Клоун с осенью в сердце: премьера спектакля «Енгибаров» в ЦДР - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

Клоун с осенью в сердце: премьера спектакля «Енгибаров» в ЦДР - «Рецензии»

23.06.25, 08:56

Сезон в Центре драматургии и режиссуры на Соколе завершается премьерой спектакля «Енгибаров» о грустном клоуне-миме Леониде Енгибарове
Клоун с осенью в сердце: премьера спектакля «Енгибаров» в ЦДР - «Рецензии»
— главном лице советского цирка 1960-х. Дебютная постановка Александра Недомолкина объединила в одной команде артистов Центра драматургии и режиссуры, студии SounDrama и студентов факультета новых направлений сценических искусств кафедры саунд-драмы ГИТИСа из мастерских Валерия Гаркалина
, Владимира Панкова
, Елены Шаниной
и Анны Ардовой
. Рассказываем, каким получился спектакль.


фото: Елена Морозова
«Если я гений, то, как Пушкин, умру в 37 лет», — неоднократно говорил Леонид Енгибаров. Его называли грустным клоуном, клоуном-поэтом, клоуном-интеллектуалом и клоуном с осенью в сердце. «Я выхожу на манеж не для того лишь, чтобы смешить «уважаемую публику», а для того, чтобы с ней говорить - о добре и зле, благородстве и подлости, о любви и нежности», — еще одно известное изречение артиста. Прежде чем вступить в клуб 37, Егибаров, выступающий почти без грима с лирическими миниатюрами, переломил представление о профессии и повлиял на развитие циркового искусства во всем мире. Наследие мима включает также его воспоминания, сборник новелл и множество эпизодов в кинофильмах лучших режиссеров своего времени, включая Параджанова
, Шукшина
и Абуладзе
.
Питательной средой для спектакля Александра Недомолкина становятся не только имеющиеся архивы артиста и видеозаписи его выступлений, но и ценные литературные источники — книги писательницы и поэтессы Марии Романушко, для которой Енгибаров был и остается важнейшим человеком в жизни. Более 40 лет она посвятила изучению творчества клоуна, публиковала его гастрольный дневник и уникальные интервью, а также повести о нем, воспоминания о событиях, очевидицей которых была, и даже историю его чешского внука! Были ли между ними романтические отношения за пять лет их знакомства — неясно: считается, что нет, но она абсолютно точно его любит, называя Маленьким Принцем, пришедшим сделать землю лучше, а души — свободнее.

фото: Елена Морозова
В спектакле «Енгибаров» Мария (Марина Мищенко) выступает проводницей-рассказчицей, а история начинается за год до смерти Енгибарова — телефонным звонком из Парижа. Города, олицетворяющего свободу для каждого художника. Эффектная француженка Жюли (Екатерина Самойло
) выражает надежду, что месье ЭнжибарОв прилетит с гастролями, но чиновник-антрепренер, малорослик Сергей Сергеевич Дудов (Сергей Маркеев
) ставит на мечте жирный крест. Параллельно материализуется мать артиста (Алина Савина), по-армянски произносящая обычные родительские причитания и кличащая сына Николушкой (под именем Нико образ Енгибарова выписан в одной из книг Романушко). Только потом следует сцена знакомства Марии и Леонида (Александр Фокин) в один дождливый день. Она читает ему свое стихотворение, он приглашает её на представление. Обрывочные воспоминания из разных лет едва-едва складываются в единый сюжет, но это нормально, ведь память нелинейна и ненадежна. (Ремарка: поверхностно ознакомиться с биографией Леонида Енгибарова до похода в театр не помешает, тогда насыщенный образами спектакль будет понятнее.)
Архитектура спектакля даже более затейлива. Цирковую арену без труда воплощает круглая сцена ЦДР, обнесенная широким бордюром. Зрительские ряды располагаются на противоположных флангах — и актерам приходится играть «на обе стороны», что добавляет живому и пластичному спектаклю динамизма. Периодически он превращается в акробатическое и танцевальное шоу (над постановкой номеров работала хореограф Александра Кульбарисова, выпускница ГИТИСа 2024 года). Иногда, словно не в силах сдержать кураж, актеры выплескиваются за края манежа — в зрительный зал, расположенный вплотную к разделительному бордюру. Вдобавок сценическое пространство расширяется за счет боковых ниш, где сидят музыканты, и балконов с трех сторон зала.

фото: Елена Морозова
Еще до начала действия труппа в образах цирковых артистов вплоть до третьего звонка разминается на манеже. Они изображают не только коллектив артистов цирка, коллег Енгибарова, но воплощают его творческую энергию, которая то повсюду следует за героем, то покидает его в тяжелые минуты. У мимов необычные и неповторяющиеся черно-белые костюмы — работа художницы Майи Федосеевой, ГИТИСа пока не закончившей, но уже являющейся успешным мастером сценографии, призером конкурсов. Костюмы подчеркивают дуальность Енгибарова, пограничность его существования на стыке прекрасного и ужасного, комедии и трагедии. Внешний вид титульного героя почти повторяет его реальный сценический образ: клоунские курносые ботинки, короткие брючки, шейный платок в горох, полосатая майка да шляпа. И, разумеется черный дырчатый зонт.
Молодая актерская команда энергична и обаятельна: Сергей Маркеев (с пеленок, кстати, снимающийся в кино) смешно отыгрывает советского функционера, наводит суету и даже, к восторгу публики, выполняет опасный трюк — прыжок с балкона. Артем Иванников в роли конферансье Завела всего в двух появлениях ярко демонстрирует трагикомическую суть советских цирка и эстрады, где профессиональный долг немыслим без продолжительных запоев. Нервная работа, отсутствие свободы, гастрольные скитания. В одной из самых запоминающихся сцен Иванников больше минуты держит в напряжении зал без единого слова, одной лишь мимикой. Аполлинария Волконская, играющая чешскую художницу Ядвигу, неофициальную жену Енгибарова, исполняет настоящий акробатический перфоманс на вращающемся обруче. Возлюбленная героя не была цирковой гимнасткой, но такая трактовка подразумевает особое романтическое отношение между героями. Жизнь Яси, как он её называет, тоже оборвалась трагически, что нашло отражение в красноречивой и поэтически-возвышенной сцене. Исполнителю главной роли Александру Фокину досталась особенно трудная задача: он не может стать Енгибаровым (слишком молод, слишком красив). Но в спектакле ему придумали хороший образ душевно раненного кузнечика, который любит жизнь и продолжает скакать до самого конца, до остановки сердца.

фото: Елена Морозова
Добрый юмор, тонкая ирония, философское содержание и оригинальная форма – отличительные черты авторского стиля Енгибарова — находят место и в постановке студентов ГИТИСа. Плюс много-много хорошей музыки: лирической, советской, цирковой, традиционной армянской. Песня из кинофильма «Путь на арену
» (1963), посвященного Леониду Енгибарову, тоже звучит. Похоже, авторы провели большое исследование жизни и творчества своего героя и многое привнесли в спектакль, который от этого выглядит эклектичным, и не все отсылки сразу можно угадать, но в нем есть глубина, объем. «Я карманный вор. Я король карманных воров. Я богат и счастлив. Я почти что счастлив. Вот только жаль, что никто не носит сердце в кармане!», — такой монолог произносит Леонид в сцене знакомства с Марией. Будьте готовы, что, вернувшись домой, вы обнаружите, что «Енгибаров» украл ваше сердечко.
Екатерина Визгалова

