29 декабря выходит в прокат «Суспирия» Луки Гуаданьино - очень вольный ремейк одноименного хоррора Дарио Ардженто. В новом прочтении сюжета о молодой американке (Дакота Джонсон), которая приехала в Германию учиться танцами, фигурируют Берлин 1977 года, дух Холокоста, постоянная соратница режиссера Тильда Суинтон сразу в нескольких ролях, а также саундтрек Тома Йорка. Для лица группы Radiohead это стало дебютом в роли кинокомпозитора, поэтому мы не преминули обсудить с ним процесс написания саундтрека, работу с Лукой Гуаданьино, кумиров из 1970-х, а также отношение к ленте Дарио Ардженто и кино вообще. Композитор признался, что Кубрик вынес ему мозг.
Вдохновлял ли вас сам съёмочный процесс? Ещё бы! Площадка – это как поле боя, а в центре стоит атлант Лука, который раздает приказы своим бойцам одновременно на четырех языках. Это удивительное чувство – быть маленьким винтиком в этом громадном механизме. Наблюдать за людьми, которые совместно творят кино, и чувствовать себя частью процесса – это ни с чем не сравнится. Какое впечатление у вас оставила работа режиссера? Я правда не понимаю, как это возможно: делать так, чтобы всё работало, и при этом ещё заниматься творчеством. У Стэнли Кубрика есть отличное высказывание на эту тему: «Снимите свой первый фильм, смонтируйте его, спродюсируйте, вообще сделайте всё сами - и тогда вы научитесь всему, что необходимо, чтобы убедить людей на съемочной площадке, что все идет по плану». Как можно заниматься режиссурой в таком хаосе, я не понимаю. Окажись я на его месте – я бы вышел в окно. Вам раньше предлагали писать музыку к фильмам? У нас с Эдом Нортоном есть отличная шутка на этот счёт. Мне предлагали написать музыку для «Бойцовского Клуба», но я в тот момент был в таком подавленном состоянии, что не решился. Я просто прочел сценарий и сказал: «Это не смешно!». И их это порвало. Эдвард напоминает мне об это каждый раз и при любой встрече первым делом говорит: «Это не смешно!». Сейчас я думаю, что всё равно не сделал бы так же круто, как смогли они. Та что - всё по делу! Вы видели оригинальную «Суспирию» Дарио Ардженто? Я смотрел её несколько раз. Правда, странно, что музыку из него, от группы Goblin, я услышал намного раньше. Похож ли новый фильм на оригинал? Это две абсолютно разные работы. Общее в них только то, что и там и там сюжет строится вокруг группы танцоров, которые превратились в ведьм.
фото: noisey.vice Лука Гуаданьино и Тильда Суинтон работают вместе из фильма в фильм. Что вы думаете о таких творческих тандемах? Это очень здорово. Вы вместе разрабатывает свой особый язык, и через какое-то время начинаете понимать друг друга с полуслова, это похоже на работу в группе. Что сейчас происходит с Radiohead? Каждый из нас занимается своим сольным проектом, но когда мы закончим эти дела, то обязательно соберемся вместе и начнем работать над новым материалом. Какие фильмы оказали на вас наибольшее влияние? Их бессчетное количество. В этом списке точно будет «2001: Космическая Одиссея», я её впервые посмотрел в 14 лет на черно-белом телевизоре - и она вынесла мне мозг. Ещё «В компании волков» Нила Джордана по книге Анджелы Картер. Это фильм по ощущениям очень похож на «Суспирию», в том смысле, что страх и юмор идут рука об руку, а мне такое очень нравится. Кино играет важную роль в вашей жизни? Да, и с каждым годом всё больше. Мы часто всей семьей собираемся по вечерам у телевизора. У нас разные вкусы, но иногда удается найти какие-то общие точки. Мой сын – безумный фанат Кристофера Нолана. Кажется он знает о его фильмах всё. Все действие «Суспирии» происходит в 1977 году, для вас важно было «попасть в эпоху»? Да, это было важной отправной точкой. Не в том смысле, что я хотел отдать дань Дэвиду Боуи, или легендам панк-рока, но мне было важно поймать дух времени. Тем более, что мы долго собирали разные музыкальные инструменты, и некоторые как раз из 70-х, и я мог сделать вот это «кассетное эхо». Это было здорово.
фото: Soyuz.ru Кто ваши любимые музыканты из 70-х? На данный момент один из моих любимых исполнителей – это Джеймс Холден. Он просто великолепный стилизатор и мелодист. Я много слушал Пьера Анри и Карлхайнца Штокхаузена, всякого краут-рока, но проблема в том, что, когда ты работаешь, то волей-неволей начинаешь копировать, поэтому важно вовремя сказать себе: «Стоп!» и отложить всё в сторону. Как устроен ваш творческий процесс? Вы закрываетесь в студии на несколько месяцев? Я работаю с ночными кошмарами. Главная идея, ядро композиции приходит ко мне очень быстро, но потом мне нужны целые недели, чтобы обтесать их и убрать все лишнее. Часто бывает так, что ты собрал трек, слушаешь, и кажется, что всё хорошо, но потом обязательно находятся 5-6 фальшивых звуков, ты их убираешь, и в итоге вся композиция рушится - и тебе приходится всё собирать по новой. Такая, своего рода, медитация. Работали ли вы над чем-то параллельно? Мы немного гастролировали с Radiohead, было несколько сольных концертов – это отлично переключало, но, что касается работы в студии, – я был сконцентрирован только на «Суспирии». Какое чувство к вам приходит, когда вы понимаете, что песня готова? Всё по-разному. С песнями немного легче: ты полностью несешь за неё ответственность. С саундтреком работают какие-то другие эмоции, ты – просто маленькая часть чего-то очень большого, что не зависит от твоей воли, и это очень страшно. На премьере в Венеции у меня случилась паническая атака. Но вы же выступали на сцене Гластонбери перед 60 000 человек… Это другое. На сцене у меня есть какой-никакой опыт, это моя стихия, а для кино я пока ещё чужой человек. Мы говорили о том, как Джонни Гринвуд создавал саундтреки для Пола Томаса Андерсона. Какой была его реакция, когда вы сказали ему, что будете работать над саундтреком для Гуаданьино? Джонни был рад за меня и очень поддерживал, но зная мой характер - посмеивался. У него огромный опыт в этом деле, и он может быть очень методичным, когда этого захочет, в отличие от меня. Планируете ли вы в ближайшее время поработать над ещё одним саундтреком? Возможно, но перед этим я хорошенько высплюсь! (смеется) «Суспирия» в прокате с 29 ноября. Жан Просянов
Биография Ивана Паршина Иван Паршин – российский актер театра и кино, прославившийся благодаря роли агента Бизона из сериала «Морские дьяволы». Также он занимается озвучкой зарубежных фильмов . <span ...
→ Подробнее:)