Сергей Лобанков: «Однажды я даже сыграл газету» - «Интервью»
Зрители традиционно делят мультипликацию на рисованную, кукольную и 3D. В принципе, этого достаточно для общего понимания, остальное – нюансы. Но для профессионалов, весьма существенные. Когда сегодня по новому зданию «Союзмультфильма» водят экскурсии, обязательно заглядывают в зал под название «мокап», чтобы показать гостям экзотические зрелище: люди в черных обтягивающих комбинезонах, обвешанные маркерами, с GoPro на шлемах выполняют странные движения посреди пустого пространства, а по всему периметру зала их снимает множество камер. А ведь это тоже анимация. Технология motion capture переводится как «захват движения». Люди в униформе – те же аниматоры, только работают не с помощью карандашей или пластилина, а своим собственным телом. Они одушевляют трехмерных персонажей, работают, как настоящие актеры в игровом кино, только их мимика и пластика передаются на экран посредством компьютерной графики и с этого момента принадлежат персонажам несуществующим.
В 30-50-е годы прошлого столетия актеры тоже снимались в мультфильмах. Правда, затем кадры с их игрой перерисовывались на бумагу, отчего движения персонажей становились более реалистичными. Так оживала, например, Белоснежка у Диснея. Применяли «ротоскопирование» (так называлась эта технология) и на «Союзмультфильме» – вспомните «Ночь перед Рождеством», «Каштанку» или «Сказку о рыбаке и рыбке». Сегодня, благодаря компьютеру, этот процесс стал гораздо менее трудоемким и применяется преимущественно в 3D. Только вот артистов, в совершенстве владеющих этим мастерством, единицы. И патриархом мокапа считают Сергея Лобанкова


Сергей, вы можете оживить все?
Нет. Но многое. Это могут быть и реалистичные персонажи – для компьютерных игр и кино, могут быть немного стилизованные – для анимационных сериалов, и «мультяшные», например, Крокодил Гена и Чебурашка. Могут быть даже предметы. Я однажды сыграл газету «Известия» для одного рекламного ролика. Принцип один и тот же: актер двигается, а компьютер считывает движение. Помахал рукой, покрутил головой – персонаж делает то же самое.
Этому где-нибудь учат?
Нет. Тонкости ремесла, как в старину, передаются из рук в руки, из уст в уста. Если ты надел этот костюм, еще не значит, что все получится. Надо учитывать массу нюансов: одним глазом смотреть на монитор, чтобы движения персонажа читались правильно, чтобы его контуры не «протыкались» другими предметами, другим глазом нужно ориентироваться в виртуальном пространстве среди локаций, которых на съемочной площадке нет, они внутри компьютера и видны только на экране мониторов. Также надо реагировать на запись голосов и попадать в звук своего персонажа. Ну, и, конечно, играть актерски, импровизировать.
Не каждому это дается. В нашем деле один человек может сыграть нескольких персонажей с разными характерами в одной сцене. Вот беседуют четверо: мальчик, старик, девушка и, допустим, инопланетянин. Надо по очереди сыграть каждого из них, правильно спланировав расстановку в кадре. Понимаете? Но и это не самое главное. Надо добиться, чтобы персонаж стал живым, а не просто правильную позу сделать. Позу и движение потом можно поправить, подредактировать. Важно передать не только верное физическое действие, но и эмоцию, нерв персонажа. Кто это может? Спортсмены, актеры, мимы? Не знаю. Я в своё время преподавал в институте культуры, и очень немногих смог пригласить к себе попробовать. А получилось вообще у одного. Это Дима Жернаков. Он и сегодня помогает мне мокапить – так мы называем наш съёмочный процесс.
Где же вы сами получили образование?
Моя профессия, согласно диплому, – режиссер эстрады и массовых представлений. Я из Самары, родился через десять лет после Великой Отечественной войны. Родители все время работали, я был предоставлен сам себе. В седьмом классе задали сочинение на тему «Кем бы ты хотел стать?» Я не мог ничего конкретного придумать, но что-то двигало моей рукой: «Я хочу стать режиссером…» Почему? К театру в родне никто никогда никакого отношения не имел. В киноклубе иногда показывали елочные представления. Но рука дописала: «…кино…» Видимо, потому что смотрел фильмы. И потом рука поставила точку: «…мультипликации»!!! Какой режиссер? Какая мультипликация? О чем я тогда думал? Много лет прошло, но в результате то, что я случайно запрограммировал, то и состоялось.
Но вы же не сразу к этому пришли?
Окольными путями. В те же школьные годы я был сильно увлечен пантомимой. Сам пытался освоить какие-то элементы. Просто фанател – собирал из журналов и газет вырезки, связанные с этим жанром. Помню телефильм «Мим Марсель Марсо». Поздно вечером я лежал в кровати, смотрел в телеэкран и копировал в памяти все эти кадры. Могу пересказать их до сих пор! В 1970 году наша семья переехала в Тольятти, нам дали квартиру – родители работали на строящемся ВАЗе. В городе открылась цирковая любительская студия. Я ее посещал, учился жонглировать, по проволоке ходить, участвовал в городских концертах с номерами пантомимы. А потом поступил в ГИТИС на эстрадное отделение.
Пантомиму тоже в ГИТИСе совершенствовали?
Нет, в студии при Театре пластической драмы Гедрюса Мацкявичюса

