С 29 августа в российском прокате «Лунтик. Возвращение домой
» — полнометражное продолжение популярного мультсериала, известного уже не одному поколению маленьких зрителей. В новом мультфильме знакомые герои телеэкрана — кузнечик Кузя, бабочка Элина, гусеницы Вупсень и Пупсень — помогают Лунтику разгадать тайну его происхождения и найти потерявшуюся маму. Режиссером «Возвращения домой» выступил двукратный номинант на премию «Оскар» Константин Бронзит. Мы поговорили с ним о проекте, его многожанровости и ситуации в российской анимации в целом.
фото: Константин Бронзит/Кинокомпания СТВ Как утверждает Википедия, Лунтик появился ровно 20 лет назад – в 2004-м эта идея пришла в голову Александру Боярскому
, с которым вы работаете и по сей день. Вы помните историю создания Лунтика? Что вы?! Я не помню, что со мной вчера происходило! Я слишком стар, суперстар, да. Это я так шучу. Про идею Лунтика мне трудно что-то рассказывать по одной простой причине – я не участвовал в его создании и не имел отношения к сериалу. Но, насколько я помню, свои сказки про Лунтика сначала принесла на «Мельницу» писательница Сарра Ансон, она же Анна Саранцева, а уже Боярский вместе с Сергеем Сельяновым решили развивать эту историю в сериал. В этом и есть та самая продюсерская «чуйка», дающая жизнь успешным кино проектам. Потом замечательный художник и режиссер Дарина Шмидт нарисовала Лунтика, основываясь на описании этого персонажа в сказках, затем подключились сценаристы и все завертелось. А вы лично когда познакомились с Лунтиком? Прямо первой встречи глаза в глаза я, опять же, не помню. Но, скорее всего, я увидел его в первых аниматиках, потому что позднее я подключился как супервайзер сериала и смотрел, как получаются первые драфты аниматиков у молодых режиссеров. Тогда на «Мельнице» было еще много других дел, в которых я участвовал, так что на лавры сериала я вообще никогда не претендовал. Тем не менее к полному метру, идея которого тоже появилась не вчера, а несколько лет назад вы уже имели непосредственное отношение. Вот это я уже помню хорошо! Идею фильма мне подсказала жена. Мы как-то сидели на кухне, и она сказала, почему бы вам не сделать полнометражный фильм о том, как Лунтик ищет маму? И я пришел с этой идеей к Дарине и Диме Высоцкому, также замечательному сценаристу и режиссеру. Понятно, что Дарину долго уговаривать не пришлось, а вот каким образом я заинтересовал Диму совершенно чужеродным для него материалом — до сих пор удивляюсь. Наверное, в нем тоже проснулся какой-то профессиональный азарт.
фото: "Лунтик. Возвращение домой"/студия «Мельница», Кинокомпания СТВ Насколько я понимаю, вы написали сценарий, но он еще довольно долго пролежал на студии. Насколько нынешний полнометражный мультфильм похож на тот первый ваш сценарий? Конечно, он сильно изменился. Грамотные режиссеры, все-таки, не переносят тупо строчки сценария на экран, это совершенно другая форма изложения. Поэтому изменения неизбежны всегда. Даже если мы начинаем делать фильм по сценарию, который написан вчера, он начнет меняться и трансформироваться по мере проникновения на экран. Но в «Лунтике» не изменилось главное – история, его сюжетная канва. Все основные эпизоды, толкающие историю вперед, остались. Но в процессе работы в особенно важных местах уточняются реакции персонажей на происходящее, а, значит, меняются диалоги. Вносятся изменения внутри мизансцен. Так всегда бывает – потянешь одну ниточку, и она тянет за собой другую. Полный метр можно назвать многожанровым – тут есть и приключения, почти как в «Индиане Джонсе
», и роуд-муви, и «Мы не можем жить без космоса
», только с фокусом на Луну, где осталась мама Лунтика, и даже элементы триллера. На каком этапе это всё появилось? Жанровые маркеры, о которых вы сказали, появляются при разработке раскадровки и далее уточняются при работе над аниматиком. И тут режиссер всегда руководствуется своим чутьем и своими пристрастиями. Я сам страшно люблю все перечисленные вами жанры. Да все их любят! Триллер вообще один из самых популярных жанров в мире. Как и роуд-муви, как и приключения, как и комедия, чего уж там. Это такие четыре кита, на которых стоит мировой кинематограф. Дарина Шмидт, кстати, также активно участвовала в создании аниматиков и в какой-то момент, когда увидела мои куски с музыкальными референсами, возразила мне – зачем я так нагнетаю жути? Потому что сама она видела всю историю более детской и более веселой. Ну, понятно – она девочка. Но я как режиссер делал так, как считал нужным. Как известно, жанр – это угол зрения режиссера на историю. Раздай один сценарий десяти разным режиссерам – и получишь десять разных фильмов.
фото: "Лунтик. Возвращение домой"/студия «Мельница», Кинокомпания СТВ «Лунтик» действительно довольно взрослое семейное кино, как раз-таки за счет вкрапления разных жанров. Конечно! Это же коммерческий продукт. Если сериал существует для того, чтобы родители посадили детей у телевизора, а сами пошли заниматься своими делами, то в кинотеатр они придут вместе с детьми и тоже будут смотреть фильм. Так что прямая режиссерская обязанность – сделать фильм так, чтобы родители не скучали и не страдали на протяжении всего просмотра. Это задача повышенной сложности, определенный вызов – как из абсолютно малышкового материала сделать семейное кино, во время просмотра которого и взрослые смогли бы забыть о своих проблемах хотя бы на час с небольшим. Не кажется ли вам, что в принципе вся анимация за последние 20 лет стала взрослее? Это неизбежно, потому что художники, хотят они этого или нет, реагируют на то, каким жестким стал мир. Вообще всё мировое искусство стало жёстче – и мультипликация, и кино, и литература. Жизнь вокруг течет ненормально, и искусство, как зеркало, ее отражает. Кроме того, мультипликация осталась чуть ли не единственной территорией, где ты можешь избежать острых углов. Даже игровой кинематограф уже перешел на язык сказки.
фото: "Лунтик. Возвращение домой"/студия «Мельница», Кинокомпания СТВ Вы преподаете и часто участвуете как эксперт в разных питчингах, фестивалях. Голос молодого поколения анимационного кино ярче, чем игрового? Я, может быть, стал к старости глуховат, но я этого голоса пока не слышу. Профессия уходит, молодые люди не озабочены собственно режиссурой. Я не знаю, почему так происходит. У меня есть ощущение, что кино сегодня создает кто угодно, только не режиссеры. Художники, аниматоры, сторибордисты садятся в режиссерское кресло, обладая лишь частью навыков этой сложной профессии. Как будто оборвалась ниточка, которая соединяла нашу мощную российскую школу режиссуры со следующим поколением. Появился какой-то колоссальный зазор. И теперь люди делают кино по принципу «слышал звон, да не знаю, где он». И, вроде как что-то получается, на экраны выходит, но фильма при этом нет. Не связано ли это с неким дисбалансом между коммерческой и авторской анимацией? Первая переживает настоящий бум, а вторая по большому счету так и не доходит до зрителей. Авторская мультипликация вообще не заточена на то, чтобы доходить до зрителя, – в этом принципиальная разница между коммерческим и авторским кино. И так происходит во всем мире, и не только в мультипликации. Коммерческое кино делается для зрителей, авторское кино делается для профессиональных площадок под названием фестивали. Вот и всё. Почему тогда люди приходят в авторскую анимацию? Вы же тоже больше любите работать в этом сегменте. Я бы так не утверждал! У меня уже четыре полнометражных фильма – два «Богатыря», «Лунтик» и скоро выйдет «Мусор», который мы делаем с Димой Высоцким. Так что это чуть меньше, чем количество моих авторских фильмов. А почему идут в авторскую анимацию, количество которой, кстати, не сокращается год от года? Наверное, потому что есть в ней определенная степень свободы, о которой мечтает любой художник. Плюс дистанция короче: как правило, короткометражное кино легче сделать самому, ни от кого не зависеть, а потом собрать с ним определенные дивиденды в виде грамот и призов на фестивалях. Авторское кино создает имя, дает реноме. За счет этого человек заявляет о себе как о художнике, творце, о своих возможностях, что я могу, что умею, как мыслю. И, таким образом узнав о режиссере, ему могут позвонить продюсеры большого коммерческого кино.
фото: "Лунтик. Возвращение домой"/студия «Мельница», Кинокомпания СТВ Каждый режиссер авторского короткого метра может выйти в коммерческую анимацию? Шансы есть, но тут все зависит от того, как ты проявишь себя в авторском кино, зацепишь ли ты своими фильмами коллег по фестивальным площадкам и, главное, больших продюсеров, или твой фильм пройдет незамеченным. Можете ли вы назвать какие-то имена молодых режиссеров именно мультипликации, за которыми вы следите на фестивалях или в коммерческой анимации? Дарина Шмидт, Максим Куликов, Жанна Бекмамбетова, которая, насколько я знаю, заканчивает новый фильм, насколько я знаю, Дина Великовская, Варя Яковлева. Хотя не знаю, можно ли их еще считать молодыми режиссерами, хотя они точно моложе меня! Нужно ли вообще разделять авторскую и коммерческую анимацию? Мы делаем это, скорее, по формальным признакам. Но любое кино – авторское. Его же кто-то придумывает и снимает. Фильмы знаменитых голливудских режиссеров тоже авторские, хотя они и заточены на коммерческий успех. Так что это разделение довольно условно. И я, в принципе, давно пытаюсь объяснить, что надо убирать архаичное слово «авторское», равно как и «коммерческое», и всё называть одним словом – «кино». Что такое авторство? Это твое отношение к тому, что ты делаешь. Не важно количество собранных и потраченных денег, не важна целевая аудитория, потому что она часто зависит от менталитета. Важно то, как ты к этому относишься, как ты рожаешь свою идею и концепцию как автор, насколько ты мучаешься, насколько проект тебе дорог – и не важно, космонавты это или лунтики. «Аватар» Джеймса Кэмерона – это авторское кино, «Титаник» Джеймса Кэмерона – это авторское кино, «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта – это авторское кино. При том, что этот кинематограф заточен на зрителя и кассовые сборы. Но он и становится успешным, потому что авторы отдали себя этим фильмам до конца, трудились сердцем и головой и поливали всё кровью и потом, а не потому что у них в глазах мелькал счетчик денежных купюр. Так что разделение на авторское и коммерческое, на мой взгляд, – пережиток прошлого.
фото: "Лунтик. Возвращение домой"/студия «Мельница», Кинокомпания СТВ Хорошо, «Мусор» – это семейная мультипликация? Потому что пока кажется, что этим мультфильмом вы все-таки создадите некий прецедент именно не просто семейной, а взрослой полнометражной отечественной анимации в нашем кинотеатральном прокате. Это наш с Димой Высоцким полнометражный авторский коммерческий проект. И мы с Димой предельно серьезно относимся к тому, что делаем. Я не разделяю эти проекты на «несерьезных лунтиков» и на «серьезный» «Мусор». И в том, и в другом случае я работаю на пределе возможностей. И Дима относится к своим проектам также. Разница лишь в возрасте аудитории – «Лунтик», конечно, ближе к юному зрителю, чем фильм про «Мусор». Но это не означает, что «Мусор» нельзя смотреть детям. Да, возможно, в нем малыши поймут совсем не все, но и на «Лунтике», я уверен, что взрослым тоже будет, за что переживать. А по поводу прецедента, я сам с нетерпением жду, когда выйдет «Мусор» и какой популярностью он будет пользоваться. В завершении интервью я всем задаю один и тот же вопрос: чего вам сейчас не хватает в российской киноиндустрии? Видите, как я задумался. А всё потому, что мне глубоко плевать на российскую киноиндустрию. У меня есть своя маленькая жизнь. Она короткая и слишком ценная для того, чтобы тратить ее на озабоченность какой-то индустрией. Сейчас создается много фильмов, в том числе мультипликации, и посмотреть их все просто невозможно. Есть коллеги, чьим советам я доверяю. И когда на экраны выходит по-настоящему что-то стоящее, я этого, конечно, не пропущу. А что происходит в индустрии, мне абсолютно все равно. Если режиссеры буду снимать хорошие фильмы, индустрия им будет только благодарна. «Лунтик. Возвращение домой» уже в кинотеатрах. «Лунтик. Возвращение домой» Маша Токмашева
С 29 августа в российском прокате «Лунтик. Возвращение домой » — полнометражное продолжение популярного мультсериала , известного уже не одному поколению маленьких зрителей. В новом мультфильме знакомые герои телеэкрана — кузнечик Кузя, бабочка Элина, гусеницы Вупсень и Пупсень — помогают Лунтику разгадать тайну его происхождения и найти потерявшуюся маму. Режиссером «Возвращения домой» выступил двукратный номинант на премию «Оскар» Константин Бронзит . Мы поговорили с ним о проекте, его многожанровости и ситуации в российской анимации в целом. фото: Константин Бронзит/Кинокомпания СТВ Как утверждает Википедия, Лунтик появился ровно 20 лет назад – в 2004-м эта идея пришла в голову Александру Боярскому , с которым вы работаете и по сей день. Вы помните историю создания Лунтика? Что вы?! Я не помню, что со мной вчера происходило! Я слишком стар, суперстар, да. Это я так шучу. Про идею Лунтика мне трудно что-то рассказывать по одной простой причине – я не участвовал в его создании и не имел отношения к сериалу. Но, насколько я помню, свои сказки про Лунтика сначала принесла на «Мельницу» писательница Сарра Ансон, она же Анна Саранцева, а уже Боярский вместе с Сергеем Сельяновым решили развивать эту историю в сериал. В этом и есть та самая продюсерская «чуйка», дающая жизнь успешным кино проектам. Потом замечательный художник и режиссер Дарина Шмидт нарисовала Лунтика, основываясь на описании этого персонажа в сказках, затем подключились сценаристы и все завертелось. А вы лично когда познакомились с Лунтиком? Прямо первой встречи глаза в глаза я, опять же, не помню. Но, скорее всего, я увидел его в первых аниматиках, потому что позднее я подключился как супервайзер сериала и смотрел, как получаются первые драфты аниматиков у молодых режиссеров. Тогда на «Мельнице» было еще много других дел, в которых я участвовал, так что на лавры сериала я вообще никогда не претендовал. Тем не менее к полному метру, идея которого тоже появилась не вчера, а несколько лет назад вы уже имели непосредственное отношение. Вот это я уже помню хорошо! Идею фильма мне подсказала жена. Мы как-то сидели на кухне, и она сказала, почему бы вам не сделать полнометражный фильм о том, как Лунтик ищет маму? И я пришел с этой идеей к Дарине и Диме Высоцкому , также замечательному сценаристу и режиссеру. Понятно, что Дарину долго уговаривать не пришлось, а вот каким образом я заинтересовал Диму совершенно чужеродным для него материалом — до сих пор удивляюсь. Наверное, в нем тоже проснулся какой-то профессиональный азарт. фото: "Лунтик. Возвращение домой"/студия «Мельница», Кинокомпания СТВ Насколько я понимаю, вы написали сценарий, но он еще довольно долго пролежал на студии. Насколько нынешний полнометражный мультфильм похож на тот первый ваш сценарий? Конечно, он сильно изменился. Грамотные режиссеры, все-таки, не переносят тупо строчки сценария на экран, это совершенно другая форма изложения. Поэтому изменения неизбежны всегда. Даже если мы начинаем делать фильм по сценарию, который написан вчера, он начнет меняться и трансформироваться по мере проникновения на экран. Но в «Лунтике» не изменилось главное – история, его сюжетная канва. Все основные эпизоды, толкающие историю вперед, остались. Но в процессе работы в особенно важных местах уточняются реакции персонажей на происходящее, а, значит, меняются диалоги. Вносятся изменения внутри мизансцен. Так всегда бывает – потянешь одну ниточку, и она тянет за собой другую. Полный метр можно назвать многожанровым – тут есть и приключения, почти как в «Индиане Джонсе », и роуд-муви, и «Мы не можем жить без космоса », только с фокусом на Луну, где осталась мама Лунтика, и даже элементы триллера. На каком этапе это всё появилось? Жанровые маркеры, о которых вы сказали, появляются при разработке раскадровки и далее уточняются при работе над аниматиком. И тут режиссер всегда руководствуется своим чутьем и своими пристрастиями. Я сам страшно люблю все перечисленные вами жанры. Да все их любят! Триллер вообще один из самых популярных жанров в мире. Как и роуд-муви, как и приключения, как и комедия, чего уж там. Это такие четыре кита, на которых стоит мировой кинематограф. Дарина Шмидт, кстати, также активно участвовала в создании аниматиков и в какой-то момент, когда увидела мои куски с музыкальными референсами, возразила мне – зачем я так нагнетаю жути? Потому что сама она видела всю историю более детской и более веселой. Ну, понятно – она девочка. Но я как режиссер делал так, как считал нужным. Как известно, жанр – это угол зрения режиссера на историю. Раздай один сценарий десяти разным режиссерам – и получишь десять разных фильмов. фото: "Лунтик. Возвращение домой"/студия «Мельница», Кинокомпания СТВ «Лунтик» действительно довольно взрослое семейное кино, как раз-таки за счет вкрапления разных жанров. Конечно! Это же коммерческий продукт. Если сериал существует для того, чтобы родители посадили детей у телевизора, а сами пошли заниматься своими делами, то в кинотеатр они придут вместе с детьми и тоже будут смотреть фильм. Так что прямая режиссерская обязанность – сделать фильм так, чтобы родители не скучали и не страдали на протяжении всего просмотра. Это задача повышенной сложности, определенный вызов – как из абсолютно малышкового материала сделать семейное кино, во время просмотра которого и взрослые смогли бы забыть о своих проблемах хотя бы на час с небольшим. Не кажется ли вам, что в принципе вся анимация за последние 20 лет стала взрослее? Это неизбежно, потому что художники, хотят они этого или нет, реагируют на то, каким жестким стал мир. Вообще всё мировое искусство стало жёстче – и мультипликация, и кино, и литература. Жизнь вокруг течет ненормально, и искусство, как зеркало, ее отражает. Кроме того, мультипликация осталась чуть ли не единственной территорией, где ты можешь избежать острых углов. Даже игровой кинематограф уже перешел на язык сказки. фото: "Лунтик. Возвращение домой"/студия «Мельница», Кинокомпания СТВ Вы преподаете и часто участвуете как эксперт в разных питчингах, фестивалях. Голос молодого поколения анимационного кино ярче, чем игрового? Я, может быть, стал к старости глуховат, но я этого голоса пока не слышу. Профессия уходит, молодые люди не озабочены собственно режиссурой. Я не знаю, почему так происходит. У меня есть ощущение, что кино сегодня создает кто угодно, только не режиссеры. Художники, аниматоры, сторибордисты садятся в режиссерское кресло, обладая лишь частью навыков этой сложной профессии. Как будто оборвалась ниточка, которая соединяла нашу мощную российскую школу режиссуры со следующим поколением. Появился какой-то колоссальный зазор. И теперь люди делают кино по принципу «слышал звон, да не знаю, где он». И, вроде как что-то получается, на экраны выходит, но фильма при этом нет. Не связано ли это с неким дисбалансом между коммерческой и авторской анимацией? Первая переживает настоящий бум, а вторая по большому счету так и не доходит до зрителей. Авторская мультипликация вообще не заточена на то, чтобы доходить до зрителя, – в этом принципиальная разница между коммерческим и авторским кино. И так происходит во всем мире, и не только в мультипликации. Коммерческое кино делается для зрителей, авторское кино делается для профессиональных площадок под названием фестивали. Вот и всё. Почему тогда люди приходят в авторскую анимацию? Вы же тоже больше любите работать в этом сегменте. Я бы так не утверждал! У меня уже четыре полнометражных фильма – два «Богатыря» , «Лунтик» и скоро выйдет «Мусор », который мы делаем с Димой Высоцким. Так что это чуть меньше, чем количество моих авторских фильмов. А почему идут в авторскую анимацию, количество которой, кстати, не сокращается год от года? Наверное, потому что есть в ней определенная степень свободы, о которой мечтает любой художник. Плюс дистанция короче: как правило, короткометражное кино легче сделать самому, ни от кого не зависеть, а потом собрать с ним определенные дивиденды в виде грамот и призов на фестивалях. Авторское кино создает имя, дает реноме. За счет этого человек заявляет о себе как о художнике, творце, о своих возможностях, что я могу, что умею, как мыслю. И, таким образом узнав о режиссере, ему могут позвонить продюсеры большого коммерческого кино. фото: "Лунтик. Возвращение домой"/студия «Мельница», Кинокомпания СТВ Каждый режиссер авторского короткого метра может выйти в коммерческую анимацию? Шансы есть, но тут все зависит от того, как ты проявишь себя в авторском кино, зацепишь ли ты своими фильмами коллег по фестивальным площадкам и, главное, больших продюсеров, или твой фильм пройдет незамеченным. Можете ли вы назвать какие-то имена молодых режиссеров именно мультипликации, за которыми вы следите на фестивалях или в коммерческой анимации? Дарина Шмидт, Максим Куликов, Жанна Бекмамбетова , которая, насколько я знаю, заканчивает новый фильм, насколько я знаю, Дина Великовская, Варя Яковлева. Хотя не знаю, можно ли их еще считать молодыми режиссерами, хотя они точно моложе меня! Нужно ли вообще разделять авторскую и коммерческую анимацию? Мы делаем это, скорее, по формальным признакам. Но любое кино – авторское. Его же кто-то придумывает и снимает. Фильмы знаменитых голливудских режиссеров тоже авторские, хотя они и заточены на коммерческий успех. Так что это разделение довольно условно. И я, в принципе, давно пытаюсь объяснить, что надо убирать архаичное слово «авторское», равно как и «коммерческое», и всё называть одним словом – «кино». Что такое авторство? Это твое отношение к тому, что ты делаешь. Не важно количество собранных и потраченных денег, не важна целевая аудитория, потому что она часто зависит от менталитета. Важно то, как ты к этому относишься, как ты рожаешь свою идею и концепцию как автор, насколько ты мучаешься, насколько проект тебе дорог – и не важно, космонавты это или лунтики. «Аватар » Джеймса Кэмерона – это авторское кино, «Титаник » Джеймса Кэмерона – это авторское кино, «Бегущий по лезвию бритвы » Ридли Скотта – это авторское кино. При том, что этот кинематограф заточен
Биография Юлии Галкиной Юлия Ивановна Галкина – профессиональная актриса, в творческой копилке которой более полусотни ролей в проектах большого кино, телесериалах и театральных спектаклях. → Актриса Юлия Галкина на съемках «Васильков для Василисы» Среди них: картины «Поцелуи падших ангелов»,
→ Подробнее:)