«Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция» Дмитрия Крымова: А можно еще раз? - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

«Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция» Дмитрия Крымова: А можно еще раз? - «Рецензии»

07.06.22, 11:31




Премия «Золотая маска» вручена полтора месяца назад, но на этом ее история не заканчивается – TeatrHD продолжает проект «Золотая маска в кино», в рамках которого в кинотеатрах страны показывают лучшие театральные постановки минувшего года. После «Ходжи Насреддина» и «Войны и мира» настала очередь одного из самых ярких событий сезона – спектакля «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция», ставшего лидером по количеству номинаций на «Золотую маску». Их было девять, премии получили Евгений Цыганов
«Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция» Дмитрия Крымова: А можно еще раз? - «Рецензии»
за лучшую мужскую роль и Дмитрий Крымов
за лучшую режиссуру. Это первая его постановка в театре Мастерская Петра Фоменко, руководит которым Евгений Каменькович
, давний коллега Крымова по работе в творческих учебных мастерских. Когда будет следующий проект – не известно, в настоящее время Дмитрий Крымов выехал из России. Спектаклю примерно год, попасть на него непросто, поэтому выход киноверсии – бюджетная возможность приобщиться к прекрасному. Тем же, кто-таки смог увидеть его на сцене театра, предлагается еще раз оценить постановку, но уже другим взглядом.


фото: TheatreHD
Сюжет строится вокруг генеральной репетиции оперы Моцарта, но превращается в зарисовку одного дня из жизни режиссера, артистов и сотрудников сцены. Пожилой, но все еще не крепкий режиссер Евгений Эдуардович (Цыганов), выходит со стороны зрительного зала и обустраивается в партере. Ради этого часть мест демонтируется, зрители с них пересаживаются. С этого начинается спектакль. На сцене уже суетится помощник режиссера Тагир (Тагир Рахимов
), и молодые оперные исполнители. Демонстративно презрительно настроенный к происходящему, источающий флер былого величия, режиссер начинает репетицию, в ходе которой убивает из ружья разочаровывающих его актеров и находит им замену – среди былых соратников, когда-то актеров, а нынче вышедших на пенсию работников театра, монтеров, уборщиц и других случайно оказавшихся тут старых знакомых.
Прогон спектакля – повод показать театральное закулисье в сатирической манере. Крымов соединяет несоединимое: музыку Моцарта с абсурдным юмором, академический вокал с песнями Валерия Леонтьева, фонограмму с живым пением, невероятные трюки с самыми расхожими театральными штампами. Здесь есть настоящая земля и настоящий снег, воздушные шары и модель дымящегося завода, советская мебель и заряженное ружье, гигантская зебра и хрустальная люстра, а также импровизированное кладбище и детская коляска, из которой своими ногами выходит мальчик. Постоянный сценограф Крымова, обладательница нескольких «Золотых масок» Мария Трегубова придумала впечатляющие декорациии и эксцентричные костюмы, в которых также соединяются утрированные наши представления о классическом театре, стереотипные образы изношенных пенсионеров союзного значения и разные неожиданные идеи.

фото: TheatreHD
В спектакле принимает участие большое количество актеров, в том числе и самостоятельно исполняющих оперные партии, а также помощники режиссера и ассистенты, которые, как часто бывает у Крымова, являются действующими лицами представления. Главная отличительная черта актеров – пластический грим, представляющий из себя натуралистично выполненные резиновые маски, кардинально меняющие облик исполнителей, состаривающие их на несколько десятков лет. В киноверсии на крупных планах маски, конечно, заметны, в театре – смотрятся абсолютно идентично, хотя и в кино тоже не позволяют угадать, кто под ней, поскольку лишают артиста мимической игры. Лишенные своей природной мимики, артисты сосредотачиваются на взаимодействии друг с другом и движениях своих персонажей, ход действия это позволяет – помимо оперных номеров в постановке много ярких пластических аттракционов. В актерском ансамбле на втором плане солируют самые молодые артисты театра Петра Фоменко – Роза Шмуклер
в роли уборщицы Эльвиры и Александр Моровов
в роли пожилого актера Александра Михайловича (оба не зря получили номинацию на «Золотую маску»).
После первых показов зрители гадали, кто играет главную роль в постановке, потому что Евгений Цыганов здесь совершенно неузнаваем и, как все уже отметили, великолепен. Авторитарный Евгений Эдуардович – собирательный персонаж, в нем можно углядеть и Алексея Германа
, и Андрея Смирнова
, и отца Дмитрия Крымова Анатолия Эфроса
, и, очевидно, самого Крымова, коль скоро этот спектакль является для него манифестом, личным романом о взаимоотношении с театром. Пожилой авторитарный режиссер, обломок былого величия, из скрытого страха смерти пытается оставаться на плаву, хватаясь за прошлые успехи и привязанности, и отвергая современное, пока к нему самому, как к Дону Жуану, не приходит Командор. В кульминационной сцене герой Цыганова вспоминает детство на импровизированном кладбище, после чего танцует на столе макабрический танец, сопровождающийся изрыганием из себя оранжевой жижи. Но все закончится хорошо – примирением и принятием. Эта странная и страшная сказка – если не со счастливым, то по крайней мере с милосердным концом.

