Минкульт считает, что поправки в закон о поддержке кинематографии создадут равные условия для показа зарубежных и национальных фильмов
26 июля Госдума в третьем, окончательном чтении приняла законопроект, ужесточающий правила показа фильмов на фестивалях. Изменения будут внесены в федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». В связи с очередной волной недовольства, поднявшейся в киноиндустрии Нормативно-правовой департамент Минкульта выступил с разъяснением поправок в закон о поддержке кинематографии, касающихся получения прокатных удостоверений для показа фильмов на международных кинофестивалях.
По мнению Минкульта, в частности, благодаря поправкам упрощаются условия осуществления деятельности по организации и проведению международных кинофестивалей на территории Российской Федерации, а также условия показа фильмов по телевидению.
В соответствии с действующим законом о поддержке кинематографии любой публичный показ или прокат фильмов на территории РФ требует получения прокатного удостоверения, за исключением отдельных случаев, указанных в законе.
Прокатное удостоверение выдается в целях защиты прав правообладателя, недопущения демонстрации запрещенной информации, присвоения фильму возрастной категории (маркировка «6+» и т. д.) и в целях регулирования проката и показа фильмов на территории Российской Федерации.
Согласно действующим нормам не требуется получение прокатного удостоверения:
- при показе по телевидению фильма, созданного для такого показа;
- при некоммерческом показе организациями культуры, науки и образования советских фильмов, перешедших в общественное достояние (снятых 70 и более лет назад);
- при показе на международном кинофестивале фильма, специально ввезенного из-за рубежа для такого показа.
Таким образом, сейчас отечественные фильмы не могут демонстрироваться на международных кинофестивалях без прокатного удостоверения, а зарубежные могут. Поправками устраняется эта несправедливость и разрешается показ без прокатного удостоверения любого фильма (как зарубежного, так и отечественного) на проводимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалях.
Кроме того, снимается ограничение «специально ввезенный из-за рубежа для показа на кинофестивале». Таким образом, организатору кинофестиваля не требуется более иметь документы, подтверждающие ввоз фильма на территорию Российской Федерации.
Впервые на законодательном уровне вводится понятие «кинофестиваль» — мероприятие по показу специально отобранных фильмов, проводящееся в соответствии с регламентом, утверждаемым организатором кинофестиваля. При этом кинофестиваль может иметь жюри и конкурсные программы, а может не иметь.
Согласно поправкам освобождаться от получения прокатных удостоверений будет международный кинофестиваль:
- имеющий конкурсную программу, состоящую из оцениваемых жюри фильмов;
- общая продолжительность которого составляет не более десяти дней;
- на котором показ каждого фильма осуществляется не более двух раз;
- включенный в перечень международных кинофестивалей, ежегодно утверждаемый Минкультуры России.
Критерии отнесения кинофестивалей к международным и порядок формирования перечня международных кинофестивалей будут утверждены Правительством Российской Федерации.
Например, в качестве критериев планируется установить: наличие в программе кинофестиваля, наряду с национальными фильмами, фильмов зарубежного производства либо фильмов совместного кинопроизводства; наличие в составе жюри кинофестиваля, наряду с российскими кинематографистами, зарубежных кинематографистов.
Еще одна мера по либерализации, предусмотренная поправками, касается телевидения. Поправками устраняется имеющийся в действующем законе анахронизм, вызывающий неоднозначное толкование и правоприменение, а именно допустимость показа без прокатного удостоверения по телевидению «фильма, созданного для такого показа». Данная норма была переписана в закон из постановления 1993 года и уже не соответствует современным реалиям.
Ранее фильм, предназначенный для показа в кинотеатре, снимался на кинопленке, а фильм, предназначенный для показа по телевидению, — на кассете. В настоящее время фильмы снимаются в цифре и исходные материалы могут быть преобразованы как для кинотеатрального показа, так и для телевизионного показа. Поэтому невозможно четко определить случаи, когда фильм создается специально не для показа по телевидению.
После вступления поправок в силу прокатное удостоверение не будет требоваться при осуществлении показа любого фильма по эфирному, кабельному и спутниковому телевидению.
Работа над поправками выявила наличие в стране «параллельного проката» фильмов, который существует наряду с легальным прокатом, осуществляемым с соблюдением законодательства, в том числе с получением прокатных удостоверений. Это явление носит массовый характер, что подтверждается комментариями представителей киносообщества, критикующих поправки в закон.
Так, из-за имеющегося изъятия, а также отсутствия в действующей редакции закона понятия «кинофестиваль» и требований к нему, в стране существуют несколько десятков мероприятий, которые именуют себя международными кинофестивалями и на которых показываются фильмы без прокатных удостоверений. Некоторые из них длятся по полгода и более. Известны случаи, когда кинофестиваль представляет собой показ некоей совокупности фильмов, который перемещается по стране из одного населенного пункта в другой. При этом плата за вход зачастую взимается.
По сути вышеуказанная деятельность является публичной демонстрацией фильмов и должна осуществляться с получением прокатных удостоверений как по действующему закону, так и в соответствии с поправками к нему. Поправки не создают проблем и для ретроспективных кинофестивалей, в рамках которых демонстрируются фильмы прошлых лет и, как правило, уже имеющие прокатные удостоверения.
Минкульт подчеркивает, что получить прокатное удостоверение несложно: необходимо заплатить госпошлину 3,5 тыс. руб., подать заявление в Минкультуры России и предоставить диск с фильмом. Прокатное удостоверение выдается в течение 10 рабочих дней (на практике — 3–5 дней). Кроме того, копию отечественного фильма, снятого на территории России или за рубежом, а также фильма совместного производства (с участием России) в целях сохранения культурного наследия Российской Федерации необходимо передать для постоянного хранения в Госфильмофонд.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал