Михаил Идов: «И «Оптимисты», и «Юморист» – безапелляционно антисоветские произведения» - «Новости кино»
28 февраля в прокат выходит фильм Михаила Идова


Почему путь фильма начался на фестивале «Движение»?
У нас было приглашение на «Кинотавр», но проблема в том, что в этом году на «Кинотавре» появился конкурс дебютов – 12 фильмов с одним призом. Первый или второй фильм режиссера не имел права соревноваться ни за лучший сценарий, ни за лучшего актера, только за дебют. При том, что я страшно горжусь «Юмористом», у меня достаточно трезвая оценка, чтобы знать, что он не выглядит так, как должен выглядеть нормальный дебют. Это не дерзкий молодой фильм яркого дарования, он - другой. Мне не 25 лет, и фильм это тоже отражает. Участвовать в таком конкурсе и проиграть Саше Горчилину мне представлялось довольно унылой перспективой.
То есть чистая прагматика?
Мы с огромным уважением относимся к «Кинотавру», в этом году прекрасный конкурс. Но из-за появления вот этой штуки с дебютами мы решили «пересидеть». А поскольку «Движение» предложило нам быть и в их конкурсе с фильмом открытия, то нам это показалось очень классной историей.
Есть ли у фильма еще какие-то фестивальные или международные перспективы, или выход в российский прокат – высшая точка?
Международными продажи занимается немецкая компания MIP, фильм точно выходит в Чехи и Прибалтике, а дальше посмотрим как его судьба сложится. Генеральный продюсер фильма - Артем Васильев очень искушенный во всех этих делах человек, а у меня все очень просто - куда позовут туда я и поеду его показывать.
Где начался путь от идеи к сценарию? Из чего выросла эта история?
Интерес к теме советского юмора со мной всю жизнь. Меня всегда привлекал парадокс, что в стране, в которой почти ни о чем нельзя было шутить, профессиональные юмористы были рок-звездами. Использование юмора как некого маркера «свой – чужой», это удивительное явление. Целые поколения разговаривали цитатами из Ильфа и Петрова, Зощенко, потом Довлатова. Юмор воспринимался как побег, как подспудная борьба. В колледже я даже пытался писать дипломную работу на это тему. Реальные очертания стали появляться в 2014-м. У Ромы Волобуева

Какой бюджет фильма?
78 миллионов рублей. На тот момент это было примерно 1.3 миллиона евро.
Вы сказали, что Борис Аркадьев находится в петле времени, но такое ощущение, что и сегодня вся наша интеллигенция и вся, как вы говорите, наша приличная тусовочка, находится в ней же. Почему мы никак не можем из этой петли выбраться?
Каждый раз, когда один и тот же состав правит страной 20 лет, мысли творческих людей обращаются к другому периоду, когда было то же самое. Это совершенно стандартная штука. В этом нет ничего удивительного, это стандартные механизмы ностальгии. Поп-культуре свойственно обращаться ко времени детства людей, которые этой поп-культурой на данный момент заправляют. А молодежь, посмотрите, насколько нынешним 25-летним интересны 90-е. От Монеточки до Дудя. Это абсолютно нормальная штука не связанная с политикой. Мой любимый пример: 80-е годы в Штатах были посвящены такому очень странному преломлению культуры 50-х. Если вспомнить «Назад в будущее» и «Бриолин» и взрыв музыки рокабилли, то это все из 50-х. Это потому, что поколения взрослеют и начинают обсессировать по поводу собственного детства. Но в России еще на это накладываются еще политические параллели.
Обращаясь к этому периоду с либеральных позиций, вы так или иначе его критикуете, но при этом для абсолютного большинства это – время стабильности, и своего рода эталон, каким должно быть наше государство…
Я совершенно не согласен с этим. По памяти в начале 80-х мне было хорошо только потому, что мне было три года. Андроповское закручивание гаек было абсолютным адом. Появление ОБХСС, облавы на кинотеатры, а при Черненко вообще была попытка ресталинизации, которая неизвестно куда бы зашла, если бы он не помер через год после выхода на должность. То что у меня в первой же беседе в «Юмористе», есть едва слышная фраза «А вы слышали, что Черненко восстановил Молотова в партии?», она тоже не случайно там. Это происходит в тот же день, что и действие фильма. Такая забавная деталь, фильм очень четко выверен по календарю. Его действие происходит с 5 августа по 11 августа 1984-го.
Я пытался выстроить хронологию по запускам космических кораблей, которые идут в фильме еще одной важной линией, но не нашел информации…
Корабль как раз придуманный. Я очень люблю делать смесь скрупулезной историчности и полного вымысла. Понятно, что никакого корабля «Топаз-11» не было, но он отсылает нас к «Салют-7». Потом, когда по телевизору говорят про шутку Рейгана, что бомбежка России начнется через 5 минут, это как раз точно 11-го числа произошло. Вплоть до того, что день железнодорожника в 1984-ом году был в тот день, когда Аркадьев выступает в доме железнодорожника. И «Оптимисты», и «Юморист» безапелляционно антисоветские произведения. Меня иногда критикуют за то, что все слишком красиво выглядит в кадре, но это отдельный и тоже очень интересный вопрос, является ли нашим долгом упрощение смысловой критики ради критики визуальной, чтобы все в кадре выглядело как говно. Я считаю, что одна из задач кино упорядочить и статизировать действительность, какой бы она ни была. Это принцип, которым прекрасно руководствуется один из моих любимых фильмов «Жизнь других», который в симпатии к ГДР и Штази точно не заподозришь. Сейчас мы пишем в Германии сериал «Германия 89», и там тоже стилистически понятно, что критика восточногерманского режима сочетается с визуальным упоением восьмедесятническим брутализмом. Эта же эстетика в «Юмористе» тоже присутствует. Я считаю, что можно отделять одно от другого и эстетизация может сосуществовать с критикой.
Для Алексея Аграновича

Мне страшно повезло. У него есть главная роль в театре в «Обыкновенной истории» в Гоголь-центре, благодаря ей он и оказался у меня в поле зрения. Когда я показывал сценарий, все как один говорили: «Это же для Хабенского


Он - один из немногих актеров, на которых в крупном плане не скучно смотреть, да и сама история ему должна быть очень близка…
Когда мы планировал фильм, я понимал, что мы полтора часа будем следить за одним человеком. Он в кадре в каждой сцене, и я довольно рано принял решение держаться близко к его лицу. И это должен был быть не просто хороший артист, но человек с лицом, на которое не скучно будет смотреть полтора часа. Что интересно, когда я показываю фильм своим западным друзьям, все в нем видят каких-то разных западных актеров. Кто-то говорит Венсан Кассель






Вы пригласили рэпера Face написать песню к фильму для привлечения массовой молодежной аудитории? Какая рифма из его трека «Юморист» ключевая, и может стать мемом, описывающим весь фильм?
Я вижу, что в народ пошла ключевая фраза «Gold on my wrist, я юморист». Это действительно офигенная рифма. Но, для меня лично, главная строчка это «Нет веревки, пусть меня удушит галстук». Потому что она классно попадает в настроение и мироощущение главного героя. У Face вышел альбом «Пути неисповедимы», который с музыкальной точки зрения был довольно спорным, а с гражданской как раз крайне интересным. И когда я его послушал, мне пришло в голову, что между Face и героем фильма есть какая-то очевидная связка. Потому что оба - люди, от которых ждут простых развлечений, а они хотят говорить о чем-то другом, даже если это будет стоить им карьеры, поклонников и даже личной безопасности. Я знаю его брата Богдана. Написал, что хочу показать им фильм. Facе фильм неожиданно очень сильно понравился, и дальше как-то естественным образом родилась идея про этот трек. Мы не знали войдет ли он в фильм, но трек получился настолько сильным, что буквально в последнюю секунду я принял решение поставить его в финальные титры. А дальше логическим продолжением этой авантюры стал клип, перед Новым Годом у нас у всех нашлось время, мы прилетели в Петербург и там за один день сделали видео.
Состоянии компромисса естественно для нашей интеллигенции и понятно после прочтения Довлатова. Через Face вы заходите в аудиторию, для которой этой дилеммы не существует, она не знает что такое «ментальный компромисс» и никогда на него не пойдет...
Не могу сказать, что я как-то намеренно захожу на молодежную территорию. Я с некоторым ужасом представляю себя на месте обычного 16-летнего фаната Face, который захочет посмотреть фильм исключительно из-за трека, а увидит серьезную, довольно медленную по темпо-ритму драму, в конце которой он услышит песню, которую уже слышал. Если участие Face является единственной причиной смотреть фильм, то я бы эту часть аудитории предостерег от просмотра. Но, если кажется, что затронутая в этой песне и в этом клипе тема о сосуществовании с режимом и компромисс, на который любой творческий человек должен пойти, чтобы быть услышанным, если именно эти темы его интересуют, а не просто «хаха, Face в костюме», то я буду страшно рад этому зрителю. Это вечная проблема. Лучший фильм, снятый на эту тему, это «Мефисто» Иштвана Сабо

У Бориса Аркадьева есть коронный монолог про обезьянку, который всегда просят на бис, хотя у него он уже в печенках сидит. У Курта Кобейна была Smells like teen spirit, у Тома Йорка Creep, а есть ли у Михаила Идова своя история про обезьянку?
Это офигенный вопрос, мне его ни разу не задавали. Наверное, это «Кофемолка», потому что это прошло уже очень много времени назад, и я чувствую, что это история из прошлой жизни. Книга была написана 2006-м году, то есть это такая предкризисная нью-йоркская сатира, автор которой был совсем другим человеком. Я не могу сказать, что эта вещь мне опротивила или я не люблю на эту тему говорить. Я еще не заработал на такую роскошь, как быть уставшим от чего либо, что я написал.
Смысловой центр картины - это, конечно, беседа Аркадьева с Богом в образе космонавта, потому что это первый персонаж, с которым главному герою по настоящему интересно поговорить…
И он все равно все рушит тем, что начинает говорить о себе.
Это отличная отсылка к Вуди Алену

Я не сторонник прямого выражения чувств в кино, но иногда это просто необходимо. Потому что в жизни люди иногда говорят «я люблю тебя», или «я тебя ненавижу». Поэтому я, переборов себя, написал вот этот момент, где Аркадьев напрямую, как на исповеди, говорит, что волнует его больше всего в жизни, и я не жалею, что написал это. Это прозвучит как лесть, но я люблю любые интервью, даже самые банальные, где задают одни и те же три вопроса. Потому что, иногда отвечая пятый раз на один и тот же вопрос ты наконец-то формулируешь то, что ты хотел сказать, а во-вторых, мне кажется, эта такая привилегия, когда тебя вообще что-либо спрашивают, что забывать об этом преступлении.
Есть ли у вас интервьюер мечты? Познер, Путин, Бог, Дудь?
Конкретного человека нет. Конечно, у меня есть какие-то идолы, люди, которых я страшно уважаю и с которыми мне бы было очень интересно поговорить, но это не относится к интервью. Мне бы с таким же успехом было бы интересно их интервьюировать. Например, Дональд Гловер.
В одном из ваших давних интервью вы говорили, что в России диктат публичного интеллектуала и поэтому жанр колонки для нас губителен. Сейчас Дудь делает то же самое, но с жанром интервью: не был у Дудя – не крутой…
Диктат публичного интеллектуала есть, но это не уникальная для России вещь, во Франции творится то же самое. Секрет того, что делает Юра в том, что с самого первого выпуска режиссирует небывалый по честности и по прямоте разговор, от которого нет ощущения вот этого хоровода внутри тусовки, когда все по очереди в разных комбинациях друг с другом беседуют. Он человек хоть и известный, но пришедший из спортивной журналистики, которую эта тусовка до Чемпионата мира почти не замечала. И тут выходит Дудь и дает всем мастер-класс. Мне кажется, что всегда круто, когда появляются новые герои, даже если эти герои не отвечают на вопросы,а задают их.
Это здорово, но мне не кажется, что после вопросов «Сколько в месяц делаешь чистым?» или «Сколько у тебя в жизни было сучек?» надо вставать и выходить.
Тут сначала вопрос – а можно ли вообще употреблять слово «сучки»? Потому что вне рэп-словаря это слово неуместно. Изначально я только брал интервью, а после выхода «Кофемолки» начал их давать. Мое первое интервью в русских медиа было на радиостанции «Маяк». Я прекрасно помню, что первым вопросом было сколько зарабатывает журналист в США. Это был первый вопрос, заданный мне на моем первом интервью в качестве автора. Тема денег либо табуирована, либо нет. Возможно, когда речь идет об иностранце она ощущается менее закрытой, потому что мы сравниваем рынки. Когда в лоб задают соотечественнику или коллеге, то ситуация несколько иная. На вопрос сколько у меня было в жизни женщин я совершенно спокойно отвечу в любом контексте. Я не считаю этот вопрос скандальным или даже слишком личным. Просто я не считаю себя человеком, ответ которого на этот вопрос должен хоть кого-то волновать. А вопросы вообще можно задавать любые.
Здесь вы цитируете свою бабушку.
Это правда, и бабушка права.
Вы мне сами развязали руки, сказав, что готовы отвечать на любые вопросы. Сколько зарабатывает американский журналист в качестве режиссера и сценариста в России?
Когда я был американским журналистом я входил в топ-100, или что-то вроде этого. Моя фриланс ставка там была три доллара за слово. Есть люди у которых доходит до 7$, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Мои самые финансово успешные годы были перед переездом в Россию, 2010 и 2011 годы, когда я работал в New-York Magazine.
Сколько вы получили за «Юмориста»?
Мало. Дело в том, что моя оплата была разделена на сценарную и режиссерскую часть. И когда фильму не хватало денег, я отказался от сценарной оплаты, а Артем Васильев отказался от продюсерской, чтобы сэкономить. Это не тот проект, на котором я должен был что-то заработать, кроме опыта съемок своего первого фильма.
Рано или поздно в комментариях появляется вопрос, а на что же живут эти люди с приятными лицами из приличной тусовки?
Я вполне прилично зарабатываю как сценарист. У меня есть более коммерческие проекты. Я в прошлом году продал идею сериала в Голливуд на канал TNT. Она сейчас застопорилась, но прелесть американской системы в том, что ты защищен агентами и профсоюзом, а я член Writers Guild of America. Мне полностью выплатили 120 тысяч, которые должны были быть за пилот и в эту же секунду вернули все права, то есть через неделю тот же проект был снова на рынке. Там в этом плане гораздо все проще, но самое главное, что ты удерживаешь огромное количество прав даже в качестве сценариста. Еще мы с Лилей сейчас пишем «Германию 89» для Amazon, и оплачивается он тоже по западным стандартам, что позволяет заниматься нам на русском языке только теми проектами, которые нам реально интересны. Не секрет, что за фильм «Лето» мы получили 1/10 того, что по рыночным стандартам могли бы требовать, просто потому что это проект, который с первой до последней минуты делался в атмосфере тотальной любви ко всему происходящему.
Помимо Аграновича в фильме прекрасный актерский ансамбль, он весь подбирался под главного героя?
И да и нет. Мне страшно повезло с командой и с актерами. У меня есть такая черта, что некоторые роли писались конкретно под артистов, с которыми я уже работал на предыдущих проектах и мне страшно повезло, что во всех этих случаях именно эти актеры их и сыграли. Когда я писал директора Аркадьева - Гудовского, я хотел, чтобы эту роль сыграл Павел Ильин






Аркадьев - это образ собирательный, а есть ли конкретный персонаж к которому отсылает герой Колоколникова?
Это тоже собирательный образ, но выбирая ему парик, мы вдохновлялись, в основном, Абдуловым




Не могу не спросить про второй сезон «Оптимистов», на фестивале на Сахалине были сказаны слова о возможном продолжении…
Да, эта история требует продолжения. Сам бог велел писать по меньшей мере до Карибского кризиса, вокруг которого действие второго сезона и должно развиваться. Мы сделали общий план сезона, который не очень понравился каналу. В итоге сам Алексей Погребский


Есть ли шанс вернуться к «Лондонграду»? Я недавно беседовал с Ингрид Олеринской

Это очень приятно слышать, но нас же уволили со второго сезона. Нам потом предлагали писать третий, но для того, чтобы мы имели какое-то отношение к «Лондонграду», им должен заниматься другой продакшн нежели «Спутник Восток». Понятно что наши отношения никогда не будут восстановлены. А если он без нас будет сделан, то не нам отвечать.
«Юморист»
в прокате с 28 февраля.
Жан Просяно
Понравилось:
Автор: Leman
Комментариев: 0
Надо знать.
Биография Ольги Кабо -

Смотреть фото Биография Ольги Кабо Ольга Игоревна Кабо родилась в семье простых инженеров. А вот ее дедушка был видным деятелем Украины и служил секретарем ВЛКСМ. С ранних лет родители старались развить в дочке интерес к разным отраслям. Девочка занималась художественной гимнастикой, бальными
→ Подробнее:)

Мы в соц. сетях
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
Сегодня
«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино.
Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила.
Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта.
Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе

