Аниме-итоги уже подведены, но было бы странно ничего не сказать об одном из самых громогласных хитов уходящего года — «Токийских мстителях» от студии Liden Films. История юноши, вернувшегося в школьные годы, чтобы спасти возлюбленную, друзей и самого себя, пользуется бешеной популярностью. Алексей Филиппов рассказывает, как устроен сериал, какую роль в нем играют японские байкеры и при чем тут свастика.
2017 год, 26-летний Такэмити Ханагаки работает в видеопрокате, где из карьерных перспектив — лишь сокращение укоризненных взглядов начальницы. Услышав в утренних новостях, что его школьная любовь Хината Татибана погибла в результате теракта «Токийской свастики», он собирается и едет на работу, сокрушаясь своей заурядности. И тут рука провидения толкает Такэмити под поезд, чтобы он очнулся… в 2005 году. Ему 14, они с друзьями щеголяют крашеными волосами и планируют сколотить банду, в ладонь ложится как влитая мобилка-раскладушка.
Читать «Магическая битва» и другие аниме, которые понравятся фанатам «Гарри Поттера»
Оказавшись в теле себя 14-летнего, юноша заново проходит испытания той поры: его с друзьями избивают старшие и заставляют участвовать в подпольных — на спортивном стадионе — кулачных боях. Обалдев от таких перспектив, в прошлый раз Такэмити сбежал куда подальше, чтобы в 26 обнаружить себя в захламленной комнате с не менее смутными надеждами на лучшую жизнь. Теперь отступать некуда: в будущем и так одиночество, видеопрокат, еще и смерть единственной девушки, с которой у него когда-либо были хоть какие-то отношения.
Посоветовав младшему брату Хины оберегать сестренку как зеницу ока, он жмет мальчугану руку — и возвращается в 2016-й, где Наото Татибана стал офицером полиции и расследует дело «Токийской свастики». За 12 лет банда юных байкеров-хулиганов превратилась в настоящий мафиозный клан, который заправляет в столице всеми криминальными делами. Молодые люди договариваются, что Такэмити все исправит: спасет любовь, остановит рост криминала и, может, даже не встретит 26-летие там, откуда он готов бежать в отчаянную юность.
Читать О феномене «Истребителя демонов»
«Токийские мстители» — один из наиболее заметных сериалов этого года, чья премьера подкараулила паузу между сезонами и фильмами «Истребителя демонов» с «Магической битвой» — двух других хедлайнеров аниме-рынка. Одноименная манга Кэна Вакуи начала выходить в 2017 году — и уже преодолела отметку в 40 миллионов выпущенных копий. В 2021-м «Мстители» вошли в тройку самых продаваемых серий, уступая лишь «Истребителю» и «Битве». Недавно аниме ожидаемо продлили на второй сезон — и дело не совсем в путешествиях во времени.
Перенести сюжет в 2005-й Вакуи решил не из ностальгических чувств, хотя это год выхода его дебютной манги «Лебедь из Сюндзюку» (Shinjuku Swan). Просто когда редактор предложил ему написать что-то про крутых парней, мангака решил обратиться к личному опыту и тем субкультурам, про которые он что-то да знает. В 2005-м это были отголоски босодзоку — байкерских банд, когда-то наводивших страх на всю страну. Как и американские «ангелы ада», босодзоку появились после войны, а в 1970-е уже были мощным молодежным течением. Некоторые байкеры сотрудничали с якудза, остальные просто пользовались тем, что до 20 лет по японскому законодательству им почти все сходило с рук. Дешевый отечественный мотоцикл, низкая законопослушность и яркая внешность бросали вызов социальным нормам, а образ жизни считался продолжением традиций самураев и камикадзе, которые, собственно, после войны и пересели с самолетов на байки.
Слушать Подкаст про «Акиру»
В XXI веке от босодзоку осталось практически одно название: байкеры стремительно взрослели (редко кто оставался в банде после 20), японское законодательство ужесточилось, чтобы полиции было сподручнее бороться с ураганной молодежью, вдобавок сказались экономический кризис и технологический скачок. Сидеть дома и смотреть аниме или играть в видеоигры оказалось проще и дешевле, чем содержать железного коня. Наиболее знаковые — для западного зрителя — памятники босодзоку: аниме «Акира» (1988) и документальный фильм «Черный император» (1976), названный в честь самой известной байкерской группировки (и во многом повлиявший на Кацухиро Отомо при работе над мангой и аниме).
По легенде Кэн Вакуи состоял как раз в «Черном императоре», поэтому так выразительно описывает байкерский быт, а «Токийская свастика» унаследовала их униформу. Сам мангака в интервью рассказывает, что босодзоку его юности уже не имели ничего общего с грозными хулиганами прошлого: если и дрались, то между собой, а к случайным прохожим относились с демонстративным почтением. Отомо, к слову, он также называет среди вдохновителей — наряду с Такэхико Иноэ («Коронный бросок») и подростковыми франшизами «Драконий жемчуг» и «Ураганная легенда», которые Вакуи читал в детстве. А самому рисовать мангу его вдохновила история журналистки-трудоголички «Работяга» (Hataraki Man), выходившая с 2004-го по 2009-й.
Читать «Коронный бросок» и другие фильмы/сериалы о баскетболе
Как бы там ни было, на одном Такэмити, даже с такой ответственной миссией, как спасение возлюбленной и собственного будущего, «Токийские мстители» далеко бы не уехали. Сам по себе он не то чтобы уникальный герой для подростковых сюжетов (сёнэн). Не умеет драться и в любой непонятной ситуации начинает рыдать (друг называет его «Мой плаксивый герой»), но компенсирует недостаток пацанской крутизны — упорством, выносливостью, верностью друзьям и идеалам. Такэмити из тех «маленьких людей», на которых держатся все хорошие начинания, а потому довольно быстро становится совестью «Токийской свастики». Во время второго «прохождения» юности он неожиданно зарабатывает симпатию лидеров банды — Майки и Дракена.
Собственно, локомотивом интереса к «Токийским мстителям» и выступают 16-17-летние байкеры высшего ранга, наделенные не только выразительной внешностью, но и драматичными историями. Сирота Дракен, воспитанный в публичном доме, — настоящий самурай с поправкой на эпоху и возраст. Неистовый в бою Майки — легендарный лидер «Тосвы» — в повседневности нередко ведет себя как ребенок, засыпая в неподходящий момент или отвлекаясь на какую-то ерунду. Белобрысый Такаши Мицуя заведует кружком шитья для школьниц — и лично пошил униформу для основателей банды. Такэмити оказывается удобным проводником между двумя эпохами, пускай и нагруженным Миссией.
Читать Эра голых кулаков: «Баки Ханма» и величайшее противостояние поколений
По итогам первого сезона сверхзадача персонажа сформулирована довольно наивно: спасти Хину, спасти друзей, спасти «Тосву». Вакуи утверждает, что главного героя во многом писал с себя, а каждый драматический момент в манге его самого доводит до слез. И это, вероятно, объясняет, почему вся линия Такэмити состоит из допущений и deus ex machina, а также имеет свойство утомительно повторяться, как круг Сансары. Беря разгон, «Токийские мстители», как и титульные герои, больше полагаются на кураж и эмоции, чем на повествовательную технику и четкую манифестацию целей. Один за всех — и все за одного. За все хорошее против всего плохого.
Тем интереснее, что настроение серии — особенно за счет выразительных символов и исторического капитала босодзоку — запросто можно прочитать реакционно. Молодежь, тоскующая по славному прошлому, хочет сделать «страну снова великой», а гость из будущего старается отвести их от дорожки криминала, куда банду сталкивает главный антагонист-кукловод. Вкупе с устрашающей формой «Черного императора», где в 1970-е красовалась свастика, вероятность недопонимания крайне велика: ведь и байкеры прошли путь от студентов-активистов до бича порядка. Да и в массовой культуре менее раздражающие европейский глаз японские франшизы — вроде «Баки» или «Атаки титанов» — нередко подозревают в пестовании имперских амбициях. Собственно, для трансляции в Европе символ «Тосвы» от греха подальше замазали, чтобы не провоцировать лишних ассоциаций.
Читать Гид по «Атаке титанов»
В действительности банда Майки помечена мандзи — буддистской левосторонней свастикой (хотя встречается и правосторонняя), чьи лучи символизируют благополучие и четыре уровня Сансары. Нарушить «естественный ход времени», цикл подросткового бытия Такэмити на глобальном уровне и стремится. Недаром оппонентами его идеального сценария уже в первом сезоне выступила банда «Вальгалла», соблазняющая «Тосву» променять дух товарищества на культ силы, а все исправленные «ошибки прошлого» приводят лишь к переодеванию будущих трагедий и криминальных схем «Токийской свастики». Если по чему Вакуи и ностальгирует, так это по подростковой ценности дружбы, которую постепенно расщепляют просторы мегаполиса, конкуренция на работе и одиночества малых жилых площадей. Сможет ли манга, а за ней и аниме изящно разрешить конфликт, или сюжет «Токийских мстителей» так и останется остросюжетной формальностью с трюизмом в финале — вопрос едва ли не более интересный, чем тот, что ставит последняя сцена сезона. «Токийские мстители» доступны на Crunchyroll. Алексей Филиппов
Аниме-итоги уже подведены, но было бы странно ничего не сказать об одном из самых громогласных хитов уходящего года — «Токийских мстителях» от студии Liden Films. История юноши, вернувшегося в школьные годы, чтобы спасти возлюбленную, друзей и самого себя, пользуется бешеной популярностью. Алексей Филиппов рассказывает, как устроен сериал, какую роль в нем играют японские байкеры и при чем тут свастика. 2017 год, 26-летний Такэмити Ханагаки работает в видеопрокате, где из карьерных перспектив — лишь сокращение укоризненных взглядов начальницы. Услышав в утренних новостях, что его школьная любовь Хината Татибана погибла в результате теракта «Токийской свастики», он собирается и едет на работу, сокрушаясь своей заурядности. И тут рука провидения толкает Такэмити под поезд, чтобы он очнулся… в 2005 году. Ему 14, они с друзьями щеголяют крашеными волосами и планируют сколотить банду, в ладонь ложится как влитая мобилка-раскладушка. Читать «Магическая битва» и другие аниме, которые понравятся фанатам «Гарри Поттера» Оказавшись в теле себя 14-летнего, юноша заново проходит испытания той поры: его с друзьями избивают старшие и заставляют участвовать в подпольных — на спортивном стадионе — кулачных боях. Обалдев от таких перспектив, в прошлый раз Такэмити сбежал куда подальше, чтобы в 26 обнаружить себя в захламленной комнате с не менее смутными надеждами на лучшую жизнь. Теперь отступать некуда: в будущем и так одиночество, видеопрокат, еще и смерть единственной девушки, с которой у него когда-либо были хоть какие-то отношения. Посоветовав младшему брату Хины оберегать сестренку как зеницу ока, он жмет мальчугану руку — и возвращается в 2016-й, где Наото Татибана стал офицером полиции и расследует дело «Токийской свастики». За 12 лет банда юных байкеров-хулиганов превратилась в настоящий мафиозный клан, который заправляет в столице всеми криминальными делами. Молодые люди договариваются, что Такэмити все исправит: спасет любовь, остановит рост криминала и, может, даже не встретит 26-летие там, откуда он готов бежать в отчаянную юность. Читать О феномене «Истребителя демонов» «Токийские мстители» — один из наиболее заметных сериалов этого года, чья премьера подкараулила паузу между сезонами и фильмами «Истребителя демонов» с «Магической битвой» — двух других хедлайнеров аниме-рынка. Одноименная манга Кэна Вакуи начала выходить в 2017 году — и уже преодолела отметку в 40 миллионов выпущенных копий. В 2021-м «Мстители» вошли в тройку самых продаваемых серий, уступая лишь «Истребителю» и «Битве». Недавно аниме ожидаемо продлили на второй сезон — и дело не совсем в путешествиях во времени. Перенести сюжет в 2005-й Вакуи решил не из ностальгических чувств, хотя это год выхода его дебютной манги «Лебедь из Сюндзюку» (Shinjuku Swan). Просто когда редактор предложил ему написать что-то про крутых парней, мангака решил обратиться к личному опыту и тем субкультурам, про которые он что-то да знает. В 2005-м это были отголоски босодзоку — байкерских банд, когда-то наводивших страх на всю страну. Как и американские «ангелы ада», босодзоку появились после войны, а в 1970-е уже были мощным молодежным течением. Некоторые байкеры сотрудничали с якудза, остальные просто пользовались тем, что до 20 лет по японскому законодательству им почти все сходило с рук. Дешевый отечественный мотоцикл, низкая законопослушность и яркая внешность бросали вызов социальным нормам, а образ жизни считался продолжением традиций самураев и камикадзе, которые, собственно, после войны и пересели с самолетов на байки. Слушать Подкаст про «Акиру» В XXI веке от босодзоку осталось практически одно название: байкеры стремительно взрослели (редко кто оставался в банде после 20), японское законодательство ужесточилось, чтобы полиции было сподручнее бороться с ураганной молодежью, вдобавок сказались экономический кризис и технологический скачок. Сидеть дома и смотреть аниме или играть в видеоигры оказалось проще и дешевле, чем содержать железного коня. Наиболее знаковые — для западного зрителя — памятники босодзоку: аниме «Акира» (1988) и документальный фильм «Черный император» (1976), названный в честь самой известной байкерской группировки (и во многом повлиявший на Кацухиро Отомо при работе над мангой и аниме). По легенде Кэн Вакуи состоял как раз в «Черном императоре», поэтому так выразительно описывает байкерский быт, а «Токийская свастика» унаследовала их униформу. Сам мангака в интервью рассказывает, что босодзоку его юности уже не имели ничего общего с грозными хулиганами прошлого: если и дрались, то между собой, а к случайным прохожим относились с демонстративным почтением. Отомо, к слову, он также называет среди вдохновителей — наряду с Такэхико Иноэ («Коронный бросок») и подростковыми франшизами «Драконий жемчуг» и «Ураганная легенда», которые Вакуи читал в детстве. А самому рисовать мангу его вдохновила история журналистки-трудоголички «Работяга» (Hataraki Man), выходившая с 2004-го по 2009-й. Читать «Коронный бросок» и другие фильмы/сериалы о баскетболе Как бы там ни было, на одном Такэмити, даже с такой ответственной миссией, как спасение возлюбленной и собственного будущего, «Токийские мстители» далеко бы не уехали. Сам по себе он не то чтобы уникальный герой для подростковых сюжетов (сёнэн). Не умеет драться и в любой непонятной ситуации начинает рыдать (друг называет его «Мой плаксивый герой»), но компенсирует недостаток пацанской крутизны — упорством, выносливостью, верностью друзьям и идеалам. Такэмити из тех «маленьких людей», на которых держатся все хорошие начинания, а потому довольно быстро становится совестью «Токийской свастики». Во время второго «прохождения» юности он неожиданно зарабатывает симпатию лидеров банды — Майки и Дракена. Собственно, локомотивом интереса к «Токийским мстителям» и выступают 16-17-летние байкеры высшего ранга, наделенные не только выразительной внешностью, но и драматичными историями. Сирота Дракен, воспитанный в публичном доме, — настоящий самурай с поправкой на эпоху и возраст. Неистовый в бою Майки — легендарный лидер «Тосвы» — в повседневности нередко ведет себя как ребенок, засыпая в неподходящий момент или отвлекаясь на какую-то ерунду. Белобрысый Такаши Мицуя заведует кружком шитья для школьниц — и лично пошил униформу для основателей банды. Такэмити оказывается удобным проводником между двумя эпохами, пускай и нагруженным Миссией. Читать Эра голых кулаков: «Баки Ханма» и величайшее противостояние поколений По итогам первого сезона сверхзадача персонажа сформулирована довольно наивно: спасти Хину, спасти друзей, спасти «Тосву». Вакуи утверждает, что главного героя во многом писал с себя, а каждый драматический момент в манге его самого доводит до слез. И это, вероятно, объясняет, почему вся линия Такэмити состоит из допущений и deus ex machina, а также имеет свойство утомительно повторяться, как круг Сансары. Беря разгон, «Токийские мстители», как и титульные герои, больше полагаются на кураж и эмоции, чем на повествовательную технику и четкую манифестацию целей. Один за всех — и все за одного. За все хорошее против всего плохого. Тем интереснее, что настроение серии — особенно за счет выразительных символов и исторического капитала босодзоку — запросто можно прочитать реакционно. Молодежь, тоскующая по славному прошлому, хочет сделать «страну снова великой», а гость из будущего старается отвести их от дорожки криминала, куда банду сталкивает главный антагонист-кукловод. Вкупе с устрашающей формой «Черного императора», где в 1970-е красовалась свастика, вероятность недопонимания крайне велика: ведь и байкеры прошли путь от студентов-активистов до бича порядка. Да и в массовой культуре менее раздражающие европейский глаз японские франшизы — вроде «Баки» или «Атаки титанов» — нередко подозревают в пестовании имперских амбициях. Собственно, для трансляции в Европе символ «Тосвы» от греха подальше замазали, чтобы не провоцировать лишних ассоциаций. Читать Гид по «Атаке титанов» В действительности банда Майки помечена мандзи — буддистской левосторонней свастикой (хотя встречается и правосторонняя), чьи лучи символизируют благополучие и четыре уровня Сансары. Нарушить «естественный ход времени», цикл подросткового бытия Такэмити на глобальном уровне и стремится. Недаром оппонентами его идеального сценария уже в первом сезоне выступила банда «Вальгалла», соблазняющая «Тосву» променять дух товарищества на культ силы, а все исправленные «ошибки прошлого» приводят лишь к переодеванию будущих трагедий и криминальных схем «Токийской свастики». Если по чему Вакуи и ностальгирует, так это по подростковой ценности дружбы, которую постепенно расщепляют просторы мегаполиса, конкуренция на работе и одиночества малых жилых площадей. Сможет ли манга, а за ней и аниме изящно разрешить конфликт, или сюжет «Токийских мстителей» так и останется остросюжетной формальностью с трюизмом в финале — вопрос едва ли не более интересный, чем тот, что ставит последняя сцена сезона. «Токийские мстители» доступны на Crunchyroll. Алексей Филиппов
Смотреть все фото Биография Шон Коннери Знаменитый актер Шон Коннери, полное имя Томас Шон Коннери, родился в Шотландии в городе Эдинбурге. Родители Шона были простыми рабочими. Отец работал водителем грузовика. Мать подрабатывала уборщицей. Шон, чтобы помочь родителям прокормить семью, в
→ Подробнее:)