Сезон в Центре драматургии и режиссуры на Соколе завершается премьерой спектакля «Енгибаров» о грустном клоуне-миме Леониде Енгибарове — главном лице советского цирка 1960-х. Дебютная постановка Александра Недомолкина объединила в одной команде артистов Центра драматургии и режиссуры, студии SounDrama и студентов факультета новых направлений сценических искусств кафедры саунд-драмы ГИТИСа из мастерских Валерия Гаркалина , Владимира Панкова , Елены Шаниной и Анны Ардовой . Рассказываем, каким получился спектакль. фото: Елена Морозова «Если я гений, то, как Пушкин, умру в 37 лет», — неоднократно говорил Леонид Енгибаров. Его называли грустным клоуном, клоуном-поэтом, клоуном-интеллектуалом и клоуном с осенью в сердце. «Я выхожу на манеж не для того лишь, чтобы смешить «уважаемую публику», а для того, чтобы с ней говорить - о добре и зле, благородстве и подлости, о любви и нежности», — еще одно известное изречение артиста. Прежде чем вступить в клуб 37, Егибаров, выступающий почти без грима с лирическими миниатюрами, переломил представление о профессии и повлиял на развитие циркового искусства во всем мире. Наследие мима включает также его воспоминания, сборник новелл и множество эпизодов в кинофильмах лучших режиссеров своего времени, включая Параджанова , Шукшина и Абуладзе . Питательной средой для спектакля Александра Недомолкина становятся не только имеющиеся архивы артиста и видеозаписи его выступлений, но и ценные литературные источники — книги писательницы и поэтессы Марии Романушко, для которой Енгибаров был и остается важнейшим человеком в жизни. Более 40 лет она посвятила изучению творчества клоуна, публиковала его гастрольный дневник и уникальные интервью, а также повести о нем, воспоминания о событиях, очевидицей которых была, и даже историю его чешского внука! Были ли между ними романтические отношения за пять лет их знакомства — неясно: считается, что нет, но она абсолютно точно его любит, называя Маленьким Принцем, пришедшим сделать землю лучше, а души — свободнее. фото: Елена Морозова В спектакле «Енгибаров» Мария (Марина Мищенко) выступает проводницей-рассказчицей, а история начинается за год до смерти Енгибарова — телефонным звонком из Парижа. Города, олицетворяющего свободу для каждого художника. Эффектная француженка Жюли (Екатерина Самойло ) выражает надежду, что месье ЭнжибарОв прилетит с гастролями, но чиновник-антрепренер, малорослик Сергей Сергеевич Дудов (Сергей Маркеев ) ставит на мечте жирный крест. Параллельно материализуется мать артиста (Алина Савина), по-армянски произносящая обычные родительские причитания и кличащая сына Николушкой (под именем Нико образ Енгибарова выписан в одной из книг Романушко). Только потом следует сцена знакомства Марии и Леонида (Александр Фокин) в один дождливый день. Она читает ему свое стихотворение, он приглашает её на представление. Обрывочные воспоминания из разных лет едва-едва складываются в единый сюжет, но это нормально, ведь память нелинейна и ненадежна. (Ремарка: поверхностно ознакомиться с биографией Леонида Енгибарова до похода в театр не помешает, тогда насыщенный образами спектакль будет понятнее.) Архитектура спектакля даже более затейлива. Цирковую арену без труда воплощает круглая сцена ЦДР, обнесенная широким бордюром. Зрительские ряды располагаются на противоположных флангах — и актерам приходится играть «на обе стороны», что добавляет живому и пластичному спектаклю динамизма. Периодически он превращается в акробатическое и танцевальное шоу (над постановкой номеров работала хореограф Александра Кульбарисова, выпускница ГИТИСа 2024 года). Иногда, словно не в силах сдержать кураж, актеры выплескиваются за края манежа — в зрительный зал, расположенный вплотную к разделительному бордюру. Вдобавок сценическое пространство расширяется за счет боковых ниш, где сидят музыканты, и балконов с трех сторон зала. фото: Елена Морозова Еще до начала действия труппа в образах цирковых артистов вплоть до третьего звонка разминается на манеже. Они изображают не только коллектив артистов цирка, коллег Енгибарова, но воплощают его творческую энергию, которая то повсюду следует за героем, то покидает его в тяжелые минуты. У мимов необычные и неповторяющиеся черно-белые костюмы — работа художницы Майи Федосеевой, ГИТИСа пока не закончившей, но уже являющейся успешным мастером сценографии, призером конкурсов. Костюмы подчеркивают дуальность Енгибарова, пограничность его существования на стыке прекрасного и ужасного, комедии и трагедии. Внешний вид титульного героя почти повторяет его реальный сценический образ: клоунские курносые ботинки, короткие брючки, шейный платок в горох, полосатая майка да шляпа. И, разумеется черный дырчатый зонт. Молодая актерская команда энергична и обаятельна: Сергей Маркеев (с пеленок, кстати, снимающийся в кино) смешно отыгрывает советского функционера, наводит суету и даже, к восторгу публики, выполняет опасный трюк — прыжок с балкона. Артем Иванников в роли конферансье Завела всего в двух появлениях ярко демонстрирует трагикомическую суть советских цирка и эстрады, где профессиональный долг немыслим без продолжительных запоев. Нервная работа, отсутствие свободы, гастрольные скитания. В одной из самых запоминающихся сцен Иванников больше минуты держит в напряжении зал без единого слова, одной лишь мимикой. Аполлинария Волконская, играющая чешскую художницу Ядвигу, неофициальную жену Енгибарова, исполняет настоящий акробатический перфоманс на вращающемся обруче. Возлюбленная героя не была цирковой гимнасткой, но такая трактовка подразумевает особое романтическое отношение между героями. Жизнь Яси, как он её называет, тоже оборвалась трагически, что нашло отражение в красноречивой и поэтически-возвышенной сцене. Исполнителю главной роли Александру Фокину досталась особенно трудная задача: он не может стать Енгибаровым (слишком молод, слишком красив). Но в спектакле ему придумали хороший образ душевно раненного кузнечика, который любит жизнь и продолжает скакать до самого конца, до остановки сердца. фото: Елена Морозова Добрый юмор, тонкая ирония, философское содержание и оригинальная форма – отличительные черты авторского стиля Енгибарова — находят место и в постановке студентов ГИТИСа. Плюс много-много хорошей музыки: лирической, советской, цирковой, традиционной армянской. Песня из кинофильма «Путь на арену » (1963), посвященного Леониду Енгибарову, тоже звучит. Похоже, авторы провели большое исследование жизни и творчества своего героя и многое привнесли в спектакль, который от этого выглядит эклектичным, и не все отсылки сразу можно угадать, но в нем есть глубина, объем. «Я карманный вор. Я король карманных воров. Я богат и счастлив. Я почти что счастлив. Вот только жаль, что никто не носит сердце в кармане!», — такой монолог произносит Леонид в сцене знакомства с Марией. Будьте готовы, что, вернувшись домой, вы обнаружите, что «Енгибаров» украл ваше сердечко. Екатерина Визгалова
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Понравилось:
Автор: Fraser
Комментариев: 0



Биография Елены Летучей - Режиссеры.
21.08.17, 10:03
Елена Морозова - Биография
09.08.17, 04:10
Биография Анны Ардовой - Иностранные актеры.
14.08.17, 02:01

Надо знать.

Станислав Чекан - Биография
Станислав Чекан: биография Станислав Чекан – советский и российский актер театра и кино, снявшийся в сотне художественных картин советского ...  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино. Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила. Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта. Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
    
 



Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» →   © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up