X Восток&Запад. Классика и Авангард: Назарбаев, Достоевский и «гупешка»
С 25 по 31 августа 2017 года в Оренбурге и Оренбургской области проходит X Международный кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и Авангард». Главный редактор «ПрофиСинема» Нина Ромодановская рассказывает о самых интересных российских фильмах из шести программ фестиваля, в рамках которых в этом году представлено более пятидесяти полнометражных и короткометражных лент со всего мира.
Среди участников фестиваля — множество дебютных картин, а также работы молодых авторов, но не обошлось и без достаточно громких проектов именитых режиссеров.
Один из самых масштабных фильмов — «Так сложились звезды» Сергея Снежкина представлен во внеконкурсной программе «Из сердца Евразии». Картина завершает киноэпопею «Путь Лидера», посвященную жизненному пути первого президента Нурсултана Назарбаева. Пятая часть (ранее выходили ленты «Небо моего детства», «Огненная река» и «Железная гора» и «Разрывая замкнутый круг») повествует о нелегком переходном этапе казахского народа в 1980-х годах из Советского Союза в независимый Казахстан и становлении Нурсултана Назарбаева в качестве президента.
По сюжету, английский писатель Джереми Вильсон добивается встречи с первым президентом республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, чтобы написать его биографию. Однако запланированное интервью превращается в длительное захватывающее путешествие журналиста и главы государства в потоке истории молодого независимого государства. Волею президента Вильсон перемещается из степи в заснеженные горы, из небоскреба в юрту, из 2015-го года в год 1950-ый, 1989-ый, 1986-ой, 1991-ый… Каждое место на карте страны – страница биографии президента. Журналист становится свидетелем и участником событий, которые вспоминает Нурсултан Назарбаев.
Участник международного конкурса, фильм «Белые ночи» режиссеров Татьяны Воронецкой и Андрея Богатырева, обращается к российской литературной классике. Это современное прочтение одноименной повести Федора Михайловича Достоевского о робком молодом человеке, Мечтателе, который в картине носит имя Федор Д., встретившем девушку по имени Настенька и полюбившем ее с первого взгляда. Его ждет несколько очаровательных, романтичных прогулок по городу в ее компании и печальное разочарование, ведь сердце Настеньки принадлежит другому. Авторы помещают героев Достоевского в современный Петербург, сохраняя основной сюжет и характеры героев, но используют для повествования особый киноязык. «Белые ночи» — это фильм-прогулка по городу, квинтэссенция всего самого «питерского». Начиная с того самого моста, который увековечил в своей экранизации 1959 года режиссер Иван Пырьев, заканчивая свиданием на крыше, перекусом шавермой, камео известного художника Виктора Тихомирова, участника группы «Митьки», в его собственной квартире и, конечно, музыкой группы «Сплин», звучащей большую часть экранного времени.
В рамках программы «Сплетенные параллели» гости фестиваля увидели драму по сценарию Ивана Охлобыстина «Мотылек», режиссером которой выступил Константин Худяков, известный по фильмам «С вечера до полудня», «Успех», «Мать Иисуса», «На Верхней Масловке», «Он, она и я» и сериалу «Однажды в Ростове». Главные роли в картине исполнили Алена Бабенко, Анатолий Белый, Артур Ваха и другие.
Лента повествует о героине по имени Лера, привлекательной женщине тридцати с небольшим лет, которая работает хозяйкой борделя. Несмотря на сомнительный род деятельности, тяжелый путь к финансовому благополучию и смертельную болезнь, Лера верит в любовь и делает добрые дела. Однажды она спасает шестилетнюю девочку, которую потеряли нерадивые родители. Это дитя освещает жизнь героини, преисполненной страхов и тревог. Лейтмотив картины ― хрупкость человеческого существования. Иван Охлобыстин, написавший сценарии таких фильмов, как «Кризис среднего возраста», «Даун Хаус», «Мусорщик», «Дом Солнца», «Соловей-разбойник», в «Мотыльке», вновь обращается к теме покаяния и прощения.
Перу известного драматурга принадлежит также основа сценария фильма «Гупешка» Влада Фурмана. В начале 2000-х Василий Сигарев написал одноименную пьесу, которую Фурман сперва поставил в петербургском театре имени Андрея Миронова. Спектакль номинировался на премию «Золотой софит». Главную роль и на сцене, и в картине играет Нелли Попова — ее героиня Тамара, женщина средних лет, которую супруг называет «гупёшка», производным от названия аквариумной рыбки «гуппи», способной выжить даже в самых экстремальных условиях. На национальном кинофестивале «Движение» Нелли Попова стала обладателем приза за «Лучшую женскую роль».
Эдуард Парри, режиссер фильмов и сериалов «Желтый дракон», «О, счастливчик», «Шулер», «Маэстро», представил в «Сплетенных параллелях» деревенскую драму «Жили-были» с Федором Добронравовым в главной роли, выступившим также продюсером картины. Действие происходит в глухой деревушке, среди жителей которой только семейная пара пенсионеров Лопаревых и два одиноких старика Гришка и Леха, которые на дух не переносят супругов Саню и Таню. Саню с собой на рыбалку не берут, вино с ним не пьют, в гости не приглашают, а все потому, что Саня женат. Вдруг несчастье — Саня умирает, и его жена остается вдовой. Татьяна приглашает Гришку и Леху на сороковины. Именно с этого вечера один из стариков, Гришка, насмотревшись, как страдает от одиночества Татьяна, вдруг начинает остро чувствовать своё собственное одиночество. И однажды он сообщает Лехе о своем намерении сойтись с Татьяной. Это приводит Леху в бешенство, и он заявляет, что сам сойдётся с ней.
X Международный кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и Авангард» продлится до 31 августа 2017 года. Церемония закрытия фестиваля традиционно состоится в Оренбургском драматическом театре им. М. Горького.
Автор: Нина Ромодановская[/u]