Фронтовики смеются: «Крепкий орешек» – эксцентрическая комедия об одном странном, но лихом подвиге - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

Фронтовики смеются: «Крепкий орешек» – эксцентрическая комедия об одном странном, но лихом подвиге - «Рецензии»

14.05.23, 11:30




У каждого праздника есть свое кинематографическое лицо – оно собирается из фильмов, которые каждый год, в один и тот же день, смотрят миллионы зрителей. День Победы не исключение: трудно его представить без лиричных «В бой идут одни "старики"», эпопей Юрия Озерова
Фронтовики смеются: «Крепкий орешек» – эксцентрическая комедия об одном странном, но лихом подвиге - «Рецензии»
или до дрожи страшного «Иди и смотри» Элема Климова
. Эти ленты рисуют культурный пейзаж праздника, делают его радостным и «со слезами на глазах». Но кино о войне может быть и другим – например, яркой комедией-буфф. Речь о «Крепком орешке» 1967 года – примере смелости оттепельного кино и его авторов-фронтовиков.


Есть такая байка: якобы в 1967 году, во время натурных съемок очередного военного фильма, массовка в форме Вермахта на перерыве поехала в ближайшую деревню за продуктами. Поехала – в чем была, то есть «при параде». На базаре появление «немцев» вызвало панику, особенно испугались те, кто постарше. Дело происходило в Курской области, недалеко от городка Рыльск. Еще было много тех, кто в этих местах два года прожил под немецкой оккупацией. Потом говорили, что визит актеров в военной форме мог быть спланирован Теодором Вульфовичем
– в своем новом фильме режиссер-шестидесятник, автор замечательной мелодрамы «Улица Ньютона, дом 1», хотел как можно натуральнее показать эмоции людей при встрече с пришедшим на их землю врагом.
Вероятно, эта история от начала и до конца – краеведческий анекдот родом из поселка Пригородняя Слободка. Там в конце шестидесятых снимали военную комедию «Крепкий орешек». Фильм и сам по себе чем-то напоминает городскую легенду или коллективное помешательство: вроде бы многие его видели, иногда вспоминают, но поверить в его существование с каждым годом все сложнее. Его жанр – военная эксцентрическая комедия – идет вразрез с культурным каноном изображения той эпохи. Разумеется, военные комедии были до него и тем более после: бравый «Небесный тихоход», обезоруживающий горьким финалом «Женя, Женечка и "катюша"», практически супергеройский «Дачная поездка сержанта Цыбули» – лента, в которой лихость советского истерна поженили со ставшим народным образом Василия Теркина. И все же ни в одном из этих фильмов война не становилось фоном для смелой шутки, эдакой приключенческой былины о дуэте комедиантов: наивном Арлекино и напористом Ковьелло, смекалкой и русским «авось» разрушающих коварные планы фашистов.

Москва, первая половина войны. Фронт близко, и в небе над столицей кружат немецкие «Хенкели» и «Юнкерсы». Им противостоят набранные из недавних школьников группы противовоздушной обороны. Одним из таких свежих подразделений ставят командовать фронтовика лейтенанта Грозных (Виталий Соломин
). Его подчиненные – сплошь молодые девушки, не наученные военной дисциплине, им семейное положение командира интереснее боевой задачи. Главная головная боль отправленного в тыл по ранению лейтенанта – сержант Рая Орешкина (вечно молодая Надежда Румянцева
), компенсирующая неловкость жизнелюбием и разрушительным энтузиазмом. Орешкина слабо представляет себе жизнь по уставу: ходит в самоволки домой к маме, лупит плененную немецкую летчицу – как она посмела отвесить командиру пощечину? Усмирить нрав девушки неспособны ни наряды вне очереди, ни прямая угроза трибуналом.
Судьба Орешкиной, морально и физически неспособной жить по казарменному положению, была бы незавидна – да опять лихо помогло. Однажды она пристраивается на дневной сон в маскировочной сети заградительного аэростата, а тот берет – и срывается с троса. Барышню уносит из части в сторону фронта, а вместе с ней в ловушке оказывается и лейтенант, пытавшийся нерадивую подчиненную спасти. Оседлав неуправляемый аппарат, герои, вот уж точно Жюль Верн в стиле Жоржа Мельеса
, дрейфуют на оккупированную немцами территорию. Без подвигов Орешкиной теперь не обойдется: немецкий летчик так и просит стрельнуть по нему из ракетницы, хитро спрятанный артиллерийский склад заходится огнем. Поезда летят под откос, офицер с «парабеллумом» получает галантный пендель кормой угнанного героями автомобиля. «War never been so much fun». В «Крепком орешке» за недолгий хронометраж — чуть больше часа — не показано ни одной смерти. В мире сценариста Ефима Севела
ее попросту нет.

В год выхода лента Вульфовича стала сарафанным хитом проката и настоящим «жупелом» советской прессы — критические статьи о сумасбродной комедии выпустили все крупные издания. «Искусство кино» называло ее «безусловностью полной нелепости». Больше всего информационный шум вокруг картины напоминает вполне современное явление медиатравли. Местами, конечно, ругали за дело: из стилистики «Крепкого орешка» торчат уши французского фарса «Бабетта идёт на войну», ранее появившегося в прокате и познакомившего массового зрителя с роковой красавицей Брижит Бардо
. Но главная претензия к «Крепкому орешку» заключалась не в жанровой вторичности, но в самом настрое, который конъюнктура спешно приняла за очернение образа ветеранов войны. В шестидесятых эстетика лубочного «Боевого киносборника» и немой буффонады выглядела и вправду неестественно. Ее родство с комедией «Паровоз генерал» Бастера Китона
кажется более явным, чем со всем кинопрошлым: «Падением Берлина» Михаила Чиаурели
, «Бессмертным гарнизоном», эрзац-нуаром «Подвиг разведчика».
И все же положить фильм «на полку» у редколлегии «Мосфильма» не поднялась рука. «Крепкий орешек» был, возможно, и правда не ко времени — все-таки уже прошло десять лет с того момента, как пронзительные «Летят журавли» Михаила Калатозова
в корне изменили военное кино, сместив акценты с подвига на маленькую трагедию одного человека, чью судьбу перемолол беспощадный исторический процесс. Но и это тоже была сермяжная ветеранская правда. Над «Крепким орешком» работали фронтовики, упрекнуть их в спекуляциях было невозможно. Режиссер Вульфович — офицер разведки, связист гвардейского мотоциклетного батальона. Сценарист Севела еще совсем мальчишкой отстал от эвакуационного эшелона и остался один-одинешенек в белорусских лесах — потом вышел на позиции артиллеристов и остался с ними до самой Победы. Семья композитора Моисея Вайнберга
погибла в концлагере Травники, сам он уже после войны был арестован при показательном разгроме Еврейского антифашистского комитета. В героизме этих людей никто не сомневался, а сами они видели в «Крепком орешке» не только смелый эксперимент, но и культурное высказывание.


Читать
"Иди и смотри" - фильм об ужасах войны и невозможности отвести взгляд



«Вместо лирической я снимал эксцентрическую комедию, картину не столько о войне, сколько пародию на множество героических фальшивых фильмов о ней», – так впоследствии Вульфович охарактеризует свой замысел. В быличке о полете на аэростате правды не меньше, чем в пропагандистском «Фронте» 1943 года, патетичных «Майских звездах». Определенно больше, чем в воспетом Славоем Жижеком образе Сталина, созданном блестящим Михаилом Геловани
. «Крепкий орешек» — вызывающе несерьезное кино о вещах, которые не могут поддаваться осмеянию. Символично, что этот швейковский перформанс, странный, но действительно без всякой злобы смешной, вышел на излете Оттепели — уже через год, когда советские танки снова окажутся в Праге, даже говорить о такой вольности станет неуместно.

В семидесятых все-таки найдется повод убрать фильм с глаз долой: сценарист примет решение эмигрировать из СССР. «Крепкий орешек» пропадет на двадцать лет, вынырнет на телеэкраны уже в новой стране — как экзотичный документ эпохи. К тому моменту военный кинопантеон уже будет собран, в него войдут фильмы на основе воспоминаний «лейтенантов»: «Горячий снег», «А зори здесь тихие», конечно же «В бой идут одни "старики"» — фильм Леонида Быкова
, так и не ставшего военным летчиком (зато ставшего всенародно любимым артистом). Эти ленты уже не упрекнуть в фальши. А значит, дело «Крепкого орешка» все-таки победило.
Максим Гревцев

У каждого праздника есть свое кинематографическое лицо – оно собирается из фильмов, которые каждый год, в один и тот же день, смотрят миллионы зрителей. День Победы не исключение: трудно его представить без лиричных «В бой идут одни "старики"», эпопей Юрия Озерова или до дрожи страшного «Иди и смотри» Элема Климова . Эти ленты рисуют культурный пейзаж праздника, делают его радостным и «со слезами на глазах». Но кино о войне может быть и другим – например, яркой комедией-буфф. Речь о «Крепком орешке» 1967 года – примере смелости оттепельного кино и его авторов-фронтовиков. Есть такая байка: якобы в 1967 году, во время натурных съемок очередного военного фильма, массовка в форме Вермахта на перерыве поехала в ближайшую деревню за продуктами. Поехала – в чем была, то есть «при параде». На базаре появление «немцев» вызвало панику, особенно испугались те, кто постарше. Дело происходило в Курской области, недалеко от городка Рыльск. Еще было много тех, кто в этих местах два года прожил под немецкой оккупацией. Потом говорили, что визит актеров в военной форме мог быть спланирован Теодором Вульфовичем – в своем новом фильме режиссер-шестидесятник, автор замечательной мелодрамы «Улица Ньютона, дом 1», хотел как можно натуральнее показать эмоции людей при встрече с пришедшим на их землю врагом. Вероятно, эта история от начала и до конца – краеведческий анекдот родом из поселка Пригородняя Слободка. Там в конце шестидесятых снимали военную комедию «Крепкий орешек». Фильм и сам по себе чем-то напоминает городскую легенду или коллективное помешательство: вроде бы многие его видели, иногда вспоминают, но поверить в его существование с каждым годом все сложнее. Его жанр – военная эксцентрическая комедия – идет вразрез с культурным каноном изображения той эпохи. Разумеется, военные комедии были до него и тем более после: бравый «Небесный тихоход», обезоруживающий горьким финалом «Женя, Женечка и "катюша"», практически супергеройский «Дачная поездка сержанта Цыбули» – лента, в которой лихость советского истерна поженили со ставшим народным образом Василия Теркина. И все же ни в одном из этих фильмов война не становилось фоном для смелой шутки, эдакой приключенческой былины о дуэте комедиантов: наивном Арлекино и напористом Ковьелло, смекалкой и русским «авось» разрушающих коварные планы фашистов. Москва, первая половина войны. Фронт близко, и в небе над столицей кружат немецкие «Хенкели» и «Юнкерсы». Им противостоят набранные из недавних школьников группы противовоздушной обороны. Одним из таких свежих подразделений ставят командовать фронтовика лейтенанта Грозных (Виталий Соломин ). Его подчиненные – сплошь молодые девушки, не наученные военной дисциплине, им семейное положение командира интереснее боевой задачи. Главная головная боль отправленного в тыл по ранению лейтенанта – сержант Рая Орешкина (вечно молодая Надежда Румянцева ), компенсирующая неловкость жизнелюбием и разрушительным энтузиазмом. Орешкина слабо представляет себе жизнь по уставу: ходит в самоволки домой к маме, лупит плененную немецкую летчицу – как она посмела отвесить командиру пощечину? Усмирить нрав девушки неспособны ни наряды вне очереди, ни прямая угроза трибуналом. Судьба Орешкиной, морально и физически неспособной жить по казарменному положению, была бы незавидна – да опять лихо помогло. Однажды она пристраивается на дневной сон в маскировочной сети заградительного аэростата, а тот берет – и срывается с троса. Барышню уносит из части в сторону фронта, а вместе с ней в ловушке оказывается и лейтенант, пытавшийся нерадивую подчиненную спасти. Оседлав неуправляемый аппарат, герои, вот уж точно Жюль Верн в стиле Жоржа Мельеса , дрейфуют на оккупированную немцами территорию. Без подвигов Орешкиной теперь не обойдется: немецкий летчик так и просит стрельнуть по нему из ракетницы, хитро спрятанный артиллерийский склад заходится огнем. Поезда летят под откос, офицер с «парабеллумом» получает галантный пендель кормой угнанного героями автомобиля. «War never been so much fun». В «Крепком орешке» за недолгий хронометраж — чуть больше часа — не показано ни одной смерти. В мире сценариста Ефима Севела ее попросту нет. В год выхода лента Вульфовича стала сарафанным хитом проката и настоящим «жупелом» советской прессы — критические статьи о сумасбродной комедии выпустили все крупные издания. «Искусство кино» называло ее «безусловностью полной нелепости». Больше всего информационный шум вокруг картины напоминает вполне современное явление медиатравли. Местами, конечно, ругали за дело: из стилистики «Крепкого орешка» торчат уши французского фарса «Бабетта идёт на войну», ранее появившегося в прокате и познакомившего массового зрителя с роковой красавицей Брижит Бардо . Но главная претензия к «Крепкому орешку» заключалась не в жанровой вторичности, но в самом настрое, который конъюнктура спешно приняла за очернение образа ветеранов войны. В шестидесятых эстетика лубочного «Боевого киносборника» и немой буффонады выглядела и вправду неестественно. Ее родство с комедией «Паровоз генерал» Бастера Китона кажется более явным, чем со всем кинопрошлым: «Падением Берлина» Михаила Чиаурели , «Бессмертным гарнизоном», эрзац-нуаром «Подвиг разведчика». И все же положить фильм «на полку» у редколлегии «Мосфильма» не поднялась рука. «Крепкий орешек» был, возможно, и правда не ко времени — все-таки уже прошло десять лет с того момента, как пронзительные «Летят журавли» Михаила Калатозова в корне изменили военное кино, сместив акценты с подвига на маленькую трагедию одного человека, чью судьбу перемолол беспощадный исторический процесс. Но и это тоже была сермяжная ветеранская правда. Над «Крепким орешком» работали фронтовики, упрекнуть их в спекуляциях было невозможно. Режиссер Вульфович — офицер разведки, связист гвардейского мотоциклетного батальона. Сценарист Севела еще совсем мальчишкой отстал от эвакуационного эшелона и остался один-одинешенек в белорусских лесах — потом вышел на позиции артиллеристов и остался с ними до самой Победы. Семья композитора Моисея Вайнберга погибла в концлагере Травники, сам он уже после войны был арестован при показательном разгроме Еврейского антифашистского комитета. В героизме этих людей никто не сомневался, а сами они видели в «Крепком орешке» не только смелый эксперимент, но и культурное высказывание. Читать "Иди и смотри" - фильм об ужасах войны и невозможности отвести взгляд «Вместо лирической я снимал эксцентрическую комедию, картину не столько о войне, сколько пародию на множество героических фальшивых фильмов о ней», – так впоследствии Вульфович охарактеризует свой замысел. В быличке о полете на аэростате правды не меньше, чем в пропагандистском «Фронте» 1943 года, патетичных «Майских звездах». Определенно больше, чем в воспетом Славоем Жижеком образе Сталина, созданном блестящим Михаилом Геловани . «Крепкий орешек» — вызывающе несерьезное кино о вещах, которые не могут поддаваться осмеянию. Символично, что этот швейковский перформанс, странный, но действительно без всякой злобы смешной, вышел на излете Оттепели — уже через год, когда советские танки снова окажутся в Праге, даже говорить о такой вольности станет неуместно. В семидесятых все-таки найдется повод убрать фильм с глаз долой: сценарист примет решение эмигрировать из СССР. «Крепкий орешек» пропадет на двадцать лет, вынырнет на телеэкраны уже в новой стране — как экзотичный документ эпохи. К тому моменту военный кинопантеон уже будет собран, в него войдут фильмы на основе воспоминаний «лейтенантов»: «Горячий снег», «А зори здесь тихие», конечно же «В бой идут одни "старики"» — фильм Леонида Быкова , так и не ставшего военным летчиком (зато ставшего всенародно любимым артистом). Эти ленты уже не упрекнуть в фальши. А значит, дело «Крепкого орешка» все-таки победило. Максим Гревцев

Понравилось:
Автор: Флора
Комментариев: 0




В бой идут одни «старики» (1973) - Трейлеры
25.07.17, 09:28
В бой идут одни «старики» 1973 года -
24.07.17, 07:23
Венеция 2017: На Лидо показали «Иди и смотри»
05.09.17, 10:28
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle

Надо знать.

Биография Энсела Эльгорта -
Смотреть все фото Биография Энсела Эльгорта Энсел Эльгорт — американский киноактёр и музыкант, известный по ролям в фильмах «Дивергент», «Виноваты звёзды» ...  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика