«Август»: Пойдем, приятель, в лес - «Рецензии»
С 25 сентября в российском прокате «Август
» — новая экранизация романа Владимира Богомолова
«В августе сорок четвёртого» о подвиге советской контрразведки в годы Великой Отечественной войны. Оперативники СМЕРШа во главе с капитаном Алехиным (Сергей Безруков
) бродят по лесам западной Белоруссии в поисках следов неуловимых немецких диверсантов, грозящих сорвать масштабное наступление. Никита Высоцкий
и Илья Лебедев
(они же режиссировали недавнюю ретродраму «Любовь Советского Союза
») вооружили «Август» необычным визуальным стилем и мастерски напустили мистики, но при этом лишили историю оригинального стержня: теперь это не хитро выписанная процедуральная драма о трудовых буднях тыловой безопасности, а инфернальный технотриллер, поставивший зрелище выше сюжета, а к финалу — и здравого смысла.
Август 1944-го года. Советская армия готовится к Мемельской операции, в результате которой более полумиллиона солдат немецкой армии «Север» окажутся блокированы в Прибалтике. В район недавно освобожденного города Лида безостановочно идут эшелоны со свежими армейскими частями, техникой и припасами. Недалеко от Лиды — необъятный, «размером с Францию», Шиловичский лесной массив, в котором все еще скрываются недобитые враги. Бестиарий обширный, от разрозненных немецких отрядов до бывших полицаев, ячеек польской Армии Крайовой и спрятавшихся от уголовного розыска разбойничьих банд. Аккурат перед наступлением из леса начинает вещать коротковолновый радиопередатчик, посылающий на запад сведения о передвижении войск. Где-то в прифронтовой зоне, буквально у всех на виду, скрывается тщательно законспирированная группа немецких агентов. Найти ее и остановить вещание станции поручают контразведке 3-го Белорусского фронта — сняв погоны, в гиблый лес уходят капитан Алехин (Безруков), болтливый старлей Таманцев (Никита Кологривый
) и прибившийся к ним контуженный лейтенант Блинов (Павел Табаков
). Последний на службе оказался случайно: помог нейтрализовать диверсионную группу, за что и получил от начальника (Даниил Воробьев
) направление на «стажировку». Впереди у троицы гектары дикого сосняка, в котором нужно изучить каждую сторожку, каждый пенёк и каждую сломанную веточку. Никогда не знаешь, какая мелочь приведет на след таинственного радиста и его подельников.
Уже несколько десятилетий кинематографисты бьются об книгу Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого» (она также издавалась под заглавиями «Момент истины», «Убиты при задержании…» и «Возьми их всех!»), пытаясь сделать на ее основе крепкое военное кино. И каждый раз с упорством, достойным лучшего применения, совершают одну и ту же ошибку. Культовый среди советских мальчишек роман, несмотря на время и место действия, был беден на описание перестрелок и взрывов, его главной фишкой было обстоятельное описание работы СМЕРШа: скрупулезные поиски зацепок, грамотно проведенные допросы и мастерски проведенные операции по «раскалыванию» вражеских лазутчиков. Львиная доля событий передавалась посредством рапортов и шифровок, многостраничных монологов от первого лица, описания особенностей белорусского грунта и литовских сортов огурцов. Но по какому-то странному закону, из четкого, как доклад старшему по званию, текста упрямо пытаются сделать военный боевик.
В 1975 году первая попытка
экранизировать «Момент истины» закончилась колоссальным фиаско: редкий случай, когда наполовину сделанную картину пришлось закрыть… по решению суда! Богомолов подал иск к Мосфильму из-за циничного извращения своего сценария — утверждалось, что отснятый режиссером Витаутасом Жалакявичюсом
материал мало того что порочит честь советских офицеров, так еще и похож по стилистике на «Великолепную семерку
». Аналогичная судьба могла постичь и полюбившийся постсоветскому зрителю фильм Михаила Пташука
«В августе 44-го
» — тут с создателями картины воевал сразу и писатель (до суда не дошло, но имя с титров Богомолов снял), и продюсеры, желавшие видеть на экране забойное мочилово. Потому ленту, ближе всех приблизившуюся к статусу правильной экранизации, драматически зарезали на монтажном столе. В 2023 году также выходил сериал «Операция "Неман"
», но и там создатели заранее подстелили себе соломку: сами объявили свою адаптацию помотивчиком и с чистой совестью погрузились в военный экшн, погони и беспорядочную стрельбу.
Снаряд уже трижды под разным углом угодил в одну воронку, так что было бы наивно ждать от «Августа» внезапного озарения. Подобно предшественникам, Никита Высоцкий и Илья Лебедев перед текстом Богомолова капитулируют: его самобытная литературная форма снова осталась за бортом. Как бы компенсируя это, в новой экранизации сделан качественный рывок в совершенно другую стилистику — теперь перед нами стильный мистический триллер, полный сюрреалистичной чертовщины. Главную роль в этом преображении играет пресловутый Шиловичский лес, возведенный в статус магического заповедника: короткая экскурсия по его знаковым достопримечательностям — засыпанным гильзами хатам, скелетам немецких бомбардировщиков и оставшихся после боев стихийных кладбищ — становится для «Августа» главным эстетическим приемом. «Советскому человеку в лесу делать нечего», под каждым кустом таится нечисть — и потому недружелюбный бор выглядит запредельным пространством, почти что посмертием, которое исследуют оперупономоченные сталкеры.
Специфика профессии превращает их в советских супергероев, научившихся не только «стрелять маятником» с двух рук, но и на каком-то животном уровне считывать сигналы Вселенной. Портовая шпана Таманцев, например, видит причудливые вещие сны, подсказывающие, кого надо арестовать. А Алехин ежесекундно прокручивает в голове сотни, если не тысячи, фотороботов из картотеки НКВД: искать преступников ему помогает фантом тяжело больной дочери. Экстраординарными способностями обделен разве что еще неоперившийся лейтенант Блинов, исправно генерирующий товарищам проблемы: то в лесу заблудится, то задержанного наедине с автоматом оставит. Или того хуже, случайно выстрелит в подозрительного офицера, обеспечив всей шайке-лейке томный вечер в камере Лидской комендатуры.
С упрощением характеров смершевцев, их почти шаманским всесилием и какими-то вызывающе антисоветскими методами ведения расследований можно смириться, записав странности в жанровые особенности. При должном желании так можно объяснить даже несуразный финальный твист, после которого из белорусского леса внезапно выходит целый полк тяжеловооруженных фашистов — не меньше месяца там тихонько сидели, питаясь росой и щавелевым кустом. Не люди — натурально лешие с автоматами. Но вот чего «Августу» никак простить нельзя, так это отсутствия в фильме главной скрепы любой разведки и контрразведки — терпения. Банальное умение ждать, хладнокровие при выполнении рутинных задач и сохранение себя перед лицом неудачи — такими качествами Владимир Богомолов наделял своих героев, способных неделями ковыряться в земле ради призрачного шанса найти следы вражьего шпиона. Новые Алехин, Таманцев и Блинов неудач, похоже, и не видели никогда: экстрасенсорная чуйка и щепотка сюжетной магии справно ведут их от одной зацепки к другой, прерываясь разве что на дежурную сцену взрыва полуторки с арбузами и необязательные монологи Безрукова о вине перед оставленной в тылу дочкой. Может, поэтому легендарный пароль «Бабушка приехала» и не вызывает здесь никаких эмоций? «Август» так и не показал, какой трудный путь «бабушке» пришлось преодолеть.
«Август» в кинотеатрах с 25 сентября.![]()
«Август»
Максим Гревцев






Август 1944-го года. Советская армия готовится к Мемельской операции, в результате которой более полумиллиона солдат немецкой армии «Север» окажутся блокированы в Прибалтике. В район недавно освобожденного города Лида безостановочно идут эшелоны со свежими армейскими частями, техникой и припасами. Недалеко от Лиды — необъятный, «размером с Францию», Шиловичский лесной массив, в котором все еще скрываются недобитые враги. Бестиарий обширный, от разрозненных немецких отрядов до бывших полицаев, ячеек польской Армии Крайовой и спрятавшихся от уголовного розыска разбойничьих банд. Аккурат перед наступлением из леса начинает вещать коротковолновый радиопередатчик, посылающий на запад сведения о передвижении войск. Где-то в прифронтовой зоне, буквально у всех на виду, скрывается тщательно законспирированная группа немецких агентов. Найти ее и остановить вещание станции поручают контразведке 3-го Белорусского фронта — сняв погоны, в гиблый лес уходят капитан Алехин (Безруков), болтливый старлей Таманцев (Никита Кологривый



Уже несколько десятилетий кинематографисты бьются об книгу Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого» (она также издавалась под заглавиями «Момент истины», «Убиты при задержании…» и «Возьми их всех!»), пытаясь сделать на ее основе крепкое военное кино. И каждый раз с упорством, достойным лучшего применения, совершают одну и ту же ошибку. Культовый среди советских мальчишек роман, несмотря на время и место действия, был беден на описание перестрелок и взрывов, его главной фишкой было обстоятельное описание работы СМЕРШа: скрупулезные поиски зацепок, грамотно проведенные допросы и мастерски проведенные операции по «раскалыванию» вражеских лазутчиков. Львиная доля событий передавалась посредством рапортов и шифровок, многостраничных монологов от первого лица, описания особенностей белорусского грунта и литовских сортов огурцов. Но по какому-то странному закону, из четкого, как доклад старшему по званию, текста упрямо пытаются сделать военный боевик.
В 1975 году первая попытка






Снаряд уже трижды под разным углом угодил в одну воронку, так что было бы наивно ждать от «Августа» внезапного озарения. Подобно предшественникам, Никита Высоцкий и Илья Лебедев перед текстом Богомолова капитулируют: его самобытная литературная форма снова осталась за бортом. Как бы компенсируя это, в новой экранизации сделан качественный рывок в совершенно другую стилистику — теперь перед нами стильный мистический триллер, полный сюрреалистичной чертовщины. Главную роль в этом преображении играет пресловутый Шиловичский лес, возведенный в статус магического заповедника: короткая экскурсия по его знаковым достопримечательностям — засыпанным гильзами хатам, скелетам немецких бомбардировщиков и оставшихся после боев стихийных кладбищ — становится для «Августа» главным эстетическим приемом. «Советскому человеку в лесу делать нечего», под каждым кустом таится нечисть — и потому недружелюбный бор выглядит запредельным пространством, почти что посмертием, которое исследуют оперупономоченные сталкеры.
Специфика профессии превращает их в советских супергероев, научившихся не только «стрелять маятником» с двух рук, но и на каком-то животном уровне считывать сигналы Вселенной. Портовая шпана Таманцев, например, видит причудливые вещие сны, подсказывающие, кого надо арестовать. А Алехин ежесекундно прокручивает в голове сотни, если не тысячи, фотороботов из картотеки НКВД: искать преступников ему помогает фантом тяжело больной дочери. Экстраординарными способностями обделен разве что еще неоперившийся лейтенант Блинов, исправно генерирующий товарищам проблемы: то в лесу заблудится, то задержанного наедине с автоматом оставит. Или того хуже, случайно выстрелит в подозрительного офицера, обеспечив всей шайке-лейке томный вечер в камере Лидской комендатуры.
С упрощением характеров смершевцев, их почти шаманским всесилием и какими-то вызывающе антисоветскими методами ведения расследований можно смириться, записав странности в жанровые особенности. При должном желании так можно объяснить даже несуразный финальный твист, после которого из белорусского леса внезапно выходит целый полк тяжеловооруженных фашистов — не меньше месяца там тихонько сидели, питаясь росой и щавелевым кустом. Не люди — натурально лешие с автоматами. Но вот чего «Августу» никак простить нельзя, так это отсутствия в фильме главной скрепы любой разведки и контрразведки — терпения. Банальное умение ждать, хладнокровие при выполнении рутинных задач и сохранение себя перед лицом неудачи — такими качествами Владимир Богомолов наделял своих героев, способных неделями ковыряться в земле ради призрачного шанса найти следы вражьего шпиона. Новые Алехин, Таманцев и Блинов неудач, похоже, и не видели никогда: экстрасенсорная чуйка и щепотка сюжетной магии справно ведут их от одной зацепки к другой, прерываясь разве что на дежурную сцену взрыва полуторки с арбузами и необязательные монологи Безрукова о вине перед оставленной в тылу дочкой. Может, поэтому легендарный пароль «Бабушка приехала» и не вызывает здесь никаких эмоций? «Август» так и не показал, какой трудный путь «бабушке» пришлось преодолеть.
«Август» в кинотеатрах с 25 сентября.

«Август»
Максим Гревцев
Понравилось:
Автор: Wainwright
Комментариев: 0
Надо знать.
Биография Борисва Дубровского

Биография Борисва Дубровского Борис Александрович Дубровский – губернатор Челябинской области, в прошлом – генеральный директор Магнитогорского металлургического комбината. По образованию – инженер-металлург. <span ...
→ Подробнее:)

Мы в соц. сетях
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
Сегодня
«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино.
Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила.
Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта.
Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
Лучшие посты
27-04-2023, 11:30
Недавние посты
Сегодня в топе