фото: TheatreHD
Главная досада киноверсии спектакля, свойственная многим, к сожалению, записанным на пленку постановкам – беспорядочный и плохо организованный монтаж. Сведением записей с десятка камер занимаются, кажется, телевизионные работники, не понимающие ни кино, ни театра. Множественность точек зрения, призванная расширить театральную вселенную и преподнести представление с разных ракурсов, на самом деле дезориентирует зрителя и отвлекает его от действия, особенно когда монтажер частит со склейками и не держит одного плана больше двух-трех секунд. Да, «Дон Жуан» – сложный спектакль, почти все первое действие персонаж Цыганова сидит в зале спиной к зрителям (для записи перед ним посадили оператора с камерой Mark 3), иногда выходит за кулисы (за ним туда также следует оператор с ручной камерой). Это любопытно, как и заглянуть по ту сторону декорации, за которой тоже происходит что-то, чего зритель в театре никогда не увидит. Однако рваный монтаж с камер разной чувствительности и цветопередачи, поставленных по залу хаотично, навязывает наблюдателю точку зрения и крупность плана без всякого на то основания и убивает авторские замыслы, саму идею театра, а значит и впечатление от созерцания произведения искусства. Непростительно показывать в кадре ноги командора и пломбы во рту Евгения Цыганова во время самой мощной сцены спектакля, когда важно увидеть все целое, а не отдельные части происходящего крупным планом.
Идеальной трансляцией была бы, конечно, та, где все действие снято с одной точки общим планом – так, как мы видим это в театре. Пусть даже из дальнего ряда. Поэтому, конечно, счастливчик тот, кто сможет посмотреть «Дон Жуана» Крымова в оригинале. Те же, у кого нет такой возможности, могут последовать по ссылке ниже и купить билет в кино. Потому что посмотреть этот спектакль в любом случае нужно.
Смотрите «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция» в кинотеатрах с 5 июня.

фото: TheatreHD
Екатерина Визгалова

Премия «Золотая маска» вручена полтора месяца назад, но на этом ее история не заканчивается – TeatrHD продолжает проект «Золотая маска в кино», в рамках которого в кинотеатрах страны показывают лучшие театральные постановки минувшего года. После «Ходжи Насреддина» и «Войны и мира» настала очередь одного из самых ярких событий сезона – спектакля «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция», ставшего лидером по количеству номинаций на «Золотую маску». Их было девять, премии получили Евгений Цыганов за лучшую мужскую роль и Дмитрий Крымов за лучшую режиссуру. Это первая его постановка в театре Мастерская Петра Фоменко, руководит которым Евгений Каменькович , давний коллега Крымова по работе в творческих учебных мастерских. Когда будет следующий проект – не известно, в настоящее время Дмитрий Крымов выехал из России. Спектаклю примерно год, попасть на него непросто, поэтому выход киноверсии – бюджетная возможность приобщиться к прекрасному. Тем же, кто-таки смог увидеть его на сцене театра, предлагается еще раз оценить постановку, но уже другим взглядом. фото: TheatreHD Сюжет строится вокруг генеральной репетиции оперы Моцарта, но превращается в зарисовку одного дня из жизни режиссера, артистов и сотрудников сцены. Пожилой, но все еще не крепкий режиссер Евгений Эдуардович (Цыганов), выходит со стороны зрительного зала и обустраивается в партере. Ради этого часть мест демонтируется, зрители с них пересаживаются. С этого начинается спектакль. На сцене уже суетится помощник режиссера Тагир (Тагир Рахимов ), и молодые оперные исполнители. Демонстративно презрительно настроенный к происходящему, источающий флер былого величия, режиссер начинает репетицию, в ходе которой убивает из ружья разочаровывающих его актеров и находит им замену – среди былых соратников, когда-то актеров, а нынче вышедших на пенсию работников театра, монтеров, уборщиц и других случайно оказавшихся тут старых знакомых. Прогон спектакля – повод показать театральное закулисье в сатирической манере. Крымов соединяет несоединимое: музыку Моцарта с абсурдным юмором, академический вокал с песнями Валерия Леонтьева, фонограмму с живым пением, невероятные трюки с самыми расхожими театральными штампами. Здесь есть настоящая земля и настоящий снег, воздушные шары и модель дымящегося завода, советская мебель и заряженное ружье, гигантская зебра и хрустальная люстра, а также импровизированное кладбище и детская коляска, из которой своими ногами выходит мальчик. Постоянный сценограф Крымова, обладательница нескольких «Золотых масок» Мария Трегубова придумала впечатляющие декорациии и эксцентричные костюмы, в которых также соединяются утрированные наши представления о классическом театре, стереотипные образы изношенных пенсионеров союзного значения и разные неожиданные идеи. фото: TheatreHD В спектакле принимает участие большое количество актеров, в том числе и самостоятельно исполняющих оперные партии, а также помощники режиссера и ассистенты, которые, как часто бывает у Крымова, являются действующими лицами представления. Главная отличительная черта актеров – пластический грим, представляющий из себя натуралистично выполненные резиновые маски, кардинально меняющие облик исполнителей, состаривающие их на несколько десятков лет. В киноверсии на крупных планах маски, конечно, заметны, в театре – смотрятся абсолютно идентично, хотя и в кино тоже не позволяют угадать, кто под ней, поскольку лишают артиста мимической игры. Лишенные своей природной мимики, артисты сосредотачиваются на взаимодействии друг с другом и движениях своих персонажей, ход действия это позволяет – помимо оперных номеров в постановке много ярких пластических аттракционов. В актерском ансамбле на втором плане солируют самые молодые артисты театра Петра Фоменко – Роза Шмуклер в роли уборщицы Эльвиры и Александр Моровов в роли пожилого актера Александра Михайловича (оба не зря получили номинацию на «Золотую маску»). После первых показов зрители гадали, кто играет главную роль в постановке, потому что Евгений Цыганов здесь совершенно неузнаваем и, как все уже отметили, великолепен. Авторитарный Евгений Эдуардович – собирательный персонаж, в нем можно углядеть и Алексея Германа , и Андрея Смирнова , и отца Дмитрия Крымова Анатолия Эфроса , и, очевидно, самого Крымова, коль скоро этот спектакль является для него манифестом, личным романом о взаимоотношении с театром. Пожилой авторитарный режиссер, обломок былого величия, из скрытого страха смерти пытается оставаться на плаву, хватаясь за прошлые успехи и привязанности, и отвергая современное, пока к нему самому, как к Дону Жуану, не приходит Командор. В кульминационной сцене герой Цыганова вспоминает детство на импровизированном кладбище, после чего танцует на столе макабрический танец, сопровождающийся изрыганием из себя оранжевой жижи. Но все закончится хорошо – примирением и принятием. Эта странная и страшная сказка – если не со счастливым, то по крайней мере с милосердным концом. фото: TheatreHD Главная досада киноверсии спектакля, свойственная многим, к сожалению, записанным на пленку постановкам – беспорядочный и плохо организованный монтаж. Сведением записей с десятка камер занимаются, кажется, телевизионные работники, не понимающие ни кино, ни театра. Множественность точек зрения, призванная расширить театральную вселенную и преподнести представление с разных ракурсов, на самом деле дезориентирует зрителя и отвлекает его от действия, особенно когда монтажер частит со склейками и не держит одного плана больше двух-трех секунд. Да, «Дон Жуан» – сложный спектакль, почти все первое действие персонаж Цыганова сидит в зале спиной к зрителям (для записи перед ним посадили оператора с камерой Mark 3), иногда выходит за кулисы (за ним туда также следует оператор с ручной камерой). Это любопытно, как и заглянуть по ту сторону декорации, за которой тоже происходит что-то, чего зритель в театре никогда не увидит. Однако рваный монтаж с камер разной чувствительности и цветопередачи, поставленных по залу хаотично, навязывает наблюдателю точку зрения и крупность плана без всякого на то основания и убивает авторские замыслы, саму идею театра, а значит и впечатление от созерцания произведения искусства. Непростительно показывать в кадре ноги командора и пломбы во рту Евгения Цыганова во время самой мощной сцены спектакля, когда важно увидеть все целое, а не отдельные части происходящего крупным планом. Идеальной трансляцией была бы, конечно, та, где все действие снято с одной точки общим планом – так, как мы видим это в театре. Пусть даже из дальнего ряда. Поэтому, конечно, счастливчик тот, кто сможет посмотреть «Дон Жуана» Крымова в оригинале. Те же, у кого нет такой возможности, могут последовать по ссылке ниже и купить билет в кино. Потому что посмотреть этот спектакль в любом случае нужно. Смотрите «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция» в кинотеатрах с 5 июня. фото: TheatreHD Екатерина Визгалова

Понравилось:
Автор: Эмилия
Комментариев: 0




Комедия Романа Светлова удостоена премии
15.10.18, 10:34
«Нуреев» Кирилла Серебренникова стал лучшим
17.04.19, 00:00
Тимофей Трибунцев перевоплотится в Бориса
23.04.19, 10:00
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle

Надо знать.

Биография Равшаны Курковой -
Биография Равшаны Курковой Равшана Куркова – российская актриса театра и кино, ставшая знаменитой после участия в сериале «Барвиха». Многим зрителям хорошо знакомы ее героини из сериалов «Остров ненужных людей», «А у нас во дворе», «Влюбленные женщины», фильмов «Нереальная любовь», «Без границ»,  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика