Какой чудесный "Оскар" - Статьи.
Замечательный нынче выдался "Оскар". В этом году киноакадемики были на редкость точны и справедливы. Не политкорректны, не консервативны, не предвзяты, не старомодны и не ультрамодны, а именно справедливы.
Триумфатором премии заслуженно стал "Бердмен" - ироничная и одновременно до боли грустная трагикомедия титулованного мексиканского постановщика Алехандро Гонсалеса Иньярриту, изобличающая Голливуд и одновременно отдающая дань актерам, ушедшим в забвение. История, которая буквально "надає крила". "Бердмен" обошел своего главного конкурента – взросленческую драму "Отрочество", снимавшуюся двенадцать лет, - по всем основным категориям: лучший фильм, лучшая режиссура и лучший оригинальный сценарий. Всего лента удостоилась четырех статуэток, также отметившись за волшебную операторскую работу.
Четыре премии досталось нарядной и изысканной комедии Уэса Андерсона "Отель "Гранд Будапешт", правда, исключительно во второстепенных "антуражных" номинациях: художественное оформление, костюмы, музыка, грим и прически. Тоже совершенно справедливо.
Джулианна Мур наконец-то получила свой первый давно заслуженный "Оскар". Актриса регулярно номинировалась с 1998 года (впервые за роль порнозвезды в фильме "Ночи в стиле буги", а дальше за драматичные работы в картинах "Конец романа", "Вдали от рая", "Часы"). Долгожданную победу 54-летней голливудской умнице и красавице принес фильм "Все еще Элис", где Мур сыграла профессора лингвистики, у которой обнаруживается стремительно прогрессирующая болезнь Альцгеймера. Женщина сперва начинает забывать слова и лишается возможности заниматься любимой работой, а затем уходит и память о близких и о самой себе. Боль и искренность, с которыми Мур передала погружение своей героини во мрак беспамятства и атрофии разума, не могли не тронуть академиков.
Для актрисы ушедший год вообще оказался крайне удачным. Гротескная роль стареющей потасканной голливудской звезды в жесткой сатире "Звездная карта" принесла ей награду Каннского фестиваля. Затем BAFTA, "Золотой глобус" и заветный "Оскар" за "Все еще Элис".
А вот с аналогичной мужской номинацией дела обстояли не так очевидно. Победа в категории "Лучшая мужская роль" однозначно должна была достаться либо Эдди Редмэйну за "Вселенную Стивена Хокинга", либо Майклу Китону за "Бердмена". Но угадать наверняка, на кого падет выбор киноакадемиков, было сложно. Китон, которого Иньярриту вытянул из того самого забвения, в котором погряз его экранный персонаж, заслужил статуэтку не только поистине виртуозной самоироничной игрой, но и морально. Это был бы чертовски красивый жест, если бы "Оскар" оказался в руках актера (к слову, впервые в жизни номинированного), который ненадолго вернулся из полного забытья и вскоре, по всей вероятности, снова канет в Лету.
Однако перевесил молодой Эдди Редмэйн, у которого, казалось бы, еще все впереди и еще будет не один шанс получить позолоченную фигурку. Но упрекнуть Киноакадемию не в чем. Сыграв выдающегося парализованного астрофизика Стивена Хокинга, Редмэйн проделал над собой фантастическую физическую работу. Борясь с прогрессирующей атрофией мышц (а не мозга, как в случае с героиней Джулианны Мур), его герой демонстрирует удивительную силу духа. И эта сила буквально излучается актером. Более того полфильма он не двигается и не разговаривает, но будто светится изнутри. Без преувеличения и пафоса.
Не обидели и обруганный критиками "Интерстеллар", наградив за спецэффекты (хотя могли бы и за музыку). А пресловутая оскаровская политкорректность в этом году ограничилась скромным "Оскаром" за лучшую песню драме "Сельма". Справедливо опять-таки…