Николай Иванович Парфёнов (26 июля 1912 года — 7 января 1999 года) — советский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1968) Актёр Николай Парфёнов
Актёр Николай Парфёнов
Родился в селе Сергеевы Горки Владимирской губернии. Семья его была раскулачена; свой трудовой путь он начинал рабочим.
В 1935 году окончил театральную студию при театре Моссовета.
В 1935 – 1989 гг. – актер академического театра им. Моссовета. В кино начал сниматься с 1946 года; свою первую роль, Горбунова, исполнил в фильме "Сын полка". Он один из самых снимающихся актеров 60-80-х годов. Всего же на счету прекрасного артиста, признанного мастера эпизода, более 130 ролей в кино. Но среди нет ни одной главной роли. Сниматься Парфёнов прекратил, когда ему исполнилось 80 лет. Скончался 7 января 1999 года в Москве. Похоронен на 59-м участке Химкинского кладбища. Детство Николай Парфенов родился 26 июля 1912 года, в российской глубинке, в селе Сергеевы Горки Владимирской губернии, в дружной и довольно обеспеченной семье. Отец ходил по Волге в должности помощника капитана, мать растила детей. После революции отец неожиданно умер, оставив семью без кормильца. На руках у матери оказались шестеро детей, старшему из которых было всего 14 лет, да старенький дед. Помощи ждать было неоткуда, и Парфёновы дружно взялись за хозяйство сами. Кто готовил, кто колол дрова, кто складывал сено. Вроде и стало все потихоньку налаживаться, но в 30-м году в селе началось раскулачивание, и всю свою классовую ненависть земляки обрушили почему-то на Парфеновых. На собрании сельсовета было решено выслать их за пределы области. Семье пришлось разъехаться – кто к тетке во Владимир, кто в Москву, а мать выслали на северные торфоразработки. Учеба В столицу приехали Борис и Николай, устроились арматурщиками на завод «Серп и молот». Но и братья, и сестры Парфеновы стремились получить образование. Борис окончил Пединститут имени Крупской, Мария - химфак МГУ, Антонина тоже окончила МГУ, Евдокия увлеклась историей. Одна лишь Анна не стала учиться, заявив, что будет заниматься только семьей. Что же касается Николая Парфёнова – он всегда мечтал о сцене, хотел посвятить себя искусству. И с первой же попытки поступил в студию при театре Моссовета. На вступительных экзаменах Николай Парфёнов насмешил приемную комиссию во главе с самим руководителем театра суровым мужчиной в старомодном пенсне на длинной цепочке Любимовым-Ланским, был назван "неотесанным", но в студию его зачислили. И судьба паренька была решена. Театр В 1935 году Николай Парфенов окончил театральную студию при театре Моссовета. И был принят в труппу академического театра им. Моссовета. Проработав почти 60 лет, он сам ушел из этого театра. Сначала у артиста были роли незначительные, проходные, эпизоды, затем более глубокие и интересные. В начале тридцатых, Николай Парфенов сыграл всего одну главную роль – совсем еще молодым артистом он вышел на сцену Театра имени Моссовета в образе Митрофанушки в "Недоросле" в комедии Фонвизина. Эта роль и открыла Парфенову дорогу в настоящее искусство. Актер выходил на сцену в окружении таких мастеров, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Николай Мордвинов, наблюдал за ними из-за кулис и учился-учился-учился! С конца 50-х годов ситуация изменилась. Театр Моссовета переживал творческий кризис. Из-за неправильно подобранного репертуара зрители предпочитали ходить в другие театры. Этот простой Парфёнов заполнил кинематографом. Он снимался в одном фильме за другим. Самыми запоминающимися образами в галерее подобных героев, сыгранных Парфёновым в кино, стали: Постников в "Дайте жалобную книгу" (1965), главный бухгалтер в "Детях Дон Кихота" (1965), Прохоров в "Тридцать три" (1966), Сухов в "Семи стариках и девушке" (1969). К концу 80-х у Николая Парфёнова стали появляться проблемы со здоровьем. Из-за этого ему даже пришлось оставить службу в театре им. Моссовета, в котором он проработал 55 лет. Вскоре умерла его жена Лариса Алексеевна, которая после перенесенного инсульта была частично парализована и последние годы практически не выходила из дома. Экскурсии в народ Учителями Николая Парфёнова были не только корифеи сцены и экрана, но и обыкновенные прохожие, работники сферы обслуживания, продавцы – он впитывал из жизни человеческие характеры. Главным "учебным заведением" для него стал... Черемушкинский рынок, недалеко от которого он жил. Николай Иванович приходил туда постоянно, бродил по торговым рядам и наблюдал за людьми. "Какие там типажи! Какие сцены! – восклицал Парфенов. – Это мой любимый учебный класс. Какие сцены там можно наблюдать! Вот где все показывают себя такими, какие они есть на самом деле". Так что артист все брал, как говорится, из народа. Конечно, с жизнью меняются и люди, и их взаимоотношения, поэтому менялись и герои Парфёнова. Выйдя на пенсию, артист очень скучал по тем "экскурсиям" в народ... Король эпизода За долгие годы работы в кино и театре Николай Иванович не помнил случая, чтобы он скучал без дела или томительно ждал новой роли. Он стал одним из самых снимаемых актеров отечественного кино, истинным королем "эпизода". Ему важны были только современники, он был типичным бытовым актером. Но в своем ремесле он был непревзойден. Кто лучше Парфёнова мог сыграть председателя месткома в "Афоне"? Уж так ему были интересны рассказы непутевого слесаря, но ведь наказать-то его надо! А вот он суетливый начальник поезда из "Чародеев", который и сам не знает, зачем выставил из купе столичных музыкантов и оставил там одного героя. Но после секундного замешательства сам себя убеждает: "Положено!" До смешного жалок парфеновский завистник Прохоров из комедии "Тридцать три" со своим вырванным зубом, и до боли смешон Сухов из любимого телефильма "Семь стариков и одна девушка" с фразой "пристрелите меня, я больше не могу!". И все эти эпизоды актер ведет с таким серьезным видом, что нет ни капли сомнений в самоуверенности его героев, что все они становятся реальными и естественными в своих поступках. Николаем Парфёновым создана целая армия всевозможных проводников и кондукторов, гардеробщиков и бухгалтеров, директоров, инспекторов, сторожей, и просто соседей. Зрители запомнили актера в последних эпизодических ролях в притче "Отшельник", в комедиях "Официант с золотым подносом" и "Давайте без фокусов!", в криминальной драме "Маэстро с ниточкой". Кино, "Фитиль" и "Ералаш" Актер стал любимцем киножурнала "Фитиль" и его бессменного главного редактора Сергея Михалкова. Как только в сценарии появлялся персонаж парфеновского профиля, ни о каком другом актере даже не думали. "Засветился" он и в другом миниатюрном киношедевре – "Ералаше", где однажды умудрился получить роль самого графа Толстого! Николай Парфенов проработал в кино около 50 лет. Первым его фильмом был "Сын полка", где он сыграл обаятельного человека, солдата Горбунова. Последней его большой работой в кино стала кинокомедия Леонида Гайдая "На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди". Тут актер сыграл полковника милиции Петренко. Солдат и полковник! Неспроста! Стало быть, дослужился! "И хватит... Пора на покой!" – объявил всем 80–летний актер и поставил на кино точку. Личная жизнь Лучшей судьбы, чем той, которая досталась, Николай Парфёнов для себя не желал бы. Театр его вывел в жизнь. Кино – тоже. На эстраде он сыграл тысячи две концертов. В филармонии был своим человеком. Объездил всю страну и даже за рубежом был. Он не пил, не курил и старался особо не нервничать. Главными увлечениями Николая Парфёнова всю жизнь были стихи и спорт. В молодости много занимался, хорошо играл в теннис. Увлекался рыбной ловлей и охотой. Как–то раз в Щелокове подстрелил огромного глухаря. Приготовил из него шикарное блюдо, и всех угощал. Николай Иванович был женат дважды. Юный, обаятельный, похожий на Есенина, студент Коля Парфенов женился на актрисе театра Ольге Васильевой. От этого брака у них родилась дочь Ирина. Но брак был недолгим и, как он сам говорил, не очень счастливым. После чего Николай Иванович стал вообще сторониться женщин и ни с кем не хотел встречаться. Но друзья познакомили его однажды с работницей Моссовета, утонченной и изысканной Ларисой Алексеевной, с которой они и прожили вместе 47 лет. Общих детей у них не было, и Николай Иванович дарил тепло своей души "на две стороны" – Ирине и сыну Ларисы Алексеевны. "Вот выйду на пенсию, и поездим с тобой по всему миру", – мечтательно говорил он своей жене. Все-таки за столько лет деньжат-то заработал – бывало, что с участием Николая Парфёнова по пять картин в год выходило! Но... То ли кризис 92-го года сыграл злую шутку, то ли излишняя доверчивость всему и всем – остался Николай Иванович "на бобах". Без денег и "недвижимости". В полупустой квартире, которая ему уже и не принадлежала, скончалась его жена, Лариса Алексеевна, переписавшая жилье на свою внучку. У него не было телевизора, приемные дети вытащили из его квартиры всё, кроме старого дивана... Николай Иванович тяжело переживал смерть жены, его страшило одиночество. Он хотел провести остаток жизни в пансионате для престарелых при Доме актера имени Яблочкиной. Но оказалось, что жена не поставив его в известность прописала в квартиру свою внучку, а для перехода в пансионат необходимо было сдать квартиру государству. Это обстоятельство совсем добило актера. Последние годы он был на попечении своей сестры Антонины Ивановны. Николая Ивановича не стало на православное Рождество. Врачи констатировали у него разрыв сосудов головного мозга. На 87–ом году он ушел тихо и незаметно. Никогда не был истово верующим, в церковь не ходил. А тут попросил сестру перекрестить его... И умер. Когда старушки в морге украшали гроб цветами, по телевизору шла комедия с его участием – "По семейным обстоятельствам". Кто-то сказал об этом, и все заплакали. В театре Моссовета об этой смерти так никто и не узнал. После того, как тело было кремировано, Антонина Ивановна еще несколько месяцев хранила урну с прахом брата у себя, надеясь, что кто-то из артистов захочет попрощаться со своим коллегой. Так и не дождалась. А потому похоронила брата в семейной могиле на Химкинском кладбище. Где и сама упокоилась 7 лет спустя.
Николай Иванович Парфёнов (26 июля 1912 года — 7 января 1999 года) — советский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1968) Актёр Николай Парфёнов Актёр Николай Парфёнов Родился в селе Сергеевы Горки Владимирской губернии. Семья его была раскулачена; свой трудовой путь он начинал рабочим. В 1935 году окончил театральную студию при театре Моссовета. В 1935 – 1989 гг. – актер академического театра им. Моссовета. В кино начал сниматься с 1946 года; свою первую роль, Горбунова, исполнил в фильме "Сын полка". Он один из самых снимающихся актеров 60-80-х годов. Всего же на счету прекрасного артиста, признанного мастера эпизода, более 130 ролей в кино. Но среди нет ни одной главной роли. Сниматься Парфёнов прекратил, когда ему исполнилось 80 лет. Скончался 7 января 1999 года в Москве. Похоронен на 59-м участке Химкинского кладбища. Детство Николай Парфенов родился 26 июля 1912 года, в российской глубинке, в селе Сергеевы Горки Владимирской губернии, в дружной и довольно обеспеченной семье. Отец ходил по Волге в должности помощника капитана, мать растила детей. После революции отец неожиданно умер, оставив семью без кормильца. На руках у матери оказались шестеро детей, старшему из которых было всего 14 лет, да старенький дед. Помощи ждать было неоткуда, и Парфёновы дружно взялись за хозяйство сами. Кто готовил, кто колол дрова, кто складывал сено. Вроде и стало все потихоньку налаживаться, но в 30-м году в селе началось раскулачивание, и всю свою классовую ненависть земляки обрушили почему-то на Парфеновых. На собрании сельсовета было решено выслать их за пределы области. Семье пришлось разъехаться – кто к тетке во Владимир, кто в Москву, а мать выслали на северные торфоразработки. Учеба В столицу приехали Борис и Николай, устроились арматурщиками на завод «Серп и молот». Но и братья, и сестры Парфеновы стремились получить образование. Борис окончил Пединститут имени Крупской, Мария - химфак МГУ, Антонина тоже окончила МГУ, Евдокия увлеклась историей. Одна лишь Анна не стала учиться, заявив, что будет заниматься только семьей. Что же касается Николая Парфёнова – он всегда мечтал о сцене, хотел посвятить себя искусству. И с первой же попытки поступил в студию при театре Моссовета. На вступительных экзаменах Николай Парфёнов насмешил приемную комиссию во главе с самим руководителем театра суровым мужчиной в старомодном пенсне на длинной цепочке Любимовым-Ланским, был назван "неотесанным", но в студию его зачислили. И судьба паренька была решена. Театр В 1935 году Николай Парфенов окончил театральную студию при театре Моссовета. И был принят в труппу академического театра им. Моссовета. Проработав почти 60 лет, он сам ушел из этого театра. Сначала у артиста были роли незначительные, проходные, эпизоды, затем более глубокие и интересные. В начале тридцатых, Николай Парфенов сыграл всего одну главную роль – совсем еще молодым артистом он вышел на сцену Театра имени Моссовета в образе Митрофанушки в "Недоросле" в комедии Фонвизина. Эта роль и открыла Парфенову дорогу в настоящее искусство. Актер выходил на сцену в окружении таких мастеров, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Николай Мордвинов, наблюдал за ними из-за кулис и учился-учился-учился! С конца 50-х годов ситуация изменилась. Театр Моссовета переживал творческий кризис. Из-за неправильно подобранного репертуара зрители предпочитали ходить в другие театры. Этот простой Парфёнов заполнил кинематографом. Он снимался в одном фильме за другим. Самыми запоминающимися образами в галерее подобных героев, сыгранных Парфёновым в кино, стали: Постников в "Дайте жалобную книгу" (1965), главный бухгалтер в "Детях Дон Кихота" (1965), Прохоров в "Тридцать три" (1966), Сухов в "Семи стариках и девушке" (1969). К концу 80-х у Николая Парфёнова стали появляться проблемы со здоровьем. Из-за этого ему даже пришлось оставить службу в театре им. Моссовета, в котором он проработал 55 лет. Вскоре умерла его жена Лариса Алексеевна, которая после перенесенного инсульта была частично парализована и последние годы практически не выходила из дома. Экскурсии в народ Учителями Николая Парфёнова были не только корифеи сцены и экрана, но и обыкновенные прохожие, работники сферы обслуживания, продавцы – он впитывал из жизни человеческие характеры. Главным "учебным заведением" для него стал. Черемушкинский рынок, недалеко от которого он жил. Николай Иванович приходил туда постоянно, бродил по торговым рядам и наблюдал за людьми. "Какие там типажи! Какие сцены! – восклицал Парфенов. – Это мой любимый учебный класс. Какие сцены там можно наблюдать! Вот где все показывают себя такими, какие они есть на самом деле". Так что артист все брал, как говорится, из народа. Конечно, с жизнью меняются и люди, и их взаимоотношения, поэтому менялись и герои Парфёнова. Выйдя на пенсию, артист очень скучал по тем "экскурсиям" в народ. Король эпизода За долгие годы работы в кино и театре Николай Иванович не помнил случая, чтобы он скучал без дела или томительно ждал новой роли. Он стал одним из самых снимаемых актеров отечественного кино, истинным королем "эпизода". Ему важны были только современники, он был типичным бытовым актером. Но в своем ремесле он был непревзойден. Кто лучше Парфёнова мог сыграть председателя месткома в "Афоне"? Уж так ему были интересны рассказы непутевого слесаря, но ведь наказать-то его надо! А вот он суетливый начальник поезда из "Чародеев", который и сам не знает, зачем выставил из купе столичных музыкантов и оставил там одного героя. Но после секундного замешательства сам себя убеждает: "Положено!" До смешного жалок парфеновский завистник Прохоров из комедии "Тридцать три" со своим вырванным зубом, и до боли смешон Сухов из любимого телефильма "Семь стариков и одна девушка" с фразой "пристрелите меня, я больше не могу!". И все эти эпизоды актер ведет с таким серьезным видом, что нет ни капли сомнений в самоуверенности его героев, что все они становятся реальными и естественными в своих поступках. Николаем Парфёновым создана целая армия всевозможных проводников и кондукторов, гардеробщиков и бухгалтеров, директоров, инспекторов, сторожей, и просто соседей. Зрители запомнили актера в последних эпизодических ролях в притче "Отшельник", в комедиях "Официант с золотым подносом" и "Давайте без фокусов!", в криминальной драме "Маэстро с ниточкой". Кино, "Фитиль" и "Ералаш" Актер стал любимцем киножурнала "Фитиль" и его бессменного главного редактора Сергея Михалкова. Как только в сценарии появлялся персонаж парфеновского профиля, ни о каком другом актере даже не думали. "Засветился" он и в другом миниатюрном киношедевре – "Ералаше", где однажды умудрился получить роль самого графа Толстого! Николай Парфенов проработал в кино около 50 лет. Первым его фильмом был "Сын полка", где он сыграл обаятельного человека, солдата Горбунова. Последней его большой работой в кино стала кинокомедия Леонида Гайдая "На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди". Тут актер сыграл полковника милиции Петренко. Солдат и полковник! Неспроста! Стало быть, дослужился! "И хватит. Пора на покой!" – объявил всем 80–летний актер и поставил на кино точку. Личная жизнь Лучшей судьбы, чем той, которая досталась, Николай Парфёнов для себя не желал бы. Театр его вывел в жизнь. Кино – тоже. На эстраде он сыграл тысячи две концертов. В филармонии был своим человеком. Объездил всю страну и даже за рубежом был. Он не пил, не курил и старался особо не нервничать. Главными увлечениями Николая Парфёнова всю жизнь были стихи и спорт. В молодости много занимался, хорошо играл в теннис. Увлекался рыбной ловлей и охотой. Как–то раз в Щелокове подстрелил огромного глухаря. Приготовил из него шикарное блюдо, и всех угощал. Николай Иванович был женат дважды. Юный, обаятельный, похожий на Есенина, студент Коля Парфенов женился на актрисе театра Ольге Васильевой. От этого брака у них родилась дочь Ирина. Но брак был недолгим и, как он сам говорил, не очень счастливым. После чего Николай Иванович стал вообще сторониться женщин и ни с кем не хотел встречаться. Но друзья познакомили его однажды с работницей Моссовета, утонченной и изысканной Ларисой Алексеевной, с которой они и прожили вместе 47 лет. Общих детей у них не было, и Николай Иванович дарил тепло своей души "на две стороны" – Ирине и сыну Ларисы Алексеевны. "Вот выйду на пенсию, и поездим с тобой по всему миру", – мечтательно говорил он своей жене. Все-таки за столько лет деньжат-то заработал – бывало, что с участием Николая Парфёнова по пять картин в год выходило! Но. То ли кризис 92-го года сыграл злую шутку, то ли излишняя доверчивость всему и всем – остался Николай Иванович "на бобах". Без денег и "недвижимости". В полупустой квартире, которая ему уже и не принадлежала, скончалась его жена, Лариса Алексеевна, переписавшая жилье на свою внучку. У него не было телевизора, приемные дети вытащили из его квартиры всё, кроме старого дивана. Николай Иванович тяжело переживал смерть жены, его страшило одиночество. Он хотел провести остаток жизни в пансионате для престарелых при Доме актера имени Яблочкиной. Но оказалось, что жена не поставив его в известность прописала в квартиру свою внучку, а для перехода в пансионат необходимо было сдать квартиру государству. Это обстоятельство совсем добило актера. Последние годы он был на попечении своей сестры Антонины Ивановны. Николая Ивановича не стало на православное Рождество. Врачи констатировали у него разрыв сосудов головного мозга. На 87–ом году он ушел тихо и незаметно. Никогда не был истово верующим, в церковь не ходил. А тут попросил сестру перекрестить его. И умер. Когда старушки в морге украшали гроб цветами, по телевизору шла комедия с его участием – "По семейным обстоятельствам". Кто-то сказал об этом, и все заплакали. В театре Моссовета об этой смерти так никто и не узнал. После того, как тело было кремировано, Антонина Ивановна еще несколько месяцев хранила урну с прахом брата у себя, надеясь, что кто-то из артистов захочет попрощаться со своим