Владимир Щегольков: «Будут ли мужчины смотреть «Нежность 2», предполагая, что это женское кино, – мой главный вопрос» - интервью
Онлайн-кинотеатр Иви подготовил для зрителей настоящий новогодний подарок – долгожданный второй сезон «Нежности», главным героем которого стал Сергей Николаевич в исполнении Евгения Цыганова


Сериал «Везет», который во многом перезапустил вашу режиссерскую карьеру, был основан на вашем же сценарии. В то время, как «Нежность 2» – проект, уже отчасти подготовленный другими. В каком формате режиссеру работать легче?
«Нежность» мне анонсировал Евгений Эдуардович Цыганов, с которым у меня давно сложились понятные творческие отношения. Во многом успех сериала «Везет» я связываю именно с Женей, потому что по большому счету это некий фильм-портрет, построенный именно на его герое. Поэтому участие в «Нежности» не стало для меня чем-то неожиданным. Тем более над сценарием «Нежности» активно работали продюсер Ольга Данова




Обзор сериала «Везет»
Мне кажется, даже структурно, по драматургии получилось, как в первом сезоне, – друзья Сергея Николаевича, например, появляются в тех же сериях, что и у Елены Ивановны, и много еще таких фишек, если начинать сравнивать два сезона.
Не могу сказать, что мы старались так структурно зеркалить первый сезон, но в разработке большую роль опять же сыграл Женя. Когда он прочитал первый вариант сценария, то сказал, что в нем не хватает главного героя. События были, а главного героя – нет. И вот тут стали появляться друзья, и возникло ощущение правильного и верного направления – так что и по структуре сложилось в итоге похоже. Я, честно говоря, чуть-чуть переживаю из-за второго сезона, так как у первого есть активная женская аудитория, да и для меня «Нежность» – это ярко и талантливо сделанный русский «Секс в большом городе», где девочки говорят о девочках. А тут вдруг мы заходим на эту территорию со своим рассказом мальчиков о мальчиках. И как это зайдет, я не знаю! Будут ли мужчины смотреть «Нежность 2», предполагая, что это женское кино? Воспримут ли женщины главного героя-мужчину? Самому интересно. Мы очень старались сохранить интонацию, а дальше уже время покажет.
Елена Ивановна Подберезкина к поиску «Нежности» приступала как генералиссимус, о чем даже есть закадровый текст, то Сергей Николаевич Добров – будто бы воплощение самого мирного человека, он даже подрался чуть ли не впервые. Такое противостояние «войны и мира» закладывалось в этих двух интерпретациях истории одной, во многом роковой встречи?
Скорее, было только различие мужского и женского. Мы понимали, что делать такого же героя, как Елена Ивановна, но при этом мужчину, нельзя. Сергей Николаевич сформирован женщинами – он воспитывался мамой и бабушкой. И, наверное, это уже будет некий спойлер, но если в первом сезоне женщина ищет мужчину, то второй сезон о том, что мужчина ищет себя. Это, наверное, может показаться не очень коммерчески привлекательной схемой для зрителей, хотя, мне кажется, это самое интересное, что может быть – покопаться в себе.
Сергей Николаевич работает в институте статистики. На каком этапе оформилась его профессия и связано ли это с отсылками к «Служебному роману»?
Его профессия была заложена в финальных сценах первого сезона, так что героического летчика или подводника из него уже было не сделать. Но «Служебный роман», конечно, у нас «торчит» отовсюду, как и «Берегись автомобиля», и прекрасное кино 1960-х, причем не только наше. В этом и кайф!
При этом и в «Нежности», и в вашем недавнем «Цербере» есть не только кинематографические, но и литературные отсылки. Насколько для вас это важно?
Работать с культурой всегда жутко интересно, другое дело, что эти отсылки не должны довлеть над произведением, а только органично быть в него вплетены. Если в «Цербере» литература – это часть сюжета, то в «Нежности 2» – это часть главного героя. Например, сцена, когда Сергей Николаевич читает девушкам стихи Фета, пришла в процессе, практически на съемочной площадке, и Женя Цыганов сам выбрал стихотворение, которое будет читать. Я от таких моментов чувствую невероятную энергию. И из них складывается тело кино. Если сюжет – это тело литературы, то когда изображение работает энергетически и эмоционально – это уже область кино как искусства, а не как иллюстрации к литературе. И дорогого стоит, если это получается не скучно и заумно, а понятно.
Вы уже много сказали про Евгения Цыганова, но в той же «Нежности» есть и другие ваши постоянные актеры – Светлана Ходченкова



Если ты окружен настолько талантливыми актерами, то твои возможности безграничны! Как режиссер я могу предлагать разные ходы, но когда артисты настолько круты и талантливы, как все, кого вы перечислили, их можно отправлять жить в кадре самостоятельно. Мой мастер Вадим Абдрашитов

Такому подходу помогает ваша первая актерская профессия?
Думаю, у меня есть общая азбука с актерами – мы говорим на одном языке про предлагаемые обстоятельства, сквозное действие, – так что грамотность общения в этом смысле есть. Конечно, мое первое актерское образование, которое для меня – основа режиссерского, помогает. Более того, это помогает и для сценариев, потому что когда я их пишу, то живу с героями. При этом я про себя как про актера очень рано понял все объективно – Володя, не надо. Тем более я всю жизнь хотел заниматься именно режиссурой, так что сложился такой зигзаг… удачи.
Первый сезон «Нежности» Анна Меликян снимала на «айфон». Как были технически построены съемки второго сезона?
Мы встретились с операторской группой «Нежности», с Севой Каптуром

Снимали вы его при этом с оператором Петром Духовским

Не могу сказать, что мы отдохнули, это два совершенно разных проекта, что было полезно. «Цербер» был тяжеленным с точки зрения производства – исторические кареты, люди в костюмах, ни кадра в простоте, все требовало колоссальной подготовки. «Нежность 2», когда у тебя телефон, который позволяет снимать везде и сразу, любые объекты и точки, делать все мобильно. Но производственно и интонационно и там, и там была непростая задача, но я получал от этого огромное удовольствие, так как был окружен невероятно талантливыми людьми.
Как вы думаете, может ли у «Нежности» быть продолжение – тем более что у вас появилась героиня Анны Пересильд

Пространство для третьего сезона в «Нежности» есть. Это не только героиня Ани, но и Хабенского, а также замечательных сквозных героев, про каждого из которых можно рассказать свою историю. Если это, конечно, будет интересно и нужно зрителям.
У вас в режиссерской карьере был большой перерыв, с чем это связано?
Да, практически пять лет я ничего не снимал и осваивал профессию продюсера. Сейчас у меня есть своя студия. Если в «Нежность» я пришел исключительно как режиссер, то «Цербер» как раз сделала моя студия. Но если вы посмотрите мою фильмографию, я вообще часто никогда не снимал, видимо, копил силы.
Возвращение в режиссуру связано исключительно с желанием вновь войти в профессию, или вы, например, когда написали «Везет» поняли, что не хватает кадров и что нужно снимать самому?
Мне всегда хотелось снимать! Но у меня есть детская черта – я могу делать только то, что мне интересно. Если что-то неинтересно, я себя заставить не могу. Поэтому работа креативным или просто продюсером позволяла мне спокойно ждать материала – как произошло, например, с проектом «С пяти до семи» Саши Гоноровского. «Везет» я написал как киноповесть. Там на самом деле в основе хорошая литература – я не хвастаюсь, правда! Когда я писал «Везет», то думал, что пишу кино, которое хочу снять, но никогда не сниму, а вдруг так сложились обстоятельства, что мы его запустили, сняли и все пошло-поехало. Потом «Цербер», «Нежность 2», и мы еще готовим проекты.
Обзор сериала «Цербер»
Помогло ли такому зигзагу удачи появление стриминг-сервисов?
Мне кажется, оно помогло нам всем! Потому что существование в пяти федеральных каналах – достаточно душная история для страны с населением в 145 миллионов. Так что появление стриминговых сервисов раскрыло возможности и горизонты. Посмотрите, что происходит: сейчас очень сильно растет качество сценаристов – у них появились возможности, простор, их перестали загонять в прокрустово ложе форматов. Наконец-то у нас сценаристы становятся главными в индустрии, что абсолютно верно, и только так должно и быть. Так что происходит общий рост отечественного кинематографа.
Тем не менее есть разные теории развития индустрии – грубо говоря, появилась успешная «Нежность» и нужно все делать под одну гребенку, либо же есть время для разных форматов, где количество перерастет в качество?
Я придерживаюсь очевидной концепции конкуренции, которая приводит к качеству, но исходя из того, что вы ставите в основу конкуренции и какие выдвигаете цели. Должно быть какое-то управление, общие правила, в которых люди работают. И в этом случае количество, безусловно, перейдет в качество, но главное, что должно появиться разнообразие. Я надеюсь, что все идет к тому, что нужно не бояться пробовать, экспериментировать – так что если получился один успешный сериал, то не надо снимать по тем же лекалам, но с другими актерами. Как говорил Стив Джобс, если бы компания Apple шла на поводу у потребителей, она бы до сих пор делала моноблоки. Нужно стараться обгонять желания потребителя, но это вопрос уже к продюсерам стриминговых платформ и телеканалов – если они будут смелыми ребятами, то все будет отлично.
Вы какими критериями руководствуетесь, когда выбираете проекты для режиссуры и продюсирования?
Отзывается ли внутри меня сердце, душа, мозг. Если я читаю текст и начинаю фонтанировать идеями, то это то, за что нужно браться! В общем, опять же принцип, что не умею себя заставлять делать неинтересное.
Были ли проекты, от которых вы отказались, а потом пересмотрели свое решение?
Были проекты, которые на бумаге казались абсолютно идиотскими, а потом их воплощали и они вдруг становились неожиданно для меня успешными. Конкретные примеры я приводить не буду. Но и сожалений по поводу отказа у меня нет, так как я бы снимал их без удовольствия и наверняка получилось бы плохо. Уверен – всё нужно делать с огоньком!
А есть ли те, которые вы посмотрели как зритель и подумали, что «жаль, не я это снял»?
Таких много, но порой они странные – ты их смотришь и по-хорошему завидуешь. Причем не всегда это могут быть какие-то успешные хиты, просто по уровню киноязыка и юмора ты понимаешь, что это мое. Например, мой любимейший фильм – «Трудности перевода» Софии Копполы




«Калифорникейшн», наверное, сейчас никто бы в Голливуде не запустил. А чего вам не хватает в российской киноиндустрии?
Мне не хватает вложений в студенческое кино. Чтобы в процессе обучения в государственных вузах были профинансированы не только короткометражки, которые путешествуют по фестивалям, и даже не а-ля артхаус, а, например, сериал, сделанный без давления стриминговых платформ или телеканалов. На мой взгляд, именно такие проекты открывают новые личности, которые могут взорвать кинематограф, кинотеатральный или онлайн-прокат – так, чтобы мы не захлебывались от вторичности. Как было, когда появились «Неадекватные люди» Романа Каримова

Все серии «Нежности 2» в онлайн-кинотеатре Иви 1 января.
Маша Токмашева
Понравилось:
Автор: Hoggarth
Комментариев: 0
Надо знать.
Биография Олега Полякова -

Биография Олега Полякова Олег Владимирович Поляков – успешный бизнесмен, управленец, основатель сети медицинских лабораторий «Медиалаб», член Президиума спортивной Федерации по киокусинкай Республики Башкортостан. Женат, воспитывает дочь. → Бизнесмен Олег Владимирович Поляков Олег Поляков
→ Подробнее:)

Мы в соц. сетях
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
Сегодня
«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино.
Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила.
Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта.
Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе

