TeatrHD продолжает проект «Золотая маска в кино». Открыл сезон кукольный спектакль «Ходжа Насреддин» Театра Наций, придуманный Тимуром Бекмамбетовым, — показы идут в кинотеатрах российских городов. А 20 мая можно в прямой трансляции увидеть «Войну и мир» - грандиозную антивоенную постановку Римаса Туминаса на сцене Театра им. Евг.Вахтангова. Расписание показов и билеты доступны на сайте проекта.
фото: vakhtangov.ru Литовец Римас Туминас больше не работает в Театре им. Вахтангова. В начале марта он уехал на родину — сперва в отпуск, а еще два месяца спустя официально ушел с должности художественного руководителя театра, которую занимал с 2007 года. На днях же режиссер, на чьем счету блестящие постановки, сделавшие славу современного российского театра — «Дядя Ваня», «Евгений Онегин», «Маскарад», «Записки сумасшедшего», «Горе от ума» — был лишен государственной премии. Так получилось, что «Война и мир» - его последняя работа в России. Парадоксально созвучный времени спектакль по главному отечественному роману был поставлен 8 ноября 2021 года — к 100-летию Театра им. Евгения Вахтангова. Туминас в нем возвращает произведению Толстого первоначальное значение: заглавие следует читать как «Война и Общество».
Читать Сам виноват: рецензия на «Царя Эдипа» Римаса Туминаса
Первое, что бросается в глаза, – пустота сцены, не соответствующая, казалось бы, роскошеству дворянского быта XIX века. Минималистичная декорация, придуманная постоянным сценографом режиссера Адомасом Яцовскисом, – одна лишь высокая, под потолок стена. Серый монолит, который иногда перемещается, размыкается или прокручивается вокруг своей оси, постоянно довлея над героями. Более всего это безжалостное пространство похоже на чистилище — бетонную коробку, в которой герои романа — князья, графья и прочие представители российского высшего света, 42 из пяти сотен толстовских героев — оказываются заложниками войны. Хотя ее как таковой на сцене не будет. Как и балов.
фото: vakhtangov.ru Батальные сцены и балы, столь эффектно отработанные в оскароносной киноэпопееСергея Бондарчука, Туминас не принимает во внимание, привычно смещая акцент в сторону метафизического измерения. Его задача – показать ментальное устройство общества. И война в нем не реальна, она – состояние умов, витает в воздухе, пронизывает мысли и быт людей. В первом акте, в салоне Анны Шерер (Юлия Рутберг), герои сидят на лавке в рядок на фоне серой стены — в ожидании, даже предвкушении войны. Они произносят светские реплики согласно тексту Толстого. Что совсем не похоже на салонное общение, скорее — на произвольную трансляцию тайных чаяний, рассеивание мыслей в воздухе. Затем, согласно хронологии романа, мы узнаем разные семьи: князя Болконского (Евгений Князев) и его детей Андрея (Виктор Добронравов) и Марию Николаевну (Екатерина Крамзина), графа и графиню Ростовых (Андрей Ильин и Ирина Купченко), князя Василия Курагина (Владимир Симонов) с детьми. В каждом доме происходит что-то обыденное: растут дети, задумывается сватовство, зреет юношеская любовь, умирают богатые родственники. Вроде бы нормальная жизнь и простые житейские беседы, но в них слышна надвигающаяся трагедия: то государь упомянут, то Наполеон, то армейская честь и доблесть. Люди, живущие с оглядкой на конфронтацию, несвободны от своих страстей и стереотипов, их мышление косно. Война — в их корысти, хвастовстве, лицемерии, эгоизме и… токсичности по отношению к себе и другим. Но они, как и мы, обычные люди своего времени.
Читать Мы были там, и мы там будем: рецензия на кукольный спектакль «Ходжа Насреддин»
Герои, подобно миру вокруг, серы. Невзрачную палитру одежд изредка взрывает невинно-белый, а беспокойные разговоры нет-нет да и прервет заливистый смех. Это бегают по комнатам дети: Наташа Ростова (Ксения Трейстер) и ее близкие по играм – Соня (Мария Волкова), Николай (Юрий Цокуров), Борис (Николай Романовский). Последние тоже вскоре будут отданы войне и сильно переменятся, а их веселье пробежит наваждением, подобно приятному воспоминанию о прошлой мирной жизни. Вообще, освежить содержание романа в памяти будет не лишним, чтобы понимать, что Туминас взял из Толстого, а что — намерено убрал в подсобку. Не выдумывая почти ничего сверх романа, он отфильтровывает многие события, оставляя многоточия. За кулисой остаются даже такие значимые эпизоды как смерть маленькой княгини, свадьба Пьера Безухова (Павел Попов), его духовые поиски — равно как и счастливый финал, в котором столько надежды на светлую добрую жизнь и воскресение.
фото: vakhtangov.ru Энциклопедия русской жизни в пересказе Туминаса выглядит совсем не так, как мы привыкли думать, особенно — в свете последних событий. Собственно, Толстой и писал, порицая свет, не скупясь выдавал диагнозы, но нас учили видеть другое — что-то такое, чем можно гордиться. Духовные поиски Пьера, силу характера князя Андрея, гуманизм Марии Николаевны, жизнелюбие Наташи… А эта «Война и мир» звучит как эпитафия, приговор, оставляющий ощущение горечи. Куча надломленных судеб — людей, семей и целого социума, покалеченного войной. Ростовы остаются без дома, Софья — без жениха, князь Андрей умирает на руках Наташи, горят дома, рушатся связи, ненависть поражает души и низвергает в безумие недавно элегантных салонных сплетниц, таких как, например, княгиня Перонская (Людмила Максакова) с канистрой бензина. Пять часов с двумя антрактами (во время кинотрансляции у зрителей также будет возможность выйти из зала), и в итоге — беспросветный конец, отсутствие перспектив, не только для героев романа — для нас нынешних. Что остается у людей, когда война отбирает будущее? Только воспоминания. «Война и мир» в кинотеатрах 20 мая. Екатерина Визгалова
TeatrHD продолжает проект «Золотая маска в кино». Открыл сезон кукольный спектакль «Ходжа Насреддин» Театра Наций, придуманный Тимуром Бекмамбетовым , — показы идут в кинотеатрах российских городов. А 20 мая можно в прямой трансляции увидеть «Войну и мир» - грандиозную антивоенную постановку Римаса Туминаса на сцене Театра им. Евг.Вахтангова. Расписание показов и билеты доступны на сайте проекта. фото: vakhtangov.ru Литовец Римас Туминас больше не работает в Театре им. Вахтангова. В начале марта он уехал на родину — сперва в отпуск, а еще два месяца спустя официально ушел с должности художественного руководителя театра, которую занимал с 2007 года. На днях же режиссер, на чьем счету блестящие постановки, сделавшие славу современного российского театра — «Дядя Ваня», «Евгений Онегин», «Маскарад», «Записки сумасшедшего», «Горе от ума» — был лишен государственной премии. Так получилось, что «Война и мир» - его последняя работа в России. Парадоксально созвучный времени спектакль по главному отечественному роману был поставлен 8 ноября 2021 года — к 100-летию Театра им. Евгения Вахтангова. Туминас в нем возвращает произведению Толстого первоначальное значение: заглавие следует читать как «Война и Общество». Читать Сам виноват: рецензия на «Царя Эдипа» Римаса Туминаса Первое, что бросается в глаза, – пустота сцены, не соответствующая, казалось бы, роскошеству дворянского быта XIX века. Минималистичная декорация, придуманная постоянным сценографом режиссера Адомасом Яцовскисом , – одна лишь высокая, под потолок стена. Серый монолит, который иногда перемещается, размыкается или прокручивается вокруг своей оси, постоянно довлея над героями. Более всего это безжалостное пространство похоже на чистилище — бетонную коробку, в которой герои романа — князья, графья и прочие представители российского высшего света, 42 из пяти сотен толстовских героев — оказываются заложниками войны. Хотя ее как таковой на сцене не будет. Как и балов. фото: vakhtangov.ru Батальные сцены и балы, столь эффектно отработанные в оскароносной киноэпопее Сергея Бондарчука , Туминас не принимает во внимание, привычно смещая акцент в сторону метафизического измерения. Его задача – показать ментальное устройство общества. И война в нем не реальна, она – состояние умов, витает в воздухе, пронизывает мысли и быт людей. В первом акте, в салоне Анны Шерер (Юлия Рутберг ), герои сидят на лавке в рядок на фоне серой стены — в ожидании, даже предвкушении войны. Они произносят светские реплики согласно тексту Толстого. Что совсем не похоже на салонное общение, скорее — на произвольную трансляцию тайных чаяний, рассеивание мыслей в воздухе. Затем, согласно хронологии романа, мы узнаем разные семьи: князя Болконского (Евгений Князев ) и его детей Андрея (Виктор Добронравов ) и Марию Николаевну (Екатерина Крамзина ), графа и графиню Ростовых (Андрей Ильин и Ирина Купченко ), князя Василия Курагина (Владимир Симонов ) с детьми. В каждом доме происходит что-то обыденное: растут дети, задумывается сватовство, зреет юношеская любовь, умирают богатые родственники. Вроде бы нормальная жизнь и простые житейские беседы, но в них слышна надвигающаяся трагедия: то государь упомянут, то Наполеон, то армейская честь и доблесть. Люди, живущие с оглядкой на конфронтацию, несвободны от своих страстей и стереотипов, их мышление косно. Война — в их корысти, хвастовстве, лицемерии, эгоизме и… токсичности по отношению к себе и другим. Но они, как и мы, обычные люди своего времени. Читать Мы были там, и мы там будем: рецензия на кукольный спектакль «Ходжа Насреддин» Герои, подобно миру вокруг, серы. Невзрачную палитру одежд изредка взрывает невинно-белый, а беспокойные разговоры нет-нет да и прервет заливистый смех. Это бегают по комнатам дети: Наташа Ростова (Ксения Трейстер ) и ее близкие по играм – Соня (Мария Волкова ), Николай (Юрий Цокуров ), Борис (Николай Романовский ). Последние тоже вскоре будут отданы войне и сильно переменятся, а их веселье пробежит наваждением, подобно приятному воспоминанию о прошлой мирной жизни. Вообще, освежить содержание романа в памяти будет не лишним, чтобы понимать, что Туминас взял из Толстого, а что — намерено убрал в подсобку. Не выдумывая почти ничего сверх романа, он отфильтровывает многие события, оставляя многоточия. За кулисой остаются даже такие значимые эпизоды как смерть маленькой княгини, свадьба Пьера Безухова (Павел Попов ), его духовые поиски — равно как и счастливый финал, в котором столько надежды на светлую добрую жизнь и воскресение. фото: vakhtangov.ru Энциклопедия русской жизни в пересказе Туминаса выглядит совсем не так, как мы привыкли думать, особенно — в свете последних событий. Собственно, Толстой и писал, порицая свет, не скупясь выдавал диагнозы, но нас учили видеть другое — что-то такое, чем можно гордиться. Духовные поиски Пьера, силу характера князя Андрея, гуманизм Марии Николаевны, жизнелюбие Наташи… А эта «Война и мир» звучит как эпитафия, приговор, оставляющий ощущение горечи. Куча надломленных судеб — людей, семей и целого социума, покалеченного войной. Ростовы остаются без дома, Софья — без жениха, князь Андрей умирает на руках Наташи, горят дома, рушатся связи, ненависть поражает души и низвергает в безумие недавно элегантных салонных сплетниц, таких как, например, княгиня Перонская (Людмила Максакова ) с канистрой бензина. Пять часов с двумя антрактами (во время кинотрансляции у зрителей также будет возможность выйти из зала), и в итоге — беспросветный конец, отсутствие перспектив, не только для героев романа — для нас нынешних. Что остается у людей, когда война отбирает будущее? Только воспоминания. «Война и мир» в кинотеатрах 20 мая. Екатерина Визгалова
Биография Ренаты Литвиновой Рената Муратовна Литвинова – самобытная актриса, сценарист, режиссер, икона стиля и известный персонаж светской хроники, в первой половине 2000-х покорившая зрителей умением переплетать в своих работах философию, психологию, чувства и долю сумасшествия. ? Рената
→ Подробнее:)