Семнадцать мгновений Юрия Соломина: к 90-летию любимого артиста - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

Семнадцать мгновений Юрия Соломина: к 90-летию любимого артиста - «Рецензии»

20.06.25, 08:57

18 июня — особая дата для всех любителей советского кино и театра. В этот день 90 лет назад родился Юрий Мефодьевич Соломин
Семнадцать мгновений Юрия Соломина: к 90-летию любимого артиста - «Рецензии»
: народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра России, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» — регалии можно перечислять долго. Разумеется, такой человек не мог не оставить огромный след в культуре, проследить за которым в честь круглой даты и предлагает киновед Вячеслав Шмыров.


Готовясь к съемкам телефильма «Семнадцать мгновений весны
» и выбирая актера на роль главного героя, Татьяна Лиознова
прежде всего подумала о Юрии Соломине. Даже поехала к нему в Малый театр на разговор. Логичнее, казалось бы, с самого начала было обратиться к кандидатуре Вячеслава Тихонова
. Тем более, как и Лиознова, он был штатным сотрудником Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького.
Но это как раз и мешало. «Дальнее» почему-то оказывалось творчески предпочтительнее «близкого», которое рядом и потому к этому варианту всегда можно вернуться. К тому же, Тихонов был близким другом и даже альтер эго другого студийного режиссера Станислава Ростоцкого
, с которым Лиознову связывали любовный роман в прошлом, крепкая «мужская» дружба в настоящем и нормальное профессиональное соперничество во все периоды их взаимоотношений.

Была и еще одна серьезная причина – в пользу Соломина. За четыре года до «Семнадцати мгновений…» он снялся в главной роли телефильма «Адъютант его превосходительства»
в постановке Евгения Ташкова
. И это был не только огромный зрительский успех (знавал такой и Тихонов), но и опыт работы актера в пятисерийном телевизионном фильме. Лиозновой же предстояло снять одиннадцать серий (по факту получилось двенадцать), в которых крупный план размышляющего героя был едва ли не главным сюжетным приемом. И как при этом удержать зрителя у телевизора? И какой актер лучше справится с этой задачей?.. Вот такого опыта у Тихонова точно не было, как и у отечественного телевидения, которое впервые «замахнулось» на фильм формата больше десяти серий.
С «Адъютанта…», собственно, и началась звездная биография Юрия Соломина – причем не только в кино, но и на сцене Малого театра, с которым актера в итоге связывало целых семь десятилетий! При этом первые пятнадцать лет сценической деятельности Соломина почти не отличались творческим разнообразием. Парень, газетчик, солдат, танцующий – вот наименования его ролей. Прорывом можно было бы объявить роль Хлестакова, сыгранную артистом за три года до появления капитана Кольцова, главного героя «Адъютанта его превосходительства». Но «Ревизор» в постановке Игоря Ильинского
заметным событием театральной жизни не стал, да и Соломин играл эту роль в очередь с другим артистом.

Так что к тому моменту, когда Лиознова приехала на разговор с первым претендентом на роль Штирлица, Юрий Соломин был уже достаточно востребованным актером. По три-четыре (правда, не всегда главные) роли в кино каждый год, большая и значительная роль Кисельникова в спектакле Малого театра «Пучина», которая заставила о себе говорить авторитетных театралов... И что на этом фоне еще один шпионский сериал, да еще с метражом, предполагающим уход исполнителя главной роли в творческий отпуск из театра года на два как минимум?
Выбор решился в пользу Тихонова, но и Соломин не сильно проиграл. Параллельно «Семнадцати мгновениям весны» на «Мосфильме» началась работа над экранизацией повести дальневосточного писателя Владимира Арсеньева «Дерсу Узала
» в постановке великого японского кинорежиссера Акиры Куросавы
. Он плохо знал русских актеров, и потому искал главного героя, отсматривая наиболее популярные фильмы тех лет. Показали Куросаве и «Адъютанта его превосходительства» – сначала первую серию, потом, по просьбе режиссера, все остальные. После чего Юрий Соломин был утвержден на роль Арсеньева.

Фильм снимался как широкоформатный. И уже поэтому не мог быть очень кассовым (не говоря уже об отсутствии в картине определенной жанровой модели). Но, как ни странно, свои 20 с лишним миллионов зрителей за первый год в прокате СССР он собрал. Главное же – картина принесла отечественной кинематографии еще один «Оскар» в номинации «Лучший фильм, снятый не на английском языке» – следующий после «Войны и мира». Параллельно картина получала престижные кинонаграды в Италии, Франции, Испании и других странах, а Юрий Соломин стал любимцем японских зрителей. Что предопределило среди прочего и тот факт, что актер впоследствии снялся еще в нескольких совместных с Японией фильмах, в том числе в мелодраме Сергея Соловьева
«Мелодии белой ночи
», где партнершей артиста стала японская кинозвезда Комаки Курихара
.
«Адъютант…» вообще определил очень многое – и не только в судьбе Юрия Соломина. Это был фильм идеологического «пограничья». Как раз началась череда государственных пятидесятилетних юбилеев – революции, ВЧК/КГБ (именно этой дате и был посвящен фильм Ташкова), СССР. Картин было много (это определялось масштабом торжеств), и поневоле их тематика, как и жанровый диапазон, стали решительно расширяться. Возникла даже своя тематическая «полка» – «Комиссар
», «Начало неведомого века
», «Интервенция
». Но главным, пожалуй, стало то, что это перенасыщение историко-революционного канона привело к его парадоксальному переосмыслению.

Ностальгирующие белогвардейцы вдруг запели романс «Русское поле» в фильме про «неуловимых», вызывая стопроцентное сопереживание в зрительном зале, а старший адъютант Павел Андреевич Кольцов в исполнении Соломина, отвечая на вопрос малолетнего сына полковника Львова: не шпион ли он, начал свой ответ издалека: «Как ты думаешь, Юра, Владимир Зенонович (командующий Добровольческой армией – В. Ш.) хороший человек?» Что моментально вошло в народ в качестве непотопляемого мема.
Вряд ли подобные вольности были самотеком. Очевидно, что Советская власть в эти годы меняла свое отношение к эмиграции, мнение которой пусть неофициально, но обязательно учитывалось при создании таких «дворянских» киноэпосов, как «Война и мир» или «Звезда пленительного счастья». А вместе со стереотипом восприятия прошлого менялся и титульный герой советского экрана. С началом оттепели на смену народно-фольклорным Крючкову – Алейникову – Андрееву пришли простые рабочие парнишки с тягой к образованию и чертами внутренней деликатности и интеллигентности: Рыбников – Леонид Быков – Баталов (в «Большой семье
»).

А далее детонатором процесса во многом и стала экранизация великого толстовского романа, когда на роль Андрея Болконского одновременно пробовались Олег Стриженов
, Вячеслав Тихонов (он и сыграл эту роль), Иннокентий Смоктуновский
и Юрий Соломин. Они-то и стали главными героями ближайшего двадцатилетия. «Белая кость» – что тут скажешь? Пусть и с неизбежным советским отливом. И даже вопреки исторической правде. В чем легко убедиться, прочитав мемуары прототипа Кольцова Павла Макарова, который был профессиональным революционером из рабочий среды, а вовсе не потомственным дворянином и офицером, перешедшим на сторону революции.
Но новый канон тем не менее установился. И Юрий Соломин через несколько лет после «Адъютанта…» сыграл питерского инженера Телегина в другом телесериале про революцию – экранизации «Хождения по мукам
», потом эта линия потомственного интеллигента нашла продолжение еще в двух экранизациях – «Московская сага
» (по Аксенову, доктор Градов) и «Тяжелый песок
» (по Рыбакову, адвокат Дольский), а воплощенные артистом следователи («Инспектор уголовного розыска
»), военные («Блокада
») или даже высшие чины КГБ («ТАСС уполномочен заявить…
») обязательно были воплощением природной интеллигентности и здравого смысла.

И что на этом фоне роли в «Обыкновенном чуде
» (трактирщик Эмиль) и «Летучей мыши
» (барон Айзенштайн), где Юрий Соломин выступил в непривычном для себя водевильном жанре и даже опереточно пел (правда, привлеченными голосами), как не попытка показать себя в новом амплуа или просто «отдохнуть» от своей стопроцентной положительности?
Театр в этом отношении давал актеру вроде бы большие возможности для самореализации. В послужном списке Соломина классические роли Ивана Петровича в «Униженных и оскорбленных
», царя Федора Иоановича в одноименной драме, Сирано де Бержерака, Феди Протасова, Войницкого, Фамусова, но положение Малого театра как императорского театра во все времена ставило его перед необходимостью откликаться и на нужны официозной повестки – инсценировать брежневскую «Целину» в 1980-е годы (где Соломину была уготована роль «от автора») или показать последние дни русской монархии в 1990-е (в этом спектакле актер сыграл Николая II).

Столь высокое положение на театральном Олимпе неизбежно, по всей видимости, оборачивалось тем, что в переходные годы Юрий Мефодьевич Соломин в течение нескольких месяцев был министром культуры РСФСР, а с 1988 года и до самой смерти в 2024 году на почетных условиях бессрочного контракта возглавлял Малый театр.
Штирлиц же в конце жизни все-таки возник в биографии артиста. Когда в 2000-е Сергей Урсуляк
экранизировал серию романов Юлиана Семенова под общей шапкой «Исаев
», а продюсировавший этот сериал телеканал «Россия» позиционировал проект как приквел «Семнадцати мгновений весны», на небольшую роль пожилого отца молодого Исаева Владимира Александровича Владимирова был приглашен исполнитель роли Штирлица в телефильме Татьяны Лиозновой Вячеслав Тихонов. Но Вячеслав Васильевич к тому времени, как он считал, уже завершил свою актерскую карьеру. И роль перешла к Соломину, замкнув этот своеобразный внутренний сюжет одной незаурядной актерской биографии.
Вячеслав Шмыров

18 июня — особая дата для всех любителей советского кино и театра. В этот день 90 лет назад родился Юрий Мефодьевич Соломин : народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра России, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» — регалии можно перечислять долго. Разумеется, такой человек не мог не оставить огромный след в культуре, проследить за которым в честь круглой даты и предлагает киновед Вячеслав Шмыров. Готовясь к съемкам телефильма «Семнадцать мгновений весны » и выбирая актера на роль главного героя, Татьяна Лиознова прежде всего подумала о Юрии Соломине. Даже поехала к нему в Малый театр на разговор. Логичнее, казалось бы, с самого начала было обратиться к кандидатуре Вячеслава Тихонова . Тем более, как и Лиознова, он был штатным сотрудником Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Но это как раз и мешало. «Дальнее» почему-то оказывалось творчески предпочтительнее «близкого», которое рядом и потому к этому варианту всегда можно вернуться. К тому же, Тихонов был близким другом и даже альтер эго другого студийного режиссера Станислава Ростоцкого , с которым Лиознову связывали любовный роман в прошлом, крепкая «мужская» дружба в настоящем и нормальное профессиональное соперничество во все периоды их взаимоотношений. Была и еще одна серьезная причина – в пользу Соломина. За четыре года до «Семнадцати мгновений…» он снялся в главной роли телефильма «Адъютант его превосходительства» в постановке Евгения Ташкова . И это был не только огромный зрительский успех (знавал такой и Тихонов), но и опыт работы актера в пятисерийном телевизионном фильме. Лиозновой же предстояло снять одиннадцать серий (по факту получилось двенадцать), в которых крупный план размышляющего героя был едва ли не главным сюжетным приемом. И как при этом удержать зрителя у телевизора? И какой актер лучше справится с этой задачей? Вот такого опыта у Тихонова точно не было, как и у отечественного телевидения, которое впервые «замахнулось» на фильм формата больше десяти серий. С «Адъютанта…», собственно, и началась звездная биография Юрия Соломина – причем не только в кино, но и на сцене Малого театра, с которым актера в итоге связывало целых семь десятилетий! При этом первые пятнадцать лет сценической деятельности Соломина почти не отличались творческим разнообразием. Парень, газетчик, солдат, танцующий – вот наименования его ролей. Прорывом можно было бы объявить роль Хлестакова, сыгранную артистом за три года до появления капитана Кольцова, главного героя «Адъютанта его превосходительства». Но «Ревизор» в постановке Игоря Ильинского заметным событием театральной жизни не стал, да и Соломин играл эту роль в очередь с другим артистом. Так что к тому моменту, когда Лиознова приехала на разговор с первым претендентом на роль Штирлица, Юрий Соломин был уже достаточно востребованным актером. По три-четыре (правда, не всегда главные) роли в кино каждый год, большая и значительная роль Кисельникова в спектакле Малого театра «Пучина», которая заставила о себе говорить авторитетных театралов. И что на этом фоне еще один шпионский сериал, да еще с метражом, предполагающим уход исполнителя главной роли в творческий отпуск из театра года на два как минимум? Выбор решился в пользу Тихонова, но и Соломин не сильно проиграл. Параллельно «Семнадцати мгновениям весны» на «Мосфильме» началась работа над экранизацией повести дальневосточного писателя Владимира Арсеньева «Дерсу Узала » в постановке великого японского кинорежиссера Акиры Куросавы . Он плохо знал русских актеров, и потому искал главного героя, отсматривая наиболее популярные фильмы тех лет. Показали Куросаве и «Адъютанта его превосходительства» – сначала первую серию, потом, по просьбе режиссера, все остальные. После чего Юрий Соломин был утвержден на роль Арсеньева. Фильм снимался как широкоформатный. И уже поэтому не мог быть очень кассовым (не говоря уже об отсутствии в картине определенной жанровой модели). Но, как ни странно, свои 20 с лишним миллионов зрителей за первый год в прокате СССР он собрал. Главное же – картина принесла отечественной кинематографии еще один «Оскар» в номинации «Лучший фильм, снятый не на английском языке» – следующий после «Войны и мира». Параллельно картина получала престижные кинонаграды в Италии, Франции, Испании и других странах, а Юрий Соломин стал любимцем японских зрителей. Что предопределило среди прочего и тот факт, что актер впоследствии снялся еще в нескольких совместных с Японией фильмах, в том числе в мелодраме Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи », где партнершей артиста стала японская кинозвезда Комаки Курихара . «Адъютант…» вообще определил очень многое – и не только в судьбе Юрия Соломина. Это был фильм идеологического «пограничья». Как раз началась череда государственных пятидесятилетних юбилеев – революции, ВЧК/КГБ (именно этой дате и был посвящен фильм Ташкова), СССР. Картин было много (это определялось масштабом торжеств), и поневоле их тематика, как и жанровый диапазон, стали решительно расширяться. Возникла даже своя тематическая «полка» – «Комиссар », «Начало неведомого века », «Интервенция ». Но главным, пожалуй, стало то, что это перенасыщение историко-революционного канона привело к его парадоксальному переосмыслению. Ностальгирующие белогвардейцы вдруг запели романс «Русское поле» в фильме про «неуловимых», вызывая стопроцентное сопереживание в зрительном зале, а старший адъютант Павел Андреевич Кольцов в исполнении Соломина, отвечая на вопрос малолетнего сына полковника Львова: не шпион ли он, начал свой ответ издалека: «Как ты думаешь, Юра, Владимир Зенонович (командующий Добровольческой армией – В. Ш.) хороший человек?» Что моментально вошло в народ в качестве непотопляемого мема. Вряд ли подобные вольности были самотеком. Очевидно, что Советская власть в эти годы меняла свое отношение к эмиграции, мнение которой пусть неофициально, но обязательно учитывалось при создании таких «дворянских» киноэпосов, как «Война и мир» или «Звезда пленительного счастья». А вместе со стереотипом восприятия прошлого менялся и титульный герой советского экрана. С началом оттепели на смену народно-фольклорным Крючкову – Алейникову – Андрееву пришли простые рабочие парнишки с тягой к образованию и чертами внутренней деликатности и интеллигентности: Рыбников – Леонид Быков – Баталов (в «Большой семье »). А далее детонатором процесса во многом и стала экранизация великого толстовского романа, когда на роль Андрея Болконского одновременно пробовались Олег Стриженов , Вячеслав Тихонов (он и сыграл эту роль), Иннокентий Смоктуновский и Юрий Соломин. Они-то и стали главными героями ближайшего двадцатилетия. «Белая кость» – что тут скажешь? Пусть и с неизбежным советским отливом. И даже вопреки исторической правде. В чем легко убедиться, прочитав мемуары прототипа Кольцова Павла Макарова, который был профессиональным революционером из рабочий среды, а вовсе не потомственным дворянином и офицером, перешедшим на сторону революции. Но новый канон тем не менее установился. И Юрий Соломин через несколько лет после «Адъютанта…» сыграл питерского инженера Телегина в другом телесериале про революцию – экранизации «Хождения по мукам », потом эта линия потомственного интеллигента нашла продолжение еще в двух экранизациях – «Московская сага » (по Аксенову, доктор Градов) и «Тяжелый песок » (по Рыбакову, адвокат Дольский), а воплощенные артистом следователи («Инспектор уголовного розыска »), военные («Блокада ») или даже высшие чины КГБ («ТАСС уполномочен заявить… ») обязательно были воплощением природной интеллигентности и здравого смысла. И что на этом фоне роли в «Обыкновенном чуде » (трактирщик Эмиль) и «Летучей мыши » (барон Айзенштайн), где Юрий Соломин выступил в непривычном для себя водевильном жанре и даже опереточно пел (правда, привлеченными голосами), как не попытка показать себя в новом амплуа или просто «отдохнуть» от своей стопроцентной положительности? Театр в этом отношении давал актеру вроде бы большие возможности для самореализации. В послужном списке Соломина классические роли Ивана Петровича в «Униженных и оскорбленных », царя Федора Иоановича в одноименной драме, Сирано де Бержерака, Феди Протасова, Войницкого, Фамусова, но положение Малого театра как императорского театра во все времена ставило его перед необходимостью откликаться и на нужны официозной повестки – инсценировать брежневскую «Целину» в 1980-е годы (где Соломину была уготована роль «от автора») или показать последние дни русской монархии в 1990-е (в этом спектакле актер сыграл Николая II). Столь высокое положение на театральном Олимпе неизбежно, по всей видимости, оборачивалось тем, что в переходные годы Юрий Мефодьевич Соломин в течение нескольких месяцев был министром культуры РСФСР, а с 1988 года и до самой смерти в 2024 году на почетных условиях бессрочного контракта возглавлял Малый театр. Штирлиц же в конце жизни все-таки возник в биографии артиста. Когда в 2000-е Сергей Урсуляк экранизировал серию романов Юлиана Семенова под общей шапкой «Исаев », а продюсировавший этот сериал телеканал «Россия» позиционировал проект как приквел «Семнадцати мгновений весны», на небольшую роль пожилого отца молодого Исаева Владимира Александровича Владимирова был приглашен исполнитель роли Штирлица в телефильме Татьяны Лиозновой Вячеслав Тихонов. Но Вячеслав Васильевич к тому времени, как он считал, уже завершил свою актерскую карьеру. И роль перешла к Соломину, замкнув этот своеобразный внутренний сюжет одной незаурядной актерской биографии. Вячеслав Шмыров
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Понравилось:
Автор: Adrian
Комментариев: 0



Биография Юрия Соломина - Российские актеры.
16.08.17, 13:00
Биография Вячеслава Тихонова - Иностранные
17.08.17, 08:03
Семнадцать мгновений весны - Трейлеры
24.07.17, 07:23

Надо знать.

Биография Ингрид Олеринской -
Смотреть фото Биография Ингрид Олеринской Не имея театрального образования, богатых родителей или влиятельных покровителей, Ингрид Олеринская благодаря своему таланту сумела подняться на киноолимп. Детство Ингрид Олеринской Ингрид Олеринская родилась 14 марта 1992 года в Рязани. Ее отец работал  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино. Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила. Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта. Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
    
 



Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» →   © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up