Дитер Косслик: Есть ли жизнь после Берлинале?
Уже ни для кого не секрет, что директор Берлинского международного кинофестиваля Дитер Косслик, занимавший этот пост с 2001 года, в 2019 году после истечения срока контракта не станет продлевать свой договор с киносмотром и уйдет в «свободное плавание». Поговаривают, что виной тому – открытое письмо немецких кинематографистов, опубликованное в конце ноября прошлого года и призывающее провести «капитальный ремонт» смотра. Режиссеры настаивали, что следующим руководителем фестиваля должен быть «образцовый куратор, у которого есть страсть к кино и который имеет обширные связи по всему миру». Новый глава смотра должен «поставить Берлинале в один ряд с Каннами и Венецией». И эти претензии можно назвать весомым аргументом в пользу отставки действующего директора, однако Косслик объявил о своем уходе с поста за некоторое время до этого инцидента.
Косслик возглавил Берлинале 1 мая 2001 года после ухода с должности директора Моритца де Хадельна, контракт с которым был разорван за 2 года до его окончания (последний занимал пост директора киносмотра с 1980 года и за время своей работы совместно с Беки Пробст учредил Европейский кинорынок и перенес Берлинале на Потсдамскую площадь). Иными словами, Косслик – не первый директор Берлинале, который по тем или иным причинам не устроил общественность. Любопытно, что книга де Хадельна «Mr Filmfestival» будет представлена на Берлинале на этой неделе.
С приходом Дитера Косслика на Берлинале многие эксперты связывают превращение смотра в площадку для политического и социального кино. Это подтверждают и обстоятельства биографии Косслика, и имена фестивальных победителей последних лет (хотя он сам из года в год подчеркивает, что не имеет никакого влияния на международное жюри, оценивающее основной конкурс).
Как отмечал режиссер Алексей Герман-младший в интервью ПрофиСинема по случаю премьеры на Берлинале его фильма «Довлатов», вектор развития кинофестиваля в первую очередь определяется его директором (премьеры первых картин режиссера прошли в рамках Венецианского кинофестиваля, в то время как последние две ленты участвовали в основном конкурсе Берлинале). «Фестивальные особенности зависят от директора. Каждый директор меняет фестиваль под себя. Когда был Марко Мюллер, была одна Венеция, когда пришел Альберто Барбера, она поменялась. Придет следующий директор, все опять изменится», - сказал Герман-младший.
При этом карьера фестивального директора иногда оказывается весьма причудливой, как это случилось с Моритцем де Хадельном. После того, как бывший кинорежиссер завершил свою работу на Берлинале (до этого он занимался киносмотром в Локарно), его пригласили стать программным директором Венецианского кинофестиваля взамен Альберто Барберры (он стал первым неительянцем, занявшим эту должность). Впрочем, на новом посту он пробыл всего два года (в то время как Барберра вновь стал директором Венецианского кинофестиваля в декабре 2011 и остается им по сей день). Кроме того, он неоднократно входил в состав жюри различных международных кинофестивалей, среди которых киносмотры в Карловых Варах, Венеции, Москве, Монреале, Турине, Тегеране, Дамаске, Киеве и Ереване.
Что же дальнейшего развития карьеры Дитера Косслика, который ранее не руководил ни одним другим киносмотром, кроме Берлинского, то это вдвойне любопытно, поскольку непредсказуемо. Перейдет ли он на другой кинофестиваль? Уйдет ли в политику? Займется ли чем-то совершенно неожиданным? Остается только гадать, в каком новом качестве мы увидим Косслика в 2019 году.