«Слишком человеческое»: каким видит наше будущее Solaris театра «Практика» - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

«Слишком человеческое»: каким видит наше будущее Solaris театра «Практика» - «Рецензии»

16.11.21, 00:00



В театре «Практика» состоялась премьера спектакля Solaris, который входит в одноименный мультимедийный арт-проект. В нем задействованы Мириам Сехон
«Слишком человеческое»: каким видит наше будущее Solaris театра «Практика» - «Рецензии»
, Владимир Мишуков
, Игорь Миркурбанов
, Александра Черкасова-Служитель
, Сергей Епишев
и Кристина Соболева
, а также высокие технологии и архаичная драматургия. Почему Solaris не то, чем кажется, размышляет Василий Покровский.


фото: пресс-служба проекта "Солярис"
Перед походом на Solaris театра «Практика» важно понимать, что это не вполне спектакль, а скорее, полноправный. Постановка в нем не единственная и, возможно, даже не главная часть.
Solaris существует в двух режимах: театральном и выставочном. За первый отвечают главным образом режиссер Дмитрий Мелкин и драматург Екатерина Бондаренко, знакомые посетителям Центра им. Мейерхольда; за второй — арт-группа ППСС (в нее входят патриарх российского совриска Павел Пепперштейн
и художница Соня Стереостырски) с куратором Евгением Мандельштамом.
На выставке представлены десять работ в жанре phygital, существующие на стыке измерений — физического и цифрового. Большую часть выставки занимают сюрреалистические AR-картины, которые активируются через мобильное приложение Solaris App, специально разработанное для проекта командой Immerse Lab. Кроме того, в отдельном пространстве расположены массивные геометрические фигуры. Внутри них голосом яндекс-помощника Алисы зачитываются тексты, переработанные нейросетью. Тексты, в свою очередь, — своеобразная компиляция отрывков из сценария к «Солярису» (1972) Андрея Тарковского
, комментариев Павла Пепперштейна и текста пьесы. Сами фигуры внутри напоминают небольшие храмы будущего или древние усыпальницы: важны там не столько тексты, сколько минималистичный цвето-звуковой дизайн пространств.

фото: пресс-служба проекта "Солярис"
Если выставка бравирует современными технологиями и новейшими стратегиями доставки контента, то спектакль в этом отношении вызывающе несовременен. «Практика» известна, в первую очередь, своими формальными экспериментами и поисками сценического языка, адекватного современности. Если снять с постановки Дмитрия Мелкина мишуру, окажется, что Solaris — это со всех сторон привычный драматический, нарративный театр, практически целиком держащийся на харизме артистов.


Читать
Youtube в музее: «Бетховен» в театре «Практика»


Сюжет тут примерно повторяет «Солярис» Лема
-Тарковского. Психолог Крис Кельвин прибывает на научно-исследовательскую станцию, правда у Мелкина Солярис — не планета-океан, а искусственный интеллект. Станция давно пришла в запустение, а персонал ограничивается двумя мужчинами-учеными. Вскоре Кельвину начинает являться материализованный фантом его умершей возлюбленной Хари, и он понимает, что Солярис совсем не то, чем кажется.

фото: пресс-служба проекта "Солярис"
Пожалуй, одно из важных отличий Solaris «Практики» от «Соляриса» Тарковского в том, что у первого есть довольно строгая, симметричная (парная) система персонажей: у каждого мужчины есть «женский» фантом. Причем мужчины в этой (хорошо знакомой, скажем прямо) схеме представляются носителями «разумного», познающего начала, в то время как женщины оказываются буквально воплощенным бессознательным, иррациональным. Дмитрий Мелкин прямо говорит, что его версия романа — мелодрама в космосе. Медитативное философствование здесь уступает место очень человеческим коллизиям, которые временами перемежаются эффектными свето-звуковыми аттракционами и даже музыкальными сценами (это достижение художника Александра Барменкова, саунд-дизайнера Дмитрия Павлюкова и группы Race To Space).


Смотреть
«Солярис» Андрея Тарковского


Со стороны кажется, что спектакль и выставка вполне могут существовать автономно, в отрыве друг друга. Сюрреализм выставки резко контрастирует с психологичностью спектакля. Выставка (симптоматично, что называется она «Музей подсознания Москвы») исследует бессознательное города, причем через иронический синтез узнаваемых образов (Ленин, Штирлиц, Мавзолей, красные звезды) с «Солярисом», «Розой мира» Даниила Андреева, неожиданно «Циклонопедией» Резы Негарестани и лавкрафтианской мифологией. Солярисом, порождающим двойников, в интерпретации ППСС становится инфернальный город — Москва. Выставка концептуально разомкнута: одна ее часть проходит в Провиантских Складах при Музее Москвы (там же, где можно увидеть спектакль), другая — в неоготическом особняке на Большой Полянке (Башмет Центр).

фото: пресс-служба проекта "Солярис"
Проект Solaris предполагает качественно иные зрительские возможности. Это не столько просмотр спектакля, сколько особый познавательный, пусть и во многом лукавый, опыт: посетитель волен самостоятельно выстраивать пространные и, следовательно, смысловые связи между отдельными частями проекта. Похожим образом решена и сценография спектакля: по ходу действия сцена развертывается вглубь, буквально открывая новые познавательные перспективы. Нельзя сказать, что такая гносеологическая схема является чем-то новым даже для отечественного театра. Напротив, это общее место для современного искусства, и Solaris здесь важен в качестве легитимации некогда маргинальной практики.


Читать
Кайф, или больше: «Чапаев и Пустота» в театре «Практика»


Solaris в большей степени продолжает Тарковского, нежели Лема: неспроста создатели проекта не раз ссылаются именно на фильм, а не роман. Если Лем на момент написания книги был технооптимистом и с энтузиазмом смотрел в глубины космоса, то Тарковского больше интересовало земное и человеческое. Несмотря на видимую технологическую оснащенность, новейший Solaris тоже оказывается образцом архаизирующей модернизации, предлагая старый драматический (то есть технопессимистичный) театр в мультимедийных одеждах.
Вряд ли от искусства можно чего-то всерьез требовать, но обратить внимание на тупиковость и неотрефлексированность ситуации было бы, наверное, полезно. Трудно рассуждать об (искусственном) интеллекте, оставаясь в ловушке собственного сознания и не совершив «объектный» поворот (не просто же так в авторской аннотации упоминается «темный» философ Негарестани). Такой поворот в театре возможен — достаточно вспомнить «Весну священную» Ромео Кастеллуччи или «Вещь Штифтера» Хайнера Гёббельса, — но российскому театру он, кажется, только предстоит. Будущее еще не наступило.

Василий Покровский

В театре «Практика» состоялась премьера спектакля Solaris, который входит в одноименный мультимедийный арт-проект. В нем задействованы Мириам Сехон , Владимир Мишуков , Игорь Миркурбанов , Александра Черкасова-Служитель , Сергей Епишев и Кристина Соболева , а также высокие технологии и архаичная драматургия. Почему Solaris не то, чем кажется, размышляет Василий Покровский. фото: пресс-служба проекта "Солярис" Перед походом на Solaris театра «Практика» важно понимать, что это не вполне спектакль, а скорее, полноправный. Постановка в нем не единственная и, возможно, даже не главная часть. Solaris существует в двух режимах: театральном и выставочном. За первый отвечают главным образом режиссер Дмитрий Мелкин и драматург Екатерина Бондаренко, знакомые посетителям Центра им. Мейерхольда; за второй — арт-группа ППСС (в нее входят патриарх российского совриска Павел Пепперштейн и художница Соня Стереостырски) с куратором Евгением Мандельштамом. На выставке представлены десять работ в жанре phygital, существующие на стыке измерений — физического и цифрового. Большую часть выставки занимают сюрреалистические AR-картины, которые активируются через мобильное приложение Solaris App, специально разработанное для проекта командой Immerse Lab. Кроме того, в отдельном пространстве расположены массивные геометрические фигуры. Внутри них голосом яндекс-помощника Алисы зачитываются тексты, переработанные нейросетью. Тексты, в свою очередь, — своеобразная компиляция отрывков из сценария к «Солярису» (1972) Андрея Тарковского , комментариев Павла Пепперштейна и текста пьесы. Сами фигуры внутри напоминают небольшие храмы будущего или древние усыпальницы: важны там не столько тексты, сколько минималистичный цвето-звуковой дизайн пространств. фото: пресс-служба проекта "Солярис" Если выставка бравирует современными технологиями и новейшими стратегиями доставки контента, то спектакль в этом отношении вызывающе несовременен. «Практика» известна, в первую очередь, своими формальными экспериментами и поисками сценического языка, адекватного современности. Если снять с постановки Дмитрия Мелкина мишуру, окажется, что Solaris — это со всех сторон привычный драматический, нарративный театр, практически целиком держащийся на харизме артистов. Читать Youtube в музее: «Бетховен» в театре «Практика» Сюжет тут примерно повторяет «Солярис» Лема -Тарковского. Психолог Крис Кельвин прибывает на научно-исследовательскую станцию, правда у Мелкина Солярис — не планета-океан, а искусственный интеллект. Станция давно пришла в запустение, а персонал ограничивается двумя мужчинами-учеными. Вскоре Кельвину начинает являться материализованный фантом его умершей возлюбленной Хари, и он понимает, что Солярис совсем не то, чем кажется. фото: пресс-служба проекта "Солярис" Пожалуй, одно из важных отличий Solaris «Практики» от «Соляриса» Тарковского в том, что у первого есть довольно строгая, симметричная (парная) система персонажей: у каждого мужчины есть «женский» фантом. Причем мужчины в этой (хорошо знакомой, скажем прямо) схеме представляются носителями «разумного», познающего начала, в то время как женщины оказываются буквально воплощенным бессознательным, иррациональным. Дмитрий Мелкин прямо говорит, что его версия романа — мелодрама в космосе. Медитативное философствование здесь уступает место очень человеческим коллизиям, которые временами перемежаются эффектными свето-звуковыми аттракционами и даже музыкальными сценами (это достижение художника Александра Барменкова, саунд-дизайнера Дмитрия Павлюкова и группы Race To Space). Смотреть «Солярис» Андрея Тарковского Со стороны кажется, что спектакль и выставка вполне могут существовать автономно, в отрыве друг друга. Сюрреализм выставки резко контрастирует с психологичностью спектакля. Выставка (симптоматично, что называется она «Музей подсознания Москвы») исследует бессознательное города, причем через иронический синтез узнаваемых образов (Ленин, Штирлиц, Мавзолей, красные звезды) с «Солярисом», «Розой мира» Даниила Андреева, неожиданно «Циклонопедией» Резы Негарестани и лавкрафтианской мифологией. Солярисом, порождающим двойников, в интерпретации ППСС становится инфернальный город — Москва. Выставка концептуально разомкнута: одна ее часть проходит в Провиантских Складах при Музее Москвы (там же, где можно увидеть спектакль), другая — в неоготическом особняке на Большой Полянке (Башмет Центр). фото: пресс-служба проекта "Солярис" Проект Solaris предполагает качественно иные зрительские возможности. Это не столько просмотр спектакля, сколько особый познавательный, пусть и во многом лукавый, опыт: посетитель волен самостоятельно выстраивать пространные и, следовательно, смысловые связи между отдельными частями проекта. Похожим образом решена и сценография спектакля: по ходу действия сцена развертывается вглубь, буквально открывая новые познавательные перспективы. Нельзя сказать, что такая гносеологическая схема является чем-то новым даже для отечественного театра. Напротив, это общее место для современного искусства, и Solaris здесь важен в качестве легитимации некогда маргинальной практики. Читать Кайф, или больше: «Чапаев и Пустота» в театре «Практика» Solaris в большей степени продолжает Тарковского, нежели Лема: неспроста создатели проекта не раз ссылаются именно на фильм, а не роман. Если Лем на момент написания книги был технооптимистом и с энтузиазмом смотрел в глубины космоса, то Тарковского больше интересовало земное и человеческое. Несмотря на видимую технологическую оснащенность, новейший Solaris тоже оказывается образцом архаизирующей модернизации, предлагая старый драматический (то есть технопессимистичный) театр в мультимедийных одеждах. Вряд ли от искусства можно чего-то всерьез требовать, но обратить внимание на тупиковость и неотрефлексированность ситуации было бы, наверное, полезно. Трудно рассуждать об (искусственном) интеллекте, оставаясь в ловушке собственного сознания и не совершив «объектный» поворот (не просто же так в авторской аннотации упоминается «темный» философ Негарестани). Такой поворот в театре возможен — достаточно вспомнить «Весну священную» Ромео Кастеллуччи или «Вещь Штифтера» Хайнера Гёббельса, — но российскому театру он, кажется, только предстоит. Будущее еще не наступило. Василий Покровский

Понравилось:
Автор: Георгий
Комментариев: 0




ТНТ переходит на российский контент
17.11.17, 11:12
Известный российский актер попал в ДТП
11.09.18, 11:09
«Национальная медиагруппа» и «СТС Медиа»
07.12.17, 14:49
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle

Надо знать.

Биография Зураба Церетели -
Смотреть фото [h2]Биография Зураба Церетели ...  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика