«Спрут»: возвращение последнего комиссара советского ТВ - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

«Спрут»: возвращение последнего комиссара советского ТВ - «Рецензии»

29.09.22, 11:30




С 12 сентября телеканал «Культура» транслирует сериал «Спрут» — знаковый детектив, ставший символом перемен (как минимум — телевизионной сетки) в позднем СССР. Как и тогда, во второй половине 1980-х, итальянец Микеле Плачидо
«Спрут»: возвращение последнего комиссара советского ТВ - «Рецензии»
в образе комиссара Каттани сражается не просто с мафией, а с глобальной несправедливостью этого мира. Максим Гревцев взглянул на «Спрута» из 2022-го, рассчитывая увидеть экспонат телемузея, но нет: сериал о бессмертной мафии за прошедшие годы так и не устарел. Поэтому и относиться к нему нужно соответствующе, избегая спойлеров. Вдруг кто-то не смотрел.


Сицилия — солнечный край на отшибе европейского юга. Отсюда до вечно нестабильного Туниса ближе, чем до древних стен Рима. Апельсиновые сады и шпили католических костелов веками диктовали здесь собственный, совсем не столичный образ жизни. Еще в XIX веке на острове зародилась Cosa Nostra — как бы сейчас сказали, организованная преступная группировка, — «крышующая» местных фермеров. С годами мафия крепла, и к концу прошлого столетия уже стала силой, которая держит в страхе весь регион. У преступных семей все схвачено — и горе тем, кто встанет на пути кровавого бизнеса. Ночью на трассе близ безымянного города обнаруживают убитым начальника местной криминальной полиции Аугусто Маринео, 12 лет боровшегося с мафией. На вакантную должность назначают человека из Милана — комиссара Коррадо Каттани (Микеле Плачидо
), которому надлежит остановить расцвет преступности. Но этот самый город, якобы спокойный в сравнении со всей остальной Сицилией, уже давно под колпаком. Мафия и вправду спрут: охватывает все сферы человеческой жизни — от лавочной торговли до высших инстанций. В ней повязаны торговец автомобилями Санте Чиринна (Анжело Инфанти
), адвокат Терразини (французский артист Франсуа Перье
) и местный банковский магнат Равануза (Джефри Каплстон
). Щупальца тянутся в городскую ратушу, на местное телевидение и даже в столицу. Недружелюбная атмосфера города, где все против всех, проверит на прочность идеалы Каттани — человека, на первый взгляд, железно нацеленного расправиться с беззаконием.


Смотреть онлайн
«Семнадцать мгновений весны»



Сериал «Спрут» вышел на итальянском канале Rai 1 в марте 1984 года и произвел настоящий фурор не только на родине. Хотя история противостояния полиции и мафии к тому моменту уже была не нова: режиссер первого сезона Дамиано Дамиани
сделал себе имя на подобном депрессивном сюжете. Все 1970-е он бомбардировал кинотеатры жестокими сицилийскими драмами о людях, которым закон не писан: «Человек на коленях», «Я боюсь», «Признание комиссара прокурору республики». Как на подбор — истории об омерте, правиле южноитальянского многозначительного молчания. Переместившись на малый экран, Дамиани завладел вниманием еще большей аудитории и, что совсем фантастически звучит, прорвал культурный железный занавес — попал в эфир Центрального телевидения СССР. Главное событие советского ТВ, в 1986 году «Спрут» по праву получает статус самого смелого высказывания о преступности и власти, доступного тогда нашему зрителю. До детектива об изнанке сицилийского рая зарубежное кино на ЦТ все-таки было представлено преимущественно любовными драмами и военным кино стран Варшавского блока. Популярность «Спрута» в СССР визуализируется городской легендой, согласно которой во время трансляции советских улицы пустели; что-то подобное в разные годы говорили о «Семнадцати мгновениях весны», «Месте встречи изменить нельзя» и… «Бригаде». Таков пантеон народной любви к многосерийным фильмам.

Комиссар Каттани выделялся на фоне советских законников: принципиального Глеба Жеглова и тем более карикатурно-приятных (не за что зацепиться) «Знатоков». Итальянская кровь не терпела официоза: Плачидо покорил советские телевизоры вызывающей греховностью при не менее примечательной нравственности. Полицейский из Милана хорош собой и, на первый взгляд, благополучен: у него есть супруга Эльза (Николь Жаме
) и дочь Паола (Каридди Нардулли
) — вполне в духе представлений о счастливой буржуазной жизни в самой прекрасной стране на Земле. Но и это в «Спруте» оказывается обманкой — на самом деле семейство Каттани несчастно практически по «Анне Карениной»: оно зиждется на многолетнем самообмане. Переезд на Сицилию обещает родным комиссара снижение накала страстей, но оборачивается новыми разладами. Вначале лирическими: за супругой полицейского вьется новый кавалер, а сам Каттани непрофессионально сближается с Раффаэллой Печчи-Шалойя (Барбара Де Росси
) — наркозависимой дочерью недавно покончившей с собой маркизы Элеоноры.


Читать
Почему «Крестный отец» — великая американская трагедия



Эти две смерти (главы полиции и титулованной дворянки), точнее — разница в похоронах показывает не только внутреннюю кухню города, но и прямо намекает: от Каттани явно что-то скрывают. Уклад сицилийского местечка не признает чужаков с собственным уставом — и семейство комиссара проходит трудную «адаптацию»: от невинного задабривания и приглашений на приемы до похищения и прямых угроз. Такова судьба тех, кто жаждет исполнения закона, и потому герой на протяжении нескольких лет (его мучительное расследование продлится четыре сезона) будет неуклонно и нервно стареть, покрываясь сединой. Комиссар пройдет через все круги ада: потери, предательство и недоумение зрителя. Как же так можно: чтобы человек-глыба прерывал свой крестовый поход? А Каттани останавливается и даже порою сдает назад, когда мафия очевидно оказывается сильней.

Быть может, в этом и кроется алмазное зерно, обеспечившее «Спруту» огромную популярность в СССР. Каждый увидел в нем что-то свое. Фанаты семейных драм с иностранным колоритом (были ведь уже и «Сага о Форсайтах», и итальянская «Камилла») вновь погрузились в атмосферу европейского салона — где иноземное богатство сочетается со знакомыми жителям панельных квартир горестями. Заядлые детективщики, поклонники «Тайны “Черных дроздов”» и «Ошибки Тони Вендеса», получили редкий для нашего телевидения многосерийный фильм, где расследование ведется совсем не социалистическими методами. Советский милиционер — в первую очередь, продолжение государственной (и безупречной) системы справедливости. Он редко ошибается, и тем более никогда не станет идти на поводу у бандитов. Каттани же проходит настоящую проверку на прочность — и в итоге дает слабину. Ахиллесова пята героя, смело идущего на смерть, обнаруживается в семье — и это еще одна причина, по которой не может существовать абсолютной справедливости. Настоящие безжалостные рыцари могут действовать только под маской анонимности. С приходом эры супергероев эта идея уже не кажется чем-то неожиданным.


Читать
Мифы и реальность «Бандитского Петербурга»



«Мафия существует там, где граждане не верят государству», — скажут однажды комиссару на светском приеме. Поразительно, как восприятие этой фразы меняется со временем. В 1986 году, в пору еще не ослабевшего идеологического контроля, «Спрут» должен был вызывать у советского зрителя любопытство и жалость: посмотрите, мол, как они там бедные живут. Что же это за мир такой, где преступность и государство спаяны в единый монолит, а последнему честному человеку приходится пройти через такое страшное испытание? Но вскоре станет понятно: «Спрут» был не предостережением для СССР, а первой завуалированной демонстрацией реальности. Уже в следующем году вся страна будет следить за судебными процессами «Хлопкового дела» (Узбекистан, так вышло, наша Сицилия), позже в обиход войдет знакомое разве что вдумчивым читателям Ильфа и Петрова слово «рэкет». А потом локальная мафия и вправду станет для многих символом хоть какого-то порядка в пору самоустранения правоохранителей и государства как такового. И не такими уж бездушными окажутся связанные омертой жители приморского сицилийского городка. Обстоятельства, в которых они оказались, внезапно станут очень знакомыми, а в отечественное кино начнут проникать новые герои. Те, кто на манер комиссара Каттани, берут все в свои руки («Я объявляю вам войну» Ярополка Лапшина
) или же погружаются в новое безумие, разыскивая государство в себе («Макаров», «Дюба-Дюба»). Спустя десятилетие, когда эта эпоха уже будет объектом рефлексии, появится «Бандитский Петербург», основанный на книгах журналиста Андрея Константинова
. Он много возьмет от «Спрута»: не только формат мини-сериала, объединенного одними героями, но и пыльно-серую мораль.

Рассчитать коэффициент влияния «Спрута» на отечественного зрителя и кинематографию по понятным причинам невозможно. Само за себя говорит то, что поколение детей выросло на дворовых играх про комиссара «Катанью» (он забавно слился в умах мальчишек с выдающимся ругательством Михаила Боярского
). В 1991 году Микеле Плачидо сыграет главную роль в жестоком фильме Владимира Бортко
«Афганский излом», где заговорит голосом Олега Янковского
. Так лик итальянского полицейского, героя не нашего романа, вспыхнет и в наших реалиях. Он, оказывается, нам тоже необходим — чтобы научиться простому жизненному правилу: мир несовершенен, но это не значит, что нужно перестать бороться. Казалось бы, при чем тут наша сегодняшняя страдающая эпоха?
Максим Гревцев

С 12 сентября телеканал «Культура» транслирует сериал «Спрут» — знаковый детектив, ставший символом перемен (как минимум — телевизионной сетки) в позднем СССР. Как и тогда, во второй половине 1980-х, итальянец Микеле Плачидо в образе комиссара Каттани сражается не просто с мафией, а с глобальной несправедливостью этого мира. Максим Гревцев взглянул на «Спрута» из 2022-го, рассчитывая увидеть экспонат телемузея, но нет: сериал о бессмертной мафии за прошедшие годы так и не устарел. Поэтому и относиться к нему нужно соответствующе, избегая спойлеров. Вдруг кто-то не смотрел. Сицилия — солнечный край на отшибе европейского юга. Отсюда до вечно нестабильного Туниса ближе, чем до древних стен Рима. Апельсиновые сады и шпили католических костелов веками диктовали здесь собственный, совсем не столичный образ жизни. Еще в XIX веке на острове зародилась Cosa Nostra — как бы сейчас сказали, организованная преступная группировка, — «крышующая» местных фермеров. С годами мафия крепла, и к концу прошлого столетия уже стала силой, которая держит в страхе весь регион. У преступных семей все схвачено — и горе тем, кто встанет на пути кровавого бизнеса. Ночью на трассе близ безымянного города обнаруживают убитым начальника местной криминальной полиции Аугусто Маринео, 12 лет боровшегося с мафией. На вакантную должность назначают человека из Милана — комиссара Коррадо Каттани (Микеле Плачидо ), которому надлежит остановить расцвет преступности. Но этот самый город, якобы спокойный в сравнении со всей остальной Сицилией, уже давно под колпаком. Мафия и вправду спрут: охватывает все сферы человеческой жизни — от лавочной торговли до высших инстанций. В ней повязаны торговец автомобилями Санте Чиринна (Анжело Инфанти ), адвокат Терразини (французский артист Франсуа Перье ) и местный банковский магнат Равануза (Джефри Каплстон ). Щупальца тянутся в городскую ратушу, на местное телевидение и даже в столицу. Недружелюбная атмосфера города, где все против всех, проверит на прочность идеалы Каттани — человека, на первый взгляд, железно нацеленного расправиться с беззаконием. Смотреть онлайн «Семнадцать мгновений весны» Сериал «Спрут» вышел на итальянском канале Rai 1 в марте 1984 года и произвел настоящий фурор не только на родине. Хотя история противостояния полиции и мафии к тому моменту уже была не нова: режиссер первого сезона Дамиано Дамиани сделал себе имя на подобном депрессивном сюжете. Все 1970-е он бомбардировал кинотеатры жестокими сицилийскими драмами о людях, которым закон не писан: «Человек на коленях», «Я боюсь», «Признание комиссара прокурору республики». Как на подбор — истории об омерте, правиле южноитальянского многозначительного молчания. Переместившись на малый экран, Дамиани завладел вниманием еще большей аудитории и, что совсем фантастически звучит, прорвал культурный железный занавес — попал в эфир Центрального телевидения СССР. Главное событие советского ТВ, в 1986 году «Спрут» по праву получает статус самого смелого высказывания о преступности и власти, доступного тогда нашему зрителю. До детектива об изнанке сицилийского рая зарубежное кино на ЦТ все-таки было представлено преимущественно любовными драмами и военным кино стран Варшавского блока. Популярность «Спрута» в СССР визуализируется городской легендой, согласно которой во время трансляции советских улицы пустели; что-то подобное в разные годы говорили о «Семнадцати мгновениях весны», «Месте встречи изменить нельзя» и… «Бригаде». Таков пантеон народной любви к многосерийным фильмам. Комиссар Каттани выделялся на фоне советских законников: принципиального Глеба Жеглова и тем более карикатурно-приятных (не за что зацепиться) «Знатоков». Итальянская кровь не терпела официоза: Плачидо покорил советские телевизоры вызывающей греховностью при не менее примечательной нравственности. Полицейский из Милана хорош собой и, на первый взгляд, благополучен: у него есть супруга Эльза (Николь Жаме ) и дочь Паола (Каридди Нардулли ) — вполне в духе представлений о счастливой буржуазной жизни в самой прекрасной стране на Земле. Но и это в «Спруте» оказывается обманкой — на самом деле семейство Каттани несчастно практически по «Анне Карениной»: оно зиждется на многолетнем самообмане. Переезд на Сицилию обещает родным комиссара снижение накала страстей, но оборачивается новыми разладами. Вначале лирическими: за супругой полицейского вьется новый кавалер, а сам Каттани непрофессионально сближается с Раффаэллой Печчи-Шалойя (Барбара Де Росси ) — наркозависимой дочерью недавно покончившей с собой маркизы Элеоноры. Читать Почему «Крестный отец» — великая американская трагедия Эти две смерти (главы полиции и титулованной дворянки), точнее — разница в похоронах показывает не только внутреннюю кухню города, но и прямо намекает: от Каттани явно что-то скрывают. Уклад сицилийского местечка не признает чужаков с собственным уставом — и семейство комиссара проходит трудную «адаптацию»: от невинного задабривания и приглашений на приемы до похищения и прямых угроз. Такова судьба тех, кто жаждет исполнения закона, и потому герой на протяжении нескольких лет (его мучительное расследование продлится четыре сезона) будет неуклонно и нервно стареть, покрываясь сединой. Комиссар пройдет через все круги ада: потери, предательство и недоумение зрителя. Как же так можно: чтобы человек-глыба прерывал свой крестовый поход? А Каттани останавливается и даже порою сдает назад, когда мафия очевидно оказывается сильней. Быть может, в этом и кроется алмазное зерно, обеспечившее «Спруту» огромную популярность в СССР. Каждый увидел в нем что-то свое. Фанаты семейных драм с иностранным колоритом (были ведь уже и «Сага о Форсайтах», и итальянская «Камилла») вновь погрузились в атмосферу европейского салона — где иноземное богатство сочетается со знакомыми жителям панельных квартир горестями. Заядлые детективщики, поклонники «Тайны “Черных дроздов”» и «Ошибки Тони Вендеса», получили редкий для нашего телевидения многосерийный фильм, где расследование ведется совсем не социалистическими методами. Советский милиционер — в первую очередь, продолжение государственной (и безупречной) системы справедливости. Он редко ошибается, и тем более никогда не станет идти на поводу у бандитов. Каттани же проходит настоящую проверку на прочность — и в итоге дает слабину. Ахиллесова пята героя, смело идущего на смерть, обнаруживается в семье — и это еще одна причина, по которой не может существовать абсолютной справедливости. Настоящие безжалостные рыцари могут действовать только под маской анонимности. С приходом эры супергероев эта идея уже не кажется чем-то неожиданным. Читать Мифы и реальность «Бандитского Петербурга» «Мафия существует там, где граждане не верят государству», — скажут однажды комиссару на светском приеме. Поразительно, как восприятие этой фразы меняется со временем. В 1986 году, в пору еще не ослабевшего идеологического контроля, «Спрут» должен был вызывать у советского зрителя любопытство и жалость: посмотрите, мол, как они там бедные живут. Что же это за мир такой, где преступность и государство спаяны в единый монолит, а последнему честному человеку приходится пройти через такое страшное испытание? Но вскоре станет понятно: «Спрут» был не предостережением для СССР, а первой завуалированной демонстрацией реальности. Уже в следующем году вся страна будет следить за судебными процессами «Хлопкового дела» (Узбекистан, так вышло, наша Сицилия), позже в обиход войдет знакомое разве что вдумчивым читателям Ильфа и Петрова слово «рэкет». А потом локальная мафия и вправду станет для многих символом хоть какого-то порядка в пору самоустранения правоохранителей и государства как такового. И не такими уж бездушными окажутся связанные омертой жители приморского сицилийского городка. Обстоятельства, в которых они оказались, внезапно станут очень знакомыми, а в отечественное кино начнут проникать новые герои. Те, кто на манер комиссара Каттани, берут все в свои руки («Я объявляю вам войну» Ярополка Лапшина ) или же погружаются в новое безумие, разыскивая государство в себе («Макаров», «Дюба-Дюба»). Спустя десятилетие, когда эта эпоха уже будет объектом рефлексии, появится «Бандитский Петербург», основанный на книгах журналиста Андрея Константинова . Он много возьмет от «Спрута»: не только формат мини-сериала, объединенного одними героями, но и пыльно-серую мораль. Рассчитать коэффициент влияния «Спрута» на отечественного зрителя и кинематографию по понятным причинам невозможно. Само за себя говорит то, что поколение детей выросло на дворовых играх про комиссара «Катанью» (он забавно слился в умах мальчишек с выдающимся ругательством Михаила Боярского ). В 1991 году Микеле Плачидо сыграет главную роль в жестоком фильме Владимира Бортко «Афганский излом», где заговорит голосом Олега Янковского . Так лик итальянского полицейского, героя не нашего романа, вспыхнет и в наших реалиях. Он, оказывается, нам тоже необходим — чтобы научиться простому жизненному правилу: мир несовершенен, но это не значит, что нужно перестать бороться. Казалось бы, при чем тут наша сегодняшняя страдающая эпоха? Максим Гревцев

Понравилось:
Автор: Юлия
Комментариев: 0




Сериал Спрут - Трейлеры
25.07.17, 13:16
"Комиссар Каттани" уходит из кино
05.09.17, 10:10
Коррадо Каттани, комиссар полиции - Биографии
08.08.17, 09:18
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle

Надо знать.

Биография Станислава Ярушина
Биография Станислава Ярушина Станислав Ярушин – это известный молодой юморист, чемпион Клуба Веселых и Находчивых, а также звезда некоторых молодежных сериалов. Благодаря своим многочисленным успехам в самых разных отраслях, наш сегодняшний герой стал полномасштабной звездой российского  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика