27 февраля на российских стримингах состоится цифровая премьера «Конклава
» — политического детектива, посвященного выборам Папы Римского. Новый фильм Эдварда Бергера
, известного по работе над оскароносным «На западном фронте без перемен
», стал одним из главных фаворитов наградного сезона. Впрочем, подобные амбиции «Конклаву» — произведению строгому, но не выдающемуся — кажется, совсем не к лицу.
В Ватикане, этой Мекке католического мира, в скромном номере Каза Санта Марта, во сне умирает Папа Римский. Пока его дух совершает переход от Церкви Воинственной к Церкви Торжествующей, тело становится свидетелем самой прозаической борьбы за власть. Высшие должностные лица католицизма, хлопотливо отправляющие формальности, собираются у смертного одра Папы, чтобы тут же, не мешкая, начать собственную избирательную кампанию. До конклава — кардинальского собора, на котором избираются Папы — всего несколько недель. В назначенный срок со всего мира в Ватикан стекаются князья церкви, легко различимые по ярко алым биреттам. Здесь их встречает декан коллегии кардиналов Лоуренс (Рэйф Файнс
) — человек сердечный, рефлексирующий, а значит глубоко уставший от Ватикана с его постоянными интригами и внутривидовой борьбой. По иронии, на конклаве ему придется управляться именно с ними.
Читать также Конклавы, интриги, расследования: 5 остросюжетных фильмов о Ватикане
Среди сотни кардиналов еще до начала голосования выделяются четверо лидеров конкурирующих фракций. Друг Лоуренса американский либерал Беллини (Стэнли Туччи
) — усиленно изображающий из себя святую простоту бывший госсекретарь. Оппонирующий ему реакционер Тедеско (Серджо Кастеллитто
), видящий выход из кризиса Церкви в возвращении к забытым традициям (забавно, что, несмотря на его громогласный национализм, его фамилия переводится с итальянского как «немец»). Еще один консерватор — пышущий энергией нигерийский кардинал Адейеми (Лусиан Мсамати
). И, наконец, законченный до неопределенности центрист Трамбле (Джон Литгоу
) — камерарий святого престола, самый удобный и ловкий кандидат из всех.
С самых первых кадров Бергер дает понять, что перед нами политический детектив. Герметичные кадры первых сцен следуют по пятам за Лоуренсом, бредущим к Каза Санта Марта под отрывистую и настороженную струнную музыку Фолькера Бертельмана
. Комната почившего Папы опечатывается, напоминая о типичном для детективах тропе о месте преступления. В тех же первых сценах скрыты и кое-какие другие намеки. Беллини вскользь упоминает, что Папа любил шахматы и всякий раз побеждал его, предвидя его действия на много шагов вперед. Осознанием этой несложной истины бедняга Лоуренс будет занят большую часть сюжета. Отказ принять его отставку с поста декана, тайное посвящение в сан кардинала Кабула Бенитеса (Карлос Диес
), чудесным образом появившегося на конклаве в последний момент, и предполагаемое низложение Трамбле — всё это было частью мастер-плана покойного Папы. «Конклав» подчинен этой жесткой причинно-следственной логике детектива, в которой почти нет места интуиции или Святому Духу. К образу Лоуренса добавлена призванная придать ему объем деталь. В последнее время он страдает от духовной бессонницы, не позволяющей ему почувствовать во время молитвы присутствие бога. Но одиссея Лоуренса в его поисках лишена всякого мистицизма и подменена картезианским расследованием прошлых грехов кандидатов на престол. Восстановленная связь с богом оказывается не более, чем вознаграждением за прохождение квеста.
Бергер — если не считать нескольких фактических расхождений, вроде фамилии и национальности Лоуренса, превращенного в британца — вполне точно следует тексту и духу короткого романа Ричарда Харриса, чьи произведения в последние годы частенько экранизируются (см. «Офицер и шпион
», «Призрак
»). В «Конклаве» Харрис, бывший долгие годы журналистом, собирает громаду диковинной фактуры и делающих ему честь его дотошности деталей, превращая их в нехитрый детектив с элементами репортажа. Он отказывается от дешевых спекуляций и теорий заговора (приветы Дэну Брауну) в пользу политических аллюзий и пропаганды либерального курса (тема положения женщин в католицизме оказывается одной из центральных).
Смотреть онлайн Фильм «Офицер и шпион» по произведению Ричарда Харриса
Бергер, к сожалению, от себя к этой сумме ничего не добавляет. Выступая не более, чем добросовестным переводчиком, он, если цитировать Эко, говорит «почти то же самое». Он аккуратно переносит все пресловутости оригинала, а общие места, коих у Харриса немало, утолщает лобовыми метафорами. Если Харрис намекает на закрытость Церкви, на ее отрешенность от мира (мысль не самая свежая), то Бергер забивает досками окна в Сикстинской капелле, только чтобы эффектнее их снести в кульминационный момент и пролить свет на пороки Церкви. Таких плоских и нарочитых визуальных решений в фильме полно. Только изредка постановщик позволяет себе иронизировать. Мертвая процедуральность конклава вступает в контрапункт с разговорами о божественном, а десакрализирующая прозаичность кардинальских дел — с их высоким промыслом. Но и здесь Бергер аккуратен и до неприличия почтителен — ироничных до степени амбивалентности шуток о природе веры в духе «Молодого Папы
» ждать не стоит.
Вслед за Харрисом Бергер повторяет и некоторые банальности, делая вид, что совершает открытие. Вроде параллели между конклавом и выборами в современных демократиях. В контексте истории Ватикана, в которой нашлось место печально известной семье Борджиа, сравнения с противостоянием американских демократов и республиканцев звучат забавно, а грехи Адейеми и Трамбле и вовсе выглядят детскими шалостями. «Конклав» — не только не религиозное кино в своей сущности, но даже не кино о религии по форме. Бергер поставил академичный, но одномерный детектив, не выходящий за рамки жанра, и по-настоящему здорово выбрал актеров. Оскаровские номинации Файнса и Изабеллы Росселлини
, сыгравшей небольшую, но яркую роль сестры Агнессы, кажутся вполне заслуженными. Но скромность авторского замысла и невыразительность его художественной реализации выглядит не сопоставимой со званием одного из лучших фильмов года. Из четырех кандидатов на священный престол «Конклав» больше всего напоминает Трамбле — симпатичного и безликого одновременно. Смотрите «Конклав» в онлайн-кинотеатрах с 27 февраля.
27 февраля на российских стримингах состоится цифровая премьера «Конклава » — политического детектива, посвященного выборам Папы Римского. Новый фильм Эдварда Бергера , известного по работе над оскароносным «На западном фронте без перемен », стал одним из главных фаворитов наградного сезона. Впрочем, подобные амбиции «Конклаву» — произведению строгому, но не выдающемуся — кажется, совсем не к лицу. В Ватикане, этой Мекке католического мира, в скромном номере Каза Санта Марта, во сне умирает Папа Римский. Пока его дух совершает переход от Церкви Воинственной к Церкви Торжествующей, тело становится свидетелем самой прозаической борьбы за власть. Высшие должностные лица католицизма, хлопотливо отправляющие формальности, собираются у смертного одра Папы, чтобы тут же, не мешкая, начать собственную избирательную кампанию. До конклава — кардинальского собора, на котором избираются Папы — всего несколько недель. В назначенный срок со всего мира в Ватикан стекаются князья церкви, легко различимые по ярко алым биреттам. Здесь их встречает декан коллегии кардиналов Лоуренс (Рэйф Файнс ) — человек сердечный, рефлексирующий, а значит глубоко уставший от Ватикана с его постоянными интригами и внутривидовой борьбой. По иронии, на конклаве ему придется управляться именно с ними. Читать также Конклавы, интриги, расследования: 5 остросюжетных фильмов о Ватикане Среди сотни кардиналов еще до начала голосования выделяются четверо лидеров конкурирующих фракций. Друг Лоуренса американский либерал Беллини (Стэнли Туччи ) — усиленно изображающий из себя святую простоту бывший госсекретарь. Оппонирующий ему реакционер Тедеско (Серджо Кастеллитто ), видящий выход из кризиса Церкви в возвращении к забытым традициям (забавно, что, несмотря на его громогласный национализм, его фамилия переводится с итальянского как «немец»). Еще один консерватор — пышущий энергией нигерийский кардинал Адейеми (Лусиан Мсамати ). И, наконец, законченный до неопределенности центрист Трамбле (Джон Литгоу ) — камерарий святого престола, самый удобный и ловкий кандидат из всех. С самых первых кадров Бергер дает понять, что перед нами политический детектив. Герметичные кадры первых сцен следуют по пятам за Лоуренсом, бредущим к Каза Санта Марта под отрывистую и настороженную струнную музыку Фолькера Бертельмана . Комната почившего Папы опечатывается, напоминая о типичном для детективах тропе о месте преступления. В тех же первых сценах скрыты и кое-какие другие намеки. Беллини вскользь упоминает, что Папа любил шахматы и всякий раз побеждал его, предвидя его действия на много шагов вперед. Осознанием этой несложной истины бедняга Лоуренс будет занят большую часть сюжета. Отказ принять его отставку с поста декана, тайное посвящение в сан кардинала Кабула Бенитеса (Карлос Диес ), чудесным образом появившегося на конклаве в последний момент, и предполагаемое низложение Трамбле — всё это было частью мастер-плана покойного Папы. «Конклав» подчинен этой жесткой причинно-следственной логике детектива, в которой почти нет места интуиции или Святому Духу. К образу Лоуренса добавлена призванная придать ему объем деталь. В последнее время он страдает от духовной бессонницы, не позволяющей ему почувствовать во время молитвы присутствие бога. Но одиссея Лоуренса в его поисках лишена всякого мистицизма и подменена картезианским расследованием прошлых грехов кандидатов на престол. Восстановленная связь с богом оказывается не более, чем вознаграждением за прохождение квеста. Бергер — если не считать нескольких фактических расхождений, вроде фамилии и национальности Лоуренса, превращенного в британца — вполне точно следует тексту и духу короткого романа Ричарда Харриса, чьи произведения в последние годы частенько экранизируются (см. «Офицер и шпион », «Призрак »). В «Конклаве» Харрис, бывший долгие годы журналистом, собирает громаду диковинной фактуры и делающих ему честь его дотошности деталей, превращая их в нехитрый детектив с элементами репортажа. Он отказывается от дешевых спекуляций и теорий заговора (приветы Дэну Брауну) в пользу политических аллюзий и пропаганды либерального курса (тема положения женщин в католицизме оказывается одной из центральных). Смотреть онлайн Фильм «Офицер и шпион» по произведению Ричарда Харриса Бергер, к сожалению, от себя к этой сумме ничего не добавляет. Выступая не более, чем добросовестным переводчиком, он, если цитировать Эко, говорит «почти то же самое». Он аккуратно переносит все пресловутости оригинала, а общие места, коих у Харриса немало, утолщает лобовыми метафорами. Если Харрис намекает на закрытость Церкви, на ее отрешенность от мира (мысль не самая свежая), то Бергер забивает досками окна в Сикстинской капелле, только чтобы эффектнее их снести в кульминационный момент и пролить свет на пороки Церкви. Таких плоских и нарочитых визуальных решений в фильме полно. Только изредка постановщик позволяет себе иронизировать. Мертвая процедуральность конклава вступает в контрапункт с разговорами о божественном, а десакрализирующая прозаичность кардинальских дел — с их высоким промыслом. Но и здесь Бергер аккуратен и до неприличия почтителен — ироничных до степени амбивалентности шуток о природе веры в духе «Молодого Папы » ждать не стоит. Вслед за Харрисом Бергер повторяет и некоторые банальности, делая вид, что совершает открытие. Вроде параллели между конклавом и выборами в современных демократиях. В контексте истории Ватикана, в которой нашлось место печально известной семье Борджиа, сравнения с противостоянием американских демократов и республиканцев звучат забавно, а грехи Адейеми и Трамбле и вовсе выглядят детскими шалостями. «Конклав» — не только не религиозное кино в своей сущности, но даже не кино о религии по форме. Бергер поставил академичный, но одномерный детектив, не выходящий за рамки жанра, и по-настоящему здорово выбрал актеров. Оскаровские номинации Файнса и Изабеллы Росселлини , сыгравшей небольшую, но яркую роль сестры Агнессы, кажутся вполне заслуженными. Но скромность авторского замысла и невыразительность его художественной реализации выглядит не сопоставимой со званием одного из лучших фильмов года. Из четырех кандидатов на священный престол «Конклав» больше всего напоминает Трамбле — симпатичного и безликого одновременно. Смотрите «Конклав» в онлайн-кинотеатрах с 27 февраля. «Конклав» Гия Сичинава
Мэгги Сифф: биография Мэгги Сифф – американская актриса театра и кино, которая в 2012 году была номинирована на премию «Выбор телевизионных ...
→ Подробнее:)