11 февраля 2012Кажется совсем-совсем недавно посетила я Санкт-Петербург, в коем скончалась старая танцовщица... Женщина, отдавшая сцене всю жизнь, но так и не ставшая знаменитой... Не ставшая даже... известной... Возможно, она выбрала не ту профессию, но... Разве БАЛЕТ... профессия? В моем понимании, как и в понимании старой танцовщицы - сама жизнь... воздух, который поглощают легкие, чтобы существовать на этом свете... А поводом для оптимизма могло послужить что угодно... Вот посмотрите - "Девочка действительно была плохо и непропорционально сложена, ее руки чрезмерно длинны, а ноги представляли собой анатомический курьез. Талия была короткой, а спина вдобавок ко всему - несколько сгорбленной"... И тем не менее... Девочка с такими... весьма "сомнительными" данными... переступает порог парижской балетной школы и попадает в жесткие и требовательные "объятья" мсье Кулона... Случилось бы подобное, не будь мсье Кулон... учителем ее отца, а отец... прославленным премьером Королевского театра в Стокгольме? Не знаю... но... Моя балерина заслуживает почтения уже тем, что поверила в себя, в свое предназначение и... служила... Да... просто служила... Верно служила Театру... Сцене... Пуанты... стершиеся - зрелище не для слабонервных... Мысль летит туда... к первым... первым... На премьере балета "Сильфида" в 1832, девочка... с сомнительными данными... впервые... ВСТАЛА НА ПАЛЬЦЫ... и "добилась впечатления нереальности, отрешенности, иллюзии парения над землей"... Танцовщица вознеслась на... острие... А как же иначе? Ведь пуанты по-французски - "pointe" - острие, кончик... Интересный факт - балетные туфельки "нескладной" девочки были выкуплены за двести рублей и, разыгранные поклонниками... съедены... ими же... приправленные соусом... Да... Пуанты и белоснежная пачка - символ романтического балета, "облако из газа", изобретенное художником и модельером Эженом Лами... Мне, пишущей обо всем и не боящейся смотреть правде в глаза, приходило на ум - балет... искусство не столько... от искусства... сколько от невозможности ввести в форму благопристойную то, чего жаждет зритель... Жаждал! В те... далекие времена... как можно было узреть изящную женскую ножку, открытую до невозможности... Как и где? Театр... многогранность его... умение удовлетворять не только внутренним потребностям и устремлениям людей отмеченных, но и предвидеть... предвосхищать желания... и, облекая в форму нужную, выставлять на обозрение требуемое так, что на поверхности остается лишь феерическое зрелище... лишь оно... Возвращаясь к "нескладной" девочке, нахожу подтверждение своим мыслям... "Девочка стала заниматься под насмешки хорошеньких, с фигурами юных нимф учениц. "Эта маленькая горбунья", - говорили они про нее и по-своему были правы, потому что знали: балет - это искусство красавиц. Ведь на сцене собственно танца и не было: требовались изящные движения, обворожительные улыбки и позы, как отмечалось, "иногда даже лишенные скромности"... И кто посмеет бросить в меня камень? Для некрасивых и неправильно сложенных, но... с незатухающим огнем в груди... существовали вершины, покорив которые... можно было навсегда "спрятать" от глаз людских и некрасивость и... нескладность... Ослепленные талантом подлинным... зрители и горба не заметят! "Сопротивление вечному закону земного притяжения" - оно окупается... Окупается... если - встаешь к станку невзирая на... ломоту в спине, кровавые мозоли на ногах... мгновения неверия... из-за усталости невероятной... И успех не заставил себя ждать... Было так много нового... В движениях балерины... в ее костюме... Во всем том, что перевернуло умы... заставило посмотреть на искусство танца по-иному... Отныне - "Никаких тяжеловесных платьев из парчи и атласа, никаких громоздких париков, мушек, румян"... Лицо, чуть тронутое гримом и "удлиненная юбка из легкой материи, которая то поднималась вверх, как от порыва ветра, то мягко опускалась, подчеркивая воздушность танца"... Никаких "украшений"... кроме ТАЛАНТА! Кто-то из августейших особ... после премьеры обратился к танцовщице с вопросом: "Разве в короткой юбке не легче танцевать?" - "В короткой юбке? А разве вы бы позволили вашей супруге или дочери надеть короткое платье?" - отпарировала девушка... Сие отношу к курьезам... и только... Почему? Ну... о "пачке" забывать... нужно ли? И тем не менее... "нескладная" девочка... сверхталантливая девочка... сделала главной особенностью своего сценического имиджа - целомудрие и чистоту... "такие непривычные в театре"... Я рассматриваю старые фотографии в квартире ушедшей в мир иной балерины... Что это? Подражание? Желание оставить о себе ТАКИЕ воспоминания? Или... дань эпохе... Фотографий много... Портрет Заблудовского... Молодого... И иных... Я называю их "когортой"... Фотографии Екатерины Васильевны Гельцер в кругу учениц... И главная, та, что обратит внимание... любого - точная копия позы "нескладной" девочки - "верхняя половина корпуса с поднятыми к небу руками устремлена вперед, в то время как одна нога оставалась вытянутой назад. Точка замирания - на полупальцах. Все это вместе представляет загадку равновесия, которое, кажется, может быть нарушено одним лишь вздохом кого-нибудь в зале. И сегодня хореографы пишут об этом аттитюде как о самом изящном, но и самом трудном из всех балетных па"... Застыть... изобразить "аттитюд" для фотографа, видимо возможно, но... Ах... как грустно... Но... мы о другом... Читатель драгоценный уж давным-давно догадался, что рассказываю я о неподражаемой Марии Тальони... Долгие четверть века не отпускающей восторженного внимания публики от своей персоны... Заслуженно! Покорение Европы... В Лондоне... даже "чопорные денди рукоплескали "божественной Марии"... Вдохновение, испытываемое танцовщицей на сцене совершенно преобразило ее... И вот... вот... объективное мнение современников - "Лицо ее носило отпечаток совершенно особой прелести, какого-то мягкого и нежного обаяния". "Ее глаза, большие, печальные глаза, глубокие и немного таинственные"... По мнению немцев - "фигура Тальони напоминала безупречную легкокрылую бабочку"... В Париже произошло событие невероятное - архитектор Дюпоншель бросил к ногам балерины... букет живых цветов... Такого еще не было! Но... Было иное описание "цветочной эпопеи" - "Когда она выступала в Париже в "Сильфиде", один из поклонников был до такой степени восхищен ее игрой, что сорвал со шляпки сидевшей рядом с ним дамы букетик цветов, бросил его к ногам артистки и от восторга заплакал"... Выбирайте - какой из двух эпизодов более на сердце ляжет! Европа, как видите, покорена... А далее? Необъятная Россия... И такой же... запомнившийся... эпизод... или легенда... Таможенник на русской границе - "Мадам, а где же ваши драгоценности?"... Мария Тальони (приподнявшая юбки и показывающая на ноги) - "Вот они"... Это так и ЭТО бесспорно... И именно ЭТО позволило балерине стать весьма богатой женщиной, женщиной к которой уже могли свататься титулованные особы... Мария Тальони не осталась бестрепетным и бестелесным образом, она не отвергла руки графа Жильбера де Вуазена... Кто помнит графа? Кто помнит жену графа? Жену - никто, а балерину - весь свет! Брачный контракт... Что вложил Жильбер? Титул... видимо... А вот по сведениям исследователей... Тальони была невестой завидной... И говорится не о простой "обеспеченности"... Речь идет о роскоши, в коей балерина "купалась" с огромным удовольствием... Перечислять? Стоит? Ну... это интересно - "столовое серебро, библиотека, фарфор, картины, мебель знаменитых мастеров, целая "бриллиантовая кладовая", палантин и боа из соболей, бронзовые канделябры и другие предметы составили огромную сумму - более ста тысяч франков"... Ослепленный искусством... да... Но и состоянием жены... Мужчина... после свадьбы... "прозревший"... незамедливший обзавестись любовной связью "на стороне" и проиграться изрядно, внеся в семейный союз... уже упомянула... титул и... Тальони прекрасная родила в браке двух детей... И поставила на сем "мероприятии" жирную точку... Мария была женщиной... Талантливой... гениальной... но... женщиной... Со всеми присущими женской природе качествами... Ну и... все-таки... Некие моменты... черты характера... неискоренимы... Именно по этой причине, с такой неохотой пишу я о... личной жизни звезд... Так хочется СВЕТА и так трудно иногда... отделять цветы от плевел... Есть некая грань, переступать которую не следует... Успех в России снежной... Успех везде и всюду... В квартире старой балерины, в Санкт-Петербурге старые записи... старые пластинки и коробочка с полустершейся поверхностью... карамель... Конфет там, увы, нет, но... Меня всю жизнь уверяли - на крышке была изображена Тальони... в честь которой и выпущена была карамель... Забытые дневники... старые пластинки... истертые пуанты - вехи... вехи... вехи... Или... тоненький мостик... от ушедших... к нам - ныне здравствующим... Рина Феликс
11 февраля 2012Кажется совсем-совсем недавно посетила я Санкт-Петербург, в коем скончалась старая танцовщица. Женщина, отдавшая сцене всю жизнь, но так и не ставшая знаменитой. Не ставшая даже. известной. Возможно, она выбрала не ту профессию, но. Разве БАЛЕТ. профессия? В моем понимании, как и в понимании старой танцовщицы - сама жизнь. воздух, который поглощают легкие, чтобы существовать на этом свете. А поводом для оптимизма могло послужить что угодно. Вот посмотрите - "Девочка действительно была плохо и непропорционально сложена, ее руки чрезмерно длинны, а ноги представляли собой анатомический курьез. Талия была короткой, а спина вдобавок ко всему - несколько сгорбленной". И тем не менее. Девочка с такими. весьма "сомнительными" данными. переступает порог парижской балетной школы и попадает в жесткие и требовательные "объятья" мсье Кулона. Случилось бы подобное, не будь мсье Кулон. учителем ее отца, а отец. прославленным премьером Королевского театра в Стокгольме? Не знаю. но. Моя балерина заслуживает почтения уже тем, что поверила в себя, в свое предназначение и. служила. Да. просто служила. Верно служила Театру. Сцене. Пуанты. стершиеся - зрелище не для слабонервных. Мысль летит туда. к первым. первым. На премьере балета "Сильфида" в 1832, девочка. с сомнительными данными. впервые. ВСТАЛА НА ПАЛЬЦЫ. и "добилась впечатления нереальности, отрешенности, иллюзии парения над землей". Танцовщица вознеслась на. острие. А как же иначе? Ведь пуанты по-французски - "pointe" - острие, кончик. Интересный факт - балетные туфельки "нескладной" девочки были выкуплены за двести рублей и, разыгранные поклонниками. съедены. ими же. приправленные соусом. Да. Пуанты и белоснежная пачка - символ романтического балета, "облако из газа", изобретенное художником и модельером Эженом Лами. Мне, пишущей обо всем и не боящейся смотреть правде в глаза, приходило на ум - балет. искусство не столько. от искусства. сколько от невозможности ввести в форму благопристойную то, чего жаждет зритель. Жаждал! В те. далекие времена. как можно было узреть изящную женскую ножку, открытую до невозможности. Как и где? Театр. многогранность его. умение удовлетворять не только внутренним потребностям и устремлениям людей отмеченных, но и предвидеть. предвосхищать желания. и, облекая в форму нужную, выставлять на обозрение требуемое так, что на поверхности остается лишь феерическое зрелище. лишь оно. Возвращаясь к "нескладной" девочке, нахожу подтверждение своим мыслям. "Девочка стала заниматься под насмешки хорошеньких, с фигурами юных нимф учениц. "Эта маленькая горбунья", - говорили они про нее и по-своему были правы, потому что знали: балет - это искусство красавиц. Ведь на сцене собственно танца и не было: требовались изящные движения, обворожительные улыбки и позы, как отмечалось, "иногда даже лишенные скромности". И кто посмеет бросить в меня камень? Для некрасивых и неправильно сложенных, но. с незатухающим огнем в груди. существовали вершины, покорив которые. можно было навсегда "спрятать" от глаз людских и некрасивость и. нескладность. Ослепленные талантом подлинным. зрители и горба не заметят! "Сопротивление вечному закону земного притяжения" - оно окупается. Окупается. если - встаешь к станку невзирая на. ломоту в спине, кровавые мозоли на ногах. мгновения неверия. из-за усталости невероятной. И успех не заставил себя ждать. Было так много нового. В движениях балерины. в ее костюме. Во всем том, что перевернуло умы. заставило посмотреть на искусство танца по-иному. Отныне - "Никаких тяжеловесных платьев из парчи и атласа, никаких громоздких париков, мушек, румян". Лицо, чуть тронутое гримом и "удлиненная юбка из легкой материи, которая то поднималась вверх, как от порыва ветра, то мягко опускалась, подчеркивая воздушность танца". Никаких "украшений". кроме ТАЛАНТА! Кто-то из августейших особ. после премьеры обратился к танцовщице с вопросом: "Разве в короткой юбке не легче танцевать?" - "В короткой юбке? А разве вы бы позволили вашей супруге или дочери надеть короткое платье?" - отпарировала девушка. Сие отношу к курьезам. и только. Почему? Ну. о "пачке" забывать. нужно ли? И тем не менее. "нескладная" девочка. сверхталантливая девочка. сделала главной особенностью своего сценического имиджа - целомудрие и чистоту. "такие непривычные в театре". Я рассматриваю старые фотографии в квартире ушедшей в мир иной балерины. Что это? Подражание? Желание оставить о себе ТАКИЕ воспоминания? Или. дань эпохе. Фотографий много. Портрет Заблудовского. Молодого. И иных. Я называю их "когортой". Фотографии Екатерины Васильевны Гельцер в кругу учениц. И главная, та, что обратит внимание. любого - точная копия позы "нескладной" девочки - "верхняя половина корпуса с поднятыми к небу руками устремлена вперед, в то время как одна нога оставалась вытянутой назад. Точка замирания - на полупальцах. Все это вместе представляет загадку равновесия, которое, кажется, может быть нарушено одним лишь вздохом кого-нибудь в зале. И сегодня хореографы пишут об этом аттитюде как о самом изящном, но и самом трудном из всех балетных па". Застыть. изобразить "аттитюд" для фотографа, видимо возможно, но. Ах. как грустно. Но. мы о другом. Читатель драгоценный уж давным-давно догадался, что рассказываю я о неподражаемой Марии Тальони. Долгие четверть века не отпускающей восторженного внимания публики от своей персоны. Заслуженно! Покорение Европы. В Лондоне. даже "чопорные денди рукоплескали "божественной Марии". Вдохновение, испытываемое танцовщицей на сцене совершенно преобразило ее. И вот. вот. объективное мнение современников - "Лицо ее носило отпечаток совершенно особой прелести, какого-то мягкого и нежного обаяния". "Ее глаза, большие, печальные глаза, глубокие и немного таинственные". По мнению немцев - "фигура Тальони напоминала безупречную легкокрылую бабочку". В Париже произошло событие невероятное - архитектор Дюпоншель бросил к ногам балерины. букет живых цветов. Такого еще не было! Но. Было иное описание "цветочной эпопеи" - "Когда она выступала в Париже в "Сильфиде", один из поклонников был до такой степени восхищен ее игрой, что сорвал со шляпки сидевшей рядом с ним дамы букетик цветов, бросил его к ногам артистки и от восторга заплакал". Выбирайте - какой из двух эпизодов более на сердце ляжет! Европа, как видите, покорена. А далее? Необъятная Россия. И такой же. запомнившийся. эпизод. или легенда. Таможенник на русской границе - "Мадам, а где же ваши драгоценности?". Мария Тальони (приподнявшая юбки и показывающая на ноги) - "Вот они". Это так и ЭТО бесспорно. И именно ЭТО позволило балерине стать весьма богатой женщиной, женщиной к которой уже могли свататься титулованные особы. Мария Тальони не осталась бестрепетным и бестелесным образом, она не отвергла руки графа Жильбера де Вуазена. Кто помнит графа? Кто помнит жену графа? Жену - никто, а балерину - весь свет! Брачный контракт. Что вложил Жильбер? Титул. видимо. А вот по сведениям исследователей. Тальони была невестой завидной. И говорится не о простой "обеспеченности". Речь идет о роскоши, в коей балерина "купалась" с огромным удовольствием. Перечислять? Стоит? Ну. это интересно - "столовое серебро, библиотека, фарфор, картины, мебель знаменитых мастеров, целая "бриллиантовая кладовая", палантин и боа из соболей, бронзовые канделябры и другие предметы составили огромную сумму - более ста тысяч франков". Ослепленный искусством. да. Но и состоянием жены. Мужчина. после свадьбы. "прозревший". незамедливший обзавестись любовной связью "на стороне" и проиграться изрядно, внеся в семейный союз. уже упомянула. титул и. Тальони прекрасная родила в браке двух детей. И поставила на сем "мероприятии" жирную точку. Мария была женщиной. Талантливой. гениальной. но. женщиной. Со всеми присущими женской природе качествами. Ну и. все-таки. Некие моменты. черты характера. неискоренимы. Именно по этой причине, с такой неохотой пишу я о. личной жизни звезд. Так хочется СВЕТА и так трудно иногда. отделять цветы от плевел. Есть некая грань, переступать которую не следует. Успех в России снежной. Успех везде и всюду. В квартире старой балерины, в Санкт-Петербурге старые записи. старые пластинки и коробочка с полустершейся поверхностью. карамель. Конфет там, увы, нет, но. Меня всю жизнь уверяли - на крышке была изображена Тальони. в честь которой и выпущена была карамель. Забытые дневники. старые пластинки. истертые пуанты - вехи. вехи. вехи. Или. тоненький мостик. от ушедших. к нам - ныне здравствующим. Рина Феликс
Смотреть фото Биография Михаила Морозова Сразу после школы коренной петербуржец поступил на курс к Кацману в ЛГИТМиК. В 1983 году Михаил выпустился и уже в это время многим запомнился его дипломный спектакль «Ах, эти звезды!». Здесь выпускники ВУЗа остроумно пародировали звезд эстрады. Пародии
→ Подробнее:)