«Ф» значит феминизм: 11 фильмов о женщинах - «Новости кино»
В последние годы одна из главных тем разговоров в Голливуде – отсутствие картин, где женщина выступает не просто в роли очередной сексапильной подружки, а показана сильной и глубокой личностью. Чтобы еще раз обратить внимание на женский вопрос, в 2014-м году британский фестиваль Bath Film Festival ввел новую категорию фильмов – «F», которая бы напоминала зрителю, что лента одобрена феминистками. Рейтинг присуждается тем картинам, где есть сильные женские персонажи, режиссером или сценаристом является женщина, или на экране решается один из «женских» вопросов.
Идея рейтинга выросла из знаменитого, но не совсем точного теста на гендерную предвзятость – теста Бекдел, который назван в честь придумавшей его карикатуристки Элисон Бекдел. В 1985 году одна из героинь ее комикса высказала мысль, что стоит идти только на тот фильм, в котором есть хотя бы две женщины, разговаривающие друг с другом о чем угодно, но только не о мужчинах. С тех пор этот тест широко используется не только для оценки фильмов, но и искусства в целом.
«Многие замечательные фильмы с невероятно сильными героинями не могут пройти тест Бекдел просто потому, что там, например, нет двух женщин. Взять хотя бы «Гравитацию» с Сандрой Буллок», - сказал как-то продюсер фестиваля Bath Film Festival Холли Тарквини. «Мы решили пойти дальше и отмечать те ленты, в создании которых ключевую роль играла женщина или затрагивается насущная женская проблема. Конечно, рейтинг «F» получат и те картины, в которых главный женский персонаж достоин уважения».
Тогда, в 2014-м году в фестивале Bath Film Festival приняло участие более сорока фильмов, из них только 17 смогли получить заветную букву «F» в аннотации. Мы также решили внести небольшой вклад развитие феминистского движения и создали подборку из 11 картин, которым с чистой совестью и абсолютной гордостью можно присвоить заветный F-рейтинг:
«Иствикские ведьмы»
Год выпуска: 1987
Режиссер: Джордж Миллер
В ролях: Джек Николсон, Мишель Пфайффер, Шер, Сьюзен Сарандон
Обиженная женщина - это страшно, и месть её будет ужасна, будь обидчик человеком или дьяволом. Трех дам, очарованных самим Джеком Николсоном, играют Шер, Сьюзен Сарандон и Мишель Пфайффер. Незнакомец с говорящим именем — мистер Д. — приезжает в Иствик и по очереди соблазняет трех одиноких подружек, а когда те понимают, что имеют дело с нечистой силой и решают сбежать, начинает воплощать в жизнь их самые страшные кошмары. Однако, хоть он и Сатана, но победить ущемленное женское самолюбие не в состоянии. Загадочному мистеру предстоит жестоко поплатиться за свои грехи и вынести важный урок: если хочешь остаться на высоте, не связывайся с отчаявшейся женщиной.
«Стальные магнолии»
Год выпуска: 1989
Режиссер: Херберт Росс
В ролях: Салли Филд, Ширли МакЛейн, Дэрил Ханна, Джулия Робертс
Нетривиальная история о нежной дружбе шестерых женщин, которую они пронесли сквозь всю жизнь. Лидер у них – красавица Шэлби. Именно она вдохновляет подруг на подвиги, возрождает в женщинах волю к жизни в самые трудные периоды. Повесть о сильной женщине, которая благодаря своему внутреннему стержню способна примирить с суровой реальностью не только себя, но и других. А Джулия Робертс за роль в этой картине получила свою первую номинацию на «Оскар».
«Солдат Джейн»
Год выпуска: 1997
Режиссер: Ридли Скотт
В главной роли: Деми Мур
Мы можем сколько угодно отбрыкиваться от боевиков, триллеров и прочего экшена, который так уважает противоположная половина человечества, но этот фильм добавить в список «рекомендовано к просмотру» просто необходимо. Речь пойдет о Джордан О`Нил – первой женщине попавшей в спецотряд «Морские котики». Захватывающий сюжет, глубокий психологизм, за которыми как-то теряются и реки крови и всё остальное, что мы, женщины, совсем не любим, вне зависимости от того, феминистки мы или не очень. Это фильм о том, как закаляется человек, попавший в новые, практически невыносимые для себя условия. А если это женщина? Все будет ещё сложней, но «приз», обещанный в конце, дороже всех необходимых для этого испытаний.
«Эрин Брокович»
Год выпуска: 2000
Режиссер: Стивен Содерберг
В глваной роли: Джулия Робертс
Фильмы, основанные на реальных событиях, всегда завораживают. Потому что каждой женщине приятно думать, что не одна она борется за существование в суровом мире мужчин. А меж тем героиня Джулии Робертс именно борется за существование и не только за своё, кстати. И это один из лучших примеров сильной и независимой женщины, которая ради справедливости готова пожертвовать абсолютно всем, в том числе и любовью. Разведенная мать-одиночка обнаруживает малоприятную вещь: благодаря работе в юридической фирме Эрин находит факты о загрязнении окружающей среды – дело тянет на грандиозный скандал. Ради того, чтобы добиться правды, Эрин придётся преодолеть немало препятствий, в том числе и в лице мужчины, которого она уже успела полюбить. Но тут уже дело выбора – правда или любовь. Несложно догадаться, что истинная феминистка выбирает правду. Именно за главную роль в этой картине Джулия Робертс получила своего единственного пока «Оскара».
«Фрида»
Год выпуска: 2002
Режиссер: Джули Тэймор
В ролях: Сальма Хайек, Альфред Молина
Истинная феминистка способна на любовь к мужчине. Конечно, это любовь женщины, которая способна трезво оценивать свои возможности. Без лишних комплексов и неуверенности, далекая от понятия «романтики». Великая художница Фрида Кало любила своего мужа Диего яростно, так что сразу и не разберешься, страсть это была или ненависть. Режиссеру Джули Тэмойр удалось транслировать ту самую атмосферу любящей, страдающей сильной женщины. Ну, и конечно, неподражаемая Сальма Хайек - будучи великолепной актрисой, она к тому же удивительно похожа на Фриду. Феноменальное сходство звезды с героиней, блестящая режиссура (держим в уме целых два «Оскара») заставят вас посмотреть картину на одном дыхании.
«8 женщин»
Год выпуска: 2002
Режиссер: Франсуа Озон
В ролях: Катрин Денев, Эммануэль Беар, Фанни Ардан
Озон, который вечно стремится копаться в человеческой психологии, создал идеальный женский мир. Правда, с оговоркой – пространство, где правят исключительно представительницы прекрасного пола - это несколько пугающее зрелище, если не сказать больше. Во-первых, женщины, обретшие, наконец, власть, пусть, и над одним домом, расправляются с единственным мужчиной – он в одиночку справиться с ними просто не в состоянии. Загадочный герой мужского пола так ни разу и не появится в кадре, ему там делать нечего. Во-вторых, они с завидной скоростью принимаются поглощать друг друга, впрочем, это дело только ради дела, потому что мысль-то в конечном итоге оказывается проста: женщину уничтожить невозможно. Ее можно остановить на некоторое время в жажде разрушения, но избавиться – никогда. Что ж, абсолютно по-мужски честный взгляд на «слабую» половину человечества, щедро сдобренный черным юмором и хорошей музыкой.
«Убить Билла»
Год выпуска: 2003
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Ума Турман, Люси Лью, Вивика А. Фокс
Тарантино знает толк в эффектном кино, от которого невозможно оторваться. Есть в этих натуралистических подробностях какое-то свое неподражаемое обаяние. «Убить Билла» - это классика. В беременную наемную убийцу по кличке Черная Мамба во время бракосочетания стреляет человек по имени Билл. Пуля в голове жертвы, кровь на подвенечном платье, темнота… Но Черная Мамба на то и женщина, чтобы не сдаваться просто так. После четырех лет, проведенных в коме, она готова незамедлительно отправиться на поиски тех, кто ее предал. Будет море крови, захватывающий сюжет и, конечно, прекрасная Ума Турман в эпицентре событий.
«Степфордские жены»
Год выпуска: 2004
Режиссер: Фрэнк Оз
В ролях: Николь Кидман, Мэттью Бродерик
Идеальных женщин не бывает (как, впрочем, и мужчин, но фильм не про это). Вроде бы это ясно, как день. И всё-таки из года в год нам навязывают несуществующие в реальности модели поведения, принципы жизни и образ мышления. Фильм «Степфордские жены» рушит все стереотипы. Невероятная феминистка в исполнении Бетт Мидлер не хочет быть как все – в ее доме всегда беспорядок, но ей плевать на него – она пишет книгу. Посреди всеобщего хаоса затерялась парочка детей и муж, на которого героиня Бетт успевает покрикивать в перерывах между литературным творчеством.
«Малышка на миллион»
Год выпуска: 2004
Режиссер: Клинт Иствуд
В ролях: Клинт Иствуд, Хилари Суэнк
Угадать в ленте Иствуда шекспировский сюжет трудно, а меж тем, это именно он. Вернее, вольный пересказ, основанный на одной из самых известных пьес - «Укрощение строптивой». Это фильм о девушке предпочитающей, пожалуй, самый мужской вид спорта из возможных – бокс. Решив посвятить себя спорту, официантка Мэгги попадает к пожилому тренеру. В его понимании, место женщины где угодно, но точно не на ринге. Мэгги готова доказать его неправоту, но не словом, а делом, а поскольку женщина существо упорное, особенно при условии, что задето ее самолюбие, развитие сюжета будет самым непредсказуемым.
«Северная страна»
Год выпуска: 2005
Режиссер: Ники Каро
В ролях: Шарлиз Терон, Томас Кертис
Кажется, это самый феминистический фильм из всей нашей подборки. Женщина, которая борется за свои права в жестоком мире мужчин. Суровая реальность, как она есть. После развода Джойзи вынуждена вернуться в свой родной город и устроиться работать на шахту. Вот, пожалуй, самый яркий пример сильной женщины. Мужчины, не терпящие конкуренции со стороны представительниц слабого пола, выдвигают им свои унизительные требования. И тогда Джози, пойдя на большой риск, решает обратиться в суд, чтобы защитить себя и своих подруг.
«Храбрая сердцем»
Год выпуска: 2012
Режиссер: Марк Эндрюс, Бренда Чепмен, Стив Пурселл
Милая сказка с намеком. Принцесса, рыжеволосая красавица Мерида, больше похожая на парня в юбке (стрелять из лука, гонять по лесам на верном жеребце и взбираться по отвесным скалам без страховки ей нравится куда больше, чем вышивать и играть в куклы) сбегает в лес из отчего дома, потому что… не хочет замуж. Согласитесь, очень актуальный сюжет, учитывая наши реалии. Принцы пошли нынче не те, а сыграть свадьбу исключительно ради процесса и белоснежного платья, это не вариант Мериды. Она относится к тем, перед кем выбор стоит принципиальный: все или ничего. В данном случае: ничего, потому что, сбежав из дворца и обратившись к колдунье (условно злой), принцесса, сама того не ведая, подвергает своих родных страшному заклятию, а по факту – становится заложницей ситуации. Чем все закончится – известно, ведь сказки должны заканчиваться хорошо. Но свадьбы не ждите, ведь это же очевидно: замуж за первого встречного выходить не стоит, иначе можно пропустить всё самое интересное.
- 10 фильмов, которые помогут вам принять себя такой, какая вы есть
- Дорогу женщине: чем феминизм отличается от идиотизма
- Азбука сексизма: абьюз, эйджизм и другие виды женоненавистничества
- 5 черт психологически зрелой женщины
Источник фото: кадры из кинофильмов