской жизни. Не случайно Порумбою выбирает нуар – эстетский послевоенный апофеоз потерянности и отчаяния. Не случайно он зацикливает в мотеле лирическую арию из «Нормы» Беллини – прошение к богам, чтобы оккупировавшие Галлию римляне были свергнуты. «Римляне» 30 лет как свержены – что дальше?
Симптоматично, что Порумбою, прикованный к румынской действительности и революции 1989 года, снимает такой юбилейный фильм. Как будто выбирает между народным детективом и документальным расстрелом все-таки фикшн – путешествие на Канары, любовь к кинематографической роковухе. Вместо родного языка с его тяжким наследием – художественный свист, который передает сугубо фактическую информацию. Кристи идет, Кристи влюбляется, Кристи планирует коррупционную схему.

фото: Кадр из фильма «Свистуны»
Артист Влад Иванов фактурно отсутствующей внешностью вписывается на эту роль идеально. В этапной картине Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели и 2 дня» (2007) он играл мастера подпольных абортов (в социалистической Румынии у женщин нет права на свое тело). В «Полицейский, прилагательное» – начальника главного героя. В «Счастье мое» (2010) Сергея Лозницы
– московского мента. В «Сквозь снег» (2013) Пон Джун Хо
– человека с дубинкой, который любой ценой старался восстановить порядок на антиутопическом поезде, где бедные и богатые были строго распределены в исполинском составе. В «Выпускном» (2016) Мунджиу – снова полицейского инспектора.
Лицо стража порядка и душа бунтаря. Кристи-Иванов заперт между полицейским механизмом (в том числе и коррупционным) и мечтами, засахарившимися до образов из массовой и распыленной по будничности культуры. «Искатели» в кинотеатре, румынский детектив по телевизору, Хичкок
в изгибах отеля, Хамфри Богарт
– в звуке набегающих волн, испанский китч в пестрых титрах-главах, отбивающих повествование от самого себя.
У него нет будущего, кроме фантазии. Но в Кристи, как и в Порумбою, недостаточно маскулинной романтики, чтобы закончить все на черной ноте, как в классических нуарах. Случилась ли революция в 1989 году? Можно ли поменять свою жизнь, как учат любимые кинофильмы? Реально ли оказаться в Сингапуре на фестивале света – в другой, по сути, реальности – отбросив память, но сохранив базовый язык, без оттенков? Фьють-фьють-фьють.
«Свистуны» в прокате с 20 февраля.
Алексей Филиппов
«Свистуны»: Птичий язык, или побег от посткоммунизма - «Рецензии» «Свистуны»: Птичий язык, или побег от посткоммунизма - «Рецензии» «Свистуны»: Птичий язык, или побег от посткоммунизма - «Рецензии» «Свистуны»: Птичий язык, или побег от посткоммунизма - «Рецензии» «Свистуны»: Птичий язык, или побег от посткоммунизма - «Рецензии» «Свистуны»: Птичий язык, или побег от посткоммунизма - «Рецензии» «Свистуны»: Птичий язык, или побег от посткоммунизма - «Рецензии» «Свистуны»: Птичий язык, или побег от посткоммунизма - «Рецензии» «Свистуны»: Птичий язык, или побег от посткоммунизма - «Рецензии»

Понравилось:
Автор: Домна
Комментариев: 0




В Москве пройдёт Второй Международный
20.01.20, 00:00
«Сохранить как...» 2018: Лучшие фильмы года,
24.12.18, 20:00
Танго и Кэш (1989) - Трейлеры
26.07.17, 12:17
Гарлемские ночи (1989) - Трейлеры
23.07.17, 08:10
Бездна (1989) - Трейлеры
20.07.17, 21:15
Доблесть (1989) - Трейлеры
20.07.17, 08:06
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle

Надо знать.

Биография Джая Кортни -
Биография Джая Кортни Джай Кортни стал известным после съемок в сериале «Спартак: Кровь и песок». Этот проект открыл ему двери в Голливуд, и буквально за пару лет актер оказался на вершине киноолимпа. → Звезда сериала «Спартак» Джай Кортни Детство Джая Кортни Джай Кортни родился в Сиднее, но  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


3b769beb


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
up