Раненое сердце весит тяжелее: философский «Белый пароход» — драма, которая тоньше льда - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

Раненое сердце весит тяжелее: философский «Белый пароход» — драма, которая тоньше льда - «Рецензии»

29.06.25, 08:56

В российские кинотеатры вплывает «Белый пароход
Раненое сердце весит тяжелее: философский «Белый пароход» — драма, которая тоньше льда - «Рецензии»
» — фильм поэтессы и писательницы Инги Шепелевой
. О чуткости и деликатности фильма говорит уже тот факт, что это первый в России экологичный проект, то есть снятый с компенсированным углеродным следом. Какой след «Белый пароход» может оставить в душе, размышляет Алексей Филиппов.


Лед пошел трещинами и тронулся: СССР, видимо, распался, и постсоветским государствам еще предстоит ощутить самостоятельные границы. В музыкальную школу Республики Саха из Москвы направляют безымянного директора (Александр Кошкидько
), который должен реформировать учебное заведение: вымести социалистические пережитки с парохода современности и помочь стране, каждому ее уголку зазвучать по-новому. Неожиданной преградой для его вроде бы благих намерений (направленных, правда, «сверху») оказывается песня из советской комедии «Опекун
». Детский хор под руководством строгой учительницы Марты Григорьевны (Элла Соколова
) исполняет «Белый пароход» — других композиций она не признает уже 20 лет. Когда столичный пришелец решит прибегнуть к административной силе, женщина обратится к мистической.


Читать
«Чума» — северное «Сияние» Дмитрия Давыдова, награжденное на «Маяке»



Дебютный полный метр Инги Шепелевой
, раньше занимавшейся видеопоэзией и клипами Shortparis (как минимум «Стыдом»), начинается с долгого проезда камеры вдоль заснеженной бухты (операторская работа — Вероника Соловьева
). Следом, вместе с героем Кошкидько, зрители надолго погружаются в сновидческое, отчасти кафкианское (для гостя) пространство местного уклада. Ослепительно белые коридоры соседствуют с затемненными комнатами и залами, чьи углы скрывает такая густая тень, что впору засомневаться, а не бездна ли в них. Персонажи говорят отрывисто и глубоко по сути — словно к каждой реплике готовились целую жизнь. И чем дальше развертывается сюжет, тем крепче уверенность, что так оно, в целом, и есть.

Синопсис «Белого парохода», обещающий любовную драму между якутской хормейстеркой и русским директором-чужаком, не то чтобы вводит в заблуждение, но слегка торопит, упрощает события. Точнее, сгоняет их в кучу, как пастушья собака — отару. Нарративы фильма, основанного на повести Шепелевой, разбегаются по экрану морозными линиями — северный аналог сада расходящихся тропок. За десяток лет, что история, сочиненная в 21, эволюционировала, — поначалу как сценарий короткого, а затем и полного метра — количество траекторий, изломов, преданий, теней и созвучий множилось. Вдобавок, формат «Белого парохода» — не манифест, а мистерия, проникнутая мироощущением, как говорит постановщица, «сказки перед сном, новеллы или таинственной истории любви, рассказанной шепотом подругам из детского хора».


Читать
«Якутский пантеон даже богаче греческого»: архетипы в кино Республики Саха



Происходящее можно назвать и расколотой (sic!) полифонией, на которую намекает первая же сцена с новым директором, чье отражение будто бы ловит и режет на части типовое зеркало в коридоре временного жилья. Наряду с его бесцветными распоряжениями существуют шаманские заговоры Марты Григорьевны, отповеди и пояснения уборщика-рассказчика Федота (Роман Атласов
), доклады замдиректора (Людмила Васильева
) и детские шепотки, сливающиеся в хтонический гул. Даже затмевающая их интонация учительницы-удаганки, выспренняя и поэтичная, что нередко свойственно людям, которым культура заменяет реальность, не претендует на монополию. В этом, думается, и оптимизм изысканного дебюта, быть может, чересчур гонящегося за красотой слов и образов.

Инга Шепелева призывает к свету киноэкрана многообразие нарративов: от мифических и житейских до романтических и (отчасти) исторических. Переклички с живописью Каспара Давида Фридриха или рукотворными фильмами Ренаты Литвиновой
и видеохудожницы Юлдус Бахтиозиной
, дебютировавшей фильмом «Дочь рыбака
», уравновешены игрой на варгане-хомусе и скрипке-кырыымпе, уникальной вокальной традицией и обязательными для якутских фильмов (и земель) деревьями, с повязанными на ветвях ленточками-кыйра. Обрастает смыслами и отчетливо колониальная — для саха вообще и Марты Григорьевны в частности — махина парохода. Может статься, что он воплощает не только перевертыш «белого спасителя», но и сложную конструкцию боли и надежды, фантазий и травм, подобно алым парусам из повести Александра Грина. Затертый во льдах, один из таких кораблей становится частью ландшафта — уже не зияющей раной, но и не откровенным металлоломом, от которого легко избавиться. Если сюжет обвивается вокруг кумулятивного свойства песен — народных, классических или эстрадных, — то внутри кадра люди будто подчиняются декору, композиционным требованиям судьбы.


Читать
«Алые паруса» Пьетро Марчелло и другие жемчужины 2023 года



Тянет она в прошлое или будущее — и можно ли сделать выбор — вопрос, повисающий в морозном воздухе наряду с пронзительным исполнением Джо Дассена
на языке саха и тихого хорового вокализа, передающего звучание воздуха, цветующей долины, первой влюбленности. Какой бы маршрут ни выбрала их наставница, ей важно было передать, что «лед, который мечтает, — не тает».
«Белый пароход» в кинотеатрах с 19 июня.

«Белый пароход»
Алексей Филиппов

06.10.2024

В российские кинотеатры вплывает «Белый пароход » — фильм поэтессы и писательницы Инги Шепелевой . О чуткости и деликатности фильма говорит уже тот факт, что это первый в России экологичный проект, то есть снятый с компенсированным углеродным следом. Какой след «Белый пароход» может оставить в душе, размышляет Алексей Филиппов. Лед пошел трещинами и тронулся: СССР, видимо, распался, и постсоветским государствам еще предстоит ощутить самостоятельные границы. В музыкальную школу Республики Саха из Москвы направляют безымянного директора (Александр Кошкидько ), который должен реформировать учебное заведение: вымести социалистические пережитки с парохода современности и помочь стране, каждому ее уголку зазвучать по-новому. Неожиданной преградой для его вроде бы благих намерений (направленных, правда, «сверху») оказывается песня из советской комедии «Опекун ». Детский хор под руководством строгой учительницы Марты Григорьевны (Элла Соколова ) исполняет «Белый пароход» — других композиций она не признает уже 20 лет. Когда столичный пришелец решит прибегнуть к административной силе, женщина обратится к мистической. Читать «Чума» — северное «Сияние» Дмитрия Давыдова, награжденное на «Маяке» Дебютный полный метр Инги Шепелевой , раньше занимавшейся видеопоэзией и клипами Shortparis (как минимум «Стыдом»), начинается с долгого проезда камеры вдоль заснеженной бухты (операторская работа — Вероника Соловьева ). Следом, вместе с героем Кошкидько, зрители надолго погружаются в сновидческое, отчасти кафкианское (для гостя) пространство местного уклада. Ослепительно белые коридоры соседствуют с затемненными комнатами и залами, чьи углы скрывает такая густая тень, что впору засомневаться, а не бездна ли в них. Персонажи говорят отрывисто и глубоко по сути — словно к каждой реплике готовились целую жизнь. И чем дальше развертывается сюжет, тем крепче уверенность, что так оно, в целом, и есть. Синопсис «Белого парохода», обещающий любовную драму между якутской хормейстеркой и русским директором-чужаком, не то чтобы вводит в заблуждение, но слегка торопит, упрощает события. Точнее, сгоняет их в кучу, как пастушья собака — отару. Нарративы фильма, основанного на повести Шепелевой, разбегаются по экрану морозными линиями — северный аналог сада расходящихся тропок. За десяток лет, что история, сочиненная в 21, эволюционировала, — поначалу как сценарий короткого, а затем и полного метра — количество траекторий, изломов, преданий, теней и созвучий множилось. Вдобавок, формат «Белого парохода» — не манифест, а мистерия, проникнутая мироощущением, как говорит постановщица, «сказки перед сном, новеллы или таинственной истории любви, рассказанной шепотом подругам из детского хора». Читать «Якутский пантеон даже богаче греческого»: архетипы в кино Республики Саха Происходящее можно назвать и расколотой (sic!) полифонией, на которую намекает первая же сцена с новым директором, чье отражение будто бы ловит и режет на части типовое зеркало в коридоре временного жилья. Наряду с его бесцветными распоряжениями существуют шаманские заговоры Марты Григорьевны, отповеди и пояснения уборщика-рассказчика Федота (Роман Атласов ), доклады замдиректора (Людмила Васильева ) и детские шепотки, сливающиеся в хтонический гул. Даже затмевающая их интонация учительницы-удаганки, выспренняя и поэтичная, что нередко свойственно людям, которым культура заменяет реальность, не претендует на монополию. В этом, думается, и оптимизм изысканного дебюта, быть может, чересчур гонящегося за красотой слов и образов. Инга Шепелева призывает к свету киноэкрана многообразие нарративов: от мифических и житейских до романтических и (отчасти) исторических. Переклички с живописью Каспара Давида Фридриха или рукотворными фильмами Ренаты Литвиновой и видеохудожницы Юлдус Бахтиозиной , дебютировавшей фильмом «Дочь рыбака », уравновешены игрой на варгане-хомусе и скрипке-кырыымпе, уникальной вокальной традицией и обязательными для якутских фильмов (и земель) деревьями, с повязанными на ветвях ленточками-кыйра. Обрастает смыслами и отчетливо колониальная — для саха вообще и Марты Григорьевны в частности — махина парохода. Может статься, что он воплощает не только перевертыш «белого спасителя», но и сложную конструкцию боли и надежды, фантазий и травм, подобно алым парусам из повести Александра Грина. Затертый во льдах, один из таких кораблей становится частью ландшафта — уже не зияющей раной, но и не откровенным металлоломом, от которого легко избавиться. Если сюжет обвивается вокруг кумулятивного свойства песен — народных, классических или эстрадных, — то внутри кадра люди будто подчиняются декору, композиционным требованиям судьбы. Читать «Алые паруса» Пьетро Марчелло и другие жемчужины 2023 года Тянет она в прошлое или будущее — и можно ли сделать выбор — вопрос, повисающий в морозном воздухе наряду с пронзительным исполнением Джо Дассена на языке саха и тихого хорового вокализа, передающего звучание воздуха, цветующей долины, первой влюбленности. Какой бы маршрут ни выбрала их наставница, ей важно было передать, что «лед, который мечтает, — не тает». «Белый пароход» в кинотеатрах с 19 июня. «Белый пароход» Алексей Филиппов 06.10.2024
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Понравилось:
Автор: Longman
Комментариев: 0



Инга Шепелёва: «Нет личного без социального,
20.06.25, 08:57
Игра престолов\Песнь льда и пламени -
21.07.17, 01:18
«Следствие ведут ЗнаТоКи», телесериал, 1971
25.07.17, 13:10

Надо знать.

Шеннон Элизабет - Биография
Шеннон Элизабет: биография Шеннон Элизабет Фадаль – актриса, модель, прославившаяся благодаря ролям в серии комедий «Американский пирог»...  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино. Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила. Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта. Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
    
 



Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» →   © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up