Кашу варили, деток кормили: «Жил. Был. Дом.» — киноспектакль с актерами МХТ им. Чехова - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

Кашу варили, деток кормили: «Жил. Был. Дом.» — киноспектакль с актерами МХТ им. Чехова - «Рецензии»

23.06.25, 08:56

В рамках проекта «Театр в кино» состоялась масштабная премьера киноспектакля Константина Хабенского
Кашу варили, деток кормили: «Жил. Был. Дом.» — киноспектакль с актерами МХТ им. Чехова - «Рецензии»
и Александра Цыпкина
«Жил. Был. Дом.
». Фильм-спектакль показали в 266 кинозалах 119 городов России и Казахстана за день до официальной премьеры спектакля в МХТ имени А.П. Чехова, где он станет репертуарной постановкой. Разбираем, из какого топора сварена каша и способна ли «народная сказка для взрослых» удивить чем-то большим, кроме Игоря Верника
в роли кота и Хабенского в роли попугая.


«Не важно, что у нас все дома друг на дружку похожи, важно и прекрасно, что у нас внутри у всех одинаково», — говорила героиня Татьяны Пельтцер
в телеспектакле «Маленькие комедии большого дома
», знаменитой постановке Театра Сатиры, показывающей жителей московской многоэтажки середины 1970-х. «Жил. Был. Дом.» устроен похожим образом: декорация типовой панельки, новелльная структура, простые истории, популярные актеры. Там – Миронов
, Папанов
, Ширвиндт
, Градова
. Здесь – Пегова
, Верник, Ворожцов
, Хориняк
. Но сюжеты, конечно, другие. 14 человек, 2 ангела, 2 крысы, 2 попугая, кот и пёс, чьи комические и лирические случаи из жизни происходят параллельно в декорациях одной обыкновенно обставленной квартиры (и частично в подвале дома). Что у героев внутри и насколько одинаково, пытаются разобраться писатель Александр Цыпкин и автор идеи и режиссер-постановщик — художественный руководитель МХТ Чехова Константин Хабенский.
Завязка как в фильме Юрия Быкова
«Дурак
»: Ангел, «следящий за микрорайоном», дает коллеге задание вывести людей из дома, в котором произошла утечка газа. Пока исполнитель ищет готовое рухнуть здание, нам показывают, что происходит непосредственно в нем. В одну из квартир залезли грабители по прозвищам Конь и Румын (Анатолий Кот
и Павел Чинарев
) и приняли сирену аварийной службы за полицейскую. В другой два чудака (Павел Ворожцов
и Алексей Краснёнков
) решили помолиться, чтоб святой Валерий послал им выпивку, и с потолка начала капать водка. В третьей случился любовный треугольник между друзьями и их девушкой (Сергей Волков
, Виктор Хориняк
, Мария Фомина
). В четвертой мать (Ирина Пегова
) утешает дочь (Дарья Трухина), которую бросил парень и объясняет, почему женщины любят «козлов». Впрочем, главными, смысловыми героями оказываются вовсе не люди, а животные. В подвале обитают две крысы (Игорь Хрипунов
и Ольга Литвинова
), собирающиеся бежать из дома на корабль. На подоконнике – мудрый 200-летний попугай (Константин Хабенский
) рассуждает об опасности свободы. Этажом ниже – почуявший беду кот (Игорь Верник
) придумывает многоходовочку, чтобы спасти хозяев.

Название новелл звучат как темы сочинений – «Всегда ли мама знает, как надо», «Работает ли молитва в отдельно взятой квартире», «Способны ли коты на собачью преданность», предлагая поразмышлять о любви, благодарности, страхах и счастье, подумать, как бы ты сам поступил в возникших нестандартных ситуациях. Лиричные и комичные эпизоды чередуются, в каждой истории происходит какой-то неожиданный поворот, к примеру, грабители, разговорившись, разрушают стереотипы о собственной брутальности, а позже решают «отдать награбленное Богу» (но почему-то не оставить хозяевам дома). А мать, утешающая дочь, сама стесняется признаться ей, что бросила бойфренда и вновь сошлась с ее отцом. Предподагается посмеяться над прямолинейными, без изысков, шутками и извлечь из просмотренного сермяжную народную мудрость, хотя дух «Беспринципных» все равно просачивается, что тот аварийно утекший газ.
Театралы, которым удалось посмотреть постановку дважды – на экране, а затем в театре, говорят, что отличия колоссальные. Во-первых, из спектакля в два с половиной часа волей телепродюсеров убрали почти час, посчитав избыточным такой хронометраж фильма и, очевидно, урезав все сюжетные линии, паузы и диалоги, от чего действие кажется скомканным, ситуации — надуманными, а образы – навязчивыми. Телекамера работает как линза, выпячивая недостатки нарочито смоделированного мира, и хотя спектакль снимали не на сцене МХТ, а в специальном павильоне, где была возможность сделать профессиональную съемку и даже, похоже, использовать кран или рельсы для плавного скольжения камеры, аккуратная операторская работа не даст почувствовать себя в театре. Сценическое пространство ломается крупными планами, рваным монтажом, вынося за кадр смену одних актеров на других. Кроме того, отсутствует живая реакция зрительского зала, добавлявшая ощущение присутствия в театре тем же «Маленьким комедиям большого дома». Они и сейчас, несмотря на потерянную актуальность многих шуток, смотрятся в телеверсии в удовольствие.

Возможно, новая режиссерская работа Хабенского (к перевоплощению в попугая вопросов нет) не так плоха на сцене, не даром сам он настойчиво подчеркивает, что спектакль и киноспектакль – два совершенно разных произведения, но большинство зрителей увидят его именно на экране. Как эксперимент проект, вероятно, заслуживает внимания, да и зритель уже выдал ему неслабый аванс – по сумме дневного сбора в кинотеатрах «Жил.Был.Дом.», вышедший в прокат только 14 мая, обогнал все кинофильмы и занял первое место с хорошим отрывом. Причина такого ажиотажа — всем известные имена и бренд самого МХаТа, зрителями которого хотел бы почувствовать себя каждый, а это, учитывая цену билетов в театр, даже не каждый москвич может себе позволить.
В массы идеи Цыпкина понесет телеканал Россия. К сожалению, идей как раз не хватает. Есть коллаж из этюдов, связанных транспарантным образом нашего общего дома, который мог рухнуть да устоял. И попугайский нарратив о том, что до 200 лет можно прожить только в клетке, а свобода — это когда стреляют из маузера. Не хватает глубины и нерва, духовной наполненности, точно нащупанных национальных кодов, без которых актерская игра является лишь кривлянием, а действие теряет убедительность. Нам предлагают увидеть себя среди жильцов дома, но с ними сложно солидаризироваться — они схематичны, у них нет времени раскрыться. В конце сеанса зрителям предлагается проголосовать на сайте проекта за одну из историй — победителю напишут продолжение. Не удивительно, что в лидеры вышла новелла про кота – самая романтичная, возвышенная, лишенная политического подтекста история про любовь и преданность.
«Театр в кино: Жил. Был. Дом.»
Екатерина Визгалова

В рамках проекта «Театр в кино» состоялась масштабная премьера киноспектакля Константина Хабенского и Александра Цыпкина «Жил. Был. Дом. ». Фильм-спектакль показали в 266 кинозалах 119 городов России и Казахстана за день до официальной премьеры спектакля в МХТ имени А.П. Чехова, где он станет репертуарной постановкой. Разбираем, из какого топора сварена каша и способна ли «народная сказка для взрослых» удивить чем-то большим, кроме Игоря Верника в роли кота и Хабенского в роли попугая. «Не важно, что у нас все дома друг на дружку похожи, важно и прекрасно, что у нас внутри у всех одинаково», — говорила героиня Татьяны Пельтцер в телеспектакле «Маленькие комедии большого дома », знаменитой постановке Театра Сатиры, показывающей жителей московской многоэтажки середины 1970-х. «Жил. Был. Дом.» устроен похожим образом: декорация типовой панельки, новелльная структура, простые истории, популярные актеры. Там – Миронов , Папанов , Ширвиндт , Градова . Здесь – Пегова , Верник, Ворожцов , Хориняк . Но сюжеты, конечно, другие. 14 человек, 2 ангела, 2 крысы, 2 попугая, кот и пёс, чьи комические и лирические случаи из жизни происходят параллельно в декорациях одной обыкновенно обставленной квартиры (и частично в подвале дома). Что у героев внутри и насколько одинаково, пытаются разобраться писатель Александр Цыпкин и автор идеи и режиссер-постановщик — художественный руководитель МХТ Чехова Константин Хабенский. Завязка как в фильме Юрия Быкова «Дурак »: Ангел, «следящий за микрорайоном», дает коллеге задание вывести людей из дома, в котором произошла утечка газа. Пока исполнитель ищет готовое рухнуть здание, нам показывают, что происходит непосредственно в нем. В одну из квартир залезли грабители по прозвищам Конь и Румын (Анатолий Кот и Павел Чинарев ) и приняли сирену аварийной службы за полицейскую. В другой два чудака (Павел Ворожцов и Алексей Краснёнков ) решили помолиться, чтоб святой Валерий послал им выпивку, и с потолка начала капать водка. В третьей случился любовный треугольник между друзьями и их девушкой (Сергей Волков , Виктор Хориняк , Мария Фомина ). В четвертой мать (Ирина Пегова ) утешает дочь (Дарья Трухина), которую бросил парень и объясняет, почему женщины любят «козлов». Впрочем, главными, смысловыми героями оказываются вовсе не люди, а животные. В подвале обитают две крысы (Игорь Хрипунов и Ольга Литвинова ), собирающиеся бежать из дома на корабль. На подоконнике – мудрый 200-летний попугай (Константин Хабенский ) рассуждает об опасности свободы. Этажом ниже – почуявший беду кот (Игорь Верник ) придумывает многоходовочку, чтобы спасти хозяев. Название новелл звучат как темы сочинений – «Всегда ли мама знает, как надо», «Работает ли молитва в отдельно взятой квартире», «Способны ли коты на собачью преданность», предлагая поразмышлять о любви, благодарности, страхах и счастье, подумать, как бы ты сам поступил в возникших нестандартных ситуациях. Лиричные и комичные эпизоды чередуются, в каждой истории происходит какой-то неожиданный поворот, к примеру, грабители, разговорившись, разрушают стереотипы о собственной брутальности, а позже решают «отдать награбленное Богу» (но почему-то не оставить хозяевам дома). А мать, утешающая дочь, сама стесняется признаться ей, что бросила бойфренда и вновь сошлась с ее отцом. Предподагается посмеяться над прямолинейными, без изысков, шутками и извлечь из просмотренного сермяжную народную мудрость, хотя дух «Беспринципных» все равно просачивается, что тот аварийно утекший газ. Театралы, которым удалось посмотреть постановку дважды – на экране, а затем в театре, говорят, что отличия колоссальные. Во-первых, из спектакля в два с половиной часа волей телепродюсеров убрали почти час, посчитав избыточным такой хронометраж фильма и, очевидно, урезав все сюжетные линии, паузы и диалоги, от чего действие кажется скомканным, ситуации — надуманными, а образы – навязчивыми. Телекамера работает как линза, выпячивая недостатки нарочито смоделированного мира, и хотя спектакль снимали не на сцене МХТ, а в специальном павильоне, где была возможность сделать профессиональную съемку и даже, похоже, использовать кран или рельсы для плавного скольжения камеры, аккуратная операторская работа не даст почувствовать себя в театре. Сценическое пространство ломается крупными планами, рваным монтажом, вынося за кадр смену одних актеров на других. Кроме того, отсутствует живая реакция зрительского зала, добавлявшая ощущение присутствия в театре тем же «Маленьким комедиям большого дома». Они и сейчас, несмотря на потерянную актуальность многих шуток, смотрятся в телеверсии в удовольствие. Возможно, новая режиссерская работа Хабенского (к перевоплощению в попугая вопросов нет) не так плоха на сцене, не даром сам он настойчиво подчеркивает, что спектакль и киноспектакль – два совершенно разных произведения, но большинство зрителей увидят его именно на экране. Как эксперимент проект, вероятно, заслуживает внимания, да и зритель уже выдал ему неслабый аванс – по сумме дневного сбора в кинотеатрах «Жил.Был.Дом.», вышедший в прокат только 14 мая, обогнал все кинофильмы и занял первое место с хорошим отрывом. Причина такого ажиотажа — всем известные имена и бренд самого МХаТа, зрителями которого хотел бы почувствовать себя каждый, а это, учитывая цену билетов в театр, даже не каждый москвич может себе позволить. В массы идеи Цыпкина понесет телеканал Россия. К сожалению, идей как раз не хватает. Есть коллаж из этюдов, связанных транспарантным образом нашего общего дома, который мог рухнуть да устоял. И попугайский нарратив о том, что до 200 лет можно прожить только в клетке, а свобода — это когда стреляют из маузера. Не хватает глубины и нерва, духовной наполненности, точно нащупанных национальных кодов, без которых актерская игра является лишь кривлянием, а действие теряет убедительность. Нам предлагают увидеть себя среди жильцов дома, но с ними сложно солидаризироваться — они схематичны, у них нет времени раскрыться. В конце сеанса зрителям предлагается проголосовать на сайте проекта за одну из историй — победителю напишут продолжение. Не удивительно, что в лидеры вышла новелла про кота – самая романтичная, возвышенная, лишенная политического подтекста история про любовь и преданность. «Театр в кино: Жил. Был. Дом.» Екатерина Визгалова
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Понравилось:
Автор: Chapman
Комментариев: 0



Биография Татьяны Самойловой - Российские
27.08.17, 04:03
Биография Константина Хабенского -
30.09.17, 23:00
«Возвращение блудного попугая» — популярный
25.07.17, 09:11

Надо знать.

Шеннон Элизабет - Биография
Шеннон Элизабет: биография Шеннон Элизабет Фадаль – актриса, модель, прославившаяся благодаря ролям в серии комедий «Американский пирог»...  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино. Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила. Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта. Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
    
 



Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» →   © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up