В 1989 году коллектив распался. Время наступило такое, что надо было работать много, чтобы выжить: я служил в театре «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева




С вашей творческой активностью неудивительно, что вы оказались в анимации.
И сразу в «Пилоте». В 1997 году раздался телефонный звонок: предложение пройти кастинг на телеведущего. Я уточнил: «Вы ничего не перепутали? Я молчащий актер». Запускалась первая телепередача с виртуальными персонажами «Чердачок братьев Пилотов». Это была идея режиссера «Пластилиновой вороны», создателя студии «Пилот» Александра Татарского. Для одушевления анимационных ведущих посредством мокапа нужен был пластический актер. Я пришел на кастинг в Хохловский переулок, там тогда располагалась студия. Увидел множество людей, женщину в «космическом» костюме с проводами. Как оказалось, это – инструктор из Парижа, которая передавала таинства мокапной профессии. Почувствовал что-то свежее, новое. Кастинг прошли всего двое: я и Боря Линников. Я должен был «двигать» персонажей, а Боря делать липсинг – мимику и артикуляцию. Это и стало слиянием с анимацией. С сентября 1997 года по сей день я этим занимаюсь.
Это был совершенно новый жанр, никаких образцов вокруг не существовало, опыта – ноль. Как вы работали?
Виртуальных ведущих, которые общались бы с живыми людьми, да еще и на актуальные темы, не существовало даже на Западе. Двигателем был Александр Татарский. В «Чердачке» ведущими были братья Пилоты, раньше они были известны как герои мультфильма «Следствие ведут Колобки» того же Татарского и Игоря Ковалева. Они допрашивали своих гостей о детстве, об играх, о любимых игрушках, сладостях. Первыми участниками программы были Николай Дроздов




А шоу «Мультличности»?
Нет. У них все герои были только виртуальные персонажи в виртуальном пространстве. Это проще. А в «Чердачке» и потом в программе «Тушите свет!» в кадре наши виртуальные герои общались с живыми людьми. Так называемая совмещёнка. Это технологически сложнее. У нас была приобретена на тот момент правильная конфигурация мокапной техники, благодаря чему мы могли в реальном времени(!) анимировать и тело персонажа, и мимику, и пальцы. В 1997 году это была революция! До сих пор некоторые студии не могут этого делать сразу. Передача выходила раз в неделю, и надо было за пять дней снять и смонтировать 24 минуты анимации! Причем, в программе уже появилось много рубрик, масса второстепенных персонажей и даже музыкальные клипы, которые придумывали мы сами, с режиссером Олегом Базиловым


А как появился следующий проект «Тушите свет!»?
Когда «Чердачок» закрылся после дефолта, ребята-сценаристы предложили идею вечернего проекта для взрослых на злобу дня, который вели бы виртуальные персонажи, чьи прототипы Хрюша и Степашка. За основу взяли тех же Шефа и Коллегу. С моделлерами было плохо, 3D только развивалось. Ребята сконструировали персонажей из предыдущих, текстуры поменяли – появились ватник и пиджак с галстуком. Канал НТВ выделил нам для тестов двух ведущих – Жанну Агалакову и Марианну Максимовскую


У Александра Татарского был знакомый американский продюсер, которому он рассказал о передаче «Тушите свет!» и её производстве. Тот выслушал и сказал: «Такой взрослый, уважаемый человек, а врете». Он не поверил, что у нас возможен такой формат: ежедневно 18 минут самой актуальной информации день в день с анимационными персонажами. Но мы делали это!
В этот период вы явно не могли заниматься ничем другим и оставили театр.
Ничего подобного! Параллельно все равно были и театр, и мюзиклы, я ничего не бросал! Все время оказывался в интересных проектах. В пять часов, сдав свою работу в «Пилоте», бежал на репетиции и спектакли. Причем, одновременно возникали и другие телепрограммы: «Кремлевский концерт», «Прогноз погоды» с Цельсием и Фаренгейтом. Был куплен второй комплект оборудования, я подыскал партнера в помощь себе, я о нём упоминал в начале разговора, и мы параллельно работали. Ему пришлось разруливать все эти проекты одному, когда я лежал в больнице после «Норд-Оста»…
Как? Вы были среди заложников на Дубровке?
Да, я был режиссёром по пластике, по движению. Принимал теснейшее участие в рождении этого мюзикла. Кроме того, я отвечал еще и за детскую группу. Ребятишки не должны работать каждый день, поэтому было три состава – всего 39 человек. Более того, они вырастают, и надо было постоянно готовить смену, заниматься, репетировать. Я фактически каждый вечер был там.
В тот день мы отыграли первое отделение и должны были отпустить детей – во втором отделении они не участвовали. Но планировался большой концерт в зале «Россия», составленный из номеров самых известных мюзиклам мира. Я поставил с нашими детьми два номера из «Оливера Твиста». И я остался с ними репетировать. Вот так мы все и попали в заложники… Больница, санаторий… Надолго тогда выпал.
Я не понимаю, как один человек может столько работать! Это же трудоголизм какой-то.
Я многостаночник. С легкой руки Татарского я оказался на «Пилоте», стал преподавать пластику, пантомиму, актерское мастерство для аниматоров. Раньше был только Илья Рутберг

Когда началась работа непосредственно для мультфильмов? Кого двигали первым?
В 2000 году Владлен Барбэ и Валерий Пугашкин

Когда на студии «Анимаккорд» появилось новое оптическое мокапное оборудование, где планировалась телепередача с участием Маши и Медведя, мы познакомились и на их аппаратуре сняли много других проектов. Потом оптическая система появилась и у нас. И было снято много телевизионных передач для канала «Карусель», несколько лет мокапил материал для сериала «Алиса знает, что делать». Была совместная со студией «КиноАтис» работа над полнометражным мультфильмом «Необыкновенное путешествие Серафимы». А сейчас я работаю на студии «Союзмультфильм» в новой, хорошо оборудованной мокап студии над анимационным фильмом «Суворов».
Все-таки, чего в вашем деле больше – творческого или технического?
Я режиссер, актер, я в технике разбираться не должен. Но соприкоснувшись с этой технологией, я стал интересоваться, искать о ней материал. С появлением интернета это стало доступнее. Я знаю все системы мокапного оборудования, какие бывают камеры, сколько их нужно, как их размещать на площадке, чтобы получился хороший результат. Меня стали звать на выставки с консультациями. Дело не в технике, а в людях, специалистах, которые должны ей управлять. И я не один. У меня есть верный и надёжный партнёр и помощник Александр Козьяков. Вот он больше отвечает за техническую часть нашего дела. А если говорить о творчестве… Когда наши передачи для «Карусели» шли нескончаемым однообразным потоком, и я не мог вспомнить, о чем был выпуск, который только что записали, даже стал закисать. Это опасно. Поэтому я всегда рад любому проекту, который выбивается из стандарта. Дайте мне необычного персонажа – курицу или динозавра. Даже зомби для компьютерной игры, у которого отрезана половина, а он должен двигаться. И это будет интересно. Все-таки, в первую очередь, я актер.
Сергей Капко
Понравилось:
Автор: Никифор
Комментариев: 0
Надо знать.
Шеннон Элизабет - Биография
Шеннон Элизабет: биография Шеннон Элизабет Фадаль – актриса, модель, прославившаяся благодаря ролям в серии комедий «Американский пирог»...
→ Подробнее:)

Мы в соц. сетях
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
Сегодня
«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино.
Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила.
Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта.
Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе

