«Забытая мелодия для флейты» — художественный фильм Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского. Фильм показывает различие между жизнью советских чиновников и простых людей на закате советской власти, и рассказывает о том, что бывает, когда между представителями этих классов возникает любовь.
Фильм был снят после объявления гласности, поэтому в нём весьма рельефно раскрываются ещё недавно запретные темы: бюрократизм чиновников, секс, скудный быт простых советских граждан.
Забытая мелодия для флейты
Рязанов давно планировал снять фильм по пьесе «Аморальная история», которую он написал в соавторстве с Брагинским ещё в 1976 году. Им были даже написаны слова к песне «Мы не пашем, не сеем, не строим», которую впоследствии исполнят в фильме Татьяна и Сергей Никитины. Первый вариант сценария не был принят на киностудии, так как его посчитали слишком острым, но когда в 1986 году был написан второй вариант, начавшаяся перестройка сделала свое дело и сценарий был принят. Но когда Эльдар Рязанов уже был готов начинать картину, Леонид Филатов, которого он изначально видел в главной роли, оказался занят в съёмках другого фильма.
Рязанов не стал ждать, пока освободится Филатов, и начал натурные съёмки в Крыму и Казахстане. В ходе съёмок Рязанов перенёс микроинсульт, в результате чего у него перестало слышать одно ухо. К моменту, когда Филатов освободился, Рязанов был серьёзно болен, и ему пришлось начинать снимать картину и при этом одновременно лечиться в стационаре. В январе 1987 года состоялся известный Пленум ЦК КПСС, положивший начало эпохе гласности, и последние преграды для создания фильма исчезли. Теперь злободневную тему фильма можно было раскрывать во всей полноте, без необходимости сглаживания «острых углов». На экраны картина вышла в ноябре того же года. Сюжет: Леонид Семёнович Филимонов, высокопоставленный чиновник из «Главного управления свободного времени», постоянно борется со своим «я». Он старается запретить или избавиться от любого народного творчества, которое можно толковать двояко. Но на совещаниях, когда есть свободная минутка, он представляет себе, как он поднимается и говорит всю правду-матку о своём начальнике с устаревшими взглядами прямо ему в лицо. Но не делает этого, потому что боится потерять работу, а делать-то он больше ничего не умеет. Однажды у него внезапно прихватило сердце, и он знакомится с медсестрой Лидой из своего управления, в которую влюбляется. Так получилось, что она оказалась единственная, с кем он может быть абсолютно открыт. Жена его, узнав, что он завёл себе любовницу, выгоняет его из дома, и он селится у медсестры. Вскоре жена, поняв, что осталась одна, просит его вернуться к ней, она согласна всё простить. И чтобы быть более убедительной, она слегка угрожает, что расскажет об их расставании своему отцу, который многие годы помогал Леониду расти по служебной лестнице. В довершение всего его коллеги тоже давят на него и уговаривают расстаться с Лидой, ибо это может повредить карьере — Филимонова прочат на место старого начальника, уходящего на пенсию. В конце концов, карьерные убеждения берут верх над чувствами и он идёт на их уговоры, при этом трусливо сбежав от Лиды, даже не объяснившись с ней. Оскорбленная Лида в тот же день уволилась из управления. В первое свое выступление уже на посту начальника Филимонов на минуту впал в грезы: чувствуя угрызения совести и стыд перед Лидой за свою трусость, он представил, как он высказал подчиненным все, что думает об этом бессмысленном управлении, явился к Лиде и сказал со слезами раскаяния, что он добровольно отказался от начальственного поста, так как она ему дороже всего. Потом, когда продолжил выступление, у него опять прихватило сердце, а медсестра Лида уволилась и некого было вызвать. Вызвали скорую. Чувствуя, что вот-вот потеряет сознание, Филимонов просит, чтобы позвали Лиду. Прибывшая бригада реаниматологов начинает реанимировать Леонида, а тот переживает клиническую смерть и его душа уносится в потусторонний мир. Примечательна сцена с жуткими коридорами загробного мира, где ждут Высшего Суда разные люди: военные, погибшие в Афганистане, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, лётчики, космонавты, репрессированный в сталинскую эпоху православный священник, старики, молодёжь, врачи, милиционеры, спасатели, а также люди, умершие от неизлечимых болезней; душа Филимонова даже замечает в одной из комнат сумрачного коридора Адама и Еву (Ева стоит на медицинских весах, Адам сидит на стуле). Там, в царстве мёртвых, душа Филимонова встречает родителей. Те мягко укоряют его, что он не чтит их память... Как раз в то время, на этом свете, Лида, увидев, что машина скорой помощи мчится в сторону управления, догадалась, что у Филимонова опять плохо с сердцем, вернулась, вбежала в кабинет и стала умолять его не умирать, хотя врачи уже собрались констатировать смерть. Филимонов задышал и зашевелился, врачи кинулись продолжать реанимацию, а успокоенная Лида опять ушла из управления, теперь уж навсегда.
«Забытая мелодия для флейты» — художественный фильм Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского. Фильм показывает различие между жизнью советских чиновников и простых людей на закате советской власти, и рассказывает о том, что бывает, когда между представителями этих классов возникает любовь. Фильм был снят после объявления гласности, поэтому в нём весьма рельефно раскрываются ещё недавно запретные темы: бюрократизм чиновников, секс, скудный быт простых советских граждан. Забытая мелодия для флейты Рязанов давно планировал снять фильм по пьесе «Аморальная история», которую он написал в соавторстве с Брагинским ещё в 1976 году. Им были даже написаны слова к песне «Мы не пашем, не сеем, не строим», которую впоследствии исполнят в фильме Татьяна и Сергей Никитины. Первый вариант сценария не был принят на киностудии, так как его посчитали слишком острым, но когда в 1986 году был написан второй вариант, начавшаяся перестройка сделала свое дело и сценарий был принят. Но когда Эльдар Рязанов уже был готов начинать картину, Леонид Филатов, которого он изначально видел в главной роли, оказался занят в съёмках другого фильма. Рязанов не стал ждать, пока освободится Филатов, и начал натурные съёмки в Крыму и Казахстане. В ходе съёмок Рязанов перенёс микроинсульт, в результате чего у него перестало слышать одно ухо. К моменту, когда Филатов освободился, Рязанов был серьёзно болен, и ему пришлось начинать снимать картину и при этом одновременно лечиться в стационаре. В январе 1987 года состоялся известный Пленум ЦК КПСС, положивший начало эпохе гласности, и последние преграды для создания фильма исчезли. Теперь злободневную тему фильма можно было раскрывать во всей полноте, без необходимости сглаживания «острых углов». На экраны картина вышла в ноябре того же года. Сюжет: Леонид Семёнович Филимонов, высокопоставленный чиновник из «Главного управления свободного времени», постоянно борется со своим «я». Он старается запретить или избавиться от любого народного творчества, которое можно толковать двояко. Но на совещаниях, когда есть свободная минутка, он представляет себе, как он поднимается и говорит всю правду-матку о своём начальнике с устаревшими взглядами прямо ему в лицо. Но не делает этого, потому что боится потерять работу, а делать-то он больше ничего не умеет. Однажды у него внезапно прихватило сердце, и он знакомится с медсестрой Лидой из своего управления, в которую влюбляется. Так получилось, что она оказалась единственная, с кем он может быть абсолютно открыт. Жена его, узнав, что он завёл себе любовницу, выгоняет его из дома, и он селится у медсестры. Вскоре жена, поняв, что осталась одна, просит его вернуться к ней, она согласна всё простить. И чтобы быть более убедительной, она слегка угрожает, что расскажет об их расставании своему отцу, который многие годы помогал Леониду расти по служебной лестнице. В довершение всего его коллеги тоже давят на него и уговаривают расстаться с Лидой, ибо это может повредить карьере — Филимонова прочат на место старого начальника, уходящего на пенсию. В конце концов, карьерные убеждения берут верх над чувствами и он идёт на их уговоры, при этом трусливо сбежав от Лиды, даже не объяснившись с ней. Оскорбленная Лида в тот же день уволилась из управления. В первое свое выступление уже на посту начальника Филимонов на минуту впал в грезы: чувствуя угрызения совести и стыд перед Лидой за свою трусость, он представил, как он высказал подчиненным все, что думает об этом бессмысленном управлении, явился к Лиде и сказал со слезами раскаяния, что он добровольно отказался от начальственного поста, так как она ему дороже всего. Потом, когда продолжил выступление, у него опять прихватило сердце, а медсестра Лида уволилась и некого было вызвать. Вызвали скорую. Чувствуя, что вот-вот потеряет сознание, Филимонов просит, чтобы позвали Лиду. Прибывшая бригада реаниматологов начинает реанимировать Леонида, а тот переживает клиническую смерть и его душа уносится в потусторонний мир. Примечательна сцена с жуткими коридорами загробного мира, где ждут Высшего Суда разные люди: военные, погибшие в Афганистане, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, лётчики, космонавты, репрессированный в сталинскую эпоху православный священник, старики, молодёжь, врачи, милиционеры, спасатели, а также люди, умершие от неизлечимых болезней; душа Филимонова даже замечает в одной из комнат сумрачного коридора Адама и Еву (Ева стоит на медицинских весах, Адам сидит на стуле). Там, в царстве мёртвых, душа Филимонова встречает родителей. Те мягко укоряют его, что он не чтит их память. Как раз в то время, на этом свете, Лида, увидев, что машина скорой помощи мчится в сторону управления, догадалась, что у Филимонова опять плохо с сердцем, вернулась, вбежала в кабинет и стала умолять его не умирать, хотя врачи уже собрались констатировать смерть. Филимонов задышал и зашевелился, врачи кинулись продолжать реанимацию, а успокоенная Лида опять ушла из управления, теперь уж навсегда.
Дэниел Дэй-Льюис: биография Известно, что люди условно делятся на несколько групп: одним нужно работать денно и нощно, обливаясь потом...
→ Подробнее